Инфраструктура финансового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Трансакции исполняются посредством соответствующих институтов инфраструктуры, причем определенным трансакциям свойственна своя сеть институтов. Именно относительными различиями в уровне и структуре издержек трансакции объясняется все многообразие форм институтов рыночной инфраструктуры.

Файлы: 1 файл

готовая работа.docx

— 178.82 Кб (Скачать файл)

В новых политических условиях представляется естественным сделать  вывод о необходимости усиления координирующей роли Правительства РФ в отношении федеральных ведомств, обладающих полномочиями по регулированию финансового рынка и подотчетных непосредственно правительству, а также выполнения им функции защиты прав инвесторов на финансовом рынке, в том числе от произвольных действий или бездействия ведомств. Перечень полномочий и функций федерального органа по финансовым рынкам (ФСФР), в целом унаследовавшего полномочия ФКЦБ как регулятора важнейшего сегмента финансового рынка в период с 1994 по 2004 г., объективно нуждается в существенном уточнении, так как компетенция и структура ФКЦБ/ФСФР «заточены» на регламентирование профессиональной деятельности участников рынка, а не на создание условий для развития финансового рынка как механизма привлечения инвестиций. Как показали результаты ряда исследований, в целях повышения эффективности основной деятельности Банка России как органа, осуществляющего защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, часть его регулирующих полномочий на финансовом рынке в среднесрочной перспективе целесообразно передать органам исполнительной власти в соответствии с их специализацией. В частности, деятельность по выявлению нарушений законодательства о банках и банковской деятельности ряд депутатов Госдумы РФ предлагает отнести к компетенции специального надзорного органа. С другой стороны, ответственные представители Банка России выступают за наделение функциями регулятора на рынке потребительского кредитования, в том числе защиты прав заемщика, некоего специального органа, который объединил бы в себе надзор и контроль, осуществляемые в этой сфере различными ведомствами, включая Банк России, и выполнял функцию буфера между потребителями и организациями, предоставляющими услуги по потребительскому кредитованию. Надо отметить, что, например, в Великобритании роль такого органа играет регулятор финансового рынка — FSA, а в США, возможно, эту работу будет выполнять предполагаемый новый регулятор — CBRA. По мнению многих экспертов, реализация функций регулирования финансового рынка должна относиться к компетенции не только законодательных органов и специальных органов государственного управления, но и саморегулируемых организаций — участников рынка (СРО), уполномочиваемых законом применять правила разработанных ими стандартов к своим членам. Для законодателей многих стран, неохотно тратящих деньги налогоплательщиков на амбициозные проекты регулирования, саморегулирование является привлекательным решением, поскольку СРО напрямую финансируются отраслью, которую они регулируют. Ресурсы этих организаций независимы от государственного бюджета и связанных с ним политических соображений, что гарантирует использование значительных средств на развитие отрасли посредством установления стандартов СРО и контроля за их соблюдением. Учитывая самофинансирование «отраслевого»/институционального регулирования со стороны СРО, государство может сфокусироваться на своих собственных приоритетах и направить ресурсы на решение вопросов, в которых наиболее необходимо его участие. Поэтому на финансовых рынках развитых стран СРО являются неотъемлемой их составляющей, образуя самостоятельный уровень механизма регулирования. Подлежит дальнейшему обсуждению необходимость совершенствования организационно-экономического механизма регулирования финансового рынка посредством создания единого государственного органа регулирования, компетенция которого, помимо рынка ценных бумаг, распространялась бы на страховой и отчасти банковский сегменты финансового рынка. Этот орган, действующий во взаимосвязи с СРО финансовых институтов, может быть в перспективе определен в качестве мегарегулятора финансового рынка как управленческого звена организационно-экономического механизма регулирования, которое повысит его эффективность, освободит внутренние возможности развития финансового рынка и его институтов. Кроме того, это создаст регулятивную среду, привычную для международных инвесторов, что особенно важно в условиях глобализации экономики.

Хотя такие экономические  основания для реализации на российском финансовом рынке общемировой тенденции (создание единого органа регулирования), как рост финансовых конгломератов, перекрестное предложение финансовых услуг и секьюритизация финансовых продуктов, сформированы еще не полностью, создание мегарегулятора финансового рынка было бы полезно в среднесрочной перспективе для преодоления ограничений, накладываемых на его развитие ведомственным подходом к регулированию.

