Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:14, курсовая работа
Актуальность темы. В процессах глобализации мировой экономики иностранные инвестиции играют не менее значимую роль, чем международная торговля товарами и услугами. В современном мире практически не осталось стран, не вовлеченных в процессы международного инвестиционного сотрудничества. Стало аксиомой, что устойчивое экономическое развитие невозможно без эффективного участия в мирохозяйственных процессах, в том числе без активного привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Введение
Глава1. Инвестиционная стратегия КНР
1.1 Правовые основы регулирования инвестиционной деятельности в КНР
1.2 Инвестиционный климат в КНР
Глава 2. зарубежных инвестиций в развитии открытых экономических районов КНР
2.1. Роль зарубежных инвестиций в развитии открытых экономических районов КНР:
2.2 Прямые иностранные инвестиции Японии в КНР
Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения и использования иностранных инвестиций в экономике КНР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................28
СПИСОК
В целом, данное Положение регламентирует, придает прозрачность и тем самым существенно облегчает приток в КНР иностранных инвестиций посредством приобретения и реструктуризации действующих китайских предприятий.
Составной частью инвестиционного сотрудничества является научно-технологическое сотрудничество двух стран. Одним из условий эффективной коммерческой реализации научно-технической продукции является ее правовая защищенность. В Китае защита прав на интеллектуальную собственность регулируется такими законодательными актами как Патентный Закон, Закон «О товарных знаках», Авторский Закон, Закон «О недобросовестной конкуренции», а также Положения, запрещающие действия, имеющие следствием распространение производственных тайн, Положения о регулировании экспорта и импорта технологий. Однако если говорить о реально действующей правовой системе, обеспечивающей защиту прав на интеллектуальную собственность, то, в целом, правовая система КНР приведена в соответствие с требованиями Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), хотя вопрос о совершенствовании системы относительно некоторых проблем остается актуальным. Так, например, в течение длительного времени не решается, а скорее усугубляется такая проблема, как изобилие поддельных и других контрафактных товаров, произведенных на территории Китая. В ежегодном Докладе 2006 года Министерства Внешней Торговли и Промышленности Японии «О несоответствии торговой политики ведущих торговых партнеров системе ВТО» говорится о том, что для того, чтобы исправить ситуацию в лучшую сторону необходимо не только совершенствовать правовую систему, но и применять радикальные меры для осуществления законодательных актов. Еще одной проблемой в данной области является проводимая в Китае политика протекционизма. В частности, в указанном выше Докладе Японии в качестве доказательства протекционистской политики приводится неосведомленность официальных должностных лиц, ответственных за региональные административные органы, в области защиты прав на интеллектуальную собственность. Отмечены случаи, когда местные власти неофициально уведомляли производителей контрафактной продукции о возможности применения по отношению к ним суровых мер, так как понимали, что такие производители приносят значительную прибыль местному району37.
Характерная особенность китайского законодательства состоит в том, что законодательные акты разрабатываются неспешно, основательно и редко подвергаются пересмотру. Положения, разрабатываемые в развитие законов, утверждаются обычно спустя четыре с лишним года после самих законов. Следует отметить тщательную проработку деталей в китайском законодательстве, особенно в подзаконных актах, что способствует реализации установлений на практике. В китайском законодательстве об иностранных инвестициях имеются четкие и недвусмысленные указания о роли центральной исполнительной власти, в том числе Министерства внешнеэкономических связей и внешней торговли страны.
