Инфляция и антиинфляционной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов инфляции, анализ антиинфляционной политики и изучение проблем инфляционных процессов в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: раскрыть сущность инфляции и антиинфляционной политики государства; проанализировать инфляционные процессы в России; рассмотреть современную антиинфляционную стратегию и определить пути совершенствования антиинфляционной политики России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ………………………………………………
1.1. Инфляция: сущность, виды, причины и последствия ………………
1.2. Антиинфляционная политика и ее цели ……………………………...
1.3. Модели и механизмы антиинфляционной политики ………………………
2. АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ …………..
2.1. Особенности инфляции в России с 1990 – 2008 гг.………………
2.2. Особенности инфляции в России в условиях кризиса 2008 -2010 гг...
2.3. Особенности инфляции в 2011 году. Прогноз на 2012 год…………….
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ………………………………………………………………………...
3.1. Особенности современной антиинфляционной стратегии России…….
3.2. Пути совершенствования антиинфляционной политики в России……..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……………
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 2..................................................................................................

Файлы: 1 файл

курсовая уточненная.doc

— 602.50 Кб (Скачать файл)

 Подорожание продовольствия  угрожает всем странам. Из-за  роста оптовых цен крупнейшие  сети питания и производители  повышают отпускные цены в  рознице, что ведет к увеличению  темпов инфляции.

 В начале 2011 года  лидерами роста стали гречневая  крупа (+2,3%), пшено (+2%), капуста  (+1,7%) и репчатый лук (+1,6%). Подсолнечное  масло, маргарин, говядина, хлеб и  мука подорожали на 0,6-1,1%. В среднем  цены на начало года на продукты  выросли на 2,6%, на услуги - на 4,1%, на непродовольственные товары - на 0,9%. Лидером роста стал картофель (+23%).

 В марте на фоне  других продуктов особенно заметно  подорожало пшено (+9%), на гречневую  крупу-ядрицу - на 8,7%. Стоимость минимального  набора продуктов питания в среднем по России в конце марта 2011г. составила 2845,1 рубля в расчете на месяц. За месяц его стоимость выросла на 0,7%, а с начала года - на 8,4%. В то же время снизились цены на лимоны (-4,8%), виноград (-4,6%), груши (-1,7%), картофель (-1,1%) и сахар-песок (-2,2%). Цены на бензин, благодаря вмешательству государства, снизились на 0,8%. Среди других товаров, подешевевших (по данным Росстата) в марте - компьютеры и сотовые телефоны, зимняя обувь и одежда для взрослых и детей, аппараты для измерения артериального давления, стиральные машины, фотоаппараты, бытовые плиты и проигрыватели.

 В апреле среди  продуктов одним из лидеров  по темпам увеличения цен стали  куриные яйца - они подорожали  в среднем по стране на 6,2%. по-прежнему  зарегистрирован заметный прирост цен на пшено и гречневую крупу - 7,2 и 5,8% соответственно. Цены на столовую свеклу увеличились на 13,4%, свежую белокочанную капусту - на 2,1%. За апрель подешевели картошка, груши, лимоны, виноград (на 3-5%), бананы (на 10%). Из непродовольственных товаров дешевле стали дрова, свежесрезанные цветы, зимние куртки, пальто и сапоги, персональные компьютеры и телефонные аппараты сотовой связи (на фоне дорожающих мыла, сигарет и бензина).

 В мае продовольственные  товары без плодоовощной продукции подорожали на 0,2% и 10,9% соответственно. Непродовольственные товары стали дороже на 0,8% и 5,9%. Цены на услуги выросли за май на 0,7%, а за январь-май - на 8,2%.

 По итогам пяти  месяцев цены на продовольственные  товары выросли на 14%.

 В июне среди непродовольственных товаров больше остальных подорожали нефтепродукты - на 1,7%..

 Цены на продовольственные  товары в июле снизились на 0.7%, что внесло отрицательный  вклад в инфляцию (-0,3 п.п.), Непродовольственные  товары в июле стали дороже  в среднем на 0.3%, что внесло в инфляцию данного месяца 0,1 п.п. Наибольший вклад в агрегированный ИПЦ в июле внесли услуги (0,17 п.п.), подорожавшие на 0,6% (0,7% - в июне).

