Инфляция и антиинфляционной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов инфляции, анализ антиинфляционной политики и изучение проблем инфляционных процессов в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: раскрыть сущность инфляции и антиинфляционной политики государства; проанализировать инфляционные процессы в России; рассмотреть современную антиинфляционную стратегию и определить пути совершенствования антиинфляционной политики России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ………………………………………………
1.1. Инфляция: сущность, виды, причины и последствия ………………
1.2. Антиинфляционная политика и ее цели ……………………………...
1.3. Модели и механизмы антиинфляционной политики ………………………
2. АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ …………..
2.1. Особенности инфляции в России с 1990 – 2008 гг.………………
2.2. Особенности инфляции в России в условиях кризиса 2008 -2010 гг...
2.3. Особенности инфляции в 2011 году. Прогноз на 2012 год…………….
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ………………………………………………………………………...
3.1. Особенности современной антиинфляционной стратегии России…….
3.2. Пути совершенствования антиинфляционной политики в России……..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……………
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 2..................................................................................................

Файлы: 1 файл

курсовая уточненная.doc

— 602.50 Кб (Скачать файл)

Спад производства в России (в 1992 – 1996 гг.) почти вдвое превысил рекорд мирового экономического кризиса 1923 – 1933 гг. Доля убыточных предприятий в промышленности составила 50,1% (на 1 сентября 1998 года), строительстве - 42,3%, на транспорте 59,2%. Фактическое банкротство производственного сектора и разбалансированность экономики стали фундаментальным фактором инфляции, так как снизилось товарное обеспечение рубля.

Новое явление в России - снижение темпа инфляции с 1996г. до конца августа 1998г. (21,8% в 1996г., 11% в 1997г.). Инфляция была подавлена, но огромный инфляционный потенциал сохранился, так как ее воспроизводственные факторы не были преодолены. Главный дефект антиинфляционной политики состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на население.

К 1998 году ситуация, как  казалось, стабилизировалась, но на самом  деле иллюзия стабильности была обманчива. Страна, по существу, объявила себя банкротом. Одним из первых следствий краха, естественно, стал рост цен. Потребительские цены выросли только за сентябрь 1998г. на 38%, за октябрь на 5%. В общей сложности за 1998 г. рост цен превысил 60%. Глубокие экономические и социальные потрясения: замораживание выплат по внутренним и внешним долгам, в том числе государственным; крах рынка ценных бумаг и финансовых пирамид, включая ГКО-ОФЗ; блокирование вкладов в крупных банках, кризис банковской системы и безналичных расчетов; приостановка или прекращение работы тысяч фирм и банков; увеличение безработицы; удвоение темпа «бегства» капитала за рубеж; девальвация рубля; паника на потребительском рынке. Основные причины - это и несоответствие проводимой антиинфляционной политики, и не желание реформаторов сопоставить реформы с социально-политической обстановкой и реальным экономическим состоянием в обществе. Следствием разбалансированности экономики и политической нестабильности явилось усиление инфляции с 11% в 1997 г. до 84,4% в 1998 г.

В январе 1999г. рост потребительских цен составлял 8,5%, в феврале - 4,1%, в марте - 2,8%. Замедление темпа инфляции обусловлено снижением платежеспособного спроса в связи с падением реальных располагаемых денежных доходов населения (в декабре 1998г. на 31,8% по сравнению с декабрем 1997г.), контролем за денежной эмиссией и динамикой денежных агрегатов относительной стабилизацией валютного курса рубля. Однако за первые восемь месяцев 1999г. инфляция возросла на 30%, а за год составила 36,5% .

 В 2000 году, с приходом к власти нового  правительства уровень инфляции удалось взять под контроль: в 2000 году инфляция составила 20,2%, в 2001 - 18,6%, в 2002 - 15,1%, а в 2003 году - всего 12%.  Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); проведение взвешенной тарифной политики в сфере естественных монополий, совершенствование процесса регулирования цен, улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера. С 2002 года повышение цен и тарифов объявлялось правительством заранее, что способствовало снижению инфляционных ожиданий и обеспечивало предсказуемость финансово-хозяйственной деятельности потребителей их продукции.

  В 2005 году темпы  инфляции несколько замедлились  (10,9 %) по сравнению с 2004 годом  (11,7 %), хотя целевой ориентир в  8,5 процента остался недостижим.