Китайское законодательство об иностранных инвестициях отличается жесткостью, скрытыми и явными угрозами и предупреждениями в адрес потенциальных партнеров по сотрудничеству, подчеркиванием односторонних интересов Китая. Для китайского законодательства характерны серьезные недостатки:
- отсутствие четкого указания
о том, каким именно является
применяемый режим
- отсутствие четко прописанных
гарантий для иностранных
- для инвестиционного
сотрудничества в рамках
- для решения вопроса о регистрации предприятий с иностранными инвестициями в большинстве случаев (кроме кооперационных предприятий с китайским и иностранным участием) требуется не менее трех месяцев;
- китайское законодательство
содержит весьма жесткие
- китайское законодательство
содержит строгие предписания
в части объемов продаж
- требования к иностранным
инвесторам до мелочей
- иностранные инвесторы
поставлены в чрезмерно
Из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы:
Таким образом, исследуя нормативно-правовую базу регулирования иностранных инвестиций в КНР, можно сказать, что Китай достиг огромных успехов в сфере регулирования инвестиционной сферы, проводит всестороннюю реформу законодательной базы в области инвестиционной деятельности для улучшения благосостояния народа страны и развития экономики государства.
1.2 Инвестиционный климат в КНР
В рамках процессов трансформации мировой экономики и международных экономических отношений под мощным воздействием процессов глобализации, интернационализации, научно - производственно - информационной революции, формирования глобального информационного общества, и обострения международной, межстрановой и внутристрановой конкуренции резко усилилась дифференциация стран мира. Для развивающихся стран сейчас центральной проблемой их экономического развития в условиях этих процессов является именно обеспечение доступа к мировым финансовым, научно-техническим и научно-технологическим ресурсам, которые все в большей степени оказываются под контролем развитых стран (их ТНК и ТНБ). В этих условиях резко возрастает значение и роль формирования инвестиционного климата для привлечения внешних источников финансирования.
Инвестиционный климат – это экономические, политические, финансовые условия, оказывающие влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны. Благоприятный климат характеризуется политической устойчивостью, наличием законодательной базы, умеренными налогами, льготами, представляемыми инвесторам.40
Пресс-представитель министерства коммерции КНР Яо Цзянь 16 марта 2009 года в Пекине, на регулярной пресс-конференции заявил, что Китай по-прежнему является одной из стран мира, которые больше всех привлекают наибольшее количество инвестиций, хотя в феврале 2009 года сумма фактического использования иностранных инвестиций в стране составила 5,833 млрд. долларов США, что на 15,81% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Число новых предприятий с участием иностранного капитала составило 1265 - снижение на 13% по сравнению с прошлым годом. В сравнении с январскими показателями темпы падения немного замедлились. Данные свидетельствуют о том, что за первые 2 месяца 2009 года объем фактического использования иностранного капитала составил 13,374 млрд. долларов США, что на 26,23% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Количество новых предприятий с иностранными инвестициями составило 2761, снижение на 36,85% по сравнению с прошлым годом41.
В настоящее время в сфере прямых международных инвестиций явно наметилось замедление. Ссылаясь на статистические данные ООН, Яо Цзянь сказал, что в 2008 году объем прямых глобальных трансграничных инвестиций сократился на 21 процент, в этом году ожидается дальнейшее сокращение этого показателя на 30-40%. Это «в определенной степени скажется на привлечении Китаем иностранных инвестиций». 42
Для сравнения, с января по июнь 2007 года были учреждены 18683 новых предприятия с участием иностранных капиталов, что на 5.4% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По состоянию за январь 2008 г. были учреждены 2918 новых предприятий с участием иностранных инвестиций, что снизилось на 13.41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года43. С января по октябрь 2008 г. были учреждены 22736 новых предприятий с участием иностранного капитала при снижении на 26,24%, объем фактически освоенных иностранных инвестиций составил 81,096 млрд. дол. США с приростом на 35,06%.44
Однако Китай по-прежнему очень привлекателен для прямых международных инвестиций. По итогам исследования, проведенного американо-китайской торговой комиссией, 88% иностранных респондентов –предприятий, которые инвестируют в Китай, получают прибыль, у 81% из них показатель прибыли превышает коэффициент подобной прибыли во всем мире, 85% предприятий ставят Китай на первое место в своих планах развития собственного бизнеса за рубежом45.