 Государственная проверка  выявила также необоснованный  рост тарифов на коммунальные  услуги, который происходит вследствие того, что компании завышают расходы на обслуживание соответствующей инфраструктуры и закладывают их в тарифы. Кроме того в системе ЖКХ используются устаревшие нормативы потребления, в частности, воды, что влечет за собой рост расходов на ремонт. В среднем за 2011 год рост тарифов на услуги ЖКХ зафиксирован на уровне 11,5%.

 Причины снижения  инфляции в 2011 году:

 низкий потребительский  спрос;

 укрепление курса  рубля (усиление курса рубля  способствует понижению инфляционного  давления);

 стабилизация цен  на глобальных продовольственных  рынках (II-III кварталы);

 замедление роста  цен на продукты на внутреннем  рынке;

 рост объемов импорта  дешевой плодоовощной продукции;

 снижение монетарного  давления;

 сезонные факторы:  снижение цен на плодоовощную продукцию в июле-августе.

Прогноз инфляции в России на 2012 год.

В настоящее время  многие специалисты стараются дать прогноз инфляции в России в 2012 году. По мнению многих экономистов, уровень  инфляции в нашей стране в будущем  году будет снижаться и не превысит 7 %, а через несколько лет и вовсе упадет до 4 – 5 %. Несмотря на подобные заявления, на столь оптимистическое развитие событий вряд ли стоит надеяться.

Вероятнее всего,  наиболее благоприятный прогноз на инфляцию в 2012 году должен составлять 7 – 8 %,  хотя, вероятнее всего, реальный уровень инфляции будет гораздо выше. По мнению многих специалистов, в настоящее время руководство Российской Федерации прикладывало все усилия, чтобы сохранить инфляцию в заданных рамках перед выборами, которые прошли 4 декабря.

Кроме того, в 2012 году планируется существенное повышения акцизов на бензин, а также введение целого  ряда дополнительных сборов, которые существенно влияют на рост цен на различные товары и услуги. Несмотря на то, что Российская Федерации вступила в ВТО, многие специалисты прогнозируют не понижение, а рост цен на целый ряд товаров.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ.

 

3.1. Особенности современной антиинфляционной стратегии России.

 

С 2008 г. в соответствии со среднесрочной стратегией социально – экономического развития страны Правительство РФ и Банк России установили цель по достижению определенного уровня инфляции на трёхлетний период, то есть до 2011 г. Выделение трёхлетнего периода подавления инфляции в стране позволяло использовать сформировавшиеся принципы единой государственно денежно – кредитной политики с учётом изменяющихся макроэкономических условий развития российской экономики. Трёхлетний период прежде всего закладывал возможности для повышения роли режима инфляционного таргетирования.

Таргетирование позволяет  выделить приоритет цели по снижению инфляции над другими целями и  среднесрочный характер её установления.

Однако режим таргетирования инфляции не сводится к простому установлению центральным банком количественно определенных целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредите на определенный срок, а требует системы мер.

За прошедший 2011 год  Правительство Российской Федерации  провело следующую антиинфляционная политика государства:

  1. таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);
  2. продажа зерна из интервенционного фонда (порядка 5,6 млн. т зерна, ежемесячный объем торгов будет составлять до 500 тыс. т зерна (из них 100 тыс. - фуражного), проводились они до конца июня 2011 года);
  3. для поддержания стабильного уровня цен на зерно на внутреннем рынке в октябре 2011 года были введены ограничения экспорта зерна в пределах 24-25 млн. тонн (свыше этих пределов вводятся повышенные тарифы);
  4. ужесточение монетарной политики - повышение учетной ставки;
  5. повышение с 1 февраля 2011г. нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных резервов повысился с 4,5% до 5,5%, по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и иностранной валюте - с 3,5% до 4%;
  6. ужесточение антимонопольных мер (по завышению цен на лекарства, бензин и продукты);
  7. регулирование (фиксация) цен на электроэнергию и бензин;
  8. снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне Таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно);
  9. заимствование денежных средств на финансовом рынке - операции на открытом рынке (размещение евробондов РФ);
  10. расширение валютного коридора (гибкость курсообразования);
  11. прекращение экспорта бензина в мае и июне для стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Экспортная пошлина на бензин с 1 мая 2011г. составит 408,3 долл./т, что на 34% больше по сравнению с изначально запланированной на май пошлиной и на 44% - по сравнению с действовавшей в апреле. В июне пошлина увеличилась до 415,8 долл.;
  12. повышение ставки рефинансирования;
  13. сокращение государственных расходов на оборону и МВД;
  14. сокращение государственных инвестиций (оптимизация расходов на федеральные целевые программы, поддержку юридическим лицам и ипотечным программам).

