Инновационный потенциал, как ресурс предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть теоретические и практические аспекты инновационного потенциала предприятия на примере ЗАО "ЗЭТО".
Актуальность работы состоит в том , что инновационный потенциал является одним из престижных направлений развития фирмы, который позволит улучшить его работу.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1 Теоретические аспекты инновационного потенциала предприятия...............4
1.1 Понятие и сущность инновационного потенциала предприятия.................4
1.2 Развитие инновационного потенциала предприятия.....................................8
1.3. Проблемы , влияющие на инновационную активность предприятий.......13
2 Методы оценки инновационного потенциала предприятия..........................15
2.1 Классификация методов оценки инновационного потенциала предприятия...........................................................................................................15
2.2 Основные характеристики методов инновационного потенциала предприятия...........................................................................................................20
3 Расчет инновационного потенциала предприятия ЗАО «ЗЭТО»..................24
3.1 Краткая характеристика предприятия ЗАО «ЗЭТО»..................................24
3.2 Статистический метод рассчета инновационного птенциала ЗАО "ЗЭТО"....................................................................................................................33
Заключение............................................................................................................36
Список используемой литературы......................................................................37

Файлы: 1 файл

Инновационный потенциал предприятия.docx

— 125.98 Кб (Скачать файл)
Недостаток матричных структур - это возможный дисбаланс между программно- линейной и координационной структурами.
На следующем этапе "работник- организация " основой является добровольное взаимодействие между персоналом.
Основой для данного этапа является замена властной иерархии принципом увязки интересов всех работников в конкретном подразделении.
Одной из наиболее существенных форм организации инновации является неофункциональная структура . Её смысл заключается в том, что директора по научно- техническим разработкам , составляют совет директоров, которым подчиняются соответствующие подразделения, где руководство осуществляют функционально разделенные руководители в координации с отделами инноваций по своим профилям.
Так же инновационная деятельность предприятия может быть организованна , как программно- ориентированная структура. Эта структура ориентирована на первый этап жизненного цикла инноваций.
Если крупное предприятие осуществляет инновации на всех этапах жизненного цикла товара, то возможно применение проблемно-целевой структуры – сверхсложной системы, охватывающая имущественный и производственный комплекс, финансовую, управляющую, социальную, информационную и правовую подсистемы.
 Сама структура зависит от типа инновационного предприятия, объема продаж и т.д.
Контроль за проведением процесса инноваций осуществляется согласно требованиям к осуществлению инновационного процесса.
В данной главе можно сделать следующие выводы насчет развития инновационного процесса на предприятии:
1) К инновациям относят любые технические технологические, организационные, экономические и управленческие качественные изменения, отличные от сложившейся на данном предприятии практики, обеспечивающие его экономический рост.

 

