Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:14, курсовая работа
Актуальность темы. В процессах глобализации мировой экономики иностранные инвестиции играют не менее значимую роль, чем международная торговля товарами и услугами. В современном мире практически не осталось стран, не вовлеченных в процессы международного инвестиционного сотрудничества. Стало аксиомой, что устойчивое экономическое развитие невозможно без эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Введение
Глава1. Инвестиционная стратегия КНР
1.1 Правовые основы регулирования инвестиционной деятельности в КНР
1.2 Инвестиционный климат в КНР
Глава 2. зарубежных инвестиций в развитии открытых экономических районов КНР
2.1. Роль зарубежных инвестиций в развитии открытых экономических районов КНР:
2.2 Прямые иностранные инвестиции Японии в КНР
Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения и использования иностранных инвестиций в экономике КНР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................28
СПИСОК
В 1996г. было завершено и пущено в эксплуатацию 81,974 объекта капитального строительства, реконструкции и обновления, коэффициент завершения и введения в эксплуатацию объектов 54,2%, что на 0,8% ниже, чем в 1995 г, объем увеличения основных фондов составил 723,8 млрд. юаней; коэффициент введения в эксплуатацию основных фондов составил 59,6% (рост 0,4%); в 1996 г площадь строительных объектов, сданных в эксплуатацию, составила 235,23 млн.кв.м; коэффициент введения в эксплуатацию - 44,9% (рост по сравнению с 1995 г составил лишь 0,2%)(13)
В результате в 1993 г. КНР вышла
на первое место среди развивающихся стран
и на второе место в мире после США по объемам
привлекаемого иностранного капитала79.
Резкий рост притока инвестиций в КНР
в этот период объяснялся политической
стабильностью общества, наличием огромного
внутреннего рынка и тесной связью с китайской
диаспорой за рубежом, поступательным
экономическим ростом в результате проводимого
курса реформ и интеграции в мировую экономику,
постепенной, более глубокой, чем в Японии
и Республике Корея на начальном этапе
их развития либерализацией инвестиционного
режима, продуманной системой налоговых
льгот и преференций. Решающим же фактором
роста стало допущение иностранного капитала
в отрасли т.н. "третьей сферы" экономики
(розничную торговлю, недвижимость (долгосрочную
аренду земельных участков под застройку),
транспортные, страховые, консультационные,
финансовые услуги, туризм и т.д.) в крупнейших
торгово-промышленных центрах страны:
Пекине, Тяньцзине, Шанхае, Гуанчжоу, Шэньчжэне2.
Симптоматично в этой связи, что
Китаю, как крупнейшему реципиенту
предпринимательского капитала
начала 1990-х годов не смогли
составить сколько-нибудь
- сельское хозяйство, включая рыбное, лесное, скотоводство;
- машиностроение, электронную, нефтехимическую, автомобильную промышленность, производство стройматериалов;
На динамику роста
СП оказали воздействие и
В территориальном размещении капиталовложений сохраняются значительные диспропорции: на приморские провинции Гуандун, Цзянсу, Шаньдун, Фуцзянь приходится около двух третей привлекаемого иностранного капитала. Характерной чертой в последние годы стало, однако, значительное расширение регионов привлечения иностранных инвестиций, включая внутренние, приграничные провинции. Однако преимущественный приток капитала в приморские провинции, судя по крупномасштабному освоению шанхайского района Пудун, на наш взгляд, в ближайшие годы останется неизменным.
Следует отметить, что механизм привлечения иностранного капитала в КНР охватывает практически весь арсенал современного международного инвестиционного производственного сотрудничества: компенсационные соглашения, совместную разработку нефтяных ресурсов на континентальном шельфе, инвестирование за рубежом, подрядное строительство и экспорт рабочей силы, иностранный туризм. Вместе с тем на пути дальнейшего развития сотрудничества КНР с иностранным капиталом сохраняется немало проблем, часть из которых связана с несбалансированностью отраслевой структуры инвестиций. Несмотря на то, что к началу 1990-х годов промышленная сфера стала в ней доминирующей, что позволило китайскому руководству дать "зеленый свет" инвестициям в "третью сферу" экономики, далеко не идеальным остается положение дел в базовых промышленных отраслях (черная и цветная металлургия, химия, стройматериалы), распыленность инвестиций имеет место в обрабатывающей промышленности.
