Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 07:38, курсовая работа
Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных госкредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита – получение новых займов и условия их предоставления, с одной стороны, размеры погашений и выплачиваемых процентов, с другой.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….. - 3 -
Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА… - 4 -
1.1. Внутренний и внешний долг……………………………... - 5 -
1.2. Классификация долга в различных экономических системах…………………………………………………………… - 9 -
1.3. Долговые обязательства………………………………..... - 11 -
Глава 2. РОЛЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В
ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ………………… - 13 -
2.1. Роль государственных займов в современных экономических системах………………….................................. - 17 -
2.2. Сущность бюджетного дефицита в современных экономических системах………………………………….......... - 21 -
2.3. Денежная эмиссия…………………………………………. - 25 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………................................. - 26 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….. - 28 -
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………….. - 29 -
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………….. - 30
Предпринимаемые правительством меры пока не приносят ожидаемых
результатов. Особенно сомнительными выглядят усилия по замещению внутреннего долга внешним. Хотя последний и оказывается дешевле по доходности размещаемых обязательств, но он несравнимо дороже по своей политической цене. Если в условиях неспособности государства обслуживать внутренний долг правительство и ЦБ могут применить широкий арсенал мер, включающий его реструктуризацию, девальвацию национальной валюты, применение отсрочек и пр., то при внешнем банкротстве государства выбор будут делать внешние кредиторы с другим набором мер – от ареста счетов до принуждения России к демонтажу национального суверенитета в сфере торговли, землепользования, распоряжения природными ресурсами и пр. Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения. Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течении данного периода. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.
2.1.Роль государственных займов в современных
экономических системах
В современных условиях исполнительной власти для покрытия огромных государственных расходов не хватает налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к инфляции. Отказ правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка РФ привел к тому, что их место заняли займы внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета и растущих заимствований существенно возрос государственный долг России, как внутренний, так и внешний. На июль 1996 г. его величина достигла 1001,0 трлн. руб., или 47% ВВП (внутренний долг – 326,5 трлн. руб., внешний – 674,5 трлн. руб., или 133,4 млрд. долл.). Отношение всего государственного долга к денежной массе достигла 378%. Масштабы государственного долга требуют управления им.
Мировой опыт свидетельствует, что государственный долг не должен превышать половины валового внутреннего продукта страны. Значительные размеры государственного долга отражают кризисное состояние экономики России. Увеличение заимствований на финансовом рынке у зарубежных кредиторов приводит к росту расходов на обслуживание и погашение государственного долга и уменьшению государственных расходов по другим направлениям. В 1997 г. на обслуживание государственного долга выделялось более 78 трлн. руб. бюджетных средств.1
В федеральный долг
не включаются долговые обязательства
национально-государственных и административно-
Государственный внутренний долг обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Выплата доходов по займам и их погашение являются одной из главных статей бюджетных расходов. В условиях, когда государственный долг достигает такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременно выполнять свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибегать к их пролонгации, т.е. удлинению сроков погашения или конверсии – уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займам.
Основная цель выпуска займов в сегодняшней России – это покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтому государственный внутренний долг тесно связан с государственным бюджетом как фактом своего происхождения, так и объемными показателями.
Ведущими методами финансирования государственного долга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск государственных займов.
Выпуск государственных ценных бумаг – наиболее целесообразный метод финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в Центральном банке РФ и доходов от денежной эмиссии. Размещение государственных займов среди юридических и физических лиц государственные ценные бумаги выпускаются под довольно высокие проценты, что, в свою очередь, приводит к росту объема государственного долга. Кроме того, за счет своей сверхдоходности государственные облигации выкачивают свободные финансовые ресурсы из экономики, вздувая ставки банковских кредитов. Вот почему в 1997 г. была поставлена задача снизить доходность по государственным ценным бумагам для максимального вытеснения денег в реальный сектор экономики. В этом случае государство снижает стоимость обслуживания государственного долга.
Внешний долг Российской Федерации, включая долг бывшего СССР (свыше 90%), составляет 133 млрд. долл. США.1
Сокращение объемов валового внутреннего продукта и промышленного производства не позволяет Правительству РФ решить проблему внешних долговых обязательств и новых внешних заимствований в интересах развития экономики. В 1997 г. кредиты международных финансовых организаций и правительств иностранных государств направлялись не на производственные инвестиции, а на уплату процентов по внешним займам и покрытие бюджетного дефицита.
Для оценки внешней задолженности существуют разные критерии. В частности, сравнивают размер долга и потребности его погашения и выплаты процентов с величиной экспорта, от которого зависят потенциальные возможности кредиторов. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза.
Сравнивая отношение процентных платежей к экспорту, границей опасности считается 15-20%, границей повышенной опасности – 25-30%. В настоящее время полное обслуживание внешнего долга стране не по силам. Отказ от платежей означал бы неплатежеспособность государства, что парализовало бы импорт, нанеся большой урон внутреннему рынку. Вместе с тем значительная часть отечественной промышленности и социальная сфера нуждаются в закупках по импорту оборудования и медикаментов, не производимых в России и других странах СНГ.
Создавшееся положение требует, во-первых, организации практической работы по возврату межгосударственных долгов, так как Россия продолжает оставаться крупнейшим в мире кредитором. По имеющимся оценкам различные страны должны России 140 млрд. долл.
Во-вторых, необходимо в ближайшем будущем отказаться от международных финансовых кредитов, идущих на покрытие текущих потребностей бюджета, а направлять их на реализацию целевых федеральных программ, связанных с оживлением производства.
Таким образом, под управлением государственным долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с установлением ежегодных предельных значений государственного долга, выпуском и погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсий и консолидации займов.
2.2 Сущность бюджетного дефицита в современных экономических системах
Бюджетный дефицит – это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Однако качество самого дефицита может быть различным :
а) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;
б) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;
в) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.
Отсюда ясно,
что в условиях динамично
Бюджетный дефицит в разных экономических системах это величина, на которую государственные расходы превышают доходы в конкретном году. Расходы государственного бюджета и его доходы не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом.1 Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит. Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета.
Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими доходами и расходами правительства
Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости.
Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходах происходят автоматически. Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка (профицита) (см. прилож.2).
За последние семь лет произошел резкий скачок бюджетного дефицита. Он привел к быстрому росту государственного долга как внутреннего ( на 1 ноября 1991 г. – 995,5 млрд. руб.), так и внешнего ( 47,2 млрд. инвалютных рублей ). Если учесть, что положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта, и бюджетном дефиците не свыше 2-3%, то нынешнее финансовое положение страны можно оценить как тяжелейший кризис, ибо и по дефициту бюджета, и по государственному долгу превышены предельно допустимые нормы.
Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в конце 80-х начале 90-х годов явились:
низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей;
нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы;
неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.
Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство систематически использовало денежно-кредитную эмиссию.
В программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить и последовательно проводить в жизнь такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой, - способствовали сокращению государственных расходов. Сюда относят:
изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля;
более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного производства;
резкое сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования; продажа на мировом рынке части задолженности других стран бывшему Советскому Союзу; полное прекращение правительственной помощи иностранным государствам;
снижение военных расходов;
сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ; мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;
запрещение Центральному Банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.
Кроме этого, следует учитывать, что в мировой практике для снижения бюджетного дефицита широко используется такая форма, как привлечение в страну иностранного капитала. С его помощью решаются сразу несколько задач, причем не только фискального, но и экономического характера; сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений ( а, значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик (следовательно, увеличиваются доходные поступления в бюджет), улучшается состояние платежного баланса.