Инфраструктура финансового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Трансакции исполняются посредством соответствующих институтов инфраструктуры, причем определенным трансакциям свойственна своя сеть институтов. Именно относительными различиями в уровне и структуре издержек трансакции объясняется все многообразие форм институтов рыночной инфраструктуры.

Файлы: 1 файл

готовая работа.docx

— 178.82 Кб (Скачать файл)

Введение

 

  1. Инфраструктура финансового рынка

    1. Инфраструктура финансовых рынков. Регулирование

финансовых рынков

Инфраструктура финансовых рынков - совокупность институтов, технологий, норм, правил, обслуживающих обращение финансовых активов, заключение, исполнение и контроль сделок на финансовых рынках.

Инфраструктура финансового рынка является главной структурообразующей частью рыночной инфраструктуры. Ее цель заключается в организации взаимодействия финансовых институтов по поводу превращения аккумулированных финансовых ресурсов в реальные инвестиционные потоки с целью наращивания производительного капитала, развития процессов производственного и непроизводственного накопления, обеспечивая снижение степени инвестиционного риска и уменьшение трансакционных издержек.

В качестве основных задач, выполняемых инфраструктурой финансовых рынков, можно выделить:

- управление рисками;

- снижение трансакционных издержек в процессе сделок с финансовыми активами.

Исходным основанием участия экономических субъектов в формировании элементов инфраструктуры выступает стремление к экономии издержек. Совершение большого объема сделок (трансакций) на финансовых рынках требует значительных затрат и может сопровождаться серьезными потерями. Институты рыночной инфраструктуры возникают как реакция на присутствие в процессе обмена финансовыми активами трансакционных издержек. Чем сильнее в экономике интенсивность обмена, тем больше потребность в инфраструктуре.

Конечно, трансакции могут совершаться и без использования институтов. Российская практика показала, что такое возможно только на начальных стадиях перехода к рынку, когда соответствующий институт еще не сложился. В дальнейшем, по мере развития рыночных отношений, трансакции постепенно организуются и закрепляются в соответствующих институтах.

Трансакции исполняются посредством соответствующих институтов инфраструктуры, причем определенным трансакциям свойственна своя сеть институтов. Именно относительными различиями в уровне и структуре издержек трансакции объясняется все многообразие форм институтов рыночной инфраструктуры.

Инфраструктура финансовых рынков может быть представлена тремя

группами субъектов в соответствии с их целевым назначением:

- субъекты инфраструктуры – финансовые посредники разного типа.

Сюда относятся: банки, паевые инвестиционные фонды, трастовые компании, кредитные союзы, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и др.;

- субъекты инфраструктуры, обслуживающие финансовых посредников

(сервисная инфраструктура). В них включаются: фондовые, валютные, фьючерсные биржи, депозитарные и расчетно-клиринговые организации, регистраторы, консалтинговые, аудиторские, информационно-аналитические агентства;

- субъекты регулирования инфраструктуры (регулятивная инфраструктура). К ним относятся: органы государственного регулирования, саморегулируемые организации, профессиональные ассоциации.

К элементам инфраструктуры финансовых рынков относятся:

- финансовые институты;

- регулирующие органы;

- информационные организации;

- законодательные нормы;

- правила и принципы деятельности участников финансовых рынков;

- технологии, используемые при заключении сделок.

Инфраструктуру финансовых рынков можно классифицировать в соответствии со следующими основными признаками:

- по видам рынков (инфраструктура страхового, ценных бумаг, валютного и других рынков);

- по масштабам финансовых рынков (инфраструктура международных,

национальных, региональных рынков);

- по типам выполняемых функций (учетная, информационная, торговая,

расчетно – клиринговая инфраструктура).

Инфраструктура выполняет ряд функций, которые можно классифицировать следующим образом:

  • Организационная

- формирование финансовых и информационных связей между субъектами финансовых рынков;

- обеспечение устойчивых и взаимовыгодных отношений между участниками финансовых рынков;

- обеспечение условий свободного движения финансовых активов;

- формирование эффективной конкурентной среды на финансовых

 рынках.

  • Коммуникационная:

- обеспечение эффективной циркуляции финансовых потоков.

  • Регулирующая:

- поддержание сбалансированности спроса и предложения на финансовых рынках;

- поддержание ликвидности финансовых инструментов;

- обеспечение ускорения времени оборота финансовых активов.

В структуре финансовых рынков выделяются две основных группы

финансовых институтов:

- депозитные;

- недепозитные.

К типу депозитных институтов относятся:

- коммерческие банки;

- сберегательные институты;

- кредитные союзы.

Помимо коммерческих банков, которые были исторически первыми

институтами, созданными для перераспределения денежных ресурсов, в настоящее время получают развития кредитные небанковские организации, в том числе кредитные союзы, сберегательные ассоциации, дающие возможность на основе принципов самоуправления объединять лиц в целях создания коллективных денежных фондов для аккумулирования денежных средств и использования их для кредитования потребительских нужд или страхования своих членов.

В качестве недепозитных институтов выделяются:

- негосударственные пенсионные фонды;

- паевые инвестиционные фонды;

- акционерные инвестиционные фонды;

- страховые компании;

- инвестиционные компании;

- ипотечные фонды.