Другая проблема - нежелание крупнейших промышленно развитых стран предоставлять КНР современную технику и технологию, зачастую использование ими в отношении Китая тактики "выпавшего технологического звена", когда роль китайской стороны ограничивается простой сборкой, подключением к производственному процессу на его последних стадиях. В этом, очевидно, проявляется стремление иностранных компаний соблюдать свои стратегические выгоды, нежелание создавать сильного конкурента на мировом рынке. В связи с этим, наиболее перспективной формой представляются именно совместные предприятия, предполагающие заинтересованность обеих сторон в привлечении современной технологии для модернизации производства.
Проблемой остается и невысокое качество многих китайских товаров, несоответствие их международным стандартам, недостаточная квалификация рабочего и инженерно-технического персонала. Их работа в трудоемких отраслях на конвейере и сборке имеет узкую специализацию, не дает широких технологических навыков. Важным резервом увеличения притока капиталовложений является расширение круга инвесторов. Пока же большинство их приходится на долю Гонконга и Макао. Не сбалансирована и территориальная структура размещения иностранного капитала, где заметно преобладают приморские районы страны. Иностранных инвесторов также очень беспокоит неполное законодательство, наличие многих "закрытых" инструкций, затрудняющих свободное предпринимательство, сложный порядок взимания налогов и недостаточная правовая защита интересов инвесторов, отсутствие арбитражной системы разрешения споров (китайцы предпочитают ей неформальные консультации сторон), неполная конвертируемость юаня, обязательность экспорта и затруднения с реализацией товаров на внутреннем рынке, бюрократизм и коррупция в рассмотрении вопросов, вмешательство чиновников. Слишком велика зависимость СП от китайских ведомств по найму рабочей силы, снабжению сырьем, водой, электроэнергией, аренде помещений и т.п., что отражается в монопольных ценах и увеличивает затраты.
Наконец, мешает совместному предпринимательству распространенная среди китайцев неверность контрактным обязательствам, убеждение, что в силу обстоятельств можно и нужно изменять условия соглашений.
Таб.8.
Страны — главные источники прямого инвестирования экономики КНР в 2000г.
Регионы |
Количество проектов |
Доля в % |
Инвестиций заключенных. млрд.долл. |
Доля в % |
Реал.испол. инвестиции млрд.долл. |
Доля в % |
Всего |
22347 |
100 |
62,380 |
100 |
40,715 |
100 |
Гонконг |
7199 |
32,21 |
16,961 |
27,19 |
15,500 |
38,07 |
США |
2609 |
11,67 |
8,001 |
12,83 |
4,384 |
10,77 |
Виргин.о-ва |
115 |
75,18 |
7,552 |
12,06 |
3,833 |
9,41 |
Япония |
1614 |
7,22 |
3,681 |
5,90 |
2,916 |
7,16 |
Тайвань |
3108 |
13,91 |
4,042 |
6,48 |
2,296 |
5,64 |
Сингапур |
622 |
2,78 |
2,031 |
3,26 |
2,172 |
5,34 |
Юж. Корея |
2665 |
11,48 |
2,386 |
3,82 |
1,490 |
3,66 |
Великобритания |
261 |
1,17 |
0,834 |
1,34 |
1,164 |
2,86 |
Германия |
293 |
1,13 |
2,900 |
4,65 |
1,041 |
2,56 |
Франция |
137 |
0,61 |
0,634 |
1,02 |
0,853 |
2,10 |
Голландия |
102 |
0,46 |
3,414 |
5,47 |
0,789 |
1,94 |
Гейман.о-ва |
163 |
0,73 |
3,139 |
5,03 |
0,624 |
1,53 |
Макао |
433 |
1,94 |
0,348 |
0,56 |
0,347 |
0,85 |
Австралия |
393 |
1,76 |
0,697 |
1,12 |
0,309 |
0,76 |
Канада |
438 |
1,96 |
0,868 |
1,39 |
0,280 |
0,69 |
Другие |
1253 |
5,61 |
4,922 |
7,89 |
2,716 |
6,67 |
Источник: China,s foreign trade and economic cooperation: carrying forward the past and open a new chapter for the future”. Pekin. 2001.
