Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:14, курсовая работа
Актуальность темы. В процессах глобализации мировой экономики иностранные инвестиции играют не менее значимую роль, чем международная торговля товарами и услугами. В современном мире практически не осталось стран, не вовлеченных в процессы международного инвестиционного сотрудничества. Стало аксиомой, что устойчивое экономическое развитие невозможно без эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Введение
Глава1. Инвестиционная стратегия КНР
1.1 Правовые основы регулирования инвестиционной деятельности в КНР
1.2 Инвестиционный климат в КНР
Глава 2. зарубежных инвестиций в развитии открытых экономических районов КНР
2.1. Роль зарубежных инвестиций в развитии открытых экономических районов КНР:
2.2 Прямые иностранные инвестиции Японии в КНР
Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения и использования иностранных инвестиций в экономике КНР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................28
СПИСОК
Инвестиции из развитых стран в целом все в большей мере ориентируются на сферу услуг. В то же время КНР остается приверженной привлечению ПИИ в обрабатывающую промышленность и строительство (свыше 80% вложений в 2005 году). Такое разделение труда еще более укрепляет индустриальный статус Китая77.
Китай предоставляет преференции для инвестиций в секторах, стремится к развитию, в том числе транспорт, связь, энергетика, металлургия, строительные материалы, машиностроение, химическая промышленность, фармацевтика, медицинское оборудование, защита окружающей среды, энергосбережения, а также электроники.
В целом, на общенациональном уровне отраслевая и региональная структура инвестиций выглядит более сбалансировано, нежели в секторе иностранного предпринимательства, что является результатом активной и достаточно продуманной инвестиционной стратегии государства. В интересах поддержания устойчивых темпов и высокого качества экономического роста, а также для достижения более сбалансированного развития страны и сохранения единого национального экономического (а в конечном итоге - и политического) пространства в обозримой перспективе Китаю придется поддерживать достаточно высокий уровень государственного участия в стимулировании инвестиционного процесса. Первостепенное значение сохранят внутренние источники формирования инвестиций. При этом предполагается безусловное последовательное расширение сферы действия рыночных механизмов в китайской экономике, равно как и использование дополнительных стимулирующих импульсов иностранного предпринимательства.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
В ходе проведения реформ Китай достиг больших успехов в привлечении зарубежного капитала в экономику страны. Однако размещение прямых иностранных инвестиций по регионам неравномерно. Среди трех больших экономических регионов Китая (Восточный, Западный, Центральный), Восточный регион имеет абсолютное преимущество в использовании иностранных инвестиций.
Неравномерность размещения иностранных инвестиций по регионам Китая объективно вытекает из уровня их развития. Восточный регион, где сложились мощные отраслевые комплексы, развитая инфраструктура и сформировалась адекватная конкурентная среда, характеризуется значительными объемами прямых иностранных инвестиций. В Западном и Центральном регионах Китая:
- доминируют предприятия
с узкой отраслевой
- низкий уровень развития рыночных отношений сдерживает приток иностранного капитала.
Отсталая экономика Центрального и Западного регионов (превалирование государственных предприятий (80%), отсутствие надежного рыночного механизма, гипертрофированное развитие тяжелой промышленности) не стимулирует иностранных инвесторов вкладывать средства в эти регионы.
Выявлена тенденция к расширению географии зарубежных инвестиций: возрастает объем вложений капитала за пределами специальных экономических зон Китая.
По отраслевому размещению для инвесторов наибольший интерес представят обрабатывающая промышленность (где китайские преимущества в себестоимости и объеме внутреннего рынка будут сочетаться с зарубежными преимуществами в технологии и управлении) и сфера услуг (оптовая и розничная торговля, финансы).
