Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 14:19, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов инфляции, анализ антиинфляционной политики и изучение проблем инфляционных процессов в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: раскрыть сущность инфляции и антиинфляционной политики государства; проанализировать инфляционные процессы в России; рассмотреть современную антиинфляционную стратегию и определить пути совершенствования антиинфляционной политики России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ………………………………………………
1.1. Инфляция: сущность, виды, причины и последствия ………………
1.2. Антиинфляционная политика и ее цели ……………………………...
1.3. Модели и механизмы антиинфляционной политики ………………………
2. АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ …………..
2.1. Особенности инфляции в России с 1990 – 2008 гг.………………
2.2. Особенности инфляции в России в условиях кризиса 2008 -2010 гг...
2.3. Особенности инфляции в 2011 году. Прогноз на 2012 год…………….
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ………………………………………………………………………...
3.1. Особенности современной антиинфляционной стратегии России…….
3.2. Пути совершенствования антиинфляционной политики в России……..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……………
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 2..................................................................................................
Предприятия, функционируя в цепочке кооперационных взаимосвязей, обеспечивают друг друга соответствующими производственными заказами. Например, вокруг крупно сборочного производства организуется сеть предприятий-поставщиков полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей и др. В свою очередь, предприятия-поставщики также получают материалы со стороны других производственных единиц и т. д.
Такое взаимодействие вызывает эффект мультипликации, сущность которого заключается в привлечении в процесс общественного производства значительного количества предприятий, связанных между собой договорными поставками. Предложенный комплекс мероприятий приводит к росту объемов промышленного производства. Увеличение объемов производства, в свою очередь, требует дополнительного привлечения рабочей силы, что в конечном итоге повышает уровень занятости населения. Таким образом, происходит формирование эффективного платежеспособного спроса.
В целом необходимо отметить, что предложение, обеспеченное государственными заказами и низкими процентными ставками, закономерно приводит к снижению цен и сокращению инфляционных процессов. Однако предложенный Дж. М. Кейнсом механизм имеет, в определенном смысле, недостаток, сущность которого проявляется в увеличении бюджетного дефицита. Вместе с тем этот «недостаток» необходимо рассматривать по отношению к конкретно сложившейся экономической ситуации в стране.
В данном случае объективно возникает дилемма: что будет экономически целесообразно — спад промышленного производства и безработица или бюджетный дефицит?
В условиях экономического кризиса, сопровождающегося спадом промышленного производства и ростом безработицы, представляется необходимым использовать кейнсианские рецепты (организацию системы государственных заказов, предоставление кредитов реальному сектору экономики под гарантии правительства и др.), а также ряд других мер по стабилизации финансовой и экономической ситуации. В этой ситуации рассуждение о том, что с увеличением государственных расходов возрастет бюджетный дефицит, является явно неубедительным. В противном случае ситуация может оказаться просто критической.
Государственный заказ промышленным предприятиям и общественные работы для безработных, в целом, конечно, представляют собой дополнительные расходы бюджета. Однако следует иметь в виду, что возникший дефицит бюджетных средств ни в коем случае не должен покрываться за счет дополнительной денежной эмиссии, так как она может привести к резкому всплеску инфляции со всеми вытекающими отсюда социально- экономическими последствиями.
С данной позиции Кейнс предполагал использовать государственные займы, которые можно будет погасить в дальнейшем, когда страна преодолеет промышленный спад и выйдет на траекторию экономического роста.
Монетаристская модель антиинфляционной политики.
Основоположником монетаристской концепции антиинфляционного регулирования является известный экономист М. Фридмен. Данная концепция сформировалась несколько позже, когда кейнсианские методы были уже проверены практикой. Сторонники «монетарной концепции» обратили внимание на то, что кейнсианские механизмы не позволяют в полной мере восстановить экономику от хозяйственных диспропорций и обеспечить макроэкономическое равновесие.
Отсюда следовал вывод, что, реализуя кейнсианские меры, страна досрочно выходит из кризиса, сохраняя при этом сложившиеся хозяйственные диспропорции в экономике. Далее на эти диспропорции в экономике накладываются новые, и хозяйственная система снова попадает в экономический кризис и инфляционный процесс. С данной позиции можно говорить о том, что механизмы Кейнса не устраняют причины инфляции.
