Институциональная система экономики и институциональные ловушки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 02:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и анализ структуры институциональной системы экономики и институциональных ловушек в ней.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить теоретические аспекты формирования структуры институциональной системы экономики;
-изучить виды институциональных ловушек;
-выявить причины появления институциональных ловушек;
-найти выходы из институциональных ловушек.

Содержание работы

Введение
Институциональная система экономики.
Понятие институциональной системы экономики.
Структура институциональной экономики.
Несовершенство институциональной среды в Российской экономике
Институциональные ловушки.
Понятие и сущность институциональных ловушек.
Виды институциональных ловушек.
Причины появления институциональных ловушек и выходы из них
Причины появления институциональных ловушек.
Выходы из институциональных ловушек.
Институциональная система экономики и институциональные ловушки в современной России.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.

Файлы: 1 файл

kursach (Автосохраненный).docx

— 657.94 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования

«Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)

 

Кафедра «Микроэкономика»

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Институциональная система экономики и

институциональные ловушки»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                               Выполнила:

студентка группы Н1-3(с)

Осипова М. В.

Научный руководитель:

к. э. н. доцент, Буевич А. П.

 

                        

 

 

                                     Москва 2012

Содержание

Введение

  1. Институциональная система экономики.
    1. Понятие институциональной системы экономики.
    2. Структура институциональной экономики.
    3. Несовершенство институциональной среды в Российской экономике
  2. Институциональные ловушки.
    1. Понятие и сущность институциональных ловушек.
    2. Виды институциональных ловушек.
    3. Причины появления институциональных ловушек и выходы из них
      1. Причины появления институциональных ловушек.
      2. Выходы из институциональных ловушек.
  3. Институциональная система экономики и институциональные ловушки в современной России.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                 И знаясь с будущим в быту,

                                        Нельзя не впасть к концу,  как в ересь,

                                        В неслыханную простоту.

                                        Но мы пощажены не будем,

                                        Когда ее не утаим.

                                        Она всего нужнее людям,

                                        Но сложное понятней им

Борис Пастернак

Институциональная структура - это определенный упорядоченный  набор институтов, создающих матрицы  экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих  субъектов, которые формируются  в рамках той или иной системы  координации хозяйственной деятельности. Институциональная структура экономики  любой страны – это, прежде всего, результат прошлых действий государства  и спонтанного эволюционного  отбора наиболее эффективных институтов.

Актуальность этой темы заключается  в том, что следует понять взаимосвязь  институциональной среды, экономического, государственного и идеологического  порядков, в условиях которых функционирует  национальная экономика.

Актуальность изучения институциональных  ловушек сегодня объясняется  их негативным влиянием на многие процессы, имеющие место, в том числе, и  на рынке труда. Проблема "институциональных  ловушек" привлекла в последние  десять лет пристальное внимание экономистов и ученых, занимающихся изучением экономических процессов в странах с переходной экономикой. Исследователи относят институциональные ловушки к устойчивым неэффективным институтам. Необходимость их изучения заключается в том, что они представляют особый интерес не только с точки зрения экономики. Их рассмотрение представляет собой сложный процесс, требующий специальных знаний в области и юриспруденции, и социологии, и психологии.

Происхождение и сущность «ловушек» исследовали в своих  работах такие авторы, как Е. Балацкий, П. Дэвид, В. Полтерович и др. Происхождение «ловушек» научное сообщество объясняет недостаточностью государственного контроля за той или иной сферой общественной деятельности, а в переходной экономике — еще и несовместимостью «импортируемых» институтов с традиционной ментальностью и хозяйственными привычками. При этом считается, что «создание "рыночного правового поля" не гарантирует возникновения эффективных рыночных институтов»

Таким образом, образование  институциональных ловушек на рынке  труда может иметь разные источники: происходить одновременно из разных сфер жизни общества. Кроме того, найти правильный выход из них  – задача не из легких, а ведь именно ее решение является главной целью  исследователя институциональных  ловушек.

Целью курсовой работы является изучение и анализ структуры институциональной  системы экономики и институциональных  ловушек в ней. 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-изучить теоретические  аспекты формирования структуры  институциональной системы экономики;

-изучить виды институциональных  ловушек;

-выявить причины появления  институциональных ловушек;

-найти выходы из институциональных  ловушек. 

Предметом исследования является институциональная система экономики  и институциональные ловушки.

Методологической основой  оформления курсовой работы явились  учебные пособия и материалы  периодической печати.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

В первой главе рассмотрены  теоретические аспекты формирования структуры институциональной системы  экономики.

Во второй главе рассмотрены  виды институциональных ловушек, причины  их появления и выходы из них.

В третьей главе рассмотрена  институциональная система экономики и институциональные ловушки в современной России.

В заключении подведены итоги  проведенного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Институциональная система экономики

Понятие институциональной  системы экономики

В институциональной теории еще не сформировалось единое мнение по поводу понятия «институциональная система». В общем социально-экономическом контексте подвергается рассмотрению институциональная система России, институциональная система командной и рыночной экономик и т.д. Функционирование политических институтов, обусловливающих властную иерархическую структуру общества, подвергается анализу в рамках теории общественного выбора.  Часто отождествляются понятия «институциональная система» и «институциональная среда».

