Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 12:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать взаимосвязь рыночной системы экономики с системой институтов по защите прав потребителей.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить основные принципы поведения людей;
Изучить понятие институты по защите прав потребителей и их роль в рыночной системе;
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава первая. Формирование и развитие институциональной структуры потребительского рынка………………………………………………………. 5
1.1. Факторы потребительского поведения………………………………….. 5
1.1.1. Теория предельной полезности………………………………………... 6
1.2.2. Теория ожидаемой полезности…………………………………………. 7
1.2. Потребительская культура как регулятор поведения потребителей….. 10
1.3. Причины возникновения институтов по защите прав потребителей…... 15
Глава вторая. Практика институционального регулирования рынков потребительских