Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:56, курсовая работа
Проблема конкурентоспособности фирм, отраслей, стран — одна из наиболее актуальных и динамичных в мировой экономике, ибо на ее анализ влияют многие факторы, прежде всего изменения темпов экономического роста стран, уровень безработицы, место страны или фирмы в мировой экономике и т.п. Исследованием этой проблемы занимаются как мировые институты (Всемирный банк, ИКАО, МОТ, ОЭСР), так и отдельные зарубежные и отечественные ученые (Н. Говорова, С. Долгов, М. Портер, и др.). Значимость этой проблемы особенно возрастает в условиях растущей глобальной экономической конкуренции за право каждой страны занять достойное место в системе мирового хозяйства. Конкурентоспособность неразрывно связана сегодня с глобализацией, ибо она неопределима вне данного контекста.
Введение……………………………………………………………………..
1. Роль инноваций в обеспечении конкурентоспособности национальной экономики…………………………………………………..............................
1.1 Национальная конкурентоспособность…………..............................
1.2 Факторы повышения конкурентоспособности национальной экономики…………………………………………………………………….....
1.3 Развитие науки и инноваций – важнейшие факторы развития экономики страны…………………………………………………………………………..
1.4 Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 г.………………………………………………………
2. Инновации – основной фактор обеспечения конкурентоспособности Республики Беларусь…………………………………………………………
2.1 Научный потенциал страны…………………………………………..
2.2 Затраты на науку………………………………………………………
2.3 Результаты инновационной деятельности…………………………...
3. Основные направления инновационной стратегии как важнейшего фактора укрепления конкурентоспособности экономики Республики Беларусь…………………………………………………………………………
3.1 Инновационная стратегия Республики Беларусь…………………...
3.2. Отрасли экономики активно участвующие в экспорте…………...
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………
2.2.Отрасли экономики активно участвующие в экспорте 1)Автомобилестроение. Беларусь специализируется на производстве грузовых автомобилей. В последние годы здесь совершен прорыв в качестве выпускаемых грузовиков, автобусов и специальных машин. На предприятиях отрасли выпускаются машины грузоподъемностью до 300 тонн. Наращиваются объемы производства и улучшается качество продукции.
Только Минский автомобильный завод выпускает более 300 моделей и модификаций грузовых автомобилей. Это единственное предприятие в СНГ, которое выпускает магистральные автопоезда, соответствующие требованиям ЕВРО-2 и ЕВРО-3.
Автомобилестроение включает в себя 35 предприятий и организаций, выпускающих автомобили и автопоезда для международных перевозок, самосвалы и лесовозы, полноприводные автомобили повышенной проходимости, сверхтяжелые карьерные самосвалы и самосвальные автоприцепы, погрузчики, самоходные скреперы, грузовые прицепы и полуприцепы, прицепы-дачи к легковым автомобилям, дизельные двигатели, автобусы различного назначения, комплектующие и запчасти к автомобильной технике.
В состав подотрасли входят специализированные научно-исследовательские и конструкторско-технологические институты, которые обеспечивают разработку новых изделий, технологий и оборудования.
2)Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Подотрасль, ориентированная на аграрный сектор экономики, нашла возможности осваивать новые модели техники для агропромышленных комплексов по приемлемым для потребителя ценам. Сельхозмашиностроение включает в себя 80 предприятий с числом работающих более 55 тыс. человек, которые производят тракторы, комбайны, машины и оборудование для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также запасных частей к ним. Флагман подотрасли - производственное объединение "Минский тракторный завод" освоило производство тракторов мощностью до 280 л.с. с синхронизированной коробкой передач, гидрообъемным рулевым управлением, современной гидросистемой. Начато производство тракторов "Беларус" - 2522, "Беларус" -2822 мощностью от 250 до 280 л. с. Предприятие входит в семерку самых крупных экспортеров тракторов в мире.
3)Машиностроение для пищевой и лёгкой промышленности, бытовые приборы. Несмотря на обилие предложений импортной техники для пищевой и легкой промышленности, а также для бытового назначения, белорусское машиностроение в этом секторе не сдало своих позиций. В республике наращивается выпуск торгового оборудования, техники для изготовления пищевых продуктов, различных мини-заводов.
ЗАО "Атлант"
освоило гамму бытовых
4)Транспорт. В Республике Беларусь уделяется большое внимание повышению эффективности работы в области транспортной деятельности, росту конкурентоспособности белорусских перевозчиков на рынке транспортных услуг и развитию экспорта.