2) Научные исследование , рассматривающие инновационный  процесс на предприятии включают , как теоретические, так и прикладные  основы.
3) Инновационный процесс включает такие элементы как: инициация инновации, маркетинг инновации, производство нового товара, включающее внедрение (получение опытного образца и / или пробной партии) и освоение (массовое производство новой продукции, технологии или услуги), продвижение нового продукта или технологии на рынок, мониторинг экономической эффективности инновации, диффузию инновации. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
4) Различают три формы  инновационного процесса на предприятии - это внутриорганизационный, межорганизационный, расширенный.
5) Само правовое регулирование осуществляется на основе правовых актов, составляющих инновационную деятельность в РФ.
6) Существуют различные формы поддержки инновационной деятельности предприятия. А именно: законодательное регулирование инновационной деятельности, трансферта технологий, малого и среднего бизнеса; нормативно-правовое создание условий для благоприятного инновационного климата; разработка долгосрочной стратегии инновационной деятельности: определение инновационных приоритетов, выбор основных направлений государственного регулирования инноваций, разработка инновационных программ, пользующихся государственной поддержкой; прямое участие государства в финансировании инновационных программ, конверсии военных технологий; содействие формированию венчурных фондов для финансирования инновационных проектов малого и среднего бизнеса, вложение в эти фонды государственных средств; дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса, создание государственных фондов поддержки малого предпринимательства; налоговые и таможенные льготы для инвесторов инновационных программ, трансферта технологий; содействие развитию инновационной инфраструктуры – технопарков, технологических инкубаторов, инновационных центров, центров трансферта технологий, банков данных по инновациям и др.; содействие развитию международного сотрудничества в области инноваций и трансферта технологий; защита интеллектуальной собственности и защита интересов участников инновационной деятельности; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности, реализации инновационных программ и развития инновационной инфраструктуры.
7) Формами поддержки инновационной деятельности предприятий малого бизнеса на муниципальном уровне могут быть: управление содействия малому бизнесу администрации (проведение инвестиционных конкурсов, разработка общей стратегии и координация действий инновационных предприятий малого бизнеса); ассоциация поддержки малого бизнеса (проведение инвестиционных конкурсов, функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам инновационных предприятий малого бизнеса, поиск партнеров); региональный фонд поддержки предпринимательства (проведение инвестиционных конкурсов, функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам инновационных предприятий малого бизнеса, поиск партнеров); инновационный фонд (финансирование инновационной деятельности, финансирование и проведение конференций и симпозиумов); технопарк (маркетинговые исследования рынка, разработка и экспертиза инновационный проектов и бизнес-планов, поиск партнеров, финансирование инновационной деятельности); информационно-аналитический фонд (сбор и предоставление статистической информации, издание методической литературы, реклама, социологические и маркетинговые исследования рынка, экспертиза инновационных проектов и бизнес-планов, поиск партнеров).
1.3. Проблемы , влияющие на инновационную активность предприятий
Как и во многих других аспектах экономики , в инновационном потенциале так же существует ряд проблем для его оценки. Ниже будут приведены проблемы характерные именно для отечественных предприятий:
1) Менеджмент в большинстве российских предприятий во многом перенимает наследие зарубежных практик с их опытом " индустриального" этапа производства.  На первом месте находятся задачи по оптимизации производственной ситуации , а не её изменении. Из-за этого задачи маркетинга и рыночные стратегии занимают небольшую долю в общем объеме задач предприятия. Руководители предприятий недостаточно осведомлены в проблемах мирового хозяйства , из-за чего они не могут участвовать в мировом хозяйстве всеобъемлюще.
2) Персонал  предприятий, в первую очередь финансовый менеджмент среднего звена и инженерно - технические специалисты, во многом оказался не готовым к работе в рыночных условиях, в числе которых доминируют активная ориентация на коммерческие перспективы результатов проектно - конструкторских и технологических разработок, на разнообразие и динамизм источников финансирования, на наличие разветвленных кооперационных связей и высокий темп обновления направлений и продуктов деятельности. В силу этого в среде таких работников наблюдается дефицит предприимчивости и инициативной ориентации на освоение  истинно рыночного поведения.
3) Отечественные предприятия  не могут нормально развиваться  из-за большого количества ремонтных  работ. Их материальная база устарела  морально и физически. Данная  ситуация ставит инновационные  разработки в невыгодном свете , снижают их отдачу при реализации
4) Активность предприятий в основном, заключается в продвижении их традиционной продукции, а не в разработке новой, инновационной.
5) Низкие темпы обновления  производственных фондов связана  с тем, что большинство предприятий  было организовано ещё в прошлом  веке, где не предполагалась такая  высокая скорость обновления  продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Методы оценки инновационного  потенциала предприятия