В 2001-2005 гг. инфляция устойчиво  находилась выше «ползучего» уровня (порядка 1,1-1,15 раза в год). Начиная с 2005 года монетарная инфляция не только не сокращается, но и даже растет. В результате фактический уровень инфляции складывается выше целевых ориентиров. В 2006 году она, по официальным данным, снизилась до 9,0%. В 2007 году (11,9%) - опять рост.5

Россия сначала 9-10 лет  опускалась в яму кризиса, а потом  в течение опять-таки 9-10 лет выбиралась из нее. Двукратный подъем основных экономических  и социальных показателей России в последние 10 лет, конечно, укрепил ее экономику и социальную сферу, поднял благосостояние людей и тем самым облегчил бремя кризиса 2008-2010 гг.

В рассмотренный период, стремление проводить жёсткую денежно кредитную политику, чтобы сбить инфляцию, превратилось в один из факторов, стимулирующих инфляционный рост цен. Россия впервые в мировой практике, причём в условиях продолжавшегося десятилетие экономического спада, искусственно сдерживала темпы инфляции, применяя дефляционную политику с невыплатами заработной платы, пенсий и пособий. Инфляция оказалась несбалансированной, и не только денежным феноменом. После либерализации цен их монопольное взвинчивание посредническими структурами, спекулятивными играми на понижение курса рубля, приватизация, перераспределившая собственность не принёсшая реальной пользы, привели к обесценению денег. Не рост денежной массы вызвал инфляцию, а наоборот, денежная масса росла в результате взвинчивания цен, не успевая за растущим платёжеспособным спросом.

 

2.2. Особенности  инфляции в России в условиях кризиса 2008 -2010 гг.

 

На темпах социально-экономического развития кризис стал сказываться с  сентября-октября 2008 г. Но по факту инфляция стала набирать силу еще с осени 2007 года, когда начался кризис ликвидности.

Наша страна встретила кризис при наличии обширного слоя бедных и при небывало высокой дифференциации доходов, огромном разрыве в уровне доходов бедных и богатых. Если, например, в странах Западной Европы средний доход 10 % богатых семей превышает средний доход 10 % самых бедных семей в среднем в 6–8 раз, то в России этот показатель в первый год кризиса поднялся с 13–14 до 17,5 раза. Наибольшие трудности в такие сложные времена испытывают малообеспеченные семьи. Больше всего они страдают от инфляции, которую подхлестывают правительственные решения о повышении квартплаты, значительном повышении цен на газ, электричество и другие коммунальные услуги. Ведь в малообеспеченных семьях доля расходов на коммунальные услуги вдвое выше, чем в зажиточных семьях, и повышение цен в этом секторе на них сказывается наиболее болезненно. И это в дополнение к более высокой (20 %) инфляции продовольственных товаров, покупки которых преобладают в бюджетах малообеспеченных семей. Рост курса доллара ведет к удорожанию импортной продукции, в том числе и дешевой импортной продукции, которой малообеспеченные слои населения широко пользуются. В последние годы все больше внимания уделялось вопросам становления в России среднего класса, но в условиях наступившего кризиса ипотека практически сошла на нет, автокредиты подорожали и резко сократились, цены на автомобили (в рублях) повысились, в том числе из-за большого роста курса доллара и евро. И средний класс попал в ловушку, тем более что ее представители намного активнее, чем другие, пользовались кредитами, имея возможность их оплатить за счет обещанных бонусов, приближающихся премий и т. д. Кризис сломал всю эту ситуацию, и средний класс оказался размытым. Его возможности резко уменьшились, возникли непредвиденные трудности с выплатами долга. Это свидетельствует о неподготовленности к кризису в социальной сфере.

