Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:56, курсовая работа
Проблема конкурентоспособности фирм, отраслей, стран — одна из наиболее актуальных и динамичных в мировой экономике, ибо на ее анализ влияют многие факторы, прежде всего изменения темпов экономического роста стран, уровень безработицы, место страны или фирмы в мировой экономике и т.п. Исследованием этой проблемы занимаются как мировые институты (Всемирный банк, ИКАО, МОТ, ОЭСР), так и отдельные зарубежные и отечественные ученые (Н. Говорова, С. Долгов, М. Портер, и др.). Значимость этой проблемы особенно возрастает в условиях растущей глобальной экономической конкуренции за право каждой страны занять достойное место в системе мирового хозяйства. Конкурентоспособность неразрывно связана сегодня с глобализацией, ибо она неопределима вне данного контекста.
Введение……………………………………………………………………..
1. Роль инноваций в обеспечении конкурентоспособности национальной экономики…………………………………………………..............................
1.1 Национальная конкурентоспособность…………..............................
1.2 Факторы повышения конкурентоспособности национальной экономики…………………………………………………………………….....
1.3 Развитие науки и инноваций – важнейшие факторы развития экономики страны…………………………………………………………………………..
1.4 Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 г.………………………………………………………
2. Инновации – основной фактор обеспечения конкурентоспособности Республики Беларусь…………………………………………………………
2.1 Научный потенциал страны…………………………………………..
2.2 Затраты на науку………………………………………………………
2.3 Результаты инновационной деятельности…………………………...
3. Основные направления инновационной стратегии как важнейшего фактора укрепления конкурентоспособности экономики Республики Беларусь…………………………………………………………………………
3.1 Инновационная стратегия Республики Беларусь…………………...
3.2. Отрасли экономики активно участвующие в экспорте…………...
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………
4)по уровню разработки: государственные, региональные, отраслевые, корпоративные, трансконтинентальные, транснациональные.
5)по виду
новшества: продуктовые (
6)по эффекту: экономические, социальные, экологические, интегральные.
По видам воздействия на объект методы стимулирования подразделяются на прямые и косвенные. В отличие от методов прямого воздействия, непосредственно влияющих на принимаемые экономическими субъектами решения, косвенные методы лишь создают предпосылки для выбора направлений развития, соответствующих экономическим целям государства.
К прямым методам стимулирования, можно отнести бюджетное финансирование НИОКР, кредитование, субсидирование части процентных ставок по кредитам на НИОКР, предоставление в пользование государственных площадей (земель) на льготных или долевых условиях для осуществления научно-инновационной деятельности, а также государственные заказы. Преимуществом прямого финансирования является адресность предоставления и возможность государственного контроля за использованием средств. Однако, вместе с тем, прямая государственная поддержка создает условия для лоббирования, коррупции, а также повышает уровень административных расходов на сопровождение государственных инициатив [5, с. 51].
Значительную роль в финансовом стимулировании научно-инновационной деятельности играют национальные научные фонды и комитеты по науке. Как правило, данные фонды предлагают спектр программ по поддержке инновационных проектов посредством предоставления грантов и кредитов.
Косвенные методы
стимулирования в современных условиях
приобретают все большее
Среди косвенных методов стимулирования следует выделить активное применение определенных налоговых режимов. Экономический смысл применения налоговых стимулов заключается в том, чтобы заинтересовать налогоплательщиков в развитии их деятельности в направлениях, которые соответствуют общественным потребностям. Применительно к стимулированию сферы науки и инноваций особые налоговые режимы в основном призваны стимулировать увеличение финансовых вложений в данную сферу со стороны негосударственных субъектов хозяйствования [5, с. 275].
Основным видом
налоговых стимулов для развития
научно-инновационной
Особое место в системе косвенных методов стимулирования научно-инновационной деятельности занимают меры по формированию инновационной инфраструктуры, т. е. совокупности субъектов научно-инновационной деятельности, которые способствуют ее осуществлению. Согласно данным ряда исследований [12, с. 108—117], инновационная инфраструктура предполагает наличие в ней таких специфических рыночно-ориентированных субъектов хозяйственной деятельности, как технологические парки и их отдельные подразделения, которые могут функционировать и автономно.
В настоящее время в Беларуси развитие инновационной инфраструктуры как важнейшего сегмента современной национальной инновационной системы идет активными темпами. По нашему мнению, положительным моментом адаптации зарубежного опыта по данному вопросу может служить широкое распространение маркетинговых центров. Подобные элементы инновационной инфраструктуры призваны во многом способствовать продвижению разработок белорусских ученых на внешние рынки.
1.5 Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 г. К основным конкурентным преимуществам Беларуси относятся, в частности: выгодное экономико-географическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом; значительные земельные, водные и лесные ресурсы; наличие ряда полезных ископаемых; значительный научно-технический потенциал; многоотраслевой промышленный комплекс; высокий общеобразовательный уровень населения и др.