Таким образом можно сказать, что инвестиционная стратегия КНР включает в себя множество компонентов, с помощью которых КНР стремится привлечь ПИИ в экономику страны. Для увеличения объемов поступлений прямых иностранных инвестиций в страну Китай проводит всестороннюю реформу законодательной базы в области инвестиционной деятельности, благодаря растущей экономике, деятельности по либерализации политики в отношении иностранных предприятий, улучшающемуся инвестиционному климату и политике открытия национальных отраслей для инвестиций, Китай остается привлекательным для иностранных инвесторов.
Глава 2. Политика и практика привлечения и использования
иностранного капитала в КНР.
2.1. Политика и
практика привлечения
Политика реформ и открытости, проводимая в КНР с конца 70-х годов 20 века, дала ошеломляющий результат. Последовательное и постепенное открытие экономики, контролируемое государственное регулирование макроэкономических процессов, введение капиталистических элементов в развитие экономики при сохранении социалистического строя (социализм с китайской спецификой) – все это привело к тому, что Китай из аграрной отсталой страны превратился в сильное индустриальное развитое государство с мощной и объемной экономикой. И хотя одним из лозунгов новой политики было высказывание “Открытость и самообеспечение“, последовательная стратегия опоры на собственные силы, как выясняется, не противоречит быстрым тактическим ускорениям в развитии внешнеэкономических связей. Так, одним из предопределяющих направлений политики открытости является всемерное привлечение и использование иностранных инвестиций.
Привлекаемые иностранные средства состоят из внешних займов и прямых инвестиций зарубежных бизнесменов. За 1979-1995 гг. было фактически освоено 229,14 млрд долл. США, из них 91,44 млрд долл составили внешние займы, а 137,7 млрд долл. прямые зарубежные инвестиции. Продолжался устойчивый рост использования иностранного капитала. В 1996 г. фактическое использование иностранных инвестиций составило 55,2 млрд. долл. США (рост 14,2%). В том числе прямые инвестиции зарубежных предпринимателей составили 42,35 млрд. долл. США (рост 12,2%) Использование иностранных инвестиций позволило Китаю преодолеть нехватку в капитальном строительстве, ускорить освоение энергоресурсов, развитие транспорта, связи и сырьевой промышленности, заимствовать передовую зарубежную технику и технологии, повысить свои возможности увеличения валютных доходов за счет экспорта. Зарубежные инвесторы, в свою очередь, получили возможность вступать на китайский рынок, извлекая оттуда прибыль. Привлечение иностранного капитала стало в период реформ одной из основных форм осуществления открытой внешнеэкономической политики Китая.
Таб.6.
Отдельные показатели
Годы |
Прирост розничных цен % |
Экспорт. млрд.долл. |
Импорт. млрд. долл. |
Реализ.прям. инвеститции млрд долл. |
1983 |
1,5 |
22,2 |
21,4 |
0,6 |
1984 |
2,8 |
26,1 |
27,4 |
1,3 |
1985 |
8,8 |
27,4 |
42,2 |
1,7, |
1986 |
6,0 |
30,9 |
42,9 |
1,9 |
1987 |
7,3 |
39,4 |
43,2 |
2,3 |
1988 |
18,5 |
47,5 |
55,3 |
3,2 |
1989 |
17,8 |
52,5 |
59,1 |
3,4 |
1990 |
2,1 |
62,1 |
53,4 |
3,5 |
1991 |
2,9 |
71,8 |
63,8 |
4,4 |
1992 |
5,4 |
84,9 |
80,6 |
11,0 |
1993 |
13,2 |
91,7 |
104,0 |
27,5 |
1994 |
21,7 |
121,0 |
115,7 |
33,8 |
1995 |
14,8 |
148,8 |
132,1 |
37,7 |
1996 |
6,0 |
151,1 |
138,8 |
41,8 |
1997 |
1,1 |
182,7 |
142,4 |
45,3 |
Источник: Статистический ежегодник КНР. Пекин. 1998.