Неожиданным для всех явилось значительное ускорение  инфляции в первый период кризиса (с  июля 2007 до августа 2008 г.) В 2007 г. инфляция составила 11,9%, в 2008 г. - 13,3%. С октября 2008 г., когда рост общественного производства прекратился, стала расти безработица, а инфляция в годовом выражении превысила 13 %, Россия вступила в полосу полноценного финансово-экономического кризиса, характеризующегося стагфляцией. Стагфляция – это новый экономический феномен, появившийся в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Он характеризует своеобразный и крайне противоречивый процесс, когда стагнация или спад производства и связанный с этим рост безработицы происходят в условиях значительного роста цен – в условиях повышенной инфляции. У нас идет стагфляция с высокими кредитными ставками. Центральный банк России – едва ли не единственный из всех центральных банков известных стран, который 6 раз повышал ставку рефинансирования  в 2008 г. с целью обуздать инфляционные процессы, в то время как все другие страны ее непрерывно понижали. Учетные ставки центральных банков составляли к началу 2009 г.: в США – 0–0,25 %; в Европе – 2 %; в Великобритании – 1 %; в Японии – 0,3 %,а в России – 13 %. Это привело к ужесточению требований к заемщикам и сокращению выдачи кредитов. Серьезным испытанием для ориентированных на потребительский спрос компаний стало и начавшееся замедление роста доходов населения.

В отличие от большинства  других стран Россия накануне кризиса  обладала огромными финансовыми резервами. Золотовалютные резервы Центрального банка достигли в сентябре 2008 г. максимума в 597 млрд. долларов, а профицит бюджета еще 70 млрд. долларов. По объему резервов мы уступали Японии (размер резервов около 1 трлн. долларов) и Китаю (около 2 трлн долларов). Четвертое место занимал Тайвань. Резервы казались необъятными. Но всего за несколько месяцев кризиса в России они стали таять буквально на глазах. Размер золотовалютных резервов всего за полгода кризиса в России сократится почти вдвое – с 597 млрд. до 300 млрд. долларов (с учетом помощи госбюджету). Дефицит бюджета в России в первую очередь связан с резким снижением цен на нефть и газ, которые формировали до 50 % федерального бюджета. Выделялись немалые средства, и прежде всего за счет имеющихся валютных резервов. Особенно это относится к оказанию помощи предприятиям и организациям, прежде всего Газпрому, «Роснефти» и другим госорганизациям в возврате огромных зарубежных долгов. В первый период кризиса, в частности в 2008 г, темп инфляции возрастает прежде всего еще из-за того, что на борьбу с кризисом бросают дополнительные средства, и сумма денег в обращении увеличивается.6

Аналитики, опрошенные агентством «Интерфакс», считают, что причинами высокой инфляции в 2008 году стали масштабный приток капитала в 2007 году и первой половине 2008 года, высокий рост тарифов на услуги монополий и существенный рост бюджетный расходов.

Экономист «Тройки Диалог» Антон Струченевский также полагает, что «высокая инфляция стала следствием проводимой бюджетной политики, существенным ростом госрасходов. Проблема инфляции в 2008 году объясняется слишком щедрым бюджетом».

Усугубила положение вторая волна финансового кризиса, связанная с невозвратами кредитов (сентябрь 2008 г. - 2009 г.) - кризис ликвидности.

Потребительские цены на товары и услуги в 2009 году показали самый небольшой рост за всю новейшую историю России с момента распада СССР. По опубликованным данным «Росстата», за декабрь цены выросли на 0,4%. Таким образом, за весь год инфляция составила 8,8%. Инфляция за декабрь 2009 года и год в целом являются историческим минимумом с 1991 года.

Эксперты объясняют  это рекордное достижение не успехом  антиинфляционной политики правительства, а падением уровня доходов россиян  в период кризиса и, как следствие, резким снижением потребительской активности граждан. Действие этих факторов в большинстве развитых стран мира привело к снижению инфляции до самых минимальных уровней, кое-где даже до отрицательных величин. В России же потребительские цены лишь с трудом побили предыдущий рекорд, как теперь принято говорить, тучного 2006 года: тогда годовую инфляцию единственный раз удалось удержать в рамках однозначных величин - она составила 9%.

По сравнению с общим  уровнем инфляции тарифы на услуги растут у нас опережающими темпами - в 2009 году они увеличились на 11,6%. Интересно другое: впервые с 2000 года цены на продовольственные товары выросли меньше, чем на промышленные. В целом за 2009 год цены на все продукты увеличились на 6,1%, тогда как на промышленные товары - на 9,7%. Очевидно, что основной вклад в динамику цен на непродовольственные товары внес резко подорожавший из-за девальвации рубля в начале года импорт.