 В 2011 году подавление  роста потребительских цен было достигнуто в основном за счет средств денежно-кредитной политики. В первом квартале 2011 года благодаря административным мерам (фиксации цен) правительства удалось замедлить темпы инфляции до 0,2-0,5% в месяц.

 В России монетарный  фактор на темпы инфляции почти не действует (вклад монетарного фактора на уровень инфляции находится в пределах 5-6%). Удельный вес денежной массы, обслуживающей российскую экономику, по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) значительно ниже, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой.

 

 

3.2. Пути совершенствования антиинфляционной политики в России.

 

Пути совершенствования  антиинфляционной политики в РФ:

  • снижение ставок таможенных пошлин;
  • изменения в налоговой политике (снижение страховых взносов в ПФ);
  • регулирование тарифов естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года). При инфляции ниже 7% стоит увеличивать тарифы на ту же величину, скорректированную на 1%-2% сверху. В противном случае основные отрасли будут терять инвестиционную привлекательность;
  • ужесточение контроля над ценами;
  • дотирование и возмещение расходов на ГСМ сельхозпроизводителей;
  • создание финансового фонда для регулирования ценовой ситуации на продовольственном рынке в стране (рост цен на зерно - существенный фактор риска повышения инфляции в России, поэтому ценовая ситуация на рынке зерна оказывает определяющее значение на ситуацию на продовольственном рынке в целом);
  • в планах принятие закона «О торговле» (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары);
  • ужесточение антимонопольного законодательства (введение уголовной ответственности за сговоры, ограничивающие конкуренцию, так называемые картели);
  • для стабилизации цен на бензин и ГСМ предлагается согласование планов нефтяных компаний по ремонту НПЗ с профильными ведомствами; сезонное резервирование топлива; закрепление нормы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн. тонн нефти; выравнивание пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты.
  • введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;
  • перераспределение большей части продовольственной продукции на внутренний рынок. Предлагается создание новой модели распределения продовольственной продукции: а) насыщение внутреннего рынка; б) создание резерва на предстоящий период; в) продажа на внешние рынки. На момент 2011 года действовала модель, ориентированная в основном на внешний рынок.

При анализе антиинфляционных мер российские экономисты нередко приводят положения, которые больше свидетельствуют о том, что желательно сделать, но что реально не стало практическим курсом антиинфляционной политики в нашей стране. В качестве примера можно указать на положения, приводимые в одной из крупных работ по монетарной политике1. В ней, например, отмечается, что необходим контроль за монополистическими сговорами на рынке (особенно на локальных рынках). В российской практике сговоры практикуются чаще, чем в западных странах (где контроль жестче). Путем теневых сговоров цены устанавливаются на более завышенном уровне.

Предлагается также затормозить рост цен на услуги естественных монополий. Ставится вопрос об улучшении общественного контроля за финансами естественных монополий, особенно за их расходами. Повышение тарифов за их услуги должно производиться только после создания системы публичного контроля за издержками и доходами на основе полной прозрачности. Необходимо заставить, отмечается в упомянутой книге, ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», ОАО «Транснефть» и ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизить их «дутые» издержки, предоставив им при этом условии государственные кредиты на инвестиции.

Речь идет также о необходимости подавления организованной преступности, включающей «рэкетирский тариф» в ценах практически всех товаров, покупаемых потребителями. Немалое значение имеет также и устранение системы многократных ценовых «накруток», поступающих в руки монополистов (предприятий энергетики, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, сфер торговли, общественного питания, развлечений и т.д.).8

Будут ли эффективными принятые меры, покажет время, но то, что проводится верная, эффективная антиинфляционная политика можно видеть по результатам данных 2011 года. Экономика страны потихонечку встаёт на путь модернизации. Хочется верить, что Россия всё же выберется из ямы кризиса и не просто выберется, а будет процветать в дальнейшем.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив соответствующую  литературу по вопросам, касающимся инфляции и антиинфляционной политики государства, были сделаны следующие выводы.

Инфляция – переполнение сферы обращения денежными знаками сверх реальных потребностей и обесценение этих знаков.

Существует два типа инфляции:  открытая и подавленная  инфляция.

Выделяют ряд причин инфляции: несбалансированность государственных  расходов и доходов; отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции; инфляционные ожидания; деформация народнохозяйственной структуры; интернационализация хозяйственных связей; падение курса денежной единицы; увеличение цен на нефть и др.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционной политики государства