Государственный сектор в экономике современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование политики занятости населения в России. Поставленная цель достигается решением следующих задач:
Изучить теоретические аспекты безработицы, а именно исследовать различные подходы, существующие в экономической теории к объяснению необходимости и возможности существования безработицы, формы проявления, определение ее уровня;
Рассмотреть государственное регулирование занятости в России и особенности российской безработицы;
Объектом исследования является макроэкономическое явление, называемое безработицей;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Государственный сектор……………….............................................................5
1.1 Понятие государственного сектора……….…………………………………5
1.2 Масштабы государственного сектора………………………………...….….6
1.3 Регулирующее воздействие государственного сектора…………...………10
2. Государственный сектор в экономике современной России.........................13
2.1 Масштабы государственного сектора в экономике России……………….13
2.2 Государственные финансы РФ………………………...……………………20
2.3 Стабилизационный фонд РФ………………………......................................24
Заключение…………………………………………………………………….…29
Библиографический список………...……………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Разность между потенциальным  ВВП и фактическим образует конъюнктурный разрыв (разрыв ВВП), анализ которого в 1960-е гг. провел американский экономист А. Оукен. На основе эмпирических исследований он обнаружил устойчивую связь между величиной циклической безработицы и разрывом ВВП.

Установленную зависимость  он выразил формулой:

 

 

где — число (параметр) Оукена.

Смысл этой формулы выражает так называемый закон Оукена: если циклическая безработица увеличивается на 1%, то фактический ВВП отстает от потенциального на у %. Как показывают наблюдения, параметр Оукена различен для разных стран. В 1960-е гг. в США, по расчетам самого Оукена, когда уровень естественной безработицы составлял 4%, параметр у был равен 3%. Это значит, что каждый процент циклической безработицы уменьшал фактический объем ВВП на 3% по сравнению с ВВП при полной занятости.

Из закона Оукена также  следует, что если в период спада  производство сокращается на 3%, то это увеличивает циклическую безработицу на 1%. Кроме того, закон утверждает, что ежегодный прирост реального ВВП должен составлять 3%, чтобы безработица осталась на прежнем уровне, так как примерно таким темпом ежегодно возрастает численность рабочей силы.

Скрытая безработица  состоит из людей, которые не входят в экономически активное население  на данный момент времени, но хотели бы войти в рабочую силу, если предоставленная им работа будет для них подходящей. В российских условиях скрытой безработицей называется ситуация, когда работники, формально не разрывая трудовых отношений и считаясь занятыми, не имеют работу и не получают заработную плату или работают неполное рабочее время (день, неделю).

Скрытая безработица включает потери рабочего времени в связи с  низкой интенсивностью труда, потери продукции  на стадии хранения, транспортировки  и реализации, отвлечения рабочей  силы от основной деятельности, устранение целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени, а также излишнюю численность работников, образующуюся в результате снижения объемов производства, свертывания убыточных производств, перепрофилирования предприятия и т.д. без адекватного снижения численности работающих. Практика последних лет показала, что в периоды спада объемов производства, как правило, падает и производительность труда при сохранении численности рабочих или при их небольшом сокращении, т.е. имеется очень большой разрыв между этими процессами.

Скрытую безработицу следует разделить  на официальную и неофициальную. К официальной скрытой безработице  относятся регистрируемые статистикой  лица, находящиеся в административных отпусках по инициативе администрации, а также лица, вынужденные работать в условиях неполного рабочего времени. В неофициальную скрытую безработицу следует включать избыточную внутрипроизводственную численность работников и тех, кто ищет работу самостоятельно, не обращаясь в службы занятости. Размеры и формы существования этой части скрытой безработицы определяются с помощью проведения специальных выборочных обследований. Характерными признаками неофициальной скрытой безработицы могут быть неполное и неэффективное использование рабочего времени, недостаточное использование квалификационных и профессиональных способностей работников и т.д. С целью изучения скрытой безработицы непосредственно на предприятиях осуществляются специальные обследования с использованием балансовых методов определения потребности в рабочей силе. Проводятся опросы экспертов из числа руководителей и специалистов предприятий, представителей органов управления, ведущих ученых.

Региональная безработица возникает  в результате диспропорций между  спросом и предложением рабочей  силы на данной территории. Она формируется под влиянием неравномерного экономического развития территорий, испытывает воздействие демографических, исторических, культурных и других специфических факторов.

Высказываются предложения о выделении  в особую форму конверсионной  и экономической безработицы, приобретающие особую значимость вследствие проведения в переходный период конверсии ВПК и усиления конъюнктурных колебаний.