Опрошенные «Временем  новостей» эксперты убеждены, что  заслуг правительства в небывалом  снижении инфляции практически нет. Весь год власти проводили скорее проинфляционную политику: девальвировали национальную валюту, накачивали финансовыми средствами банки и некоторые секторы промышленного производства, увеличивали социальные расходы. Ведущий консультант группы «Интерком-Аудит» Тимур Унароков уверен: «Эффект дали не какие-то конкретные меры правительства, а изменение фундаментальных экономических условий. Например, снижению темпов роста уровня цен может способствовать сокращение потребительского спроса и изменение курсов национальных валют на международном финансовом рынке».

«Когда потребительский  спрос так сжимается, то даже в  нашей потенциально инфляционноемкой экономике с ее крайне недостаточным  уровнем конкуренции продавцы не могут поднимать цены, иначе у них вообще перестанут покупать», - считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. 

По мнению экономиста, добиться, таким образом, снижения годовых  показателей инфляции до обещанных  правительством 5% можно. «Но это  тот случай, когда лекарство может оказаться опаснее самой болезни. Экономика теряет важнейший стимул своего развития - прирастающий на 13-14% в год товарооборот».

Существенное замедление темпов роста цен на продовольствие, в том числе на продукты из минимальной потребительской корзины, Николаев объяснил не столько экономией россиян на еде, сколько «эффектом высокой базы 2008 года». «Тогда цены как раз на самые ходовые продукты питания очень резко выросли. На этом фоне поднимать цены еще выше производители уже просто не могли - есть же спросовые ограничения»,- полагает Игорь Николаев.

А вот директор Центра макроэкономических исследований компании BDO в России Елена Матросова уверена, что только «достаточно жесткая  монетарная политика правительства  не позволила инфляции достичь уровня, скажем, 1998 года». При этом удастся ли закрепить достигнутые успехи и обеспечить дальнейшее снижение темпов роста цен при восстановлении экономического роста, по ее мнению, во многом зависит от того, что будет опережающим - спрос или предложение. «Если экономический рост начнет восстанавливаться от потребительского спроса при недостаточном товарном предложении, то это создаст инфляционный навес, - опасается  Матросова. - Если же у нас будет перепроизводство, как в Европе и США, где существует опасность дефляции, то снижение инфляции может даже усугублять положение производителей: им надо долги отдавать, а тут и спрос сжимается, и за счет инфляции нельзя поправить ситуацию. А издержки растут, тарифы повышаются».

Таким образом, главной особенностью финансово-экономического кризиса является его затяжной характер. Речь идет не о продлении времени кризиса, а, скорее, о затяжном мучительном характере выхода из него. Необычность этого кризиса может привести к тому, что кризис перейдет на этот раз не сразу в оживление, а в длительную депрессию, стагнацию. Ухудшения уже не будет, но и улучшение будет происходить малыми шагами. Такая позиция более вероятна для России и еще некоторых стран, менее вероятна она для развитых стран мира, где механизм выхода из кризиса отработан.

 

2.3. Особенности инфляции  в 2011 году. Прогноз на 2012 год.

 

По итогам 2011 года инфляция в России составила 6,1 %. Основными причинами инфляции послужили:

  • рост тарифов на услуги ЖКХ (в 2011 году повышение цен на теплоэнергию в среднем по стране составило 12%-14%, на водоснабжение и канализацию - на 18%-20%, на электроэнергию - на 10%, на газоснабжение - на 17%. При этом общий платеж не должен увеличиться более чем на 15%);
  • рост цен на сахар (на мировом рынке);
  • рост цен на говядину и свинину;
  • рост цен на продукты (гречка, картофель);
  • рост ставок страховых взносов во внебюджетные фонды (с 26% до 34%);
  • увеличение бюджетных расходов;
  • рост цен на бензин (апрель, май 2011 года);
  • низкий уровень конкуренции в основных отраслях экономики (высокий уровень монополизации экономики, большое число картельных соглашений среди крупных предприятий отрасли);
  • высокие таможенные барьеры для продовольственных товаров (пошлины на импорт);
  • сезонный фактор: недисциплинированные бюджетные организации откладывают большую часть расходов на конец года, чем разгоняют инфляцию;

Информация о работе Инфляция и антиинфляционной политики государства