Чтобы стимулировать иностранных инвестиций, министерство коммерции КНР объявило, что те иностранные компании, объем зарегистрированного капитала которых составляет 100 млн. долларов или ниже, смогут получить одобрение на свою деятельность со стороны главных коммерческих ведомств на уровне провинций. Министерство коммерции также заявило, что будут поощрять иностранных бизнесменов делать инвестиции в сферу новой и высокой техники, сферу экономии энергии и охраны окружающей среды, в современный сервис, содействовать отраслевому развитию в государственных зонах технико-экономического освоения.
Главный специалист в области макроэкономики Су Чан считает, что региональное регулирование иностранных инвестиций поможет добиться эффекта взаимной выгоды, благодаря оптимальному сочетанию с региональным размещением. Су Чан сказал: «Например, компания Фушикан закрыла предприятия в Шэньчжэне, но открыла новые в Шаньси. Шанхайское предприятие по изготовлению компьютерных чипов перевело производствоо в город Чэнду. Новое перемещение, возможно, будет полезным для стабилизации китайской экономики на длительную перспективу». Господин Су Чан считает, что, по сравнению с другими экономическими сообществами Китай, имеют намного большие преимуществ в привлечении иностранного капитала 46.
Китай остается привлекательным для иностранных инвесторов благодаря своей растущей экономике, наличию сравнительно большого количества капиталов и постоянно улучшающемуся инвестиционному климату.
Для стабилизации уровня привлечения иностранного капитала и повышения качества его использования, как отметили в Министерстве Коммерции КНР, в 2009 году внимание будет акцентировано на четырех направлениях, а именно - совершенствовании условий для инвестирования, оптимизации структуры размещения иностранных инвестиций с повышением доли высокотехнологичных отраслей, сферы энергосбережения и охраны окружающей среды и индустрии услуг, поощрении инвестирования в Центральный и Западный Китай, содействии стимулирующей роли иностранного капитала в реформировании отечественных предприятий и модернизации китайского производства. Представитель министерства Яо Цзянь высказал мнение, что благодаря дальнейшему совершенствованию правовой среды и системы правительственных услуг, а также набирающей обороты урбанизации в стране в 2009 году сохранится рост притока иностранных инвестиций. 47
Важнейшим фактором привлечения прямых иностранных инвестиций в Китай является эффективная деятельность по формированию и улучшению инвестиционного климата в стране.
Китайское правительство готово уделять больше внимания улучшению инвестиционного климата и качеству иностранных инвестиций, сообщал вице-премьер Госсовета КНР Ван Цишань, выступая 8 сентября 2008 на форуме по вопросам международных инвестиций в рамках 12-й Китайской международной инвестиционно-торговой ярмарки. Он отмечал, что китайское правительство планирует в дальнейшем усовершенствовать систему рыночной экономики, усилить работу по созданию законодательной базы и защите интеллектуальной собственности, и таким образом создать более справедливый, прозрачный и стабильный климат для инвесторов. Ван Цишань также сообщил, что правительство намерено в полной мере проявить роль иностранных инвестиций в таких сферах, как стимулирование самостоятельных инноваций, интенсификация индустрии, обеспечение баланса развития регионов и т.д. По его словам, китайское правительство оказывает активное содействие зарубежным инвесторам в их участии в возрождении старых промышленных баз Северо-Восточного Китая и развитии западных районов страны, и, вместе с тем, вводит строгие ограничения48.
Иностранным инвесторам запрещено осуществлять инвестиции, затрагивающие национальную безопасность Китая, причиняющие ущерб социально-экономическому развитию страны и общественным интересам, загрязняющим окружающую среду.
Как сообщается, за годы после начала проведения в Китае политики реформ и открытости объем освоенных Китаем иностранных инвестиций превысил 700 млрд. долларов. Свыше 100 отраслей индустрии услуг Китая открыты для зарубежного капитала.49
Важным фактором, обусловливающие
приток ПИИ в Китай является
быстро развивающаяся