Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:14, курсовая работа
Актуальность темы. В процессах глобализации мировой экономики иностранные инвестиции играют не менее значимую роль, чем международная торговля товарами и услугами. В современном мире практически не осталось стран, не вовлеченных в процессы международного инвестиционного сотрудничества. Стало аксиомой, что устойчивое экономическое развитие невозможно без эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Введение
Глава1. Инвестиционная стратегия КНР
1.1 Правовые основы регулирования инвестиционной деятельности в КНР
1.2 Инвестиционный климат в КНР
Глава 2. зарубежных инвестиций в развитии открытых экономических районов КНР
2.1. Роль зарубежных инвестиций в развитии открытых экономических районов КНР:
2.2 Прямые иностранные инвестиции Японии в КНР
Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения и использования иностранных инвестиций в экономике КНР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................28
СПИСОК
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава1. Инвестиционная стратегия КНР
1.1 Правовые основы регулирования инвестиционной деятельности в КНР
1.2 Инвестиционный климат в КНР
Глава 2. зарубежных инвестиций в развитии открытых экономических районов КНР
2.1. Роль зарубежных инвестиций в развитии открытых экономических районов КНР:
2.2 Прямые иностранные инвестиции Японии в КНР
Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения и использования иностранных инвестиций в экономике КНР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК
Введение
Актуальность темы. В процессах глобализации мировой экономики иностранные инвестиции играют не менее значимую роль, чем международная торговля товарами и услугами. В современном мире практически не осталось стран, не вовлеченных в процессы международного инвестиционного сотрудничества. Стало аксиомой, что устойчивое экономическое развитие невозможно без эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Мировой опыт доказывает, что прямые иностранные инвестиции имеют ряд преимуществ перед другими формами развития экономики: во-первых, они дают дополнительный источник капитальных вложений в производство товаров и услуг, в ряде случаев осуществляемый в виде передачи прогрессивных технологий, ноу-хау, новейших методов управления; во-вторых, не ложатся бременем на государственный бюджет, на его внешний долг.
Прямые иностранные инвестиции сыграли важную роль в становлении и развитии интернационализированного сектора экономики азиатских стран. Восполняя дефицит капитала и технологии, ПИИ положительно влияли на рост занятости и заработной платы, мобилизацию местных источников накопления и увеличение экспортных доходов. Приток иностранных капиталовложений можно считать одним из показателей открытости экономики, а также индикатором ее высокой конкурентоспособности. распределение ПИИ по странам свидетельствует и о сравнителыгой рентабельности инвестиций.
В последние годы ПИИ в экономику развивающихся государств постоянно увеличивались. На конец 2005 года в странах Азии было сосредоточено 74% всех накопленных прямых иностранных инвестиций, поступивших в развивающиеся государства1.
Тенденция роста ПИИ наблюдается и в Китае. ПИИ служат для Китая дополнительным источником средств, передовых технологий, современного менеджмента, способствуют рыночным преобразованиям, повышению конкурентоспособности отечественной продукции. В Китае считается, что инвестиции, потребление, экспорт - это «тройка», которая выводит китайскую экономику на новые рубежи. Активизация притока иностранного капитала в страну - одна из основных задач государственной политики Китая. Формирование предпосылок для привлечения иностранных инвестиций рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений деятельности китайского государства.
XVI Всекитайский съезд
КПК предложил курс на
Таким образом, перед
Китаем стоят такие задачи, как
рост объемов ПИИ в китайскую
экономику и эффективности их
использования. В связи с этим
исследования проблем прямых
иностранных инвестиций в
Степень изученности проблемы. Определена на основе анализа материалов периодической печати, исследований учёных в области инвестиционной деятельности Китая, официальных документов, законодательных актов КНР, экономической и внешнеторговой статистики КНР и Японии.
Работы базируется на: Закон КНР «О предприятиях с иностранным капиталом» от 12 апреля 1986 года3, Закон Китая «О совместных предприятиях с иностранным капиталом» от 1 июля 1979 года4, Положение Китайской Народной республики «О применении Закона о предприятиях с иностранным капиталом» от 28 октября 1990 года5, Закон КНР «О совместных акционерных предприятиях» от 1 июля 1979 года6 и другие.
