Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ государственного долга России и проблем управления государственным долгом.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи.
1. Раскрыть теоретические основы государственного долга, понятие, формы, органы управления;
2. Проанализировать объем государственного долга за 2010-2012 годы;
3. Охарактеризовать политику управления государственным долгом Российской Федерации на 2013-2015 годы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного долга 5
1.1 Понятие и виды государственного долга 5
1.2 Формы государственного долга 8
1.3 Органы управления государственным долгом Российской Федерации 14
Глава 2. Управление государственным долгом РФ, проблемы и перспективы 19
2.1 Анализ внутреннего и внешнего государственного долга России за 2010-2012 гг. 19
2.2 Проблемы управления государственным долгом 21
2.3 Управление государственным долгом в 2013-2015 гг. 24
Заключение 33
Список использованной литературы и источников 36
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Глава 2. Управление государственным долгом РФ, проблемы  и перспективы

2.1 Анализ внутреннего и внешнего государственного долга России за 2010-2012 гг.

 

Государственный долг России делится на внешний и внутренний. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ внешним долгом признаются обязательства, возникающие в иностранной валюте, а внутренним долгом являются обязательства, возникшие в валюте Российской Федерации.

В таблице 2.1 приведен объем внешнего государственного долга Российской Федерации по состоянию на 01.01.2011 по 01.01.2013 годов. Данные о состоянии государственного долга взяты с сайта Министерства финансов Российской Федерации. Более развернутый вид таблицы приведен в приложении 1.

Таблица 2.1 Внешний государственный  долг России за 2010-2012гг.

Категория долга

Внешний долг РФ, млн. долларов США

Изменения, млн.долларов США

на 01.01.2011

на 01.01.2012

на 01.01.2013

01.01.2012 к 01.01.2011

01.01.2013 к 01.01.2012

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией )

39 956,9

35 801,4

50 769,2

-4 155,5

14 967,8

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации

779,2

549,0

327,1

-230,2

-221,9

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 721,0

1 447,8

1 096,1

-273,2

-351,7

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

1 113,4

1 000,6

991,1

-112,8

-9,5

Коммерческая задолженность бывшего  СССР

55,8

55,8

22,9

-

-32,9

Задолженность перед международными финансовыми организациями

3 142,8

2 531,5

2 026,2

-611,3

-505,3

Задолженность по внешним облигационным  займам

30 456,5

29 183,4

31 910,4

-1 273,1

2 727,0

Задолженность по ОВГВЗ

1 774,9

24,4

5,6

-1 750,5

-18,8

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

913,3

1 008,9

11 389,8

95,6

10 380,9


 

Как видно из таблицы, всего внешний государственный  долг РФ за 2011 снизился на 4 155,5 млн.долларов США и составил по состоянию на 01.01.2012г. 35 801,4 млн.долларов США. А в течение 2012г. увеличился на 14 967,8 млн.долларов США и составил на 01.01.2013г. 50 769,2 млн.долларов США.

Основные сокращения государственного долга в течение 2011г. произошли внешним облигационным займам на 1 273,1 млн.долларов США, и задолженности по ОВГВЗ на 1 750,5 млн.долларов США.

А в 2012г. основной рост долга произошел  по внешним облигационным займам на 2 727,0 млн.долларов США, также произошел существенный рост государственных гарантий на сумму 10 380,9 млн.долларов США.

Таким образом, можно  сказать, что в течение 2012г. Правительство РФ активно привлекало внешние займы по облигациям, также предоставляло государственные гарантии в иностранной валюте.

Объем внутреннего долга РФ приведен в таблице 2.2.

Таблица 2.2 Внутренний долг РФ на 01.01.2011 по 01.01.2013гг.

Наименование

Внутренний долг РФ, млрд.руб.

Изменения, млрд.руб.

на 01.01.2011

на 01.01.2012

на 01.01.2012

01.01.2012 к 01.01.2011

01.01.2013 к 01.01.2012

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации - всего

2 940,4

4 190,6

4 725,4

1 250,2

534,8

в том числе:

         

государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации

472,3

637,3

661,1

165,1

23,8


 

Как видно из таблицы 2.2, внутренний государственный долг РФ имеет положительную динамику за анализируемый период. Так в по состоянию на 01.01.2012г. рост составил 1 250,2 млрд.рублей, по государственным гарантиям в валюте РФ на 165,1 млрд.рублей. В 2012г. рост также сохранился, при этом темпы роста снизились, так весь объем внутреннего государственного долга увеличился на 534,8 млрд.рублей, в том числе по государственным гарантиям на 23,8 млрд.рублей.

Таким образом, государственный  долг РФ, как внешний, так и внутренний в последние периоды увеличивается, так в совокупности за 2012г. объем внешнего долга увеличился на 14 967,8 млн.долларов США, объем внутреннего долга увеличился на 534,8 млрд.рублей. при выявленных тенденциях роста государственного долга Правительству РФ необходимо уделить пристальное внимание по эффективному управлению государственным долгом.

2.2 Проблемы управления государственным долгом

 

Управление государственным  долгом - это процесс разработки и выполнения стратегии управления задолженностью органов государственного управления, которая позволяет привлекать необходимую сумму финансирования, выполнять целевые установки Правительства Российской Федерации в отношении степени риска и затрат, а также решать любые другие задачи, поставленные Правительством Российской Федерации в области управления государственным долгом.

