Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:56, курсовая работа
Проблема конкурентоспособности фирм, отраслей, стран — одна из наиболее актуальных и динамичных в мировой экономике, ибо на ее анализ влияют многие факторы, прежде всего изменения темпов экономического роста стран, уровень безработицы, место страны или фирмы в мировой экономике и т.п. Исследованием этой проблемы занимаются как мировые институты (Всемирный банк, ИКАО, МОТ, ОЭСР), так и отдельные зарубежные и отечественные ученые (Н. Говорова, С. Долгов, М. Портер, и др.). Значимость этой проблемы особенно возрастает в условиях растущей глобальной экономической конкуренции за право каждой страны занять достойное место в системе мирового хозяйства. Конкурентоспособность неразрывно связана сегодня с глобализацией, ибо она неопределима вне данного контекста.
Введение……………………………………………………………………..
1. Роль инноваций в обеспечении конкурентоспособности национальной экономики…………………………………………………..............................
1.1 Национальная конкурентоспособность…………..............................
1.2 Факторы повышения конкурентоспособности национальной экономики…………………………………………………………………….....
1.3 Развитие науки и инноваций – важнейшие факторы развития экономики страны…………………………………………………………………………..
1.4 Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 г.………………………………………………………
2. Инновации – основной фактор обеспечения конкурентоспособности Республики Беларусь…………………………………………………………
2.1 Научный потенциал страны…………………………………………..
2.2 Затраты на науку………………………………………………………
2.3 Результаты инновационной деятельности…………………………...
3. Основные направления инновационной стратегии как важнейшего фактора укрепления конкурентоспособности экономики Республики Беларусь…………………………………………………………………………
3.1 Инновационная стратегия Республики Беларусь…………………...
3.2. Отрасли экономики активно участвующие в экспорте…………...
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Экономической теории»
Дисциплина «Макроэкономика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности национальной экономики
студентки
ЭУПП, 2 курс,
группа 1121111
Руководитель
Ст.препод (оценка)(подпись)
(дата) B.И. Жук
ПИНСК 2012
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 35 страниц, 20 источников, 5 таблиц, 6 рисунков.
НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, НОУ-ХАУ, ИНВЕСТИЦИИ ИННОВАЦИЙ, СЕРЦИФИКАЦИЯ, ИННОВАЦИИ, ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СТАНДАРТНОЕ ИЗДЕЛИЕ, ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Предметом исследования является инновации как фактор конкурентоспособности национальной экономики
Объектом исследования являются инновации
Цель работы
изучить инновации как фактор
конкурентоспособности
При выполнении работы использованы методы научного исследования, такие как метод сравнения, метод описания, метод группировки, графический метод, диалектический, качественный, количественный и системный анализ.
Автор работы подтверждает,
что приведенный в ней
THE ABSTRACT
Term paper: 25pages, 20 sources, 5 tables, 6 illustrations.
NATIONAL COMPETITIVENESS, KNOW-HOW, INVESTMENTS OF INNOVATIONS, SERTIFICATION, INNOVATIONS, INNOVATIVE ACTIVITY, THE STANDARD PRODUCT, THE INNOVATIVE PROJECT, COMPETITIVENESS OF PRODUCTION, RESEARCH WORK
The subject of the investigation is innovations as the factor of competitiveness of national economy
The subject of object of the investigation is Innovations
The aim of work is to research/to study Innovations as the factor of competitiveness of national economy
When doing the work such methods of scientific research as the method of comparison and description, grouping method, graphical method; dialectical, qualitative, quantitative and system analyses are used.
The author of the work affirms that calculated-analytical material mentioned here reflects the state of investigated process in proper and unbiased way, and all the theoretical, methodological and methodical propositions and concepts borrowed from literary and other sources are accompanied with the references to their authors.
Signature
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Роль инноваций
в обеспечении 1.1 Национальная
конкурентоспособность…………..... 1.2 Факторы повышения конкурентоспособности
национальной экономики……………………………………………………… 1.3 Развитие
науки и инноваций – важнейшие
факторы развития экономики 1.4 Программы
социально-экономического
2. Инновации
– основной фактор обеспечения
конкурентоспособности 2.1 Научный потенциал страны………………………………………….. 2.2 Затраты на науку……………………………………………………… 2.3 Результаты инновационной деятельности…………………………...
3. Основные направления
инновационной стратегии как
важнейшего фактора укрепления
конкурентоспособности 3.1 Инновационная
стратегия Республики Беларусь… 3.2. Отрасли экономики
активно участвующие в
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………. |
5
7 7
8
9
14
16 16 19 22
25 25 27
31
34 |
ВВЕДЕНИЕ
Проблема конкурентоспособности фирм, отраслей, стран — одна из наиболее актуальных и динамичных в мировой экономике, ибо на ее анализ влияют многие факторы, прежде всего изменения темпов экономического роста стран, уровень безработицы, место страны или фирмы в мировой экономике и т.п. Исследованием этой проблемы занимаются как мировые институты (Всемирный банк, ИКАО, МОТ, ОЭСР), так и отдельные зарубежные и отечественные ученые (Н. Говорова, С. Долгов, М. Портер, и др.). Значимость этой проблемы особенно возрастает в условиях растущей глобальной экономической конкуренции за право каждой страны занять достойное место в системе мирового хозяйства. Конкурентоспособность неразрывно связана сегодня с глобализацией, ибо она неопределима вне данного контекста.
