Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы. Поэтому законодательством предусматриваются различные механизмы, направленные на ограничение объема заимствований, накопленных долговых обязательств и расходов по их обслуживанию.
Цель работы: раскрыть понятие государственный долг, историю, и методы государственного воздействия на государственный долг.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Государственный долг: прошлое и настоящее
1.1. История государственного долга
1.2. Причины возникновения государственного долга
Глава 2 Методы управления государственным долгом
2.1. Виды и формы государственного долга
2.2. Последствия и методы управления государственным (внутренним) долгом
2.3. Влияние государственного долга на развитие экономики России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

государственный долг.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств России, их погашению и выплате долга в виде процентов по ним или в иной форме. Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента правительства РФ по размещению долговых обязательств их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, включаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять функции агента.

При анализе расходов на обслуживание государственного долга в 90-е годы наблюдается такая тенденция. При  недостатке налоговых и неналоговых средств для формирования доходов бюджета государство использовало свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов путем заимствования средств, накапливая задолженность, что вело к росту государственного долга. Чем хуже обстоит дело с государственным бюджетом, чем больше его дефицит, тем больше объем заимствований, увеличивается объем государственного долга. Чем глубже финансовый кризис в стране, тем выше доля затрат на обслуживание государственного долга в расходах бюджета. Чем больше Россия платит по внешним долгам, тем меньше денег остается у государства на социальную политику, образование, медицинское обслуживание, на оборонные заказы. Не замечать проблемы долгового бремени нельзя. Сегодня внутренний и внешний государственный долг России колеблется у цифры в 200 млрд. долларов. Правительство в 90-х годах заимствовало деньги без учета долгов и возможности их возврата. В 90-х годах государственный долг России увеличивался, достигнув в 2000г. более 70 млрд. долларов (внутренний долг). Внешний государственный долг к 2000 году превысил 150 млрд. долларов. Наступившие по срокам платежи по внешнему долгу в 2001 году составляют 14,2 млрд. долларов. Во время обсуждения федерального бюджета на 2002год в Государственной думе Минфин назвал такие цифры платежей нашей страны по внешним долгам:

в 2001 году - 14,2 млрд. долларов;

в 2002 году - 14,2 млрд. долларов;

в 2003 году - 19,5 млрд. долларов;

в 2004 году - 16,0 млрд. долларов;

в 2005 году - 18,0 млрд. долларов;

Итого за 5 лет - 82,0 млрд. долларов

Это огромная сумма накопленных  долгов.

Бюджет России по доходам составляет лишь 60 млрд. долларов, т. е. за пятилетку страна 1,4 года вынуждена работать только на возврат займов прошлых лет.д.олг России уменьшается слишком медленно. Если Россия каждый год будет выплачивать долги без отсрочек, то процесс уплаты долгов затянется до 3030 года и, причем возвращать надо будет 250 млрд. долларов (с учетом процентов)

Чтобы успешнее решить проблему долгов, необходимо эффективнее  управлять этим процессом, использовать резервы сокращения внешнего долга.

Структуру государственного долга можно изучать исходя из различных критериев: по видам валют, в которых выражены долговые обязательства; по срочности исполнения обязательств; соотношению явных (безусловных) и неявных (условных) обязательств; а также по видам держателей.

В России государственный долг может существовать в следующих формах:

  • кредитные соглашения и договоры, заключенные с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственные ценные бумаги;
  • договоры о предоставлении государственных гарантий, договоры поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  • переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе принятых законов;
  • соглашения и договоры (в том числе международные) о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний. Критерием такого деления в России является вид валюты, в котором представлены те или иные обязательства государства.

В соответствии с определением, закрепленным в Бюджетном кодексе  РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под внутренним долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации (в рублях).

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Методы управления государственным долгом

2.1. Виды и формы  государственного долга

Существует несколько  классификаций государственного долга  в зависимости от признака, положенного  в основу данной классификации.

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил4.

Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный  долг. Последнее понятие более  широкое и включает задолженность  не только Правительства РФ, но и  органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это  обязательства, возникающие в иностранной  валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

С формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные на иностранных биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может попасть в руки иностранцев и обратно.

