Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 07:38, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных госкредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита – получение новых займов и условия их предоставления, с одной стороны, размеры погашений и выплачиваемых процентов, с другой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….. - 3 -
Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА… - 4 -
1.1. Внутренний и внешний долг……………………………... - 5 -
1.2. Классификация долга в различных экономических системах…………………………………………………………… - 9 -
1.3. Долговые обязательства………………………………..... - 11 -
Глава 2. РОЛЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В
ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ………………… - 13 -
2.1. Роль государственных займов в современных экономических системах………………….................................. - 17 -
2.2. Сущность бюджетного дефицита в современных экономических системах………………………………….......... - 21 -
2.3. Денежная эмиссия…………………………………………. - 25 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………................................. - 26 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….. - 28 -
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………….. - 29 -
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………….. - 30

Файлы: 1 файл

Эконом теория.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

 


 


                 ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….. - 3 -                                                                                                        

Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА… - 4 -                         

    1. Внутренний и внешний долг……………………………... - 5 -                                                                
    2. Классификация долга в различных экономических системах…………………………………………………………… - 9 -   
    3. Долговые обязательства………………………………..... - 11 -                                     

Глава 2. РОЛЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В                

ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ………………… - 13 -     

2.1. Роль государственных займов в современных экономических системах………………….................................. - 17 -

2.2. Сущность бюджетного дефицита в современных экономических системах………………………………….......... - 21 -            

2.3. Денежная эмиссия…………………………………………. - 25 -                       

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………................................. - 26 -

СПИСОК   ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ……….. - 28 -

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………….. - 29 -

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………….. - 30 -

 

 

 

 

                                

                              

                                    Введение

В России происходят глубокие экономические перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих процессов мирового развития. Идет коренная ломка прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования. Постепенно создаются реальные условия, при которых экономика перестает быть заложницей политики, а идеологические догмы – руководством к действию.

 Государственный  долг является характеристикой  результативности всех совершенных  госкредитных операций. Его абсолютная  величина, динамика и темпы изменений  отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита – получение новых займов и условия их предоставления, с одной стороны, размеры погашений  и выплачиваемых процентов, с другой.

Рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики.

Во-первых, поиски источников его погашения приводят к необходимости повышения налогов, что является антистимулом хозяйственной активности.

Во-вторых, отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики.

В-третьих, возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга.

В-четвертых, происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных, ценных бумаг.

В-пятых, в конечном счете, происходит подрыв финансово-кредитной системы, что чревато негативными последствиями для экономики в целом.

Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга – внутреннего и внешнего.

Доходы и расходы государственного бюджета, в принципе, могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит. Их размер и отношение к ВВП являются основными итоговыми показателями сектора государственного управления.

Дефицит государственного бюджета характеризует превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Глава I. Сущность государственного долга

Так как современная фискальная политика допускает несбалансированность бюджета, ради стабилизации экономики, она может повлечь за собой рост государственного долга.

    Государственный  долг – это общая сумма всех  дефицитов и положительных сальдо федерального бюджета.

Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97) «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права».1

Государственный долг увеличивается на протяжении всей истории.

Какая-то часть долга стала результатом дефицитного финансирования военных действий. Другая причина государственного долга - это экономические спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, налоговые поступления автоматически уменьшается и образуется бюджетный дефицит.

Если не наращивать размер долга, то осуществить эти ежегодные процентные платежи приходится из налоговых поступлений. Дополнительные налоговые сборы могут подорвать готовность людей идти на предпринимательский риск, а также стимулы к внедрению технологических и других новшеств, к осуществлению инвестиций, к труду.

Государственный долг все же может послужить источником реального экономического бремени для грядущего поколения, потому, что под воздействием долга будущие поколения наследуют меньший запас инвестиционных товаров (средств производства). Такое развитие событий связано с эффектом вытеснения, которое заключается в том, что дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям достанется экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом.

 

                   1.1. Внутренний и внешний долг.

  Различают внутренний и внешний  долг государства. Внутренний долг- это то, что государство взяло взаймы для финансирования дефицита государственного бюджета внутри страны.

  Внешний долг- это займы государства  у граждан и организаций за  рубежом.

 Рефинансирование долга –  это выпуск новых серий государственных,  ценных бумаг, выручка, от которой идет на выплату процентов по предыдущим сериям.    Каковы же социально экономические последствия задолженности? Среди экономистов-теоретиков можно встретиться с мыслью, что проблемы государственного долга во многом мнимые: государство не может обанкротиться. Опасения возможного банкротства государства несостоятельны.

 Во-первых, государство не может  обанкротиться, поскольку оно может рефенансировать свой государственный долг.

 Во-вторых, только государство  по конституции может облагать  население и бизнес налогами для того, чтобы иметь источник выплат по долгу.

 В-третьих, только  государство обладает монопольным  правом на эмиссию, поэтому трудно  представить себе банкротство  того экономического субъекта, который в случае необходимости всегда может включить печатный станок.    