Приоритетное значение в 1990-х годах приобрели прямые предпринимательские инвестиции, опередившие по освоенным средствам объемы внешнего заимствования. В условиях возрастающей потребности в валюте для оплаты импорта необходимых техники и технологии, сырья и материалов они рассматриваются в качестве эффективного способа разрешения противоречия между импортными потребностями и экспортными возможностями. Велика их роль во внедрении новых методов и идей в экономическую теорию и современных приемов и форм хозяйствования в практику. В конце 1970-х - начале 1980-х годов сложились благоприятные внутренние и внешние условия для привлечения иностранного капитала в КНР. Страной был взят курс на ускоренную модернизацию народного хозяйства, потребовавший значительных финансовых и материально-технических ресурсов, с другой стороны, на международном рынке имелись избыточные свободные капиталы.
Таб.7.
Оценка привлекательности стран и регионов для капитала
Страна |
Место |
Общая оценка |
Количественная оценка |
Оценка риска |
Качественная оценка |
США |
1 |
100,0 |
97,5 |
93,5 |
89,5 |
Гонконг |
3 |
94,4 |
96,4 |
82,1 |
82,5 |
Южная Корея |
19 |
71,1 |
72,7 |
45,6 |
68,7 |
Япония |
26 |
66,4 |
77,0 |
76,0 |
43,3 |
Китай |
28 |
58,8 |
82,6 |
64,4 |
25,8 |
Бразилия |
36 |
50,1 |
69,6 |
29,3 |
31,4 |
Россия |
44 |
29,2 |
46,4 |
19,0 |
12,1 |
Источник: Capital Access Index. Milken Institute, Policy Brief. Santa Monica, USA, May 1999. №4. p.2
Введение налоговых
и таможенных льгот для СП, облегчение
процесса их создания, учреждение районов
льготного инвестирования в приморской
полосе дали толчок развитию совместного
предпринимательства, представленному
на первоначальном этапе главным образом
кооперационными предприятиями, действовавшими
в трудоемких областях обрабатывающей
промышленности, в сфере услуг, туризма,
в коммунальном и гостиничном хозяйстве
и т.п. Предприятия концентрировались
в приморских провинциях Гуандун и Фуцзянь,
большинство иностранных вкладчиков являлись
зарубежными китайцами из Гонконга, Макао,
Тайваня. При этом низкая экономическая
эффективность хозяйствования (малый
экспорт, дефицит валютных доходов, узкая
непроизводственная отраслевая структура,
краткосрочный характер сотрудничества,
привязанность к зарубежным поставкам
и т.д.) требовала от китайского руководства
принятия действенных шагов. В середине
1980-х годов они были сделаны. Усилилась
роль государства в регулировании иностранных
инвестиций, были предприняты шаги по
их выборочному ограничению и поощрению
в отношении отраслевой, технологической
и территориальной структуры. Шел постепенный
процесс адаптации национального законодательства
к общепринятой мировой практике. В результате,
начиная со второй половины 1980-х годов
в КНР наметился переход от количественного
наращивания внешних ресурсов вследствие
либерализации инвестиционного климата
к многосторонней системе поощрения иностранных
капиталовложений с учетом их качественных
характеристик. Более двух третей СП, созданных
в этот период, пришлись на сферу производства
(автомобилестроение, нефтепереработка,
угледобыча, производство бытовой техники),
совместные (паевые) предприятия стали
преобладающей формой совместного предпринимательства,
усилилась их экспортная направленность,
активнее пошел в страну тайваньский капитал.
Тяньаньмэньские события лета 1989 г. и последующие
за ними санкции западных стран снизили
число создаваемых совместных и кооперационных
предприятий, одновременно резко возросло
количество иностранных предприятий,
что поощрялось правительством в условиях
нехватки валютных средств.