Исходя из более широкого, макроэкономического контекста проведения государственной политики, Правительство Российской Федерации должно стремиться к обеспечению экономической приемлемости или устойчивости и обоснованности уровня и темпов роста (снижения) государственного долга и возможности его рефинансирования и обслуживания при самых разных обстоятельствах не отступая от целевых установок в отношении стоимости и степени риска, а также удержания задолженности государственного сектора на экономически приемлемом уровне и принятия внушающей доверия стратегии мер по сокращению чрезмерной задолженности. Примерами показателей, свидетельствующих о приемлемости уровня долга, служат коэффициенты обслуживания долга и отношения государственного долга к ВВП.

Российская экономика  испытывает острую необходимость в  инвестициях. Это обусловлено в  первую очередь тем, что в настоящее  время, по самым оптимистическим  оценкам, износ основных производственных фондов по стране приближается к 70 процентам.

Государственные заимствования могли бы частично решить эту проблему, однако это требует значительного увеличения объема долговых обязательств, что до настоящего времени, учитывая состояние государственного долга и невысокие темпы роста ВВП, представлялось достаточно рискованным.

Бюджетная и долговая политика Российской Федерации строятся исходя из приоритетов, определенных Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации  и решениями Правительства Российской Федерации по основным параметрам проектов федерального бюджета на очередной финансовый год, основных направлений политики Российской Федерации в сфере государственного долга и решениями Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам оптимизации бюджетных расходов.

При этом в основу бюджетных  проектировок, в части макроэкономических показателей положены Сценарные  условия социально-экономического развития Российской Федерации, которые  разработаны на основе анализа социально-экономического развития России за предшествующий период, Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, проекта Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и обобщения прогнозов социально-экономического развития на среднесрочную перспективу федеральных органов исполнительной власти, а также оценок и прогнозов российских и зарубежных центров экономического анализа и прогнозирования.

Федеральный бюджет в  части государственных заимствований строится исходя из принципа сокращения долговой нагрузки на экономику Российской Федерации в долгосрочной перспективе посредством минимизации внешних заимствований, безусловного исполнения обязательств по государственным внешним долговым обязательствам в соответствии с графиками платежей при том условии, что отрицательный сальдовый результат, отражаемый по источникам внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, будет сбалансирован за счет увеличения внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета.

В условиях проведения денежно-кредитной  политики, направленной на сдерживание  инфляции, а также стабильности валютного  рынка повышается привлекательность  инвестиций в рублевые активы. В  этой ситуации большой объем свободных  средств на рынке может способствовать росту спроса на государственные долговые обязательства. Снижение доходности государственных ценных бумаг позволяет достичь существенной экономии процентных расходов и направить сэкономленные средства на финансирование непроцентных расходов бюджета.

В настоящее время  Правительством Российской Федерации  проводится политика, направленная на сокращение общего объема государственного долга. Вместе с тем общее сокращение долговых обязательств происходит при  сокращении внешних долговых обязательств и увеличении внутренних долговых обязательств. Это имеет под собой определенные основания, поскольку внутренний долг для государства менее рискованный и не зависит от курсовых колебаний.

Постепенное увеличение внутренней составляющей в объеме государственных долговых обязательств Российской Федерации и постепенное уменьшение государственного долга, в условиях роста ВВП и доходов федерального бюджета способствует снижению удельного веса процентных расходов в общем объеме расходов федерального бюджета.

Таким образом, при сохранении на безопасном уровне показателей долговой устойчивости в настоящее время  создаются предпосылки, для использования  средств, получаемых как от «экономии» средств по обслуживанию и погашению государственного долга, так и средств получаемых от размещения государственных займов в инвестиционных целях.

2.3 Управление государственным долгом в 2013-2015 гг.

 

Расходные обязательства  Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определены на основании международных договоров и соглашений, оригинальных графиков платежей иностранным кредиторам в соответствии с двусторонними соглашениями, условий выпуска государственных ценных бумаг, а также прогнозного уровня процентных ставок на 2012 - 2014 годы (таблица 2.3).

Таблица 2.3 - Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации, млрд. рублей

Показатель

2012 год   
  (закон    
с учетом   
изменений)

2013 год

2014 год

2015 год

проект

в %% к   
преды-   
дущему   
году

проект

в %% к   
преды-   
дущему   
году

проект

в %% к   
преды-   
дущему   
году

Обслуживание        
государственного и  
муниципального      
долга, всего      

   383,3  

444,8

116,0 

540,8

121,6 

628,0

116,1 

в том числе:      

             

Обслуживание        
государственного    
внутреннего долга   
Российской          
Федерации         

   308,6  

360,1

116,7 

443,7

123,2 

525,5

118,4 

Обслуживание        
государственного    
внешнего долга      
Российской          
Федерации        

   74,7   

84,8

113,5 

97,1 

114,5 

102,5

105,6 


 

В связи с увеличением  объема размещения государственных  ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых  указана в валюте Российской Федерации, расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации увеличатся в 2013 году на 16,7% по сравнению с 2012 годом и составят 360,1 млрд. руб., в 2014 году - на 23,2% по сравнению с 2013 годом и составят 443,7 млрд. руб., в 2015 году - на 18,4% по сравнению с 2014 годом и составят 525,5 млрд. рублей.

Объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации в 2013 году составит 84,8 млрд. рублей (2,9 млрд. долл. США), в 2014 году - 97,1 млрд. рублей (3,2 млрд. долл. США), в 2015 году - 102,5 млрд. рублей (3,3 млрд. долл. США).

Более 90% указанных расходов составят процентные платежи по государственным  ценным бумагам, номинальная стоимость  которых выражена в иностранной  валюте, что в абсолютном выражении  равно 81,6 млрд. рублей (2,7 млрд. долларов США) в 2013 г., 93,3 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США) - в 2014 г. и 99,2 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США) - в 2015 году.

Информация о работе Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом в России