При этом нельзя
не сказать о растущем
Оценивая итоги привлечения
Общую тенденцию
совместного
Говоря о ближайшей перспективе, можно предположить, что Китаю необходимо будет обеспечить, как минимум, стабильность и поступательность в росте иностранных капиталовложений. Наиболее приоритетными отраслями для страны в настоящее время являются отрасли инфраструктуры, энергетика, транспорт, связь, портовое хозяйство, металлургия, химия. Они создают предпосылки для эффективного функционирования совместного предпринимательства в отраслях легкой, текстильной и пищевой промышленности, электроники и бытовых приборов. Достижение поставленных целей по преобразованию отсталого облика Китая до 2020 г. в кругах, отвечающих за развитие народного хозяйства, не мыслится без привлечения в крупных масштабах иностранных инвестиций.
Таб.9.
Страны и районы - главные источники прямого инвестирования экономики КНР в 1979-1998 гг.
Страны и районы мира |
Кол-во контрактов по вложению инвестиций |
Размер реальных инвестиций | ||
|
шт. |
% |
млн. долл. США |
% |
Всего |
324620 |
100 |
267312 |
100 |
Сянган |
178922 |
55,12 |
138434 |
51,79 |
Япония |
17602 |
5,42 |
21912 |
8,20 |
США |
26674 |
8,22 |
21433 |
8,02 |
Тайвань |
41017 |
12,64 |
21265 |
7,96 |
Сингапур |
7997 |
2,46 |
12177 |
4,56 |
Ю.Корея |
11179 |
3,44 |
7562 |
2,83 |
Вергинские острова |
1536 |
0,47 |
6736 |
2,52 |
Великобритания |
2324 |
0,72 |
6540 |
2,45 |
ФРГ |
1932 |
0,60 |
3438 |
1,29 |
Аомынь |
6164 |
1,90 |
3328 |
1,24 |
Франция |
1473 |
0,45 |
2698 |
1,01 |
Малайзия |
1780 |
0,55 |
1746 |
0,66 |
Канада |
3984 |
1,23 |
1734 |
0,65 |
Голландия |
646 |
0,20 |
1659 |
0,62 |
Таиланд |
2631 |
0,81 |
1641 |
0,61 |
Другие страны и районы мира |
18759 |
5,78 |
14991 |
5,61 |
Источник: Чжунго тунцзи няньцзянь (Статистический ежегодник КНР). Пекин.1998.
В предшествовавшие 20 лет (1979-1998гг..) в Китай в форме кредитов, ссуд и прямых вложений было принято более 407 млрд. долл., в том числе 138 млрд. в форме кредитов, ссуд и 267,3 млрд. в виде прямых инвестиций. Особенно быстро нарастал поток иностранного капитала в 90-е годы. За шесть лет (1993-1998) в КНР было реализовано 308,4 млрд. долл. На эти средства возводились в Китай целые отрасли промышленности - электроника, нефтехимия, современная связь, воздвигались электростанции и т.п. Сколь значителен вклад иностранных инвестиций в экономику КНР видно из следующих данных. В 1979-1998 гг. среднегодовой вклад в экономический рост составлял 14,5%, в отдельные годы эта доля поднималась до 30%, а в 1990, 1994, 1997 гг., соответственно, составляла 55,6, 40,7 и 38,4%. Высок был вклад предприятий с иностранным капиталом в темпы прироста внешнеторгового оборота. В 1979—1997 гг. он в среднем составлял 14,5%, а в отдельные годы превышал 20%. В 1985, 1990, 1991, 1992, 1994 гг. он, соответственно, равнялся 39,2, 20,2, 27,8, 22,8 и 31,5%. Однако ситуация как с источниками инвестирования, так и его механизмом неординарная и нуждается в пояснении (таб8.).