Иностранные инвестиции в КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. В процессах глобализации мировой экономики иностранные инвестиции играют не менее значимую роль, чем международная торговля товарами и услугами. В современном мире практически не осталось стран, не вовлеченных в процессы международного инвестиционного сотрудничества. Стало аксиомой, что устойчивое экономическое развитие невозможно без эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Содержание работы

Введение
Глава1. Инвестиционная стратегия КНР
1.1 Правовые основы регулирования инвестиционной деятельности в КНР
1.2 Инвестиционный климат в КНР
Глава 2. зарубежных инвестиций в развитии открытых экономических районов КНР
2.1. Роль зарубежных инвестиций в развитии открытых экономических районов КНР:
2.2 Прямые иностранные инвестиции Японии в КНР
Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения и использования иностранных инвестиций в экономике КНР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................28
СПИСОК

Файлы: 1 файл

иностранные инвестиции в КНР.docx

— 213.64 Кб (Скачать файл)

В 1996г. было завершено и пущено в эксплуатацию 81,974 объекта капитального строительства, реконструкции и обновления, коэффициент завершения и введения в эксплуатацию объектов 54,2%, что на 0,8% ниже, чем в 1995 г, объем увеличения основных фондов составил 723,8 млрд. юаней; коэффициент введения в эксплуатацию основных фондов составил 59,6% (рост 0,4%); в 1996 г площадь строительных объектов, сданных в эксплуатацию, составила 235,23 млн.кв.м; коэффициент введения в эксплуатацию - 44,9% (рост по сравнению с 1995 г составил лишь 0,2%)(13)

В результате в 1993 г. КНР вышла на первое место среди развивающихся стран и на второе место в мире после США по объемам привлекаемого иностранного капитала79. 
Резкий рост притока инвестиций в КНР в этот период объяснялся политической стабильностью общества, наличием огромного внутреннего рынка и тесной связью с китайской диаспорой за рубежом, поступательным экономическим ростом в результате проводимого курса реформ и интеграции в мировую экономику, постепенной, более глубокой, чем в Японии и Республике Корея на начальном этапе их развития либерализацией инвестиционного режима, продуманной системой налоговых льгот и преференций. Решающим же фактором роста стало допущение иностранного капитала в отрасли т.н. "третьей сферы" экономики (розничную торговлю, недвижимость (долгосрочную аренду земельных участков под застройку), транспортные, страховые, консультационные, финансовые услуги, туризм и т.д.) в крупнейших торгово-промышленных центрах страны: Пекине, Тяньцзине, Шанхае, Гуанчжоу, Шэньчжэне2.

                  Симптоматично в этой связи, что  Китаю, как крупнейшему реципиенту  предпринимательского капитала  начала 1990-х годов не смогли  составить сколько-нибудь значимую  конкуренцию страны бывшего Советского  Союза и Восточной Европы. В 1994-1996 гг. темпы роста числа совместных  предприятий и объемов их заявленных  инвестиций по соглашениям заметно  снизились. Такая динамика оценена  китайскими специалистами в целом  положительно - как результат урегулирования  отраслевой структуры СП, вызванного  нехваткой инвестиций в базовые  отрасли промышленности, определяющие  научно-технический прогресс, и усиления  жесткой кредитно-финансовой политики  государства. Так, приоритетные отрасли  для привлечения иностранного  капитала, закрепленные Госсоветом  КНР во Временном положении  о регулировании направления  иностранных инвестиций (1995г.),  включают:

- сельское хозяйство, включая  рыбное, лесное, скотоводство;

    • инфраструктуру и базовые отрасли промышленности (энергетику, металлургию,           
    • железные и автомобильные дороги, порты и аэропорты);

- машиностроение, электронную, нефтехимическую, автомобильную   промышленность, производство стройматериалов;

    • высокотехнологичные, наукоемкие, энергосберегающие и экологичные производства;
    • отрасли, активно задействующие рабочую силу и природные ресурсы западных и центральных районов страны.

 На динамику роста  СП оказали воздействие и внешние  факторы: возрастающая конкуренция  за "свободные" капиталы со  стороны динамично развивающихся  государств ЮВА (Индонезия, Таиланд, Малайзия), а также колебания американского  доллара и японской йены, торговые  войны между ведущими экономическими  державами. Главным источником зарубежного  предпринимательского капитала  в Китае стабильно является  Гонконг (около 60% общего объема), а  также Тайвань. Достаточно быстро  растут японские и американские  капиталовложения, инвестиции стран  Европейского Союза, АСЕАН, Республики  Корея.

В территориальном размещении капиталовложений сохраняются значительные диспропорции: на приморские провинции Гуандун, Цзянсу, Шаньдун, Фуцзянь приходится около двух третей привлекаемого иностранного капитала. Характерной чертой в последние годы стало, однако, значительное расширение регионов привлечения иностранных инвестиций, включая внутренние, приграничные провинции. Однако преимущественный приток капитала в приморские провинции, судя по крупномасштабному освоению шанхайского района Пудун, на наш взгляд, в ближайшие годы останется неизменным.