Начало 1990-х
годов, совпавшее с отменой санкций, стало
для Китая поистине "золотым периодом"
в привлечении зарубежного предпринимательского
капитала. В 1992-1993 гг. этот процесс приобрел
поистине лавинообразный характер. В эти
два года в отдельности создано столько
СП, сколько за все предыдущие годы реформ
начиная с 1979 г.78
За 1979-1995 гг. Китай создал 258 тыс. объектов с участием иностранного капитала, из них 234 тыс. относятся к предприятиям с совместным капиталом, предприятиям совместного ведения хозяйства и предприятиями основанным целиком на иностранном капитале Капиталовложения в основные фонды в 1996 г составили 2366 млрд. юаней, что на 18,2% больше, чем в 1995 г (с учетом роста цен реальный рост составил 12,7%) В том числе капиталовложения госсектора составили 12359 млрд. юаней (рост 134%); коллективного сектора - 349 млрд. юаней (рост 6,1%), инвестиции граждан в городах и селах - 333 млрд. юаней (рост 30,1%); инвестиции других секторов - 448,1 млрд. юаней (рост 37%). Вложения в капитальное строительство - 839,9 млрд. юаней (рост 13,4%), прирост снизился по сравнению с 1995 г на 1,6%; вложения в техническую реконструкцию и обновление оборудования - 374,5 млрд. юаней (рост 13,5%), темпы роста повысились на 0,4%; вложения в строительство недвижимого имущества - 328,5 млрд. юаней (рост 21,5%), темпы роста снизились на 1,8%.(13)
Капиталовложения по отраслям (здесь и дальше не включаются капиталовложения сельских коллективов и жителей) вложения в сельское, лесное, рыбное, водное хозяйство, животноводство и ирригационное строительство составили 33,6 млрд. юаней (рост по сравнению с 1995 г - 27,5%), удельный вес от общего объема капиталовложений повысился с 1,8 до 1,9%; вложения в энергетическую промышленность составили 293,8 млрд. юаней (рост 21,2%), удельный вес повысился с 16,7% до 16,9 %; вложения в сырьевую промышленность составили 150,5 млрд. юаней (рост 2,9%), удельный вес снизился с 10,1 до 8,7%; вложения в машиностроение и электронную промышленность составили 87,2 млрд. юаней (рост 21,1%), удельный вес такой же, как в 1995 г; вложения в легкую и текстильную промышленность составили 99,9 млрд. юаней (рост 10,7%), удельный вес снизился с 6,2 до 5,7%; капиталовложения в транспорт и связь составили 301,2 млрд. юаней (рост 22,1%), удельный вес повысился с 17 до 17,3%.
Капиталовложения по регионам. Рост вложений в восточные районы идет несколько быстрее, чем в центральные и западные районы. В 1996г. вложения в 12 восточных районов составили 1038 млрд. юаней (рост 17,4%), вложения в 9 центральных районов составили 368,2 млрд. юаней (рост 16,6%), вложения в 9 западных районов составили 211,3 млрд. юаней (рост 11,2%).
В 1996 г было завершено и введено в эксплуатацию 134 крупных и средних объектов, в том числе 33 ключевых объектов государства, на 340 объектах было произведена реконструкция и обновление. Введенные в 1996г. мощности по угледобыче -10,45 млрд. тонн, по выработке электроэнергии -15,25 млн. кВт, по нефтедобыче - 19,73 млн. тонн, по добыче газа — 4,4 млрд. кубометров (цифры по нефтедобыче и газодобыче включают мощности, добавленные в результате проведения технической реконструкции и реновации), по выплавке чугуна - 2,5 млн. тонн, по выпуску автомобилей — 290 тыс. штук, по производству этилена - 740 тыс. тонн (в пересчете на 100-процентно эффективные компоненты), по заготовке древесины - 290 тыс. кубометров, было сдано в эксплуатацию 1954 км новых железнодорожных путей и 1522 км. вторых путей, пропускная способность вновь построенных и расширенных портов - 3,4 млн. тонн; емкость коммутаторов телефонной сети - 21,07 млн. абонентов, протяженность волокно-оптической линии связи -20 тыс. км.; протяженность новой микроволновой линии связи - 10 тыс. км, 1117 км новых скоростных автострад.