Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы. Поэтому законодательством предусматриваются различные механизмы, направленные на ограничение объема заимствований, накопленных долговых обязательств и расходов по их обслуживанию.
Цель работы: раскрыть понятие государственный долг, историю, и методы государственного воздействия на государственный долг.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Государственный долг: прошлое и настоящее
1.1. История государственного долга
1.2. Причины возникновения государственного долга
Глава 2 Методы управления государственным долгом
2.1. Виды и формы государственного долга
2.2. Последствия и методы управления государственным (внутренним) долгом
2.3. Влияние государственного долга на развитие экономики России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

государственный долг.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1 Государственный  долг: прошлое и настоящее

1.1. История  государственного долга

1.2. Причины  возникновения государственного  долга

Глава 2 Методы управления государственным  долгом

2.1. Виды и формы   государственного долга

2.2. Последствия и методы управления государственным (внутренним) долгом

2.3. Влияние государственного долга на развитие экономики России

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общее понятие государственного долга Российской Федерации, его  состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг. Под государственным долгом РФ понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Под государственным долгом РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий  обеспечивается всем находящимся в  собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну.

Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг. Внутренний и внешний долги имеют существенные социальные отличия: внешний долг ассоциируется с долгом человека, задолжавшего другим людям (долг страны другим странам). Внутренний долг _ это долг самим себе. Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте. Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте.

Актуальность данной темы заключается в том, что чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы. Поэтому законодательством предусматриваются различные механизмы, направленные на ограничение объема заимствований, накопленных долговых обязательств и расходов по их обслуживанию.

Цель работы: раскрыть  понятие государственный долг, историю, и методы государственного  воздействия на государственный долг.

Глава 1 Государственный  долг: прошлое и настоящее

1.1. История государственного долга

Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб. На рисунке 1 отражена динамика государственного долга Российской империи в начале XX в.: сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась1.

 На протяжении всего  XIX в. и в начале XX в. расходы  государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство  активно финансировало строительство  железных дорог, а также выкупало в казну частные линии. Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

Выпуск новых займов был в  непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.

По большей части государственных  долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма  всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей - около двух третьих всего рынка.

Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на три  категории:

- краткосрочные;

- долгосрочные;

- бессрочные;

Срок обращения краткосрочных  обязательств ограничивался законом и колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превышать 500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министра были расширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.

Основу государственного долга  составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли  заключаться на достаточно длительные сроки - 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.

Также существовало формальное определение  внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.

В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114:

"При обсуждении  государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам." Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка - платить вовремя и полностью2.

Российское правительство  в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать репутацию  надежного заемщика, который действует  на рынке аккуратно, не злоупотребляя  своим государственным статусом.

Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда с целью реализации какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.

Отказавшись платить  долги своим и иностранным  гражданам, правительство Советской  России заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто бумажками

После распада СССР в конце 1991г. России пришлось взять на себя долговые обязательства перед иностранными кредиторами. В итоге внешний долг увеличился с 29 млрд. долл. в 1985 г. до 98 млрд. долл. в 1992 г.

За четыре дня до подписания в декабре 1991 г. в Минске так называемого беловежского соглашения, в соответствии с которым СССР официально прекратил свое существование, восемь из пятнадцати союзных республик подписали "Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР".

Согласно этому договору первоначально доля России, как в зарубежных активах, так и во внешнем долге Советского Союза составляла лишь 61,34%. Однако спустя два года Россия, подписав соответствующие двусторонние соглашения, взяла на себя активы и обязательства всех остальных республик бывшего СССР. Если стоимость унаследованных активов, включающих имущество за рубежом и долговые обязательства третьих стран, оценить не предоставляется возможным, то общий объем унаследованных долговых обязательств четко определен, он равен 98 млрд. долл. К настоящему времени более 36% этой суммы составляют долги Лондонскому клубу

Кредиторы государства  объединены в Парижский клуб, в  котором все вопросы решаются исходя из политической точки зрения, в отличие от чисто коммерческого  подхода участников Лондонского клуба, куда входят в основном зарубежные банки-кредиторы. В соответствии с подписанным договором на обслуживание долга был уполномочен Внешэкономбанк СССР, который позднее трансформировался во Внешэкономбанк России.

Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 года. Первоначально прогрессу переговоров препятствовала позиция банков-кредиторов, настаивавших на отказе России от государственного иммунитета (это означало, что взыскания кредиторов могли быть обращены на активы СССР или России за рубежом). Осенью 1994 года на сессии МВФ в Мадриде стороны нашли компромисс, договорившись, что должником перед Лондонским клубом будет выступать Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку отсрочки платежей (так называемые ролловеры).

Всего в рамках Лондонского  клуба был предоставлен 21 ролловер. В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне правительство РФ и члены Банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР клубу на общую сумму 32,3 миллиарда долларов, включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом.

После этого Внешэкономбанк подготовил и разослал 400 с лишним банкам-кредиторам финансовые условия урегулирования задолженности перед Лондонским клубом, а это около 27 тысяч отдельных долговых требований в 15 валютах (сложность и масштабность сделки не имеют равных в двадцатилетней истории клуба). По состоянию на 3 октября 1997 года объем выверенной и подтвержденной в официальных протоколах задолженности составил 21,9 миллиарда долларов, или более 91% требований, заявленных кредиторами.

Помимо долгов бывшего  СССР с 1991 г. Российская Федерация произвела собственные внешние заимствования на сумму 77,1 млрд. долл.

 Такая активная  политика на рынке внешних  заимствований была обусловлена  в первую очередь проводимой  в этот период жесткой денежно-кредитной  политикой. 

В соответствии с ней объем денежной массы в экономике сохранялся неизменным, и поэтому использовались только не эмиссионные источники финансирования бюджетного дефицита. Следует отметить, что в период с 1992 г. по 1998 г. дефицит федерального бюджета был очень значителен и составлял не менее 18% от расходов. Общий объем бюджетного дефицита за 1992-1998 гг. превысил 1,3 трлн. руб. в ценах 1998 г. Внешние заимствования были предоставлены России международными финансовыми организациями (МВФ, МБРР, ЕБРР), иностранными государствами (Германией, США, Францией) и частными иностранными компаниями. Часть валютных кредитов была получена от Центрального банка РФ за счет сокращения его золотовалютных резервов. Помимо этого Министерство финансов Российской Федерации выпустило и разместило несколько траншей еврооблигаций и облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ)

Общий объем внешних  долговых обязательств России на 1 января 2001 г. составляет 143,4 млрд. долл.. Крайне негативной особенностью структуры  долга России является то, что около 90% российских долговых обязательств находится в собственности нерезидентов. Иностранные инвесторы оказались владельцами не только валютных долговых обязательств, но и большой части рублевых облигаций, которые формально относятся к внутреннему долгу России.

На сегодняшний день российское правительство обслуживает  еврооблигации, кредиты, полученные от международных финансовых организаций, ОВВЗ и выплачивает проценты по долгам Парижскому клубу кредиторов. Однако при этом необходимость реструктуризации долгов бывшего СССР, возможно, на более благоприятных для России условиях, остается несомненной3.

Как бы то ни было, очевидно, что без проведения структурных  реформ национальной экономики дальнейшее наращивание долга является бесперспективным. В связи с этим следует обратить внимание на практику принятия федеральных бюджетов с огромным бюджетным дефицитом. Именно продолжительный и значительный дефицит бюджета явился одной из основных причин стремительного роста объема государственного долга.

1.2. Причины возникновения государственного долга

Чрезмерное увлечение  Правительства России кредитами  стало негативно сказываться на бюджете, а, следовательно, и на финансировании отраслей экономики и социальной сферы. Стремительное увеличение бюджетных расходов, связанных с обслуживанием внутреннего и внешнего государственного долга, свидетельствует о том, что государственный долг не стал снижаться и в отдельные годы даже возрастал. Выплата процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга (задолженности). В общих расходах федерального бюджета в 2000г. расходы, связанные с обслуживанием государственного долга составляли 25,7%. Расходы на обслуживание государственного долга в федеральном бюджете в 2001 году составили огромную сумму - - 239,8 млрд. руб., в том числе на обслуживание государственного внутреннего долга - 56,6 млрд. руб. и государственного внешнего долга - 183,2 млрд. руб.

Информация о работе Государственный долг