Беларусь придает конкурентоспособности своих товаров и услуг приоритетное значение. Завоевание подобающего места в мировой экономике в современных условиях необходимо для обеспечения устойчивого развития страны, роста благосостояния ее граждан, расширения взаимовыгодного сотрудничества в мире.
Анализ результатов современных исследований свидетельствует о том, что сегодня на первый план выдвинулась проблема конкурентоспособности отраслей и предприятий. Известный экономист М. Портер показал, что термин «конкурентоспособная страна» не имеет решающего самостоятельного значения для процветания государства, так как цель последнего в экономике — обеспечить гражданам высокий (и повышающийся) уровень жизни. Конкурентоспособность национальной экономики обеспечивают конкретные предприятия, производящие товары и услуги, а предприятие должно прежде всего добиваться основных конкурентных преимуществ — минимизации затрат и дифференциации продукта [1, с. 67].
С другой стороны, в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке успеха отдельного предприятия недостаточно для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность страны. Отдельному предприятию даже с уникальной технологией трудно удерживать конкурентное преимущество, ибо оно зависит от надежных национальных поставщиков и сильных конкурентов. В настоящее время на мировом рынке конкурируют кластеры взаимосвязанных отраслей. Поэтому белорусская конкурентоспособность по сути зависит от конкурентоспособности основных отраслей ее экономики.
Проблемы
Отмечая актуальность этих теорий, необходимо отметить, что из поля зрения их авторов выпадает ключевой момент глобальной конкуренции, каковым является конкуренция стран, выдвигающая на первое место социальные факторы развития. Высшей формой конкурентных преимуществ у М. Портера является «движение инноваций», позволяющее максимально эффективно использовать любые мировые ресурсы [1, c. 102]. Однако за «движением инноваций» (научно-исследовательскими, маркетинговыми разработками, развитием персонала и организации фирм) чаще всего стоит социальная сфера страны, воспроизводящая основные ресурсы фирм — человеческие. Данные ресурсы воспроизводятся за пределами фирм, но определяют потенциал развития последних. Это специфические страновые ресурсы международной конкуренции, которые представляют собой ключевые ресурсы глобальной конкуренции, ибо за право обладать и пользоваться ими в хозяйственной деятельности фактически разворачивается конкурентная борьба фирм. Но воспроизводят этот ресурс, как правило, не фирмы, а страны. Именно поэтому способность воспроизводить его, а затем пользоваться результатами этого воспроизводства — признак глобальной конкурентоспособности страны. Беларусь как страна с социально ориентированной экономикой может целенаправленно стремиться к достижению подобных целей и тем самым позитивно влиять на свою конкурентоспособность.
Цель данной работы - определить основные инновационные направления укрепления конкурентоспособности экономики Республики Беларусь.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить особенности
национальной стратегии
- рассмотреть программу структурной перестройки экономики;
- рассмотреть
особенности развития науки и
инноваций как важнейших
ГЛАВА 1
РОЛЬ
ИННОВАЦИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ
1.1 Национальная конкурентоспособность. Национальная конкурентоспособность — это способность страны производить и реализовывать товары и услуги на внутреннем и внешнем рынках и обеспечивать на этой основе высокий уровень доходов населения.
Научный подход к проблеме конкурентоспособности предполагает адекватное теоретико-методологическое ее решение, а именно — выбор приоритетов, соответствующих национальной политике Беларуси, ее основным ориентирам в социально-экономическом развитии. При разработке внешнеэкономической стратегии и политики страны определяющей должна являться базовая национальная стратегия, обращенная к гражданам и предприятиям самой страны. В этой стратегии должны быть сформулированы принципиально важные для субъектов национальной экономики ориентиры деятельности, содержащие непротиворечивый образ будущего хозяйства и социальной сферы страны.
В Республике Беларусь
разработана и реализуется
Как отмечается
в Национальной стратегии устойчивого
социально-экономического развития Республики
Беларусь на период до 2020 года, для экономики
переходного периода принципиал
Республика Беларусь, активно участвуя в процессах глобализации, сумела на национальном уровне минимизировать ее негативные последствия и добиться стабильного экономического роста.
1.2 Факторы
повышения
1)совершенствования
механизма стимулирования
Ноу-хау - техническая, организационная или коммерческая информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, которой нет свободного доступа на законном основании; обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности. [4]
2)привлечения
инвестиций для модернизации
технологий и снижения
Инвестиции инноваций — совокупность материальных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в реализацию инновационного проекта.[4]
3)развития экспорта
национального капитала и
4)развития
5)упрощения
процедур во внешней торговле
в соответствии с принципами
международных организаций, в
том числе порядка таможенного
оформления грузов на
6)улучшения
качества управления
7)обеспечения
соответствия белорусской
8)развития систем сертификации и качества экспортной продукции, признанных в мире, установления требований к ее потребительским и экологическим характеристикам, а также безопасности применения; разработки государственных стандартов в области экологической сертификации продукции и производств на базе международных стандартов;
Сертификация — форма подтверждения соответствия, осуществляемого аккредитованным органом по сертификации. [4]
Информация о работе Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности национальной экономики