Следует отметить, что механизм привлечения иностранного капитала в КНР охватывает практически весь арсенал современного международного инвестиционного производственного сотрудничества: компенсационные соглашения, совместную разработку нефтяных ресурсов на континентальном шельфе, инвестирование за рубежом, подрядное строительство и экспорт рабочей силы, иностранный туризм. Вместе с тем на пути дальнейшего развития сотрудничества КНР с иностранным капиталом сохраняется немало проблем, часть из которых связана с несбалансированностью отраслевой структуры инвестиций. Несмотря на то, что к началу 1990-х годов промышленная сфера стала в ней доминирующей, что позволило китайскому руководству дать "зеленый свет" инвестициям в "третью сферу" экономики, далеко не идеальным остается положение дел в базовых промышленных отраслях (черная и цветная металлургия, химия, стройматериалы), распыленность инвестиций имеет место в обрабатывающей промышленности.

Другая проблема - нежелание крупнейших промышленно развитых стран предоставлять КНР современную технику и технологию, зачастую использование ими в отношении Китая тактики "выпавшего технологического звена", когда роль китайской стороны ограничивается простой сборкой, подключением к производственному процессу на его последних стадиях. В этом, очевидно, проявляется стремление иностранных компаний соблюдать свои стратегические выгоды, нежелание создавать сильного конкурента на мировом рынке. В связи с этим, наиболее перспективной формой представляются именно совместные предприятия, предполагающие заинтересованность обеих сторон в привлечении современной технологии для модернизации производства.

Проблемой остается и невысокое качество многих китайских товаров, несоответствие их международным стандартам, недостаточная квалификация рабочего и инженерно-технического персонала. Их работа в трудоемких отраслях на конвейере и сборке имеет узкую специализацию, не дает широких технологических навыков. Важным резервом увеличения притока капиталовложений является расширение круга инвесторов. Пока же большинство их приходится на долю Гонконга и Макао. Не сбалансирована и территориальная структура размещения иностранного капитала, где заметно преобладают приморские районы страны. Иностранных инвесторов также очень беспокоит неполное законодательство, наличие многих "закрытых" инструкций, затрудняющих свободное предпринимательство, сложный порядок взимания налогов и недостаточная правовая защита интересов инвесторов, отсутствие арбитражной системы разрешения споров (китайцы предпочитают ей неформальные консультации сторон), неполная конвертируемость юаня, обязательность экспорта и затруднения с реализацией товаров на внутреннем рынке, бюрократизм и коррупция в рассмотрении вопросов, вмешательство чиновников. Слишком велика зависимость СП от китайских ведомств по найму рабочей силы, снабжению сырьем, водой, электроэнергией, аренде помещений и т.п., что отражается в монопольных ценах и увеличивает затраты.

Наконец, мешает совместному предпринимательству распространенная среди китайцев неверность контрактным обязательствам, убеждение, что в силу обстоятельств можно и нужно изменять условия соглашений.

Таб.8.

Страны  — главные источники прямого инвестирования экономики     КНР  в 2000г.

Регионы

Количество

проектов

Доля в %

Инвестиций  заключенных.

млрд.долл.

Доля в %

Реал.испол.

инвестиции

млрд.долл.

Доля в %

Всего

22347

100

62,380

100

40,715

100

Гонконг

7199

32,21

16,961

27,19

15,500

38,07

США

2609

11,67

8,001

12,83

4,384

10,77

Виргин.о-ва

115

75,18

7,552

12,06

3,833

9,41

Япония

1614

7,22

3,681

5,90

2,916

7,16

Тайвань

3108

13,91

4,042

6,48

2,296

5,64

Сингапур

622

2,78

2,031

3,26

2,172

5,34

Юж. Корея

2665

11,48

2,386

3,82

1,490

3,66

Великобритания

261

1,17

0,834

1,34

1,164

2,86

Германия

293

1,13

2,900

4,65

1,041

2,56

Франция

137

0,61

0,634

1,02

0,853

2,10

Голландия

102

0,46

3,414

5,47

0,789

1,94

Гейман.о-ва

163

0,73

3,139

5,03

0,624

1,53

Макао

433

1,94

0,348

0,56

0,347

0,85

Австралия

393

1,76

0,697

1,12

0,309

0,76

Канада

438

1,96

0,868

1,39

0,280

0,69

Другие

1253

5,61

4,922

7,89

2,716

6,67


 

Источник: China,s foreign trade and economic cooperation: carrying forward the past and open a new chapter for the future”. Pekin. 2001.

    При этом нельзя  не сказать о растущем понимании  Китаем по мере интеграции  его экономики в мировую систему  необходимости формирования надежной  правовой защиты иностранных  инвестиций и его усилиях в  этом направлении, поскольку в  противном случае, и это осознают  в Пекине, КНР лишится гарантий  дальнейшего роста зарубежных  капиталовложений.