Это с определенной степенью условности говорит о недостаточности использования кейнсианских программ. Следует отметить, что во многих странах в результате использования кейнсианских программ значительно вырос государственный долг, на погашение которого использовались большие суммы бюджетных средств. Более того, в некоторых странах с недостаточно развитой рыночной инфраструктурой хозяйственная система не могла задействовать эффект мультипликации ввиду невозможности использования оздоровляющего передаточного механизма — системы взаимодействия производственных предприятий.
Необходимо отметить, что в начале 1970-х гг. инфляция приняла особо острые формы, в отдельных странах она стала перерастать в гиперинфляцию. В этих условиях ждать, когда задействуют стимулы предложения, невозможно. Необходимо было принятие срочных мер, которые позволят прекратить раскручивание инфляционной спирали.
В данной ситуации предложенная новая монетаристская концепция основывается уже на сокращении совокупного спроса. В этой концепции принимаются меры, которые по сути дела являются диаметрально противоположными кейнсианской стратегии.
По мнению основоположника монетаризма, инфляция есть продукт несовершенства денежного обращения, и возникает она, как правило, в ходе чрезмерного вмешательства государства в хозяйственные процессы.
Поэтому в условиях бюджетного дефицита необходимо использовать другие механизмы, которые не требовали бы дополнительных государственных расходов. Представители данной теории сконцентрировали свое внимание на механизме стимулирования предложения, который не требует дополнительных денежных расходов. Для достижения этой цели они рекомендуют:
• формировать конкурентную среду и проводить активную антимонопольную политику;
• стимулировать развитие малого и среднего бизнеса;
• проводить разумную приватизацию государственного сектора;
• проводить либерализацию рынков и устранять барьеры для осуществления внешнеэкономической деятельности и др.
Однако необходимо знать, что механизмы, оказывающие влияние на рост предложения, дают экономический эффект не мгновенно, а по истечении определенного периода. Поэтому процесс увеличения предложения относится к долгосрочной стратегии антиинфляционного регулирования.
Оперативные меры подавления инфляции монетаристы связывают с ограничением спроса: резкое сокращение платежеспособного спроса позволит в относительно короткие сроки снизить уровень инфляции. Данные меры носят характер тактических действий.
Модель монетаристской концепции регулирования инфляции представлена на рисунке 5.
Рисунок 5. Монетаристская модель регулирования инфляции
Сокращение совокупного спроса предполагает ряд мер, среди которых: а) проведение денежной реформы; 6) сокращение бюджетного дефицита; в) повышение процентных ставок по кредитам.
Основная цель данных мероприятий - сжатие денежной массы. Конечно, проведение денежной реформы является наиболее радикальным вариантом подавления инфляции. Вместе с тем сократить потребительский спрос возможно и более мягкими способами, например «заморозить» сбережения, стимулировать приобретение недвижимости и драгоценностей и т. д.
Снизить совокупный спрос позволят также мероприятия по уменьшению бюджетного дефицита, за счет сокращения финансирования социальных программ для населения; дотаций и субсидий производственным структурам и др.
Безусловно, проведение такого рода мероприятий оказывает самое негативное влияние на жизненный уровень населения. Это явный, причем достаточно весомый, недостаток монетарной концепции.
Повышение процентных ставок по кредитам снизит предпринимательскую активность, что в конечном итоге скажется на ограничении платежеспособного и инвестиционного спроса. Кроме того, удорожание кредита приведет к банкротству неэффективных предприятий.
В результате на рынке останутся и будут функционировать достаточно эффективные, сильные товаропроизводители, которых государство поддерживает и поощряет низкими налоговыми ставками. Предприятия, работая в относительно комфортных условиях, начнут быстро насыщать рынок всевозможными товарами (стимулирование совокупного предложения), вследствие чего цены станут постепенно снижаться.
В программе монетарных методов задействовано два блока: сокращение совокупного спроса и стимулирование совокупного предложения.
Сторонники данной концепции осознают, что меры, сдерживающие спрос, негативно влияют на общество, поэтому антиинфляционная политика должна дать эффект за относительно небольшой срок, иначе она станет экономически сложной для населения.
Данная теория нашла свое практическое применение в экономике США, Англии, а также в ряде других стран с рыночной экономикой.