 Действительно, для обслуживания внутреннего  и внешнего долга    можно  прибегнуть к рефенансированию. Но обращаться к этому способу  государство    может лишь  до известных пределов.

 Если все  новые и новые выпуски государственных  облигаций идут не на решение структурных проблем экономики, стимулирования научно-технического прогресса, создание новых рабочих мест, т.е. всего того, что расширяет базу налогообложения и дает источник выплат процентов по государственным займам, то рано или поздно «финансовая пирамида» рушится. Откуда, из каких источников выплачивать проценты? Если налоги собираются плохо, если экономика «уходит в тень», то приходится все большую часть расходов государственного бюджета тратить на выплаты процентов, а не на социальные программы, поддержку реального сектора и т.п.  Это касается не только внутреннего, но и внешнего долга.

Надо заметить, что размеры задолженности России на середину 1998 года были не так уж и велики по сравнению с некоторыми западными странами: в США внешний долг свыше 6,8 трлн. долл., а в России внутренний долг по ГКО-ОФЗ около 0,5 трлн. рублей (83 млрд. долл., по обменному курсу до девальвации 17 авг. 1998 г.), общий же долг составлял около 200 млрд. долл. Но важно знать не просто абсолютную величину долга, а его соотношение с ВВП. По этому показателю Россия вроде бы находится не в самом худшем положении.

Когда же бюджетных средств уже не хватает, государство может объявить об отказе выплачивать проценты и погашать свои обязательства перед внутренними и внешними инвесторами, т.е. объявить суверенный дефолт. А это и есть банкротство государства.

Повышать же налоги для финансирования выплат по долгу можно, скорее, теоретически. Речь идет о верхней границе налоговых изъятий в государственный бюджет. В современных промышленно-развитых странах она составляет около 50% ВВП. Что же касается России, то сокращение налогооблагаемой базы привело к тому, что собранные налоги не достигли в июле 1998 года даже 15% от ВВП.2

 И,  наконец,   финансирование      государственного    долга   с   помощью

печатного станка - это прямой путь в гиперинфляцию, сам факт которой говорит о банкротстве правительства, допустившего ее. Еще один довод в пользу того, что государственный долг не столь опасное явление, каким его нередко представляют, формулируется следующим образом: наш внутренний долг- это то, что мы должны сами себе. Поэтому нет нужды опасаться, что бремя долга ляжет на плечи будущего поколения. Несмотря на смутное ощущение, что государственный долг - это наша задолженность самим себе, проблема бремени для будущих поколений является вполне реальной. Не будем забывать об эффекте вытеснения. Действительно, вытеснение частных инвестиций в результате государственных займов в долгосрочной перспективе приведет к сокращению производственного потенциала нации. В России за период 1992-1998 г.г. частные инвестиции из реального сектора перетекали в финансовый, так как гораздо прибыльнее было вкладывать деньги в ГКО с доходностью 100-200% годовых, чем в реальный сектор, где норма прибыли не превышает, как правило, 15-20%.1

     Итак, очевидно, что к концу 1990-х г.г. проблемы государственной задолженности  многих стран породили столь  огромное количество проблем, что  серьезно говорить о мнимой  опасности банкротства правительства  не приходится.

 Следует отметить, что по крайней мере две  важнейшие проблемы государственного долга признавались большинством экономистов как действительно серьезные: эффект вытеснения и проблема обслуживания внешнего долга. В последнем случае нельзя утверждать, что «нация должна самой себе». Внешний долг означает, что происходит утечка ресурсов из страны- должника. Необходимо наращивать экспорт и сокращать импорт, чтобы иметь источник выплаты процентов по обслуживанию внешнего долга. Абсолютная величина внешней задолженности сама по себе не дает нам оснований говорить об угрозе внутреннему потреблению, «тисках зависимости» от иностранного государства- кредитора, утечке ресурсов, подрывающих производственный потенциал страны и т.п. Важно знать относительные показатели внешнего долга, т.е. принятые в международных сопоставлениях коэффициент долговой нагрузки: долг по отношению к ВВП, долг по отношению к экспорту и обслуживанию долга по отношению к экспорту. Эти данные приведены в таблице (см. приложение 1)

 Таким образом, проблемы государственного  долга затрагивают широкий спектр социально-экономических последствий внутренних и внешних заимствований как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

     Долговые  обязательства – это сложная  категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений; в- третьих, по срокам обязательств. Основные формы долговых обязательств РФ (ст. 98 Бюджетного кодекса) следующие: кредитные соглашения и договора; государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий РФ, договоров поручителей РФ; переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг РФ; соглашения и договора РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств.

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним  заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированным в срок.

   В настоящих  условиях государственный долг  выдвинулся в центр экономических  проблем страны, что требует самого  пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие  основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.

Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.

Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течении длительного времени предопределяет все динамические процесса развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга, что мы и имеем в настоящее время в переходной экономике России.

Информация о работе Государственный долг