Инфраструктура финансового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Трансакции исполняются посредством соответствующих институтов инфраструктуры, причем определенным трансакциям свойственна своя сеть институтов. Именно относительными различиями в уровне и структуре издержек трансакции объясняется все многообразие форм институтов рыночной инфраструктуры.

Файлы: 1 файл

готовая работа.docx

— 178.82 Кб (Скачать файл)

Золотой стандарт, по сути, выступал автоматическим регулятором мирового рынка. Обязанность государственных  банков обменивать бумажные деньги на соответствующее количество золота не позволяла бесконтрольно увеличивать  масштабы денежного обращения и  стимулировать инфляцию. Однако экономические  и политические причины сделали  невозможным ее дальнейшее поддержание. После экономического кризиса 1930-х  гг. практически все развитые страны отошли от золотого стандарта.

  1. Бреттон-Вудская система

Вторая мировая война  оказала сокрушительной воздействие  на крупнейшие экономики Европы. США  оказались единственной страной  практически незатронутой масштабными  боевыми действиями, что способствовало установлению доллара в качестве мировой резервной валюты.

Начало второму этапу  развития мировой валютной системы  положило соглашение, подписанное в  рамках Бреттон-Вудской конференции Великобританией, США и Францией: произошел переход от золотого стандарта к Бреттон-Вудской системе. В основе данной системы лежит золотовалютный стандарт, однако в качестве резерва выступает не только золото, но и доллары США. Доллар был привязан к золоту в соотношении $35 за унцию и признан основной резервной расчетной валютой. Страны-члены Международного валютного фонда (МВФ), который был создан на этой конференции вместе с Международным банком реконструкций и развития (МБРР), обязывались поддерживать курсы своих валют на уровне фиксированных паритетов, регулируя отклонения через валютную интервенцию - куплю-продажу иностранной валюты (в основном доллара). США взяли на себя обязательства по размену бумажного доллара на золото по фиксированному содержанию для центральных банков других стран.

Бреттон-Вудская система была призвана компенсировать отсутствие свободного обмена валют на золото и усиливала степень воздействия регулирующего начала в стихийно-рыночном характере международных расчетов.

  1. Ямайская система и зарождение валютного рынка Forex

Существующая в настоящее  время мировая валютная система  сформировалась в 70-х гг. XX века.

В 1971 году американский президент  Ричард Никсон объявил об отмене свободной  конвертируемости доллара в золото, после чего фиксированные курсы  валют уступили место плавающим, а золото было устранено из международных расчетов. Эти изменения в международной валютной системе были юридически закреплены в соглашении, подписанном в 1976 г. в Кингстон (Ямайка), и отражены в пересмотренном Уставе МВФ. Базовой валютой мирового валютного рынка становится доллар США - подавляющая часть валютных сделок осуществляется посредством доллара. Другими важнейшими валютами сегодня являются евро, японская иена, английский фунт стерлингов и швейцарский франк. Наиболее крупные центры международного валютного обмена расположены в Лондоне, Токио, Нью-Йорке, Франкфурте-на-Майне и Брюсселе.

В условиях плавающих курсов валютный курс, как и всякая другая цена, определяется рыночными силами спроса и предложения. Под воздействием этих факторов валютные курсы сильно колеблются. На спрос и предложение  иностранной валюты, а следовательно, на валютный курс прямо или косвенно влияет вся совокупность экономических отношений страны (как внутренних, так и внешних). Так, размер спроса на иностранную валюту определяется потребностями страны в импорте товаров и услуг, расходами туристов, разного рода платежами, которые обязана производить страна, и т.п. Размеры предложения валюты зависят от объемов экспорта страны, полученных займов и т.п.

Свободная конвертация валют  привела к моментальному увеличению числа обменных операций. Так, в 1977 году ежедневный оборот обмена валют в  мире равнялся $5 миллиардам, то уже  в 1987 он составил $600 миллиардов, в 1992 – $1 триллион, в 2000 – $1,5 триллиона, а к 2010 году достиг 4 триллионов долларов. Росту популярности форекс способствовал также скачок в развитии информационных технологий, произошедший в конце XX – начале XXI века.  Торговля валютой стала доступной не только для институциональных, но и для частных инвесторов и трейдеров по всему миру.  Трейдеры получили возможность связываться друг с другом через глобальную сеть и торговать посредством брокеров без фактических поставок купленной валюты.

Ликвидность, масштабность и доступность валютного рынка  форекс делает трейдинг одним из наиболее перспективных, выгодных и популярных способов увеличения дохода и вложения средств. Миллионы людей по всему миру уже зарабатывают на форекс. Пройдя обучение в Биржевом университете, и Вы сможете использовать уникальные возможности валютного рынка!

