Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 02:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и анализ структуры институциональной системы экономики и институциональных ловушек в ней.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить теоретические аспекты формирования структуры институциональной системы экономики;
-изучить виды институциональных ловушек;
-выявить причины появления институциональных ловушек;
-найти выходы из институциональных ловушек.
Введение
Институциональная система экономики.
Понятие институциональной системы экономики.
Структура институциональной экономики.
Несовершенство институциональной среды в Российской экономике
Институциональные ловушки.
Понятие и сущность институциональных ловушек.
Виды институциональных ловушек.
Причины появления институциональных ловушек и выходы из них
Причины появления институциональных ловушек.
Выходы из институциональных ловушек.
Институциональная система экономики и институциональные ловушки в современной России.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.
Герберт Саймон (1916-2001): Основные усилия Г. Саймона были направлены на фундаментальные исследования организационного поведения и процессов принятия решений. 1978 г. - Нобелевская премия за «Новаторские исследования процесса принятия решений в рамках экономических организаций».
«Разум, способность к обработке информации являются редкими ресурсами». Саймон принцип оптимизации заменяет принципом удовлетворительности.
В России в период плановой экономики не было необходимости анализировать права собственности на ресурсы и доходы предприятий, поскольку ими полностью распоряжалось государство. Природные ресурсы фактически не получали стоимостной оценки, цены продукции, производимой на их основе, были занижены, и общество получало выгоду непосредственно, а прибыль расходовалась в основном на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В связи с переходом к рыночной экономике возникли новые отношения собственности по поводу распределения и присвоения природных ресурсов.
Однако из-за длительного кризисного состояния экономики наибольшее внимание органов государственной власти и российских ученых-экономистов уделялось проблемам финансовой стабилизации, и проблематика рентных отношений отходила на второй план. В условиях размытости институциональной среды механизм формирования природной ренты стал непрозрачным, права собственности на природные ресурсы - неопределенными, что создало возможность присвоения рентных доходов владельцам капитала.
Место институционального вакуума заняла система неэффективных институтов. Сформировавшаяся исторически ситуация в сфере недропользования в России служит иллюстрацией неполноты системы как «базовых, так и дополняющих институтов», определяющих нормы, правила и процедуры вовлечения ресурсов недр в хозяйственный оборот. В результате в стране в процессе освоения и использования минерально-сырьевых ресурсов до последнего времени учитывались интересы не столько общества, сколько владельцев контрольных пакетов компаний-недропользователей.
Роль институтов в жизни общества заключается в том, что государство на основе прямого или косвенного регулирования должно добиваться сдвига рыночного оптимального уровня производства к социально оптимальному
уровню выпуска продукции, реализуя интересы общества. Существенная роль
государства состоит в установлении различного рода нормативов, стандартов в охране окружающей среды, особенно опасных для природы и здоровья человека веществ. Государству должна принадлежать ведущая роль в осуществлении альтернативных вариантов решения проблем структурной перестройки экономики в условиях рынка, о чем свидетельствует опыт развитых стран последних двух десятилетий. Недооценка значения государственного макрорегулирования может привести к негативным экологическим последствиям. Первичным при установлении системы отношений и правил являются интересы хозяйствующих субъектов.
В российской экономике взаимодействуют следующие группы интересов:
− общества и государства,
− регионов и центра,
− настоящего и будущего поколений,
− чиновников и бизнес-структур.
Поскольку вышеперечисленные интересы имеют, как правило, разнонаправленный характер, поэтому возникает масса противоречий. Например, в распределении доходов от добычи энергоресурсов между регионами и центра.
Анализ эффективности институтов в России. Роль неформальных
институтов в российской экономике.
В российской экономике большую роль играет система блокирующих неэффективных институтов, возникших в результате неполноты прав собственности, несовершенства институционального механизма и размытости институциональной среды. Во внешних взаимодействиях эти институты способствуют формированию политической ренты, а во внутренних взаимодействиях – инсайдерской ренты. Рассмотрим направления достижения экономической эффективности институтов реального сектора экономики. Они представлены в виде схемы, с учетом ее составляющих.
Заключение
Институты… далеко не всегда создаются для того, чтобы быть
социально эффективными; институты… создаются скорее для
того, чтобы служить интересам тех, кто занимает позиции,
позволяющие влиять на формирование новых правил.
Дуглас Норт6
Институциональная «ловушка»
— это неэффективный устойчивый
общественный институт, мешающий «нормальному»
течению того или другого социально-
Институциональная «ловушка» возникает вследствие ошибочной государственной политики и может проявляться в различных сферах общественной жизни. Ошибочность политики может происходить из ошибочности выбранной цели или неверно используемых инструментов политики.
Ошибочность цели в условиях директивного планирования неминуемо приводит к «ловушке» целеполагания при любом значимом изменении условий функционирования экономической системы, примером чего служат завышенные прогнозные темпы роста ВВП. Ошибочность инструментов социальной политики привела к смене типа европейской миграции с трудового на иждивенческий и миграционной.
Преодоление институциональных «ловушек» требует отказа государства от вмешательства в эту сферу.
Рассмотренные российскими исследователями примеры «ловушек» позволили проанализировать механизм развития институциональных «ловушек», выявить эффекты, сопутствующие их развитию и укоренению. Однако, на наш взгляд, ученые не всегда точно выделяют причины возникновения «ловушек». Так, причиной появления «ловушек» бартерного обмена и неплатежей определяется инфляция; «ловушек» коррупции, уклонения от налогов — дифференциация доходов вследствие перераспределения переходной ренты, ослабление государственного контроля, пробелы в законодательстве.
Отдельными примерами являются так называемые технологические «ловушки», или QWERTY-эффекты. QWERTY — это расположенные слева направо в верхнем ряду клавиатуры пишущей машинки или компьютера буквы латинского алфавита. Смысл «ловушки» заключается в том, что исторически сложившийся способ расположения не является оптимальным с точки зрения достижения наибольшей скорости печатания, однако переоснащение всех клавиатур требует значительных издержек (переориентация промышленности, переобучение умеющих печатать и т. п.). Кроме того, производитель, рискнувший начать производство других клавиатур, неизбежно столкнулся бы с проблемой эффекта масштаба, т. е. его продукция была бы дороже из-за небольших объемов производства. С точки зрения Е. А. Бренделевой, такой эффект является продуктом и «фиаско экономики предложения, когда интересы производителей превалируют над вкусами и предпочтениями потребителей».
Список использованной литературы:
Приложение 1
1 А. П. Градов. Национальная экономика
2 Исследованию данного явления посвящены работы российских ученых: Полтеровича В.М., Балацкого Е.В. Плискевича Н.М., Мироненко О.Н., и др.
3 К примеру, проф. Полтерович В.М. в своей статье «Институциональные ловушки и экономические реформы» предложил классификацию основных эффектов, свойственных институциональным ловушкам в 1999 году.
4 Балацкий Е.В. в своей статье «Ценовые механизмы эволюции институциональных ловушек» развил тему изучения эффектов, выявив специфические стороны и взаимосвязи, влияющие на формирование институциональных ловушек.
5 «Диссертационная ловушка» - пока не устоявшийся научный термин, впервые он был предложен в исследованиях Е.В.Балацкого (в 2005 году), как вид институциональных ловушек в сфере образования.
6North D. Institutions, Institutional Changes, and Economic Performance. Cambridge:
Cambridge Univ. Press, 1990. P. 16
Информация о работе Институциональная система экономики и институциональные ловушки