Возникновение недепозитных институтов происходит по мере развития

системы перераспределения денежных ресурсов в качестве альтернативной

системы финансированию через коммерческие банки. Недепозитные финансовые институты являются конкурентами коммерческим банкам в сфере предоставления денежных средств корпорациям и частным лицам. Финансовые институты небанковского типа разрабатывают такие формы финансовых активов, которые позволяют организациям, их предоставляющим, и лицам, их использующим, контролировать риски и ликвидность финансовых инструментов. Институты недепозитного типа выступают в качестве финансовых посредников, но предлагают более разнообразные условия инвестирования по сравнению с коммерческими банками. В основе функционирования таких небанковских финансовых институтов, как разного рода фонды (пенсионные, инвестиционные и т.д.) являются следующие принципы:

- принцип контроля портфеля инвестиций со стороны участников фонда;

- принцип регулярной отчетности фондов о направлениях вложений

денежных средств участников.

Среди недепозитных институтов в последние годы в зарубежной и российской практике получили особое распространение и активно развиваются негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, акционерные инвестиционные фонды, выступающие в роли коллективных инвесторов.

Негосударственные пенсионные фонды представляют собой организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основе договоров о негосударственном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда.

Паевые инвестиционные фонды представляют обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом других учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой (инвестиционный пай), выдаваемой управляющей компанией.

Функционируют три типа паевых инвестиционных фондов:

- открытые;

- интервальные;

- закрытые.

Акционерные инвестиционные фонды представляют открытые акционерные общества, исключительным предметом деятельности которых является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты.

Стремление обеспечить эффективное функционирование финансовых

рынков требует развития способов его регулирования, в том числе регулирования деятельности участников рынка, процедур совершения исполнения сделок с финансовыми активами, степени его открытости. Основной целью регулирования финансовых рынков является защита интересов инвесторов, а также создание конкурентных рынков капитала. Нарушения прав инвесторов особенно характерно для стран с формирующимися финансовыми рынками, для которых характерны слабый уровень правового обеспечения, технической базы и регулирующих органов. К основным причинам, требующим усиления регулирования можно отнести растущую емкость финансовых рынков, глобальный характер финансовых рынков, рост количества эмиссий ценных бумаг, в том числе размещаемых на международных рынках. Реализация целей регулирования требует создания адекватной состоянию финансовых рынков регулятивной инфраструктуры. Ее основными задачами являются:

- создание эффективных конкурентных финансовых рынков;

- формирование систем защиты прав и интересов инвесторов;

- создание прозрачных и эффективных правил функционирования участников финансовых рынков;

- установление стандартов допуска участников на финансовые рынки;

- формирование систем информационного обеспечения финансовых

рынков, в том числе стандартов раскрытия информации.

Регулятивная инфраструктура финансовых рынков присуща как национальным финансовым рынкам, так и международным. В России к основным регуляторам финансовых рынков относятся Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР РФ), Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ. В последние годы в России обсуждается концепция мегарегулятора национальных финансовых рынков. Цель возможного создания мегарегулятора заключается в преодолении недостаточной координации деятельности существующих регуляторов, распыленности регулирующих функций между различными государственными органами.

Помимо государственных органов регулирования финансовых рынков

получают развитие саморегулируемые организации. В частности в системе

регулирования российских рынков представлены такие ассоциативные организации участников различных финансовых рынков, как Ассоциация российских банков, Национальная ассоциация участников фондового рынка, Национальная фондовая ассоциация, Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев. Принцип саморегулирования позволяет перераспределить функции регулирования между государственными органами и общественными организациями с целью более полного учета интересов всех групп участников финансовых рынков. На международном уровне регулирование финансовых рынков представлено рядом крупных международных организаций и ассоциаций, объединяющих государственные органы различных стран и профессиональных участников финансовых рынков. Их основной задачей является выработка стандартов и рекомендаций, на которые ориентируются национальные регуляторы. К данным организациям относятся Мировой банк, Международная финансовая корпорация, Международный валютный фонд, Международная организация комиссий по ценным бумагам, Всемирная федерация бирж.

 

1.2. Участники финансового рынка

Участников рынка условно делят  на два уровня.

Первый уровень составляют те из них, которые принимают решения  о проведении операций на финансовом рынке. Это эмитенты, инвесторы, финансовые посредники и независимые посредники (брокеры и дилеры).

Второй уровень (инфраструктура рынка) - это те, которые выполняют функции, связанные с осуществлением решений, принятых на первом уровне, с обеспечением регистрации, расчетов, учета прав владельцев ценных бумаг, проведением агентских  операций по начислению и выплате  доходов.

Инфраструктура финансового рынка  относятся биржи, регистраторы, депозитарии, номинальные держатели, торговые и  расчетные системы.

Регистраторы - это организации, которые, согласно соглашению с эмитентом  ведут реестр владельцев именных  ценных бумаг, занимающихся сбором, фиксацией, обработкой, хранением информации относительно ценных бумаг, их эмитентов и владельцев. Главная задача регистратора - по первому  требованию предоставить реестр эмитенту. Регистратор осуществляет свою деятельность на основании раздела 1 Положения  о порядке ведения реестров владельцев именных ценных бумаг, утвержденное ГКЦБФР 1 апреля 1996 № 58.

Кроме основных функций регистратор  может выполнять дополнительные функции: отвечать за выдачу на руки и  контроль за обращением сертификатов ценных бумаг выписывать сертификат на имя нового владельца оформить блокировки ценных бумаг, связанное с арестом, учреждением и другими операциями; передавать информационные сообщения инвесторам.

Информация о работе Инфраструктура финансового рынка