 

 

3. Развитие инфраструктуры финансового  рынка и оптимизация его регулирования.

3.1. Развитие инфраструктуры  финансового рынка

Эффективность финансового  рынка в значительной степени  предопределяется уровнем развития его инфраструктуры и качеством  организации взаимодействия операторов финансового рынка и институциональных  инвесторов с ее элементами. Развитие финансового рынка в конечном счете осуществляется на базе и по мере развития его инфраструктуры. В связи с этим под инфраструктурой финансового рынка предлагается понимать совокупность финансовых институтов, осуществляющих по отношению к институциональным и иным инвесторам, а также к операторам рынка функции по обслуживанию сделок с финансовыми инструментами, совершаемых с участием или в интересах последних (приложение 1). В рамках инфраструктуры можно выделить ее основные составляющие:

– торговая система как  совокупность элементов инфраструктуры, включающая биржи и иных организаторов  торговли, обеспечивающих куплю/продажу  финансовых инструментов;

– расчетная система как  совокупность элементов инфраструктуры, включающая банки и небанковские кредитные и клиринговые организации, обеспечивающая клиринг сделок с  финансовыми инструментами, ведение  денежных счетов участников торговли финансовыми инструментами и  их клиентов и осуществление расчетов по ее результатам;

– учетная система как  совокупность элементов инфраструктуры, включающая регистраторов и депозитариев, обеспечивающая фиксацию и учет перехода прав собственности на финансовые инструменты  в результате их обращения. С учетом предлагаемого деления в свою очередь могут быть выделены каналы взаимодействия инфраструктурных систем и основных институтов финансового  рынка и построена матрица  взаимосвязей между ними в двоичной системе (приложение 2). Ключевое место в торговой системе и вообще в инфраструктуре финансового рынка занимают биржи. Как изначальные регуляторы рынков ценных бумаг, классические фондовые биржи исторически являются предшественниками органов государственного регулирования на рынках капитала. Фактически регулирование всей организованной торговли финансовыми инструментами изначально сосредоточилось в руках бирж. Впоследствии, стараясь убедить инвесторов в том, что они защищены от злоупотреблений корпораций, бумаги которых допущены к торгам, фондовые биржи внедрили для листингованных

компаний стандарты корпоративного управления. Биржи установили свои собственные положения, определяющие то, как осуществляется процесс торговли финансовыми инструментами, предложив  стандартизированные форматы торговых контрактов брокерам и инвесторам. В глазах большинства крупных  эмитентов во всем мире биржи являются главными воротами на финансовый рынок, через которые они могут получить внешнее финансирование на выгодных для них условиях. Соответственно, их интерес в сохранении высокого рейтинга биржи как инфраструктурного института совпадает с общественной целью экономического роста. Однако в 90-е гг. прошлого века по мере развития новых электронных технологий началась трансформация организационной структуры фондовых бирж. Одна за другой крупнейшие мировые биржи стали отказываться от типичного для них ранее формата партнерства участников торговли, внедренного с момента их возникновения, и превращаться в частные корпорации. Большинство бирж объяснило переход к коммерческой структуре собственности своей потребностью в привлечении капитала для финансирования собственных инфраструктурных расходов. Распространение электронной торговли усилило конкуренцию между биржами как в пределах государственных границ, так и в международном масштабе, а также сделало возможным появление альтернативных недорогих площадок для заключения сделок с финансовыми инструментами. С точки зрения бирж, это является угрозой их привилегиям в организации торговой деятельности.