В Республике Беларусь
разработана и в апреле 2011 г. Указом
президента Республики Беларусь приняты
программы социально-экономичес
Главной целью программы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики
Основными задачами программ являются:
1)формирование
условий для развития
2)создание благоприятных
условий для реализации
3)совершенствование
структуры экономики на основе
приоритетного развития
Ожидаемые результаты:
1)изменение
технологической и отраслевой
структуры экономики,
2)широкое встраивание
в экономику институтов
3)приближение экономического
уровня развития Республики
4)вхождение Республики Беларусь в число 50 стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала;
5)выполнение целевых
Современная Беларусь – это стабильное государство, занимающее достойное место среди стран Европы и СНГ, сильная и эффективная власть которой работает во имя благосостояния народа. Четкое и последовательное развитие политики государства в соответствии с выбранным курсом позволило достичь высоких темпов экономического роста и укрепить социально-политическую стабильность общества.
Модель социально
Из всего выше сказанного
можно заключить, что развитию инноваций
в нашей стране уделяется огромное
внимание, что в свою очередь положительно
влияет на повышение
ГЛАВА 2
ИННОВАЦИИ – ОСНОВНОЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУЬ
2.1 Научный потенциал страны. Решение главной задачи белорусского государства – построение сильной национальной экономики и современного гражданского общества – невозможно без наличия мощного научно-технического потенциала, основу которого составляют научные достижения белорусских ученых. Интенсификация научной деятельности должна сыграть важную роль и открыть новые возможности для экономического роста и социального развития Беларуси.
В настоящее
время в республике отрасль «наука
и научное обслуживание»
Значительные успехи достигнуты белорусскими учеными в развитии фундаментальных исследований в области оптики, квантовой электроники и спектроскопии, математики, теплофизики и энергетики, геологии, генетики и цитологии, биоорганической химии, лингвистики и общественных наук. В последние годы активизировалась работа в области авиакосмической техники.
Высшей государственной научной организацией Республики Беларусь является Национальная академия наук Беларуси (НАН Беларуси). Национальная Академия наук стала интеллектуальным и экспертным центром, который играет важную роль в определении направлений и конкретных путей развития страны, ядром современной системы генерации знаний и инноваций. В составе НАН Беларуси функционируют 7 отделений, которые осуществляют координацию научной деятельности институтов соответствующего профиля: физики, математики и информатики; физико-технических наук; химии и наук о Земле, биологических наук, медицинских наук, гуманитарных наук и искусств, аграрных наук.
В НАН Беларуси функционируют более 90 различных научных организаций. Численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, в НАН Беларуси составляет более 11 тысяч человек, в том числе более 500 докторов наук и 2 тысячи кандидатов наук. Основными задачи НАН являются научное обеспечение экономического, социального и государственно-правового развития республики; организация, проведение и координация фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок по важнейшим направлениям естественных, социальных наук и искусств; определение приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований; обеспечение развития науки в регионах Республики Беларусь; создание условий для развития научных школ, подготовки научных работников высшей квалификации, повышения квалификации ученых и специалистов, в том числе в зарубежных научных центрах; обеспечение развития информатизации и системы научно-технической информации.
Научно-технические связи Республики Беларусь осуществляются с 40 странами и многими международными организациями, такими как Международная ассоциация по сотрудничеству с учеными из новых независимых государств бывшего Советского Союза (ИНТАС), Международный научно-технический центр (МНТЦ), Международный центр научно-технической информации (МЦНТИ), Объединенный институт ядерных исследований и другими.
Прикладные научные исследования и инновации охватывают сегодня практически все отрасли экономики. Белорусские научные организации и предприятия готовы к работе и сотрудничеству по самым высоким стандартам и требованиям и выступают надежными партнерами в национальных и интернациональных инвестиционных и производственных проектах. [12]
Таблица 2.1 - Количество организаций занимающихся инновационными исследованиями
Организации |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
1)Научно-исследовательские организации |
114 |
106 |
105 |
2)Конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации |
37 |
35 |
33 |
3)Проектные и проектно-исследовательские организации строительства |
10 |
9 |
8 |
4)Опытные (экспериментальные) организации |
9 |
13 |
15 |
5)Учреждения образования, реализующие образовательские программы высшего образования |
43 |
43 |
63 |
6)Промышленные организации |
141 |
149 |
161 |
Всего |
446 |
468 |
501 |
[13, с. 494]
Рис. 2.1 – Изменение количества предприятий занимающихся инновационной деятельностью.
Как видно на рисунке 2.1 кривая стремится вверх, следовательно количество предприятий увеличивалось.
Таблица 2.2 - Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
1)исследователи |
20543 |
19879 |
19668 |
2)техники |
2312 |
2248 |
2236 |
3)Вспомогательный персонал |
9586 |
9585 |
9290 |
Всего |
32441 |
31712 |
31194 |
Информация о работе Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности национальной экономики