Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 07:38, курсовая работа
Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных госкредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита – получение новых займов и условия их предоставления, с одной стороны, размеры погашений и выплачиваемых процентов, с другой.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….. - 3 -
Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА… - 4 -
1.1. Внутренний и внешний долг……………………………... - 5 -
1.2. Классификация долга в различных экономических системах…………………………………………………………… - 9 -
1.3. Долговые обязательства………………………………..... - 11 -
Глава 2. РОЛЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В
ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ………………… - 13 -
2.1. Роль государственных займов в современных экономических системах………………….................................. - 17 -
2.2. Сущность бюджетного дефицита в современных экономических системах………………………………….......... - 21 -
2.3. Денежная эмиссия…………………………………………. - 25 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………................................. - 26 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….. - 28 -
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………….. - 29 -
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………….. - 30
1.2.Классификация долга в различных экономических
системах
Сложность объекта требует выработки определенного подхода к классификации состава долга, при этом возможно использование двух подходов: во-первых, использование принятой бюджетной классификации (в этом случае в структуре долга появляется ряд статей коньюктурно - оперативного порядка) и, во-вторых, использование укрупненных долговых статей, близких по функциональному назначению, и в этом случае преобладают институциональные признаки долговых статей.
В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов госуправления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателем которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга.
Данная ключевая классификация долга в различных экономических системах на практике дополняется еще рядом классификационных схем, к которым относятся: классификация долга по типу кредитора (держателя долгового обязательства) и по типу долгового обязательства. Классификация долга по типу кредитора играет важную роль при анализе государственной задолженности на функционирование всей экономики и ее отдельных сегментов. Так, при распространении операций с государственными долговыми обязательствами на вторичном финансовом рынке их распределение по категориям владельцев определяются как спецификой государственного заимствования, так и условиями функционирования кредитно-банковской системы (спрос на банковские ссуды, величина резервов банков, портфель государственных ценных бумаг и др.).
Принципиальная классификация госдолга по типу кредитора имеет следующий вид:
коммерческим банкам, другим членам государственного сектора, прочим финансовым учреждениям);
- внешний долг (международным организациям, органам управления зарубежных государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков).
Классификация
долга по типу долгового
векселя, не отнесенные к другим категориям);
- внешний долг (аналогично перечню статей внутреннего долга).
1.3. Долговые обязательства
В категорию
«государственный долг»
Государственный
долг оценивается по
Величина государственного долга в национальной части внешней задолженности зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины государственного долга.
Это особенно
важно в связи с тем, что
структурно государственный
Необходимо
также учитывать и федерально-
Наибольшие
проблемы связаны со
а) рыночные долговые
б) нерыночные обязательства, связанные с исполнением федерального бюджета и выпущенные для финансирования образовавшихся задолженностей.
К основным различиям этих двух групп обязательств относятся, во-первых, то, что первые из них имеют определенную программную форму, закладываются в бюджетные проектировки на ряд лет, а во-вторых, связаны с необходимостью решения текущих оперативных бюджетных проблем.
Число видов (форм, статей) государственного долга не является стабильным и имеет тенденцию к увеличению (прежде всего за счет нерыночных инструментов). Обострение ситуации с бюджетом обусловливает и сдвиги в структурном построении внутреннего долга. К критическому сдвигу относятся, в частности, крупные пирамиды ГКО. Расходы бюджета по обслуживанию долга по ГКО фактически не учитывались в составе расходов федерального бюджета. Минфин сальдировал все обороты рынка ГКО, включая поступления от новых выпусков и сумм, направляемых на погашение старых выпусков.
Глава II. Роль бюджетного дефицита в
воспроизводственном процессе
Долговые тенденции повлияли на уровень взаимосвязи производства, распределения и потребления ВВП и нарушили их хрупкое динамическое равновесие. В частности, это нарушение привело к противоречиям структур распределения первичных (реальных) доходов населения, которые во многом явились причины инвестиционного коллапса экономики страны. Рост госдолга привел к появлению ряда воспроизводственных ограничений, в частности, к ограничениям внутреннего спроса и предложения, экспортным ограничениям, ограничениям в сфере воспроизводства рабочей силы, в использовании накопления на расширенное воспроизводство.