Следует понимать взаимосвязь  институциональной среды, экономического, государственного и идеологического  порядков, в условиях которых действует национальная экономика. 
Что же следует понимать под институциональной системой, сформировавшейся (формирующейся) в стране? Экономическая деятельность в любой стране осуществляется в соответствии с определенными нормами и правилами, принятыми в стране и мировом сообществе. Эти правила могут быть объектами статутного (юридически оформленного соответствующими законами) или обычного (принятого в данном обществе на основе обычаев, традиций) права. Эти правила и нормы, прижившиеся в обществе, принято называть институтами. Институты, получившие законодательную основу, называют формальными, а институты, базирующиеся на неписаных законах (каковы обычаи, традиции, морально-этические нормы поведения, религиозные убеждения), называют неформальными.1 Совокупность действующих в стране формальных и неформальных институтов составляет институциональную среду, в условиях которой ведется любая, в том числе и экономическая, деятельность. 
По мнению Градова институциональная среда не является набором случайных норм и правил: составляющие ее элементы связаны между собой. При этом возникают взаимосвязи институтов не только внутри страны, но и взаимосвязи между институтами страны и мировой экономической системы (Приложение 1). Институциональной среде присущи все известные закономерности систем: целостность, коммуникативность, иерархичность, интегративность, эквифинальность, необходимое разнообразие. Поэтому институциональная среда должна рассматриваться как сложная большая открытая система.

Институциональная система  страны исторически обусловлена, она  складывается в течение продолжительного периода под влиянием политических, идеологических, экономических факторов. Она отражает форму государственного правления, политические пристрастия  правящей элиты и обусловленные  ими стратегические цели развития страны; ментальные особенности народа, населяющего  страну; исторически сложившиеся  принципы ведения хозяйства. Поэтому  попытки переустройства институциональной  системы без учета этих факторов могут привести к существенным нарушениям социальных устоев жизни общества. Это обусловлено наряду с другими  факторами консервативностью сложившихся  принципов человеческой деятельности, в частности ведения хозяйства.

На мой взгляд, сущность институциональной системы полнее отражает определение В.В. Вольчик: «Институциональная система — это определенный упорядоченный набор институтов, создающих условия экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках той или иной системы координации хозяйственной деятельности». Однако и оно нуждается в уточнении. 

Главная задача всякого сообщества, будь то отдельная фирма, регион или государство, заключается в создании не только комплекса правил, а превращения их в единую институциональную систему, включающую формальные и неформальные институты рынка труда и охватывающую все аспекты взаимодействия участников социально-экономического процесса, включая семейные отношения, функционирование каждой отдельной личности в социально-экономической среде (образование, здравоохранение, досуг и т.п.), производство благ, их распределение и т.п. Это необходимо для обеспечения выживаемости, устойчивого развития сообщества в условиях конкуренции с внешним миром, для осуществления непрерывных изменений этих правил, социальной структуры общества и условий хозяйствования словом, всего того, что способствует улучшению жизни людей.

Исходя из вышеизложенного институциональная система рынка труда — это совокупность взаимосвязанных социально-экономических институтов, устойчиво воспроизводящих социальные, трудовые, политические,  правовые, экономические и другие отношения и влияющие на экономику страны в целом.  Подобная формулировка институциональной системы рынка труда имеет свои преимущества: во-первых, она показывает, какие институциональные отношения возникают на рынке труда; во-вторых, позволяет трактовать рынок труда как определенном образом сложившиеся институциональные отношения между всем участниками; в-третьих, свидетельствует о наличии как минимум двух институциональных пространств рынка труда — внутреннем и внешнем (если в первом рынок труда — это внутренняя организационная структура каждого института рынка труда, где происходит взаимодействие участников определенной сферы, то в другом — социально-экономические институты выступают как объект внешнего влияния экономики, политики, образования, социологии). 

Структура институциональной  экономики

В экономической литературе понятие «институциональная структура» имеет множество толкований. Очень часто не проводится различий между определениями «институциональная структура» и «институциональная среда». Уильямсон приводит наиболее общее её определение: «Это основные политические, социальные и правовые нормы, являющиеся базой для производства, обмена и потребления». Но наличие некоторых, присущих спонтанному рыночному порядку институтов еще не является достаточным условием для становления рыночной институциональной структуры. Например, создание правовой базы для частной собственности не означает, что она действительно может функционировать в экономике как рыночный институт.

Очевидно, что институты  неоднородны. Их можно разбить на две большие группы – неформальные и формальные. Неформальные институты  возникают из информации, передаваемой посредством социальных механизмов, и в большинстве случаев, являются той частью наследия, которое называется культурой. Неформальные правила имели  решающее значение в тот период человеческой истории, когда отношения между  людьми не регулировались формальными (писаными) законами. Неформальные институты (ограничения) пронизывают и всю  современную экономику. Возникая как  средство координации устойчиво  повторяющихся форм человеческого  взаимодействия, неформальные ограничения  являются:

1) продолжением, развитием  и модификацией формальных правил;

2) социально санкционированными  нормами поведения;

3) внутренними, обязательными  для выполнения стандартами поведения.

Фактически роль неформальных институтов выполняет хозяйственная  этика или моральные практики, исследованиям которых посвящено  значительное число научных исследований. Хозяйственная этика повышает уровень общественной, а, следовательно, и экономической координации рынка.

Если существующие в обществе этические нормы позволяют субъектам  экономики основываться в своих  действиях больше на доверии, чем  на возможности осуществления определенных формальным правом санкций, то в таком  обществе сделки будут носить более  регулярный и сложный характер.

Формальные ограничения, правила и институты возникают, как правило, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение. В структуре формальных институтов выделяются:

1) политические институты;

2) экономические институты;

3) системы контрактации (способы  и порядок заключения контрактов, регулируемые правовыми нормами  и законами).

Информация о работе Институциональная система экономики и институциональные ловушки