Наша республика
стремится развивать
Республика Беларусь активно сотрудничает с международными правительственными (КВТ ЕЭК ООН, ЕКМТ, ЕК ЕС, КТС СНГ, МСД СНГ, ЕврАзЭС) и неправительственными (IRU, FIATA) организациями, Министрерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь является участником основных международных конвенций и соглашений, регулирующих международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров.
Республикой Беларусь заключены двусторонние соглашения с 42 государствами, а с 47 государствами производится обмен разрешениями, дающими право белорусским перевозчикам на осуществление международных перевозок по территории этих государств.
В результате проводимой политики в области транспортного комплекса постоянно совершенствуются и развиваются условия для его эффективного развития, привлекательности нашей территории и законодательства для участников международной транспортной системы
Белорусская железная дорога является одним из основных звеньев транспортного комплекса страны и занимает важное место в жизнеобеспечении Республики Беларусь и ее многоотраслевой экономики. Сегодня белорусская магистраль осуществляет около 75% всех выполняемых в республике грузовых и около 50% пассажирских перевозок.
Пассажирское железнодорожное сообщение связывает Беларусь с Амстердамом, Берлином, Варшавой, Прагой, Братиславой, Варной, Бухарестом, Веной, Софией, Будапештом, Констанцией, а также столицами и административными центрами России, Украины, Молдовы, Литвы, Казахстана.
Выгодное географическое положение Республики Беларусь, которая является естественным мостом между Российской Федерацией и Западной Европой, позволило Белорусской железной дороге занять достойное место в системе международной экономической интеграции, стать надежным партнером ведущих европейских держав в обеспечении и развитии эффективных транспортных связей на Европейском континенте.
Белорусской железной дорогой проводится целенаправленная работа по развитию сотрудничества с железнодорожными администрациями иностранных государств – как на двусторонней основе, так и в рамках наиболее авторитетных международных организаций по железнодорожному транспорту.
Столица Республики Беларусь, город-герой Минск, связан регулярным воздушным сообщением со столицами и крупными промышленными и курортными городами государств СНГ, столицами, крупными промышленными и туристическими центрами государств Западной Европы, Ближнего Востока.
Высокая политическая и экономическая стабильность в республике, последовательная политика Правительства Республики Беларусь по защите национального рынка авиаперевозок (в том числе отсутствие авиакомпаний-дискаунтеров) делают особо привлекательной возможность выполнения регулярных полетов в нашу страну.
Водный транспорт, являясь составной частью транспортного комплекса Республики Беларусь, обеспечивает перевозки грузов и пассажиров на внутренних водных путях протяженностью около 2,0 тысяч километров в приречные пункты и переработку грузов в 10 речных портах, расположенных в бассейнах судоходных рек республики: Припять, Днепр, Сож, Березина, Неман, Западная Двина. По территории республики проходит водный путь, включенный в состав Европейских внутренних водных путей - система Буг – Днепро-Бугский канал - Припять – Днепр – с выходом в Чёрное море. Речные порты Гомель, Бобруйск, Мозырь имеют железнодорожные подъездные пути и приспособлены для обработки грузов, следующих в смешанном сообщении. Портовое хозяйство оснащено плавучими и портальными кранами, грузовыми механизированными линиями скоростной обработки судов.
На реках республики эксплуатируется около 700 судов транспортного, технического и вспомогательного флота.
Основным перевозчиком грузов является РТУП "Белорусское речное пароходство", которое осуществляет как перевозку грузов, так и их обработку в портах. Технические возможности портов позволяют перевезти более 8 млн. тонн и обработать 15 млн. тонн грузов год. [17]
Активный экспорт товаров Республики повышает её конкурентоспособность так как чем больше товаров экспортирует страна тем больше о ней узнают другие страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внедрение инноваций в производство — один из основных факторов конкурентоспособности национальной экономики. Наукоемкость продукции во многом влияет и на ее добавленную стоимость, внедрение новых технологий позволяет сокращать издержки и материалоемкость. Это особенно актуально для Беларуси, которая вынуждена импортировать основную часть ресурсов.
Основные инновационные направления, которые имеют первоочередное значение для Беларуси - это направления, связанные с разработкой новых технологий в области энергетики, энергосбережения и эффективности. Наличие собственных разработок — это запас прочности для страны при перманентно изменяющихся внешних факторах. Использовать мировой опыт необходимо, но основа разработок должна быть отечественной. Только тогда можно говорить о полноценной системе энергетической независимости в стране. А «механически» закупать западные инновации — неправильно со стратегической точки зрения: попадаешь в прямую зависимость от иностранного поставщика технологии, который в любой момент может перекрыть кислород. Кроме того, технологии — это еще и квалифицированные кадры. Их надо готовить у себя, а не импортировать.