Формы государственного долга - в соответствии с законодательством  Российской Федерации в состав государственного долга включаются:

- кредитные соглашения  и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственные займы,  осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской  Федерации;

- договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- договоры о предоставлении  Российской Федерацией государственных  гарантий;

- соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет

2.2. Последствия и методы управления государственным (внутренним) долгом

Правительствам всех стран приходится принимать стратегические решения при выборе целей управления долгом, определении своих предпочтений в отношении допустимой степени риска, методов управления условными обязательствами и путей обеспечения надежного управления государственным долгом. По многим из этих вопросов происходит все большее сближение мнений относительно методов, составляющих надежную практику управления государственным долгом, содействующую также снижению уязвимости при распространении внешних финансовых потрясений. В их число входят: признание преимуществ четкого определения целей управления долгом; учет затрат в сопоставлении с сопутствующим риском; разграничение и координация управления долгом и денежно-кредитного регулирования и соответствующей подотчетности; установление лимитов на рост долга; необходимость тщательного управления риском рефинансирования и рыночным риском, затратами на выплату процентов по долговому бремени; необходимость создания надежной организационно-правовой структуры и политики снижения операционного риска, в том числе четкого распределения обязанностей и сопряженной с ними ответственности среди государственных ведомств, вовлеченных в управление долгом.

Управление долгом необходимо увязать с четкой системой макроэкономических установок, в рамках которой правительства стремятся обеспечить экономически приемлемые уровни и темпы роста государственного долга.

Проблемы управления государственным долгом часто вызваны  отсутствием стратегии осмотрительного  или надежного управления долгом и издержками слабого макроэкономического регулирования, а также отсутствием надлежащего взаимодействия государственных структур, принимающих решения в области государственного долга и осуществляющих контроль в этой области5.

Необходимым является четкое определение в законодательстве процедур и механизмов взаимодействия и координации функций и сопряженной с ними ответственности, а также обмена информацией между государственными органами, осуществляющими валютную, денежно-кредитную, долговую и бюджетную политику.

Необходимо четко прописать:

  • цели управления долгом;
  • охват финансовых обязательств;
  • координацию с денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой;
  • принципы прозрачности и подотчетности;
  • организационно-правовые основы управления долгом;
  • стратегию управления долгом;
  • систему управления рисками;
  • принципы обеспечения эффективной работы рынка государственных ценных бумаг;
  • основные механизмы диверсификации портфеля долговых инструментов.

Управление государственным  долгом может рассматриваться в  широком смысле:

Под управлением государственным долгом понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным долгом как одно из направлений финансовой политики, находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления промышленно развитых стран как одна из наиболее актуальных задач.

В узком смысле слова под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий

В процессе управления государственным долгом решаются следующие  задачи:

1) минимизация  стоимости долга для заемщика;

2) недопущение  переполнения рынка заемными  обязательствами государства и резкого колебания их курса;

3) эффективное  использование мобилизованных средств  и контроль над целевым использованием  выделенных кредитов;

4) обеспечение  своевременного возврата кредитов;

5) максимальное  решение задач, определенных финансовой  политикой

Управление государственным  кредитом осуществляют органы управления, финансовые и кредитные институты. Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства РФ обычно осуществляет Министерство финансов РФ или Казначейство совместно с Центральным банком.

Существуют различные формы управления государственным долгом:

• изменение  доходности займов; примером может  служить изменение доходности ГКО;

• увеличение срока  действия и изменение других условий  выпуска займа (например, ОФЗ вначале выпускали на год с выплатой купона раз в квартал, затем их стали выпускать на два года с выплатой купона один раз в полгода);

• объединение  нескольких займов в один;

• обмен облвгаций  по регрессивному соотношению несколько  облигаций старого займа приравниваются к одной новой облигации;

• отсрочка погашения  займа;

• аннулирование  государственного долга - государство  полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам; эта форма управления государственным долгом используется обычно, когда политическая власть меняется или когда государство признает себя банкротом;

• реструктуризация Задолженности - изменение структуры  долга. для РФ актуальна проблема замены коротких и дорогих долгов на длинные и дешевые.

Эти формы управления государственным долгом относятся  и к внутреннему, и к внешнему долгу. Однако управление внешним долгом имеет свою специфику: чрезмерный рост внешнего долга угрожает национальной безопасности страны, означает фактическое ее банкротство. Управление внешним долгом должно осуществляться на стадии привлечения внешних займов, их использования и погашения. Управление долгом на стадии привлечения внешних кредитов осуществляется в РФ путем установления предельных размеров внешнего долга и государственных гарантий в законе о бюджете на соответствующий финансовый год

Информация о работе Государственный долг