Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 07:38, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных госкредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита – получение новых займов и условия их предоставления, с одной стороны, размеры погашений и выплачиваемых процентов, с другой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….. - 3 -
Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА… - 4 -
1.1. Внутренний и внешний долг……………………………... - 5 -
1.2. Классификация долга в различных экономических системах…………………………………………………………… - 9 -
1.3. Долговые обязательства………………………………..... - 11 -
Глава 2. РОЛЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В
ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ………………… - 13 -
2.1. Роль государственных займов в современных экономических системах………………….................................. - 17 -
2.2. Сущность бюджетного дефицита в современных экономических системах………………………………….......... - 21 -
2.3. Денежная эмиссия…………………………………………. - 25 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………................................. - 26 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….. - 28 -
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………….. - 29 -
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………….. - 30

Файлы: 1 файл

Эконом теория.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами позволит стабилизировать финансовое положение нашей страны, будет способствовать ее возвращению на путь социально-экономического развития и процветания.

При экономическом спаде может осуществляться стимулирующая фискальная политика, основанная на росте государственных расходов, снижении налогов и соответственно увеличении дефицита бюджета, а в условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, может проводиться ограниченная фискальная политика, нацеленная на уменьшение государственных расходов, увеличение налогов с ориентацией на уменьшение дефицита бюджета или его положительное сальдо. Поскольку стимулирующее или ограничивающее воздействие фискальной политики сопряжено с изменениями бюджетного дефицита и профицита, то это воздействие зависит от методов финансирования дефицита и направлений использования бюджетного излишка.

                      2.3. Денежная эмиссия

Покрытие дефицита бюджета может осуществляться путем займов или денежной эмиссии. Займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, увеличивают существующий спрос на деньги и ведут к повышению равновесной величины процентной ставки. Поскольку величина инвестиций с ростом процентных ставок уменьшается, конкуренция государственных ценных бумаг на денежном рынке ведет к сокращению инвестиций.

Выпуск новых денег для покрытия дефицита бюджета не сопряжен с уменьшением инвестиций и в этом смысле оказывает более существенное воздействие на совокупный спрос, чем увеличение государственных займов.

В случае вызванной избыточным спросом инфляции правительство может нацелить свои усилия на образование бюджетного излишка. Антиинфляционное воздействие этого излишка зависит от того, будет ли он использован на погашение государственной задолженности или соответствующие денежные средства будут изъяты из обращения. Используя профицит бюджета на погашение задолженности, правительство вновь направляет денежные средства в обращение, увеличивая денежную массу, и снижает антиинфляционное воздействие бюджетного излишка. Однако побочным следствием является стимулирование снижения процентных ставок и соответственно увеличения инвестиций. В случае, если правительство изымет излишек доходов бюджета из обращения, оно добьется более существенного антиинфляционного эффекта по сравнению с вариантом использования излишка для погашения государственного долга, так как в этом случае деньги не возвращаются в оборот.1

 

                                  Заключение

Завершая этот обзор воображаемых и реальных с бюджетным дефицитом и государственным долгом в современных экономических системах, нужно закончить разговор на оптимистичной ноте. Долг – и государственный , и частный – играет положительную роль в преуспевающей и растущей экономике. По мере роста доходов растут и сбережения. Макроэкономическая теория и фискальная политика свидетельствует о том, что для того, чтобы совокупный спрос держался на уровне полной занятости, этот возросший объем сбережений или его эквивалент обязательно должен поступить в распоряжение потребителей, предпринимателей и правительства и быть израсходован ими.

Формирование долга – это и есть процесс, в который сбережения поступают тем, кто их расходует. Потребители и предприниматели заимствуют значительную часть сбережений и расходуют их. Но если домохозяйства и фирмы не склонны делать займы и частный долг увеличивается недостаточно быстро, чтобы поглотить растущий объем сбережений, эту задачу должен решить прирост государственного долга, иначе экономика выйдет из состояния полной занятости и не сможет реализовать свой потенциал роста.

Наиболее надежным источником покрытия дефицита государственного бюджета являются государственные займы, которые подразделяются на:

 краткосрочные (до 1 года),

 среднесрочные (3-5 лет),

 долгосрочные (свыше 5 лет).

 Государственные  займы тоже безопасны по сравнению  с эмиссией, но и они негативно воздействуют на экономику. Дело в том, что размещение государственных, ценных бумаг может иметь принудительный характер, что искажает действие рыночных механизмов и мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. при свободном размещении государственных займов на рынке ссудных капиталов происходит сокращение предложения кредитных ресурсов, т.к. государственные ценные бумаги отвлекают часть свободных денежных средств. Эмиссия государственных, ценных бумаг к тому же вызывает повышение уровня процентных ставок, а это, несомненно, негативно скажется на инвестиционных возможностях реального сектора экономики - спрос на денежный капитал упадет. В результате возникает так называемый «эффект вытеснения» частных инвестиций. Однако, как подтверждают имперические данные, этот эффект наиболее явно и с разрушительной силой проявляется при ограниченных ресурсах и высоком уровне занятости, тогда как при недоиспользованных ресурсах и соответствующей денежной политике вместо «эффекта вытеснения» может появиться стимул для активизации инвестиционной деятельности. При этом нельзя забывать, что в последнем случае найдет свое проявление инфляция. Однако, при активизации хозяйственной деятельности, расширении занятости, увеличении предложения товаров и услуг - она все таки является меньшим, если в данном случае ее можно назвать таковым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной  литературы

1.  Борисов  Е.Ф. Основы экономики. – М., 1999.

2.   Булкина  М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. Учебное  пособие – М.,

      1995.

      3.  Видяпина В.И. Общая экономическая теория. – М., 1995.

  1. Долан Э.Дж. Деньги, банковское дело, денежно-кредитная политика. – М.,1994.
  2. Дорнбут Р., Фишер С. Макроэкономика. – М., 1997.
  3. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М., 2000.
  4. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Учебник. – М., 1999.
  5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник. – М., 1999.
  6. Ревинский И.А. Курс экономики. – Новосибирск., 1999.
  7. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник. – М.,

           1998.

  1. Самуэльсон А., Нордхаус В.Д. Экономика. – М., 1999.
  2. Хаворд К., Журавлева Г.П. Принципы экономики свободной рыночной

           системы. Учебник. – М., 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1


T,G 

 

 

                                                                                                             T



                                             E                                профицит


дефицит                                                                                            G


                 600                    1000                   1200                             Y

                                                                                                               

 

t-налоговая ставка; G-государственные расходы; T-налоговые поступления;Y-доход. В точке E-сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам (T=G).

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

Относительные показатели внешнего долга 1994-1996г.г.(%).

 

Страны

Долг к ВВП

Долг к экспорту

Обслуживание долга к экспорту

Россия

Венгрия

Мексика

Бразилия

Аргентина

22

70

35

28

28

145

260

230

300

370

7,1

52

33

32

32


 

 

 

1См.: Иохин В.Я. Экономическая теория. – М., 2000. С.98.

2 См.: Ревинский И.А. Курс экономики. – Новосибирск., 1999.С.46

1 См.:  Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник. – М., 1999.С.34

 

1 См.:  Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Учебник. – М., 1999.С.98

1 См.: Ревинский И.А. Курс экономики. – Новосибирск., 1999.С.45

1 См.: Самуэльсон А., Нордхаус В.Д. Экономика. – М., 1999.С.29

 

1 См.: Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Учебник. – М., 1999.С.78.

1 Булкина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. Учебное пособие – М.,1995. С.44.

1См.:  Борисов Е.Ф. Основы экономики. – М., 1999.С.65


Информация о работе Государственный долг