            Оценивая итоги привлечения иностранного  капитала в КНР, следует подчеркнуть, что столь значительных успехов  в деле приращения экономического  потенциала, снижения себестоимости  продукции, повышения ее технологического  уровня, экономии валютных ресурсов  удалось достичь во многом  благодаря жесткому контролю  со стороны правительства за  привлечением зарубежных капиталовложений, тесной координации этого процесса  с планированием развития народного  хозяйства и его отдельных  отраслей. Были созданы благоприятные  условия для конкуренции между  зарубежными вкладчиками за более  привлекательные условия деятельности  на китайском рынке. Китай не  допустил распространения чисто  сборочных (отверточных) производств  и контролировал высокую долю  отечественного компонента в  стоимости продукции не только  во избежание излишней зависимости  от поставщиков, но и для обеспечения  в будущем конкурентоспособной  стоимости производимой продукции  по сравнению с ее зарубежными  аналогами.

    Общую тенденцию  совместного предпринимательства  в КНР в 1990-х годах можно  оценить как смещение акцента  со сборки изделий из комплектующих  деталей и компенсационной торговли  на капиталоемкие, техникоемкие  и наукоемкие производства; от "вертикального" разделения труда к "горизонтальному"; от территориального к отраслевому  стимулированию; от преобладания  мелких и средних объектов  к кооперации крупных хозяйственных  единиц, консорциумов, ТНК.

      Говоря о ближайшей перспективе, можно предположить, что Китаю необходимо будет обеспечить, как минимум, стабильность и поступательность в росте иностранных капиталовложений. Наиболее приоритетными отраслями для страны в настоящее время являются отрасли инфраструктуры, энергетика, транспорт, связь, портовое хозяйство, металлургия, химия. Они создают предпосылки для эффективного функционирования совместного предпринимательства в отраслях легкой, текстильной и пищевой промышленности, электроники и бытовых приборов. Достижение поставленных целей по преобразованию отсталого облика Китая до 2020 г. в кругах, отвечающих за развитие народного хозяйства, не мыслится без привлечения в крупных масштабах иностранных инвестиций.

 

Таб.9.

Страны и районы - главные источники прямого инвестирования экономики КНР в 1979-1998 гг.

Страны и районы мира

Кол-во контрактов по вложению инвестиций

         Размер реальных     инвестиций

 

шт.

%

млн. долл.    США

%

Всего

324620

100

267312

100

Сянган

178922

55,12

138434

51,79

Япония

17602

5,42

21912

8,20

США

26674

8,22

21433

8,02

Тайвань

41017

12,64

21265

7,96

Сингапур

7997

2,46

12177

4,56

Ю.Корея

11179

3,44

7562

2,83

Вергинские острова

1536

0,47

6736

2,52

Великобритания

2324

0,72

6540

2,45

ФРГ

1932

0,60

3438

1,29

Аомынь

6164

1,90

3328

1,24

Франция

1473

0,45

2698

1,01

Малайзия

1780

0,55

1746

0,66

Канада

3984

1,23

1734

0,65

Голландия

646

0,20

1659

0,62

Таиланд

2631

0,81

1641

0,61

Другие страны и районы мира

18759

5,78

14991

5,61


 

Источник: Чжунго тунцзи няньцзянь (Статистический ежегодник КНР).  Пекин.1998.

В предшествовавшие 20 лет (1979-1998гг..) в Китай в форме кредитов, ссуд и прямых вложений было принято более 407 млрд. долл., в том числе 138 млрд. в форме кредитов, ссуд и 267,3 млрд. в виде прямых инвестиций. Особенно быстро нарастал поток иностранного капитала в 90-е годы. За шесть лет (1993-1998) в КНР было реализовано 308,4 млрд. долл. На эти средства возводились в Китай целые отрасли промышленности - электроника, нефтехимия, современная связь, воздвигались электростанции и т.п. Сколь значителен вклад иностранных инвестиций в экономику КНР видно из следующих данных. В 1979-1998 гг. среднегодовой вклад в экономический рост составлял 14,5%, в отдельные годы эта доля поднималась до 30%, а в 1990, 1994, 1997 гг., соответственно, составляла 55,6, 40,7 и 38,4%. Высок был вклад предприятий с иностранным капиталом в темпы прироста внешнеторгового оборота. В 1979—1997 гг. он в среднем составлял 14,5%, а в отдельные годы превышал 20%. В 1985, 1990, 1991, 1992, 1994 гг. он, соответственно, равнялся 39,2, 20,2, 27,8, 22,8 и 31,5%. Однако ситуация как с источниками инвестирования, так и его механизмом неординарная и нуждается в пояснении (таб8.).

Информация о работе Иностранные инвестиции в КНР