Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ государственного долга России и проблем управления государственным долгом.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи.
1. Раскрыть теоретические основы государственного долга, понятие, формы, органы управления;
2. Проанализировать объем государственного долга за 2010-2012 годы;
3. Охарактеризовать политику управления государственным долгом Российской Федерации на 2013-2015 годы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного долга 5
1.1 Понятие и виды государственного долга 5
1.2 Формы государственного долга 8
1.3 Органы управления государственным долгом Российской Федерации 14
Глава 2. Управление государственным долгом РФ, проблемы и перспективы 19
2.1 Анализ внутреннего и внешнего государственного долга России за 2010-2012 гг. 19
2.2 Проблемы управления государственным долгом 21
2.3 Управление государственным долгом в 2013-2015 гг. 24
Заключение 33
Список использованной литературы и источников 36
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)


ФГАОУ ВПО “Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова”

Финансово-экономический  институт

 

 

 

 

 

 

Курсовая Работа 
По дисциплине: Макроэкономика

На тему: Государственный  долг. Проблемы управления государственным  долгом в России

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: 
Студент первого курса 
ФЭИ, ФК-12, 
Горохов Егор Иванович 
Проверил(а): 
________________________

Якутск 2013

 

Содержание

 

 

Приложение

 

 

 

Введение

 

Основная цель управления государственным долгом - обеспечить удовлетворение потребностей правительства  в финансировании и выполнение его  обязательств по платежам при наименьших затратах в средне- и долгосрочной перспективе при разумной степени риска - такая формулировка содержится в «Наставлениях по управлению государственным долгом», подготовленных группой сотрудников Международного Банка Реконструкции и Развития и Международного Валютного Фонда. Данная формулировка полностью подтверждает актуальность работы.

В настоящее время, возвращаемое в практику бюджетного планирования России правило распределения нефтегазовых доходов призвано ограничить подверженность государственного бюджета конъюнктурным колебаниям нефтяных цен. Новые элементы более консервативной финансовой политики – законодательное ограничение предельной величины государственных расходов, «автоматическое» аккумулирование части нефтегазовых доходов в суверенных фондах – позволят в среднесрочной перспективе повысить устойчивость бюджетной системы, иметь умеренный дефицит федерального бюджета. Основным источником финансирования бюджетного дефицита традиционно выступают государственные заимствования на рынках капитала. Объемы возможного предложения государственных ценных бумаг, прежде всего, на внутреннем облигационном рынке, могут составить до 1,2 триллионов рублей ежегодно.

Привлечение заемного капитала с рынка на приемлемых условиях в  планируемых объемах по-прежнему является непростой задачей. В этой связи продолжение курса на приоритетное развитие национального долгового рынка рассматривается в качестве важнейшей цели государственной долговой политики на среднесрочный период. Необходимо завершить начатые преобразования, направленные на либерализацию рынка и модернизацию его инфраструктуры.

Государственная долговая политика России направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков.

Целью курсовой работы является анализ государственного долга России и проблем управления государственным долгом.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи.

1. Раскрыть теоретические основы государственного долга, понятие, формы, органы управления;

2. Проанализировать объем государственного долга за 2010-2012 годы;

3. Охарактеризовать политику управления государственным долгом Российской Федерации на 2013-2015 годы.

Объектом исследования является государственный долг, предметом управление государственным долгом России. Информационной базой, используемой в курсовой работе, являются законодательные акты РФ, научные труды отечественных авторов, периодические издания.

Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе рассматривается теоретические основы государственного долга, его понятие, виды и формы, также органы управления государственным долгом. Во второй главе проанализированы объемы внутреннего и внешнего государственного долга. Также рассмотрены проблемы управления государственным долгом, и охарактеризована политика управления государственным долгом на 2013-2015 годы. В заключении  сформулированы  выводы по итогам проведенной работы по управлению государственным долгом.

Глава 1. Теоретические основы государственного долга

1.1 Понятие и виды государственного долга

 

Долговые отношения  с участием государства и муниципальных  образований являются неотъемлемой частью финансовых систем большинства  государств мира. В рамках мировой  финансовой системы результатом многочисленных заимствований органами власти различных уровней на внутреннем и внешнем финансовых рынках стал рост государственного и муниципального долга как в относительном, так и в абсолютном выражении.

Государственный долг можно  рассматривать в нескольких аспектах. С экономической точки зрения государственный долг представляет собой совокупность общественных отношений, в которых государство выступает в качестве заемщика или гаранта возврата займов, выданных третьим лицам.

С материальной точки зрения долг государства является денежной задолженностью государства перед физическими и юридическими лицами.

И наконец, с правовой позиции государственный долг представляет собой денежное обязательство государства по возврату полученных взаймы денежных средств и обязательство отвечать перед кредиторами за исполнение обязательств третьими лицами. [13, 42]

В действующем бюджетном  законодательстве Российской Федерации государственный долг Российской Федерации определяется как:

1) долговые обязательства  Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации;

2) долговые обязательства  по государственным гарантиям,  предоставленным Российской Федерацией;

3) долговые обязательства,  возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц. [17, 63]

В научной литературе также выделяют понятие «общегосударственный долг», которое представляет собой  совокупность долговых обязательств всех органов власти различных уровней (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).