2.1 Классификация методов  оценки инновационного потенциала  предприятия
В современном обществе для благоприятного развития предприятие должно обладать гибкостью в развитии . Для инновационной деятельностью гибкость предприятия является одним их важных факторов, который необходимо оценить для дальнейшего перспективного развития предприятия. На сегодняшний день существует стандарт МС ИСО 9000:2000 , в котором сформулированы 8 принципов менеджмента качества:
1) Фокус на потребителя и повышение конкурентоспособности предприятия .Этот принцип позволяет повысить уровень конкурентоспособности предприятия,  что позволяет обеспечить гибкое развитие в будущем.
2) Лидерство руководства  в обеспечении гибкого развития. Руководитель должен  мотивировать сотрудников для успешной работы , постоянно стараться развивать фирму.
3) Вовлечение персонала  в развитие предприятия.  Опыт  иностранных предприятий свидетельствует, что успешное внедрение улучшений происходит , если к переменам согласно минимум 20-25 % работников предприятия.
4) Процессный подход в гибком развитии предприятия.  Развитие будет более эффективно, если ресурсами управляют как процессом.
5) Системный подход к управлению гибким развитием. Выявление процессов и управления ими ,как системой повышает эффективность предприятия в целом.
6) Постоянное стремление к развитию предприятия. Система управления организации должна быть направлена на повышение эффективности предприятия.
7) Принятие эффективных  решений, основанных на фактах. Должна использовать только достоверная информация.
8) Оптимизация влияний  внешней среды. Взаимовыгодные отношения между поставщиком и заказчиком повышают эффективность создания ценностей обоих сторон.
Развитие математики для решения все более сложных задач  вместе с развитием аналитики привело к появлению теории вероятностей и математической статистики. Для более неопределенных задач используются математическая логика, математическая лингвистика и т.д.
Поэтому более удобным будет разделить методы используемые для оценки инновационного потенциала предприятия на две большие группы : количественные и качественные. Данная классификация приведена на рисунке.
Рисунок 1 Методы оценки инновационного потенциала предприятия
Такое разделение методов отвечает основным требованиям системного анализа, который в свою очередь помогает разработке методик , методов и анализа проблемных ситуаций.
На данном рисунке качественные методы расположены сверху вниз в зависимости от их формализации, а у количественных методов сверху вниз появляется все больше внимание к анализу и увеличиваются средства для его проведения.
Количественные методы основываются на математическом аппарате. При выборе метода мы должны понимать особенности того или иного направления и его возможности при проведении анализа инновационного потенциала предприятия.
Выбор метода для инновационного потенциала является очень важной составляющей, при неправильном выборе дальнейших ход работы может замедлиться или вообще придти в тупик.
Теперь рассмотрим сущность основных методов.
1) методы направленные  на активизацию использования интуиции и опыта специалистов. В них входят методы, основанные на экспертной оценке, а именно:
а) "Мозговая атака" - это коллективный метод поиска новых идей. Целью данного метода является получение большого количества идей в ограниченные сроки времени.
б)  Метод сценариев - данный метод предполагает моделирование будущих состояний  системы по каждому решению, т.е. прогнозирование положительных и отрицательных черт каждого решения.
в) Метод "Дельфи" - является одним из методов экспертных оценок, нужен для повышение объективности экспертных опросов. Он является обратным методу экспертных оценок , т.е. экспертов ознакомляют с данными предыдущего тура , и они делают выводы по данным ответам. . Однако в силу трудоемкости обработки результатов и значительных временных затратах первоначально предусматриваемые методики «Дельфи» не всегда удается реализовать на практике.
2) Методы типа "дерево  целей" заключается в разделении целей на подцели , а их на более детальные составляющие, т.е. -функции.
а) Морфологический метод - основывается на построении двухмерной матрицы : выбирается две самые важные характеристики системы, по ним составляют список альтернативных вариантов и на этой основе строят таблицу ,осями которой являются эти списки. Общее решение получится, если взять хотя бы по одному решению из каждой части. Системное исследование всех возможных комбинаций решений отдельных частей проблемы приводит к  "изобретению " новых решений проблемы в целом.
б) Метод решающих матриц заключается в разделение метода экспертных оценок  на подметоды и пошагово получают оценки.
3)Методы постепенной формализации задачи - данные методы сформировались из-за интеграции методов экспертной оценки с формализованными методами. Данная интеграция позволяет поставить методы экспертных оценок на математическую основу, что в свою очередь делает оценки более точными.
а) Метод Паттерн- анализа - схож с методом "дерево целей" ,но каждой ветки присваиваются вероятностные характеристики , которые определяют относительную важность одной ветки перед другой.
4)Наиболее распространенными и более точными методами для оценки сложных систем в экономике выступают экономико - математические методы. Экономико -математические методы - это комплекс экономических и математических научных дисциплин , объединенных для изучения экономики. Такие методы очень важны для построения теоретических моделей , позволяющих прогнозировать поведение экономических субъектов и экономическую динамику.

Информация о работе Инновационный потенциал, как ресурс предприятия