Переход от партнерства к  корпорации освободил управляющих  фондовыми биржами от необходимости  руководствоваться мнением участников торговли. Фондовые биржи теперь могут  внедрять стандарты торгов, вступать в альянсы или совершать слияния  с другими биржами, ориентируясь на коммерческие интересы своих акционеров и менеджеров. Другими словами, в результате акционирования бирж их «ориентация» меняется от обслуживания интересов своих членов к обслуживанию интересов своих акционеров. Проявление этих процессов в своеобразной форме, искаженной контролирующим влиянием Банка России на ММББ, наблюдается и на российском финансовом рынке. Таким образом, биржи повсеместно постепенно теряют признаки саморегулируемых структур, что на развитых рынках, как правило, компенсируется более активным участием государственных регулирующих органов или внешних по отношению к бирже СРО в регулировании листинга и других биржевых процедур. Отражением этого на крупнейшем в мире финансовом рынке США стало создание Financial Industry Regulatory Authority (FINRA) — саморегулируемой организации, образованной в июле 2007 г. в результате слияния NASD — СРО брокеров/дилеров и NYSE Regulation — саморегулирующегося звена соответствующей биржи. Однако в России ФСФР и СРО участников рынка пока не обладают материальными ресурсами и квалифицированными кадрами для более интенсивного регулирования биржевой и сопутствующей ей клиринговой деятельности. Поэтому представляется необходимым внести коррективы в существующий проект закона об организованной торговле в части требований, определяющих полномочия Биржевых советов как органов саморегулирования биржевой деятельности, не контролируемых акционерами и менеджментом бирж и формируемых главным образом из независимых от них участников торговли, инвесторов и эмитентов. Биржевые советы должны иметь решающий голос в вопросах утверждения правил листинга и торговли бирж. В целях уравновешивания процесса коммерциализации (демьютилизации) бирж необходимо расширить применение механизмов саморегулирования в отношении тех инфраструктурных институтов, которые создают второй и третий уровни инфраструктуры и входят в состав расчетной и учетной систем. Тем более что достоверное отражение результатов торговли финансовыми инструментами в учетных регистрах имеет критически важное значение для инвесторов, в чьих интересах совершаются сделки на рынке.

 

3.2. Необходимость продолжения реформы организации регулирования финансового рынка.

Анализ моделей организационно-экономического механизма регулирования рынка  финансово развитых стран и стран  с развивающимися рынками позволил выделить 2 основные модели построения указанного механизма: по секторальному/институциональному принципу, когда регулирование осуществляется различными органами управления дифференцированно по группам финансовых институтов, или по функциональному/целевому принципу, при котором функции установления норм, направлений развития рынка, контроля, надзора и защиты прав инвесторов осуществляются различными органами управления.

Большинство развитых финансовых рынков в таких странах, как Австралия, Великобритания, Германия, Нидерланды, Япония и др., в течение последних 20 лет постепенно перешли к модели функционального/целевого регулирования. На крупнейшем в мире финансовом рынке США начиная с 1999 г. тоже осуществляется регулирование, дифференцированное в большей мере по группам финансовых инструментов, чем по видам финансовых институтов. Кардинальный шаг на этом пути предложил сделать министр финансов США Г. Полсон. Обнародованный 31 марта 2008 г. план Полсона включает в себя распространение принципов саморегулирования на деятельность институциональных инвесторов вместо прямого регулирования со стороны Комиссии поценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission — SEC)5. В краткосрочной перспективе предлагается повышение роли действующей при Президенте США Рабочей группы по финансовым рынкам (President’s Working Group on Financial Markets), которая должна получить функции межведомственного координирующего органа. А в долгосрочной — создание объединенного органа, контролирующего практику бизнеса участников финансового рынка (Conduct of Business Regulatory Agency — CBRA), в том числе структуры необходимо сделать вывод о целесообразности постепенного перехода российского финансового рынка от институциональной к функциональной модели организационно-экономического механизма его регулирования.

С учетом отечественного и  мирового опыта развития финансового  рынка, приформировании современного организационно-экономического механизма регулирования финансового рынка в России предлагается исходить из необходимости выделения 3 уровней регулирования:

- уровня законодательных  органов,

- уровня государственных  регулирующих органов,

- уровня саморегулируемых  организаций.

Функционирование законодательных  органов в составе организационно-экономического механизма регулирования финансового рынка выражается в нормотворческой деятельности Федерального собрания РФ, которая в настоящее время фактически сведена к оформлению законопроектов, готовящихся в структурах исполнительной власти.

В системе органов государственного регулирования, осуществляющих управленческие функции по отношению к финансовому рынку (функции его регуляторов), в качестве наиболее значимых субъектов регулирования следует выделить Правительство РФ, Федеральную службу по финансовым рынкам, Банк России, Росфинмониторинг. В силу того что финансовый рынок в России формировался в условиях трансформации экономических отношений, его ведомственные регуляторы были наделены полномочиями не только по надзору за исполнением законодательства, но и по разработке отраслевой нормативной базы, подменяющей отсутствующее законодательство. Следствием этого стали гигантские диспропорции между количеством и объемом профильных федеральных законов и нормативных актов регулирующих органов. С подписанием Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»6 была в значительной степени решена проблема межведомственной разобщенности государственных органов на финансовом рынке и сделан важный шаг к реализации общемировой тенденции к консолидации его регулирования. Соответственно, анализ уровня развития российского финансового рынка и практики его регулирования позволяет сделать вывод о наличии 4 этапов развития организационно- экономического механизма его регулирования в постсоветский период (приложение 3).

Информация о работе Инфраструктура финансового рынка