Институциональная система экономики и институциональные ловушки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 02:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и анализ структуры институциональной системы экономики и институциональных ловушек в ней.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить теоретические аспекты формирования структуры институциональной системы экономики;
-изучить виды институциональных ловушек;
-выявить причины появления институциональных ловушек;
-найти выходы из институциональных ловушек.

Содержание работы

Введение
Институциональная система экономики.
Понятие институциональной системы экономики.
Структура институциональной экономики.
Несовершенство институциональной среды в Российской экономике
Институциональные ловушки.
Понятие и сущность институциональных ловушек.
Виды институциональных ловушек.
Причины появления институциональных ловушек и выходы из них
Причины появления институциональных ловушек.
Выходы из институциональных ловушек.
Институциональная система экономики и институциональные ловушки в современной России.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.

Файлы: 1 файл

kursach (Автосохраненный).docx

— 657.94 Кб (Скачать файл)

Герберт Саймон (1916-2001): Основные усилия Г.  Саймона были направлены на фундаментальные исследования организационного поведения и процессов принятия решений. 1978 г. - Нобелевская премия за «Новаторские исследования процесса принятия решений в рамках экономических организаций».

«Разум,  способность к обработке информации являются редкими ресурсами».  Саймон принцип оптимизации заменяет принципом удовлетворительности.

В России в период плановой экономики не было необходимости анализировать права собственности на ресурсы и доходы предприятий, поскольку ими полностью распоряжалось государство.   Природные ресурсы фактически не получали стоимостной оценки, цены продукции, производимой на их основе, были занижены, и общество получало выгоду непосредственно, а прибыль расходовалась в основном на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В связи с   переходом к рыночной экономике возникли новые отношения собственности по поводу распределения и присвоения природных ресурсов.

Однако из-за длительного  кризисного состояния экономики наибольшее внимание органов государственной власти и российских ученых-экономистов уделялось проблемам финансовой стабилизации,  и проблематика рентных отношений отходила на второй план.  В условиях размытости институциональной среды механизм формирования природной ренты стал непрозрачным, права собственности на природные ресурсы - неопределенными, что создало возможность присвоения рентных доходов владельцам капитала.

Место институционального вакуума заняла система неэффективных институтов.  Сформировавшаяся исторически ситуация в сфере недропользования в России служит иллюстрацией неполноты системы как «базовых,  так и дополняющих институтов»,  определяющих нормы, правила и процедуры вовлечения ресурсов недр в хозяйственный оборот. В результате в стране в процессе освоения и использования минерально-сырьевых ресурсов до последнего времени учитывались интересы не столько общества,  сколько владельцев контрольных пакетов компаний-недропользователей. 

Роль институтов в жизни  общества заключается в том, что государство на основе прямого или косвенного регулирования должно добиваться сдвига рыночного оптимального уровня производства к социально оптимальному

уровню выпуска продукции, реализуя интересы общества. Существенная роль

государства состоит в  установлении различного рода нормативов, стандартов в охране окружающей среды,  особенно опасных для природы и здоровья человека веществ.  Государству должна принадлежать ведущая роль в осуществлении альтернативных вариантов решения проблем структурной перестройки экономики в условиях рынка,  о чем свидетельствует опыт развитых стран последних двух десятилетий.  Недооценка значения государственного макрорегулирования может привести к негативным экологическим последствиям. Первичным при установлении системы отношений и правил являются интересы хозяйствующих субъектов. 

В российской экономике взаимодействуют  следующие группы интересов:

− общества и государства, 

− регионов и центра, 

− настоящего и будущего поколений, 

− чиновников и бизнес-структур. 

Поскольку вышеперечисленные  интересы имеют,  как правило, разнонаправленный  характер,  поэтому возникает  масса противоречий. Например,  в распределении доходов от добычи энергоресурсов между регионами и центра.

Анализ эффективности  институтов в России. Роль неформальных

институтов в  российской экономике.

В российской экономике большую  роль играет система блокирующих неэффективных институтов,  возникших в результате неполноты прав собственности,  несовершенства институционального механизма и размытости институциональной среды.  Во внешних взаимодействиях эти институты способствуют формированию политической ренты,  а во внутренних взаимодействиях – инсайдерской ренты. Рассмотрим направления достижения экономической эффективности институтов реального сектора экономики. Они представлены в виде схемы, с учетом ее составляющих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Институты… далеко не всегда создаются для того, чтобы  быть

социально эффективными; институты… создаются скорее для

того, чтобы служить  интересам тех, кто занимает позиции,

позволяющие влиять на формирование новых правил.

Дуглас Норт6

Институциональная «ловушка»  — это неэффективный устойчивый общественный институт, мешающий «нормальному»  течению того или другого социально-экономического процесса.

Институциональная «ловушка»  возникает вследствие ошибочной  государственной политики и может  проявляться в различных сферах общественной жизни. Ошибочность политики может происходить из ошибочности  выбранной цели или неверно используемых инструментов политики.

Ошибочность цели в условиях директивного планирования неминуемо  приводит к «ловушке» целеполагания  при любом значимом изменении  условий функционирования экономической  системы, примером чего служат завышенные прогнозные темпы роста ВВП. Ошибочность  инструментов социальной политики привела  к смене типа европейской миграции с трудового на иждивенческий и миграционной.