Таким образом, можно представить следующую последовательность при проведении монетаристской концепции: денежная реформа - сокращение бюджетного дефицита; повышение процентных ставок — снижение налоговых ставок.
Основной задачей первого и второго этапов является сокращение совокупного спроса. На третьем этапе используются механизмы, основная цель которых — стимулирование совокупного предложения и как следствие этого насыщение рынка товарной массой и, соответственно, снижение цен.
В целом следует отметить, что методы нейтрализации негативного влияния инфляции на экономику должны сочетать как кейнсианские, так и монетаристские механизмы. Антиинфляционное регулирование экономики предполагает проведение мер, среди которых можно отметить следующие: стабилизация и стимулирование производства; оптимизация налоговой системы; создание совершенной рыночной инфраструктуры; регулирование курса национальной валюты; достижение политической стабильности; структурная реформа, направленная на преодоление возникших народнохозяйственных диспропорций и др.
2. АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ.
2.1. Особенности инфляции в России с 1990 – 2008 гг.
С началом формирования рыночных отношений инфляция стала неотъемлемой чертой российской денежной системы. Она характеризуется тесным переплетением инфляции издержек и спроса и сопровождается тяжёлыми социально–экономическими последствиями. Динамика среднегодового уровня инфляции России в условиях перехода к рыночным отношениям показано в таблице 2.
Таблица 2.
Динамика уровня инфляции в России
Год |
Инфляция, % |
Год |
Инфляция, % |
1990 |
5,3 |
2001 |
18,6 |
1991 |
92,6 |
2002 |
15,1 |
1993 |
844,2 |
2003 |
12,0 |
1994 |
215,0 |
2004 |
11,7 |
1995 |
131,3 |
2005 |
10,5 |
1996 |
21,9 |
2006 |
9,0 |
1997 |
11,0 |
2007 |
11,9 |
1998 |
84,4 |
2008 |
13,3 |
1999 |
36,5 |
2009 |
8,1 |
2000 |
20,2 |
2010 |
8,8 |
2001 |
18,6 |
2011 |
6,1 |
http://www.gazeta.ru/news/
Исторически инфляция в экономике Российской Федерации возникла еще в 50-х начале 60-х годов и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья.
Рубежным оказался 1990 год, последним годом умеренных темпов инфляции. В России, как и в большинстве бывших союзных республик, годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы инфляции резко возросли.
Высокая инфляция в России ведет отсчет с 1992 г., когда начался переход национальной экономики на рыночные принципы функционирования. Тогда была использована программа финансовой стабилизации, предложенная МВФ:
- был осуществлён не
подготовленный ни с
- беспрецедентная по своим масштабам и скорости приватизация, охватившая примерно 80% государственной собственности;
- либерализация
- борьба с инфляцией (
Эти меры представляют наиболее радикальный вариант перехода к рыночной экономике и потому называются «шоковой терапией». В стране разразился глубокий стагфляционный кризис. Производство упало более чем вдвое; инвестиции сократились до минимального объёма. Розничные цены выросли в1992г. в 26,1 раза, в 1993г. - 9,4 раза, 1994г. - 3,2 раза, 1995г. - 2,3 раза в условиях снижения ВВП, промышленного производства и инвестиций. Четыре года подряд (1992-1995 гг.) свирепствовала гиперинфляция, и только с 1996 г. она приняла умеренно галопирующий характер.
Столь устойчивое и длительное господство инфляции определялось тем, что борьба с ней велась преимущественно монетаристскими методами. Они оказались малоэффективными из-за господства инфляции издержек, прежде всего вследствие быстрого роста цен на энергетические и сырьевые ресурсы, а также транспортных тарифов. Эти факторы подорвали основы экономической деятельности в стране, разрушили былое единство её хозяйственного пространства и производственный потенциал. Сокращение денежной массы ниже потребностей денежного обращения с целью сдерживания инфляции со стороны государства вызвало в России в массовом масштабе неплатежи всех видов, причём в роли зачинщика неплатежей выступило само государство, которое не оплачивало выполненную по его же заказам продукцию (к июлю 1992-го просроченная задолженность поставщикам в промышленности достигла 23% от ВВП), бартер, долларизацию экономики, долгосрочные задержки зарплаты и пенсий, что препятствовало развитию производства.4 Сноска
Информация о работе Инфляция и антиинфляционной политики государства