Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 20:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование политики занятости населения в России. Поставленная цель достигается решением следующих задач:
Изучить теоретические аспекты безработицы, а именно исследовать различные подходы, существующие в экономической теории к объяснению необходимости и возможности существования безработицы, формы проявления, определение ее уровня;
Рассмотреть государственное регулирование занятости в России и особенности российской безработицы;
Объектом исследования является макроэкономическое явление, называемое безработицей;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Государственный сектор……………….............................................................5
1.1 Понятие государственного сектора……….…………………………………5
1.2 Масштабы государственного сектора………………………………...….….6
1.3 Регулирующее воздействие государственного сектора…………...………10
2. Государственный сектор в экономике современной России.........................13
2.1 Масштабы государственного сектора в экономике России……………….13
2.2 Государственные финансы РФ………………………...……………………20
2.3 Стабилизационный фонд РФ………………………......................................24
Заключение…………………………………………………………………….…29
Библиографический список………...……………………………
Считается, что как только компании уволят «лишний персонал» их положение улучшится. Однако это не так. Сокращение зарплат и массовые увольнения только ухудшат ситуацию на внутреннем рынке, еще более ослабив спрос. Вместе с тем недовольство населения продолжит расти. В 2009 году можно ожидать стремительный рост протестных выступлений.
3.2 Меры государственной поддержки рынка труда в борьбе с экономическим кризисом
Констатировав возможный рост безработицы в 2009 году, правительство впервые признало социальные последствия финансового кризиса. Поддержке рынка труда и социальной поддержке населения в ходе кризиса посвящено четыре пункта плана правительства из 55 и отдельная глава проекта (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Поддержка рынка труда и социальная поддержка граждан
Содержание мероприятия |
Вид документа (действий) |
Сроки |
Ответственные исполнители |
Проведение еженедельного мониторинга по субъектам Российской Федерации увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников организации |
ведомственные акты Минздравсоцразвития России |
ноябрь 2008 г. |
Минздравсоцразвития России |
Организация работы консультационных пунктов, "горячих линий" и предувольнительных консультаций для работников организаций, издание информационных буклетов и брошюр |
ведомственные акты Минздравсоцразвития России |
ноябрь 2008 г. |
Минздравсоцразвития России |
Увеличение объемов финансирования мероприятий активной политики занятости населения с учетом ситуации на региональных рынках труда |
проект федерального закона, проект постановления Правительства Российской Федерации |
ноябрь 2008 г. |
Минздравсоцразвития России Минфин России Минрегион России |
Увеличение размера максимальной величины пособия по безработице |
проект федерального закона, проект постановления Правительства Российской Федерации |
I квартал 2009 г. |
Минздравсоцразвития России Минфин России |
С ноября 2008 года Минздрав и Роструд перешли на еженедельный мониторинг состояния рынка труда, организовали сеть консультаций для информационной поддержки сокращаемого персонала. Минрегиону и Минфину поручено подготовить проекты документов по увеличению финансирования пособий по безработице и мероприятий по росту занятости в регионах.
Минздрав намерен
Реализация этих мер
возложена на органы службы занятости
субъектов федерации. И поскольку
это прямая обязанность службы занятости,
эти направления никоим образом
не потребуют выделения
Кроме того, Минздрав совместно с негосударственными агентствами занятости и трудоустройства будет отслеживать тренды по вакансиям и требуемому персоналу почти во всех сферах экономики, в том числе и на рынках финансовых услуг и потребительском рынке. Таким образом, финансовый кризис может подтолкнуть реализацию обсуждаемой с 2007 года программы взаимодействия кадровых компаний и Роструда. Открытие в регионах консультационных пунктов, запуск телефонных «горячих линий» для работников организаций, издание информационных буклетов и брошюр позволит настроить систему обратной связи. Любой, кто оказался в сложной ситуации в связи с возможными изменениями условий труда, сможет обратиться к специалистам в своем регионе и получить исчерпывающуюся информацию по своим правам и обязанностям, получить сведения о наличии подходящих вакансий.
Второй этап, предусматривающий увеличение финансирования программ активной политики занятости, будет направлен на повышение качества переподготовки и повышение квалификации безработных граждан. Будет увеличен срок, существенно повышено качество переподготовки, а также сумма, затраченная на каждого безработного.
Также увеличивается с 1 января 2009 года максимальный размер пособия по безработице на 1,5 тыс. руб. — до 4,9 тыс. руб. В настоящее время оно составляет 3,124 тыс. руб. Отметим, что на днях правительство утвердило запланированный минимальный размер пособия на 2009 год в 850 руб., максимальный — в 3,4 тыс. руб. По словам главы Минфина Алексея Кудрина, выплаты по пособиям по безработице в России в 2009 году составят около 30 млрд. руб. Министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова заявила, что «цифра повышения выбрана неслучайно», поскольку «окончательный размер пособия составит примерно 30% от средней зарплаты, сложившейся в высокотехнологичных отраслях» [13].