Преодоление институциональных  «ловушек» требует отказа государства от вмешательства в эту сферу.

Рассмотренные российскими  исследователями примеры «ловушек» позволили проанализировать механизм развития институциональных «ловушек», выявить эффекты, сопутствующие их развитию и укоренению. Однако, на наш взгляд, ученые не всегда точно выделяют причины возникновения «ловушек». Так, причиной появления «ловушек» бартерного обмена и неплатежей определяется инфляция; «ловушек» коррупции, уклонения от налогов — дифференциация доходов вследствие перераспределения переходной ренты, ослабление государственного контроля, пробелы в законодательстве.

Отдельными примерами  являются так называемые технологические  «ловушки», или QWERTY-эффекты. QWERTY — это  расположенные слева направо  в верхнем ряду клавиатуры пишущей  машинки или компьютера буквы  латинского алфавита. Смысл «ловушки»  заключается в том, что исторически  сложившийся способ расположения не является оптимальным с точки  зрения достижения наибольшей скорости печатания, однако переоснащение всех клавиатур требует значительных издержек (переориентация промышленности, переобучение умеющих печатать и  т. п.). Кроме того, производитель, рискнувший начать производство других клавиатур, неизбежно столкнулся бы с проблемой  эффекта масштаба, т. е. его продукция  была бы дороже из-за небольших объемов  производства. С точки зрения Е. А. Бренделевой, такой эффект является продуктом и «фиаско экономики предложения, когда интересы производителей превалируют над вкусами и предпочтениями потребителей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Аккерман С.Р. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / Пер. с англ. О. Алякринский. — М.: Логос, 2010.
  2. Вольчик В.В. Эволюционная парадигма и институциональная трансформация экономики. — Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2004.
  3. Полтерович В.М.  «Институциональные ловушки и экономические реформы». 1999.
  4. Балацкий Е. Теория институциональных ловушек и правовой плюрализм//Общество и экономика. 2001. №10
  5. Клейнер Г. Б., Макаров В. Л. Бартер в российской экономике. – М.: ЦЭМИ РАН, 1996
  6. David P. Clio and the Economics of QWERTI. Amer. Econ.Rev.,v.75, No 2, 1985.
  7. А. П. Градов. Национальная экономика
  8. Статья МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ "ЛОВУШКИ"- http://institutiones.com/download/books/60-----qq.html
  9. 3. Литвинцева Г.П.  Институциональная экономическая теория:  Учебник. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003.
  10. Макаров В.Клейнер Г. Бартер в России: институциональный этап \\Вопросы экономики №2,4, 1999
  11. Яковлев А. О причинах бартера, неплатежей, уклонения от уплаты налогов в российской экономике \\Вопросы экономики, №4, 1999.
  12. Сабуров Е., Чернявский А. Причины неплатежей в России \\Вопросы экономики №6, 2000
  13. Марина Юрьевна Малкина. Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011.  Т. 3. № 4.
  14. Виноградова  А. В. Институциональная экономика: теория и практика: Учебно-методическое пособие. 2012
  15. Рязанов В. Т. Институциональный анализ и экономика России: учебник // СПбГУ, экономический факультет
  16. А.С. Булатов. Экономика: учебник Институциональные преобразования (создание основ рыночной экономики)
  17. Н.Д.Дроздов. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА. Учебное пособие
  18. QWERTY-эффекты, институциональные ловушки с точки зрения теории трансакционных издержек  / Экономический вестник Ростовского государственного университета. – Том 4. – №2. – 2006.
  19. Институциональные ловушки Инвестиционного фонда РФ. Журнал «Финансы и кредит» 3(339) - 2009 январь. Рубрика: Инвестиционная деятельность
  20. http://finansvips.ru/analiz-ekonomiki/institucionalnaya-sistema/
  21. http://www.unn.ru/books/met_files/inst_economy.pdf
  22. http://www.kapital-rus.ru/members/author/5/
  23. http://www.economicarggu.ru/2011_2/hlebnikova.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

1 А. П. Градов. Национальная экономика

2 Исследованию данного явления посвящены работы российских ученых: Полтеровича В.М., Балацкого Е.В. Плискевича Н.М., Мироненко О.Н., и др.

3 К примеру, проф. Полтерович В.М. в своей статье «Институциональные ловушки и экономические реформы» предложил классификацию основных эффектов, свойственных институциональным ловушкам в 1999 году.

4 Балацкий Е.В. в своей статье «Ценовые механизмы эволюции институциональных ловушек» развил тему изучения эффектов, выявив специфические стороны и взаимосвязи, влияющие на формирование институциональных ловушек.

5 «Диссертационная ловушка» - пока не устоявшийся научный термин, впервые он был предложен в исследованиях Е.В.Балацкого (в 2005 году), как вид институциональных ловушек в сфере образования.

6North D. Institutions, Institutional Changes, and Economic Performance. Cambridge:

Cambridge Univ. Press, 1990. P. 16

 


Информация о работе Институциональная система экономики и институциональные ловушки