Основу для ориентирования автора в данной области заложили труды китайских, российских и западных экономистов, посвященные вопросам привлечения и использования прямых иностранных инвестиций в КНР. Особенно полезными были работы таких авторов, как Бажанов Е.П.7, Балакин В.И.8, Булатов А.С.9, Каменов П.В.10, Милонов В.С.11, Новоселова Л.В.12, Потапов М.А.13, Салицкий А.И.14,
Селищев А.С. и Селищева Н.А.15, Шахматов А.В.16, Лю Чжаньли17, Дай Юэ18 и других.
Полезна была работа Дейч Т.Д. «Интеграция Китая в мировую экономику: уроки для России»19 в которой автор рассматривает политику привлечения иностранного капитала в КНР, создание совместных предприятий, а также роль в этом процессе Свободных Экономических Зон.
Интересна монография Михеева М.М «Глобализация экономики Китая»20. Монография представляет собой исследование экономики Китая. Рассматриваются две точки зрения: согласно одной укрепляющийся Китай представляет собой угрозу мировой рыночной демократии, другая предсказывает его скорый крах. Анализируются проблемы и противоречия современного этапа экономического развития КНР, рассматриваются перспективы финансовой, экономической и социальной интеграции Китая в Азии.
В работе «Возрождение Азии: горизонты модернизации»21 особое внимание авторы уделили сдвигам в структуре хозяйства азиатский стран, процессу концентрации капитала, взаимосвязи инвестиций и экономического роста.
Научная новизна работы. Несмотря на сравнительно многообразие литературы по отдельным вопросам исследуемой проблемы, комплексный анализ отсутствует. В связи с этим, в работе проведен комплексный анализ политики Китая в инвестиционной сфере, дано комплексное представление наиболее важных сведений о прямых иностранных инвестициях в Китайскую Народную Республику.
Цель работы – проанализировать прямые иностранные инвестиции в экономику КНР на примере Японии. Исходя из поставленной цели, автор ставит следующие задачи:
- изучить правовые основы
регулирования иностранных
- провести анализ
- проанализировать отраслевое и территориальное размещение ПИИ в Китае;
- выявить концептуальные
основы и механизмы реализации
сотрудничества в
- исследовать ПИИ из Японии в КНР.
Следовательно, объектом исследования являются прямые иностранные инвестиции в экономику Китая, а предметом исследования являются прямые иностранные инвестиции Японии в экономику Китая.
Теоретико-методологической основой данной работы являются положения и выводы, понятия и определения, содержащиеся в основополагающих документах, международных документах и актах, трудах видных отечественных и зарубежных ученых, политиков в области экономической науки, специализирующихся на освещении проблематики привлечения прямых иностранных инвестиций в Китай, а также документы и материалы, регулирующие инвестиционную сферу в КНР и Японии.
Методы исследования. При написании данной работы автор использовал такие методы, как сбор информации, системный анализ, индуктивный и дедуктивный метод, историко-хронологический метод, ивент-анализ, контент-анализ.
Хронологические рамки исследования охватывают период XX - начала XXI века.
Практическая значимость работы. Определяется тем, что ее положения и выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении динамики и особенностей японо-китайского инвестиционного сотрудничества, факторов, влияющих на его изменение.
Материалы данного исследования могут также использоваться в учебном процессе при разработке лекций и семинаров по инвестиционной политике Китая, особенно в отношении Японии, по вопросам двустороннего инвестиционного сотрудничества КНР с Японией.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемых источников и литературы, а также приложений.
иностранная инвестиция китай
1. Инвестиционная стратегия КНР
1.1 Правовые
основы регулирования
Политика государственного регулирования иностранных инвестиций включает в себя мероприятия по обеспечению доступа иностранных инвесторов на внутренний рынок, упорядочению объемов вложений иностранных инвесторов в уставный капитал совместных предприятий, установлению льготных режимов и упрощению административных препятствий.
С начала экономической реформы 1978 года Китай проводит политику по стимулированию притока иностранных инвестиций в национальную экономику. Увеличение объемов зарубежных капиталовложений и повышение эффективности их использования рассматриваются руководством КНР в качестве приоритетных целей, достижение которых должно способствовать решению таких экономических задач, как развитие экономики в условиях ограниченности внутренних фондов, переход национальной экономики к рыночным отношениям, модернизация экономики за счет внедрения современного оборудования и технологий, интеграция экономики в мировое хозяйство, повышение уровня жизни и занятости населения.22 Кроме того, 19 июля 2004 года опубликовано новое Постановление Госсовета КНР «О реформе инвестиционной системы», в котором подчеркивается намерение продолжать политику открытости китайской экономики для иностранных инвесторов в качестве одной из основных государственных политических установок. Главным направлением реформы инвестиционной системы провозглашено дальнейшее упрощение процедуры утверждения инвестиционных проектов, расширение компетенции провинциальных правительств по санкционированию проектов и другое23.
Нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность в КНР, определена следующими документами: Закон КНР «О предприятиях с иностранным капиталом» от 12 апреля 1986 года24, Закон Китая «О совместных предприятиях с иностранным капиталом» от 1 июля 1979 года25, «Положение Китайской Народной республики о применении Закона о предприятиях с иностранным капиталом» от 28 октября 1990 года26, Закон КНР «О совместных акционерных предприятиях» от 1 июля 1979 года27. А так же «Временные правила создания совместных внешнеторговых компаний в КНР» от 2003 года, Закон КНР «О компаниях», Закон КНР «О предприятиях со 100% иностранным капиталом» от 12 апреля 1986 года, «Правила деятельности представительств зарубежных юридических фирм в КНР», Положение «О порядке регистрации в КНР инвестиционных проектов» 28 и другие. Указанные документы постоянно совершенствуются и обновляются.
Основную работу в отношении регулирования притока иностранного капитала (инвестиций) в Китай выполняют Госсовет КНР, Госкомитет по реформе и развитию, Министерство коммерции, Министерство иностранных дел, Министерство финансов, Госкомитет по контролю за банковской деятельностью, Государственное таможенное управление, Китайская международная торговая палата, Управление Торгово-Промышленной Администрации29.
Закон КНР «О предприятиях с иностранным капиталом» определяет, что Китайская Народная Республика разрешает иностранным предприятиям и другим хозяйственным организациям или отдельным лицам (иностранным инвесторам) создавать в Китае предприятия иностранного капитала и осуществляет охрану законных прав и интересов таких предприятий для расширения внешнеэкономического сотрудничества и технического обмена,
Под предприятием иностранного капитала понимается предприятие, созданное в Китае полностью на основе капитала иностранного инвестора согласно соответствующим законам Китая. К данным предприятиям не относятся филиалы иностранных предприятий и других хозяйственных организаций в Китае.
Согласно данному закону, капиталовложения иностранного инвестора, получаемая прибыль и иные законные права и интересы иностранного инвестора охраняются китайскими законами. Но и предприятие иностранного капитала обязано соблюдать китайские законы и постановления и не наносить вред общественным интересам Китая.
Статья 6 гласит, что заявка на создание предприятия иностранного капитала рассматривается и утверждается компетентным органом по внешнеэкономическим связям и внешней торговле Государственного совета либо органом, которому Государственный совет предоставит это право. Орган по рассмотрению и утверждению заявок должен в течение 90 дней с момента получения заявки принять решение о разрешении или об отказе. После получения разрешения на создание предприятия иностранного капитала иностранный инвестор в течение 30 дней с момента получения свидетельства о таком утверждении должен обратиться в Главное управление торгово-промышленной администрации с просьбой о регистрации и выдаче разрешения на ведение хозяйственной деятельности. Дата выдачи разрешения на хозяйственную деятельность предприятия иностранного капитала и является датой создания данного предприятия.
Предприятие иностранного капитала, если оно соответствует требованиям китайских законов относительно юридического лица, приобретает на законных основаниях права китайского юридического лица (статья 8).
Главное управление торгово-промышленной администрации производит проверки и осуществляет контроль за предприятием иностранного капитала. Тем не менее, согласно статье 11, предприятие иностранного капитала осуществляет хозяйственно-управленческую деятельность согласно утвержденному уставу и без вмешательства извне.
По данному закону, предприятие иностранного капитала в Китае обязано вести бухгалтерские книги, осуществлять самостоятельный хозяйственный расчет, представлять требуемую бухгалтерскую отчетность и подчиняться контролю финансовых и налоговых органов. Если предприятие иностранного капитала в Китае отказывается вести бухгалтерские книги, то финансовые и налоговые органы могут наложить штраф, а Главное управление торгово-промышленной администрации может потребовать прекращения хозяйственной деятельности или аннулировать разрешение на ведение деятельности.
В 15 статье данного закона особо отмечается что сырье, топливо и другие материальные ресурсы, которые необходимы предприятию иностранного капитала в пределах, разрешенных для осуществления хозяйственной деятельности, могут закупаться в Китае и на мировом рынке.