Как следует из исследования структуры и способов построения ряда успешно функционирующих мегарегуляторов финансовых рынков развитых стран, к числу их существенных особенностей относятся:

– внутриструктурное обособление  органов, осуществляющих контрольно-надзорные  функции, от органов, определяющих стратегию  развития финансового рынка, в том числе принимающих нормативные акты;

– коллегиальный способ принятия общих нормативных актов, а зачастую и актов индивидуального  характера;

– применение в случае необходимости, кроме бюджетного способа финансирования его деятельности, внебюджетных источников, включая сборы и платежи участников финансового рынка. Для их учета при создании в будущем мегарегулятора российского финансового рынка предлагается рассмотреть его структуру в составе следующих органов управления:

– коллегиального межведомственного органа (с участием представителей СРО), ответственного за общее регулирование финансового рынка, включая принятие нормативных актов;

– подчиненного ему консолидированного финансового надзора с возможной внутренней специализацией по сегментам рынка;

– подотчетных ему СРО  участников финансового рынка (приложение 4).

В отношении надзорных  органов на финансовом рынке в среднесрочной перспективе представляется оптимальной реализация модели управления, известной из международного опыта под названием «двойная вершина» (twin peaks). Речь в данном случае идет о выделении банковского надзора в единый блок с регулированием сферы противодействия отмыванию финансовых средств и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ). Это связано, с одной стороны, с тем, что концентрация разнообразных регулятивных полномочий в Банке России мешает выполнению им основных функций поддержания устойчивости национальной валюты и противодействия инфляции, а с другой — тем, что за последние 2 года 90% отзывов банковских лицензий было мотивировано нарушением требований ПОД/ФТ9. Выделенный из функциональной структуры Банка России банковский надзор мог бы в своей деятельности руководствоваться нормативными актами и Банка России, как регулятора деятельности кредитных организаций, и Росфинмониторинга, как правоустанавливающего органа в сфере ПОД/ФТ, при оперативном подчинении последнему. В то же время, с учетом требований Федерального закона «О саморегулируемых организациях»10 в отношении СРО участников финансового рынка должно быть обеспечено поступательное развитие в реализации ими следующих функций:

– разработка стандартов профессиональной деятельности, обязательных для соблюдения членами СРО;

– осуществление общественного  контроля за соблюдением указанных стандартов и, в случае необходимости, принуждение к их исполнению;

- развитие мер моральной  и материальной ответственности  СРО и ее членов за нарушение прав инвесторов, правил профессиональной этики и обычаев делового оборота.

 

Заключение

 

Приложение 1.  Обобщённая схема организации инфраструктуры финансового рынка.

 

Приложение 2. Матрица взаимосвязей между инфраструктурой финансового рынка и основными финансовыми инструментами.

 

Приложение 3. Этапы развития организационно-экономического механизма регулирования Российского  финансового рынка. 

 

Приложение 4. Предлагаемая структура организационно-экономического механизма регулирования финансового рынка.

 

Список литературы

  1. Бурсученко Э.И. Финансовый рынок –М: НОРМА-М, 2006
  2. Голосов В. Международный рынок ценных бумаг –М: Инфра, 2003
  3. Зверев В.С. Особенности современного российского финансового рынка –М: НОРМА-М, 2006
  4. Петр Лансков «Развитие инфраструктуры финансового рынка и оптимизация его регулирования».
  5. Маслова С.О., Опалов О.А. Финансовый рынок –М.: НОРМА-М, 2003
  6. Д. Ю. Пискулов «Теория и практика валютного дилинга».
  7. Рубцов Б. Финансовый рынок // Мир. Эк. и мировые отношения. – 2008, №8, с.35-46.
  8. Шелудько В.М. Финансовый рынок –М: НОРМА, 2006
  9. Сайты:
    • http://www.forexanalytics.net/uchasniki_rinka.htm
    • http://ruinforex.ru/document3.php
    • http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/196/u_lectures.pdf
    • http://www.partad.ru/newsletter/rcb/word/rcb_360_Lanskov.pdf

Информация о работе Инфраструктура финансового рынка