Помимо предложенных мероприятий, я считаю, что для улучшения ситуации на рынке труда необходимо вернуться к страховой системе выплат пособия по безработице, которая существовала до 2002 года. В рамках новых ставок социальных платежей страхового характера, которые правительство планирует ввести с 2010 года, соответствующий элемент страхования на случай безработицы должен появиться. До 2002 года существовал фонд занятости, в который работодатели и государство выплачивало взносы. Размер взноса в воссозданный фонд может быть 1-1,5% от фонда оплаты труда. Работодатели не готовы повышать налоговую нагрузку для выплат в фонд, но готовы рассматривать вопрос перераспределения страховых взносов.
Эти мероприятия направлены на краткосрочное решение проблем занятости. Я считаю, что в сфере занятости необходимо долгосрочная стратегия государства.
Существующие подходы к регулированию занятости и безработицы могут быть сведены к нескольким отличным друг от друга моделям, таким как:
Но все эти модели, по моему мнению, не могут служить основой государственной политики занятости на ближайшее десятилетие.
Альтернативой вышеописанным
и изрядно устаревшим подходам к
урегулированию рынка труда является
комплексное регулирование
Задача государственной политики занятости заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной занятости при минимальных социальных издержках. Список последних, как известно, весьма разнообразен и так или иначе всегда связан с ограничениями права личности на свободную самореализацию - безработицей, работой не по специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям и т.д. Следует стремиться к тому, чтобы безработица не выходила за рамки фрикционной, иными словами, чтобы каждый гражданин, обладающий нормальной трудоспособностью, в случае потери работы мог в короткий срок подыскать себе подходящее рабочее место. При этом, разумеется, государство не должно самоустраняться от помощи в трудоустройстве инвалидов и других социально незащищенных групп населения.
Участие государства
должно проявляться в регулировании
занятости конкретно в
Ясное понимание стратегических целей в сфере занятости станет основой для разработки федеральных и региональных программ создания и обновления системы рабочих мест. Такие программы должны быть тесно увязаны с приоритетами в области миграционной политики, поскольку нехватка или избыток работников определенных профессий всегда порождает миграционные потоки. Если региональные власти не создают условия для появления именно тех рабочих мест, на которых хочет и может работать местное население, им следует готовиться к приему эмигрантов. Альтернативой нежелательным миграциям должна стать продуманная политика в сфере создания рабочих мест и профессиональной подготовки местного населения и только в последнюю очередь - запретительные меры, которые, как показывает практика, часто балансируют на грани прямого нарушения конституционных прав граждан.
Одним из важнейших элементов государственной политики занятости должно стать развитие законодательных и организационных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие между системой профессионального образования и предприятиям.
Важной целью является
создание стабильной сети контактов
между работодателями, учреждениями профессионального
образования и государством. При этом
объединениям работодателей и работников
должна принадлежать решающая роль в формировании
профессионально-
Государство должно наладить
эффективную обратную связь между
работодателями и институтами
Сегодня многие предприятия столкнулись с основательно подзабытой проблемой - дефицитом рабочих кадров. «Новый» дефицит существенно отличается от «старого». Полтора десятилетия назад при формальной нехватке рабочей силы в стране насчитывался многочисленный контингент квалифицированных промышленных рабочих. Сегодня же найти за воротами предприятия готовых квалифицированных рабочих стало трудно. Многие из них перешли в торговлю, бытовое обслуживание, сферу бизнеса и отнюдь не рвутся оттуда в заводскую среду. Другие утратили квалификацию или, что еще хуже, потеряли себя, выпали из общества. И хотя в стране, по прежнему, немало официально зарегистрированных безработных, далеко не все они могут и хотят занимать вакансии квалифицированных промышленных рабочих. В условиях экономического роста основной проблемой становится структурный дисбаланс рынка труда, при котором соискатели рабочих мест не обладают профессиональными качествами, необходимыми работодателям. Общество в этой ситуации вполне может болеть одновременно двумя, казалось бы, несовместимыми недугами - дефицитом кадров и безработицей.
В создавшейся ситуации многое зависит от того, как поведут себя профессиональные училища, колледжи, вузы, другие учреждения профессионального образования. Но далеко не факт, что они легко найдут общий язык с предприятиями. Связи между предприятиями и учреждениями профессионального образования, изрядно ослабленные в начале реформ, сейчас понемногу восстанавливаются [14], но по-прежнему не имеют достаточно прочной институциональной основы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к следующим обобщениям и выводам.
1. По теоретической части.
Безработица — это неполное использование трудовых ресурсов (и капитала), в результате чего фактический объем национального производства оказывается ниже его потенциального уровня.
Безработица возникает по разным причинам, в зависимости от которых ее можно разделить на несколько групп:
а) вызванную избытком народонаселения (мальтузианство);
б) обусловленную ростом органического строения капитала (марксизм);
в) связанную с нежеланием работать за низкую заработную плату (нео- классики);
г) обусловленную недостаточностью совокупного спроса (кейнсианцы).
Безработица принимает
разные формы в зависимости от
причин, вызывающих ее. Фрикционная
безработица возникает
Информация о работе Государственный сектор в экономике современной России