При рассмотрении общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере государственного долга, можно выделить ряд основных признаков.

Во-первых, обязательным субъектом в области государственного долга выступает государство  в качестве заемщика или гаранта.

Во-вторых, отношения  в области государственного долга  возникают, изменяются и прекращаются по поводу денежных средств, т.е. являются финансовыми отношениями.

В-третьих, отношения  в сфере государственного кредита  строятся на основе срочности, возвратности, платности и добровольности. Подчеркнем, что принцип добровольности в  сфере государственного долга необходимо рассматривать с определенными ограничениями, касающимися отношений уполномоченных государственных органов между собой при привлечении денежных средств, их использовании, обслуживании и погашении. [7, 35]

Вместе с тем взаимоотношения  уполномоченных государственных органов с физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и их юридическими лицами - заемщиками всегда построены на основе равноправия, добровольности, имущественной самостоятельности и автономии воль сторон.

В-четвертых, отношения в сфере государственного долга направлены на аккумуляцию свободных денежных средств.

В-пятых, назначением  государственного долга является финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня. В случае предоставления государственных  гарантий можно говорить об обеспечении развития общественно значимых программ.

На основании изложенного  под государственным долгом следует понимать урегулированную правовыми нормами систему общественных отношений, в которых их обязательный субъект - государство в лице уполномоченных органов выступает в качестве заемщика, гаранта по отношению к иностранным государствам, международным организациям, юридическим и физическим лицам или признает за собой долговые обязательства третьих лиц в целях финансирования дефицита бюджета и обеспечения развития социально-экономических программ. [17, 75]

Немаловажным вопросом в сфере правового регулирования  государственного долга является отраслевая принадлежность правовых норм, регулирующих данные отношения. В правовом массиве  присутствуют международно-правовые, конституционно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и финансово-правовые нормы, что является причиной непрекращающейся дискуссии об отраслевой принадлежности института государственного долга. Для отношений в сфере государственного долга характерно то, что они возникают, изменяются и прекращаются в процессе образования, использования и распределения централизованных денежных фондов государства.

Все указанные отношения  охватываются такой финансово-правовой категорией, как «финансовая деятельность государства». Под ней, в свою очередь, понимается процесс образования, распределения и использования государством средств через свои денежные фонды, осуществляемый в определенных формах (правовой и неправовой, в форме создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств) различными средствами, способами в целях покрытия публичных затрат.

Другой финансово-правовой особенностью, позволяющей рассматривать  государственный долг как финансово-правовой институт, является то, что большинство отношений в сфере государственного кредита имеют властный характер и при их регулировании используется метод властных предписаний. [15, 18]

Не менее важно учитывать  целевую направленность деятельности государства в сфере государственного долга. Целью государственных займов как одной из основных форм госдолга является финансирование дефицита федерального бюджета. Иными словами, денежные ресурсы, получаемые от государственных заимствований, по определению являются финансовым обеспечением выполнения публичных задач и функций государства.

И наконец, отношения  в сфере государственного долга, как и финансовая деятельность государства, реализуются в рамках субъектно-объектных  отношений, отличительной особенностью которых, как уже отмечалось, является обязательное участие государства, непосредственно или через свои компетентные органы власти, в данных отношениях.

Таким образом, можно  утверждать, что в целом общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере государственного долга, являются предметом регулирования финансового права, в частности, относятся к самостоятельному финансово-правовому институту государственного долга.

1.2 Формы государственного долга

 

Принятые государством долговые обязательства находят свое отражение в оформленных кредитных соглашениях, обращающихся государственных ценных бумагах и иных долговых обязательствах. Перечень форм государственного долга приведен в Бюджетном Кодексе РФ. Рассмотрим их более подробно.

Прежде всего следует выделить кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Данные соглашения представляют собой дву- и многосторонние сделки, сутью которых является предоставление Российской Федерации как заемщику денежных средств в виде кредитов на условиях добровольности, платности, срочности и возвратности.

Наиболее распространенной формой государственного долга выступают  государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации.

Федеральный закон от 29 июля 1998г. №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» определяет правовые основы участия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в осуществлении эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнения обязательств. В данном Законе также устанавливается процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения, а также порядок раскрытия информации эмитентами ценных бумаг.

Под государственными (муниципальными) ценными бумагами понимаются эмиссионные  ценные бумаги (облигации), выпущенные от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, которые удостоверяют право их держателя на получение от эмитента денежных средств (могут быть выражены в национальной или иностранной валюте) или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав. [17, 48]

Среди обращающихся на рынке  государственных ценных бумаг можно  выделить:

- государственные краткосрочные  бескупонные облигации (ГКО) - выпускаются  с 1993 г.;

- облигации федерального  займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД);

Информация о работе Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом в России