По продолжительности безработицы  можно выделить застойную, текучую  и сезонную формы. Продолжительность  безработицы измеряется промежутком времени между потерей места работы и трудоустройством на новом рабочем месте.

Текучая форма безработицы характеризуется  увольнением работников с предприятий  по собственному желанию и инициативе администрации. О ее масштабах можно судить по данным раздельного учета увольнений по причинам, которые сообщаются предприятиями государственной службе занятости.

 

 

2. БЕЗРАБОТИЦА И ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

2.1 Особенности российской безработицы

 

В течение 2007 года российский рынок труда продолжал демонстрировать положительную динамику, как и в целом в период подъема (1999–2006 гг.). Экономический рост сопровождался улучшением основных показателей состояния рынка труда: наблюдался рост численности занятых и их доходов, показатели общей безработицы снижалась как в абсолютном (численность безработных), так и в относительном (уровень безработицы) выражении. безработицы) выражении.

Российский рынок труда не соответствует  представлениям о традиционной модели рынка труда с подстройкой к внешним «шокам» за счет динамичного изменения объемов занятости (и, соответственно, уровня безработицы), при относительно негибкой цене на труд – заработной плате. Напротив, для модели российского рынка труда, получившей название «атипичной», характерна высокая гибкость заработной платы при практически неизменной занятости. При этом российский рынок труда, его механизмы функционирования, остаются неизменными на протяжении последних полутора десятков лет, реагируя на экономические «шоки», как положительные, так и отрицательные, примерно сходным образом. Так, спад сопровождался значительным падением реальной заработной платы, ее задержками, распространением неоплачиваемых отпусков, рост безработицы был незначительным. В период экономического роста (1999–2007 гг.) расширение спроса на труд повлекло за собой незначительное увеличение занятости, при этом рост заработной платы оказался существенным, и опережал рост производительности труда. В течение последних семи лет ежегодные темпы прироста занятости редко превышали 2%, в то время как среднемесячная заработная плата ежегодно росла не менее чем на 10% (табл. 2.1).

Рынок труда в 2007 году формировался под влиянием позитивных экономических  и социальных факторов, обеспечивающих существенные сдвиги в сфере занятости населения.

Согласно данным выборочных обследований, численность занятых в экономике  в течение 2007 года увеличилась с 69,2 до 70,7 млн. человек (на 2,2 процента). При  этом большая часть занятого населения  была сосредоточена на крупных и  средних предприятиях и в организациях, составив 54,4% общей численности занятых, практически не изменившись (54,7% - в 2006 году).

 

Таблица 2.1

Динамика основных индикаторов  состояния рынка труда в 2000–2007 гг. (стоимостные показатели в сопоставимых ценах) [7]

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Среднегодовая численность  занятых в экономике, тыс. чел.

65273

65124

66266

67152

67134

68603

69189

70500

Темпы роста среднегодовой  численности занятых

 

99,8

101,8

101,3

99,9

102,2

100,9

102,4

Численность безработных, тыс. чел.

7059

6288

6155

5683

5775

5208

4999

4600

Уровень безработицы, в % к экономически активному населению

10,5

9,0

8,0

8,6

8,2

7,6

7,2

6,1

Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной  службы занятости (на конец года), тыс. чел.

1037

1123

1500

1639

1920

1830

1742

1560

Из их числа:

               

женщины

               

 тыс. человек

1454,7

714,8

1012,6

1106,2

1272,6

1199,5

1132,5

982,7

 процентов

62,5

68,9

67,5

67,5

66,3

65,5

65,0

63,3

лица, проживающие в  сельской местности

               

 тыс. человек

671,7

325,3

603,0

732,8

890,8

891,2

890,0

825,2

 процентов

28,9

31,4

40,2

44,7

46,4

48,7

51,1

53,1

Среднемесячная номинальная  начисленная заработная плата работников организация, руб.

2223,4

3240,4

4360,3

5498,5

6739,5

8554,9

10633,9

13518

Среднемесячная реальная начисленная заработная плата

120,9

119,9

116,2

110,9

110,6

112,6

113,3

116,2


 

Одновременно происходил рост занятости  в неформальном секторе экономики, в котором сосредоточено около 20% общей численности занятого населения. По итогам обследования за III квартал численность занятых в данном секторе увеличилась на 3,5% к соответствующему периоду 2006 года, составив 14,4 млн. человек. Развитие неформальной занятости является следствием продолжающегося запаздывания с формированием правового поля для легализации малого и среднего бизнеса, а также связано с высокими издержками создания новых рабочих мест в формальном секторе экономики.