Естественным следствием
этих ограничений является
К долговой экономике Россия шла быстрыми шагами, совпадающими по темпам с просчетами в реформировании экономики: обвал цен, кризис неплатежей, инфляция, ликвидация оборотного капитала, спад производства, бюджетный дефицит, рост внешнего долга и в результате тупик общего дефолта. Влияние данных факторов привело к главному экономическому разлому - активному сужению воспроизводственного процесса, не соответствующему потребностям общества и экономики. В этой связи важен анализ роли госдолга в воспроизводственном процессе.
Оценка государственного долга в плане его влияния на развитие экономики неоднозначна. Значительный госдолг оказывает серьезное негативное воздействие на экономику, так как его рост (или же рост расходов по его обслуживанию) ведет к сокращению инвестиций в производственный капитал (особенно при использовании государственных заимствований на нужды текущего потребления государства через государственные ценные бумаги). Значительные дефициты бюджета обусловливают нарастание госдолга и расходов на его обслуживание, что обостряет расходные проблемы государственного бюджета.
Однако необходимо
учитывать, что государственный
долг (особенно его внутренняя
составляющая) является задолженностью
населения самому себе, а использование
этой задолженности может
Формирование долговой экономики происходит и активизируется в результате разрушения институциональной структуры экономических отношений, реальных институтов нормальной социально рыночно ориентированной экономики. Формы проявления этого разрушения проявляются в следующем: катастрофическое сжатие бюджета страны; огромный рост теневой экономики; падение доли государственных доходов в ВВП; увеличение объемов неплатежей (во всех сегментах экономики); долларизация экономики; демонетизация и бартеризация экономики.
В нормальных
рыночных условиях дефицит
За первую половину 1998 года общий долг правительства РФ увеличился на 5,4%, при этом внутренний долг – на 11% (628 млрд. руб.), а внешний – на 4,5% (129 млрд. долл.)1
Обслуживание госдолга превратилось в один из важнейших элементов гос. расходов, причем этот элемент неэластичен к налоговым поступлениям в бюджет. С учетом реальных затрат на финансирование оборота государственных ценных бумаг уже в 1996г. он составлял 7% ВВП, что делало его третьим по величине после общих расходов на подержание экономики страны (9% ВВП) и социальных расходов (8% ВВП). При этом выплаты на обслуживание гос. долга растут очень быстро, вытесняя из бюджета другие виды расходов.
При снижении прочих видов расходов активно растут расходы на обслуживание долга, причем более активно – на обслуживание внутреннего долга. В результате возникает замкнутая порочная схема: нехватка доходов бюджета -высокая доходность ГКО – снижение налогооблагаемой базы – падение сбора налогов.
Нельзя не остановиться на таком аспекте, как своеобразная «наркотическая» зависимость гос. финансов от заимствований. Как правило, поступающие заимствования, и особенно средства нерезидентов, были «горячими» (спекулятивными). Так, например, деньги иностранных инвесторов приходили на российский сверхрискованный рынок лишь в надежде на доход в 70-180% годовых. Поэтому можно было легко прогнозировать, что они моментально будут вывезены в случае сокращения ставки по ГКО (что произошло в августе 1998г.). сочетание усилий правительства по снижению доходности с ростом неуверенности в его способности платить по обязательствам из-за недобора налогов делало паническое бегство игроков неизбежным, что и произошло после ухудшения общей ситуации на мировом финансовом рынке. 1
Условия реструктуризации долга бывшего СССР, определенные соглашениями Правительства РФ с Лондонским и Парижским клубами, в конце 1996 г. – начале 1997 г. казались вполне приемлемыми (учитывая наметившиеся в то время тенденции). Но , как оказалось, это было чисто внешнее, достаточно поверхностное впечатление (период платежа был определен в 18 лет – до 2020г., общий период реструктуризации – 24 года, процентные платежи по консолидированным суммам основного долга начисляются по рыночным ставкам плюс маржа – ставка LIBOR + 13/b LIBOR).
Переход в цивилизованную форму расплаты по долгам можно оценить положительно, однако некоторые параметры этой расплаты являются достаточно жесткими (так, в 1998-0999 гг. 50% начисленных процентных платежей выплачиваются наличными, в 2000 г. – 60% наличными, оставшаяся часть капитализируется и переоформляется в процентные векселя). Если к этим условиям добавить выплаты по внешнему долгу самой России, которые значительно возрастают, так как к этой категории долга относится не только обслуживание займов периода реформирования (с 1992 г.), но выплаты процентов (при этом надо иметь в виду в основном краткосрочно-среднесрочный характер этих займов), то становится очевидным, что положение в этой сфере тревожное, причем растянутое на многие годы.