Спрос на энергетику сегодня колоссальный во всем мире, с ее дефицитом столкнулось уже большинство стран. Эра углеводородов уходит в прошлое. Атомная энергетика — единственная альтернатива традиционной. В мире ведутся исследования по разным направлениям: использование энергии солнца, ветра, биогаза. Но масштабное использование этих видов энергии реально через 20—30 лет. Энергию ядра уже эксплуатируют почти 60 лет, многие технические, научные, инженерные и другие вопросы производства и эксплуатации атомных реакторов отработаны практически до совершенства. Поэтому АЭС сегодня — понятный, развитый, устойчивый и безопасный способ получения энергии.
Большие перспективы есть у водородной энергетики. Весь мир бьется над этой проблемой. Результаты Беларуси неплохо выглядят на международном уровне. По государственной программе прикладных научных исследований «Водород» ведутся активные научные исследования. Задача — обеспечить научную основу для практического использования водорода. Планируется создать конкурентоспособные отечественные промышленные электролизеры нового поколения, установки для получения синтез-газа, ацетилена и особо чистого водорода. В рамках программы предполагается создание прототипа экологически чистого автомобиля на основе топливных элементов, топливных процессоров для ввода водородсодержащих добавок в двигатели внутреннего сгорания.
Республика Беларусь по своему потенциалу может претендовать на одно из лидирующих мест в мире по водородной тематике.
Все основные проекты Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007 — 2010 годы выполнены научными учреждениями НАН Беларуси. Это производство новых фармсубстанций противовирусных и противоопухолевых лекарственных средств, в том числе флударабел, аламин, цитосорбин, карбоплатин, гуаран, виразол и др. Аналоги в СНГ отсутствуют. Новые лазерные источники для военной техники, медицины, для применения в технологических процессах; новые модификации обрабатывающего, режущего и бурильного инструмента с использованием искусственных алмазов и кубического нитрида бора; производство уникальных конкурентоспособных на мировом рынке оптических изделий (ультрафиолетовых и инфракрасных фильтров, высокостойких лазерных зеркал, поляризаторов, спектроделителей, интерферометров различных типов, оптических линий задержки и др. продукции); создание республиканского биотехнологического селекционного центра молочного скотоводства для ускоренного выведения белорусской специализированной породы крупного рогатого скота высокомолочного типа с генетическим потенциалом — 10—12 тысяч килограммов молока с содержанием жира 3,6—3,9 % и белка 3,2—3,3 % — в целях быстрого распространения селекционных результатов на все сельскохозяйственное производство и многие другие. [18]
Почти все запланированные программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 были выполнены. И это показатель того, что и всё запланированное на 2015 год будет реализовано.
Научные приоритеты определяются в Беларуси исключительно исходя из национальных интересов страны. Фундаментальные и прикладные исследования постоянно корректируются с учетом потребностей государства в научно-технической продукции. Например, Указом Президента Республики Беларусь от 30.06.2006 г. № 418 «О мерах по стимулированию производства лазерно-оптической техники в Республике Беларусь» предусмотрено развитие производства лазерно-оптических приборов техники. При этом ученые должны своими разработками обеспечить непрерывный инновационный цикл для выпуска конкурентоспособной продукции.
База научно-технического прогресса века XXI — нанотехнологии. На их основе будут развиваться практически все направления науки, медицины, экономики. Именно поэтому в Беларуси реализуется Государственная комплексная программа научных исследований «Наноматериалы и нанотехнологии».
Сегодня в Беларуси недостаточно развита отраслевая наука, и этот пробел частично компенсируется за счет работы научных учреждений академии наук. Для постановки научных задач должен выдерживаться следующий алгоритм: потребности экономики — промышленная политика и возможности производства — оценка перспективности — выработка конкретной научно-технической и научной задач.
Так же стоит отметить, что 15 ноября 2012 г. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь и Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) провели в Минске международный научно-практический семинар «Содействие инновациям как источнику конкурентоспособности на мировом рынке». Он является одним из мероприятий программы сотрудничества ГКНТ и ЕЭК ООН на 2012-2013 годы по совершенствованию государственной инновационной политики в Беларуси.
Общая задача семинара
– оказать Беларуси информационное
и методическое содействие в повышении
позиций в международных
Информация о работе Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности национальной экономики