В целом по Российской Федерации  численность экономически активного  населения увеличилась с 74,2 млн. человек в 2006 году до 75,2 млн. человек в 2007 году.

Стабильное развитие экономики  способствовало формированию структуры  занятых, характерной для стран  с развитой экономикой (возрастание  спроса на рабочую силу в сфере  услуг и его сокращение в индустриальных секторах экономики). В течение прошлого года численность работающих возросла по следующим видам экономической деятельности: строительство; оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны; финансовая деятельность; государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение.

Одновременно сокращение численности  работающих произошло в следующих  видах экономической деятельности: сельское хозяйстве, охота и лесное хозяйство; рыболовство и рыбоводство; добыча полезных ископаемых; производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, в 2007 году уменьшилась по сравнению с 2006 годом на 0,7 млн. человек и составила в среднем за год 4,6 млн. человек, или 6,2% экономически активного населения.

Нынешняя безработица  является во многом структурной (структура  рабочих мест не соответствует профессионально-квалификационной структуре рабочей силы). В 2007 году около 35% безработных граждан находилось в возрасте моложе 30 лет, что свидетельствует  о количественном и качественном несоответствии подготовки кадров в системе высшего и среднего профессионального образования требованиям рынка труда в условиях реструктуризации основных отраслей промышленности и других секторов экономики.

Численность официально зарегистрированных безработных в среднем за 2007 год по сравнению с 2006 годом (1,77 млн. чел.) уменьшилась на 206 тыс. человек и составила 1,56 млн. человек, или 2,1% экономически активного населения. В 2007 году ежемесячно более 1,3 млн. безработных граждан получали пособие по безработице.

По уровню безработицы  в России лидирует Чечня – число безработных свыше 313 тыс. человек. Следом идут Алтайский край (59,4), Дагестан (53,3 тыс.), Кабардино-Балкария (39 тыс.), Красноярский край (36,3 тыс.) и Приморские край (35,1 тыс.). Не менее остро по абсолютным показателям стоит проблема трудоустройства безработных Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ростовской области и Ставропольского края. Во всех республиках Северного Кавказа безработица носит затяжной характер - большинство безработных ищут работу более 10 месяцев. Самая тяжелая ситуация наблюдается в Чечне, где безработица остается на угрожающе рекордном уровне. Стоит отметить, что это не мешает республиканским властям привлекать на строительство рабочих из других регионов РФ.

В первом полугодии 2008 г. по сравнению с первым полугодием 2007 г. в большинстве субъектов  Российской Федерации число безработных, состоящих на учете в органах  государственной службы занятости, сократилось. Однако в 9 субъектах Российской Федерации отмечен их рост (Приложение 1).

Таким образом, из Приложения 1 видно, что самый высокий уровень зарегистрированной безработицы зафиксирован в Чеченской Республике и Республике Ингушетия. Наименьший уровень (до 1,0%) отмечен в 13 субъектах: Краснодарском крае, Калужской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Смоленской, Тверской, Тульской областях, г.Москве и г.Санкт-Петербурге.

 

2.2 Государственное регулирование занятости населения

 

Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем основным направлениям: 1. Трудоустройство незанятого населения и оказание помощи в профподготовке и переподготовке (биржи труда); 2) Стимулирование образования гибкого рынка труда. Правовое обеспечение трудовых отношений; 3) Социальная защита пострадавших от безработицы людей (система вспомоществования).

Правовые основы государственного регулирования занятости в нашей  стране разрабатывались в полном соответствии с принятыми международными обязательствами и ратифицированными нашей страной основополагающими конвенциями МОТ.

Основным законодательным  актом выступает федеральный  закон «О занятости населения  в Российской Федерации», в который  по мере изменения ситуации в стране и направленности государственной  политики в сфере занятости вносились изменения и дополнения. Им определены права граждан в сфере занятости, принципы и формы проведения государственной политики, регламентирован правовой и организационный статус Федеральной государственной службы занятости как единой федеральной системы органов и учреждений, деятельность которых направлена на решение широкого круга проблем. В их числе – оценка и составление прогнозов развития занятости, разработка реализации программ и мероприятий по содействию занятости, содействие гражданам в поиске работы, а работодателям – в подборе необходимых им работников, а также учет в стране безработных и осуществление социальных выплат гражданам, признанных в установленном порядке безработными. Данным законом определен и порядок финансирования политики занятости, в который с 2002 г. внесены существенные изменения.

Информация о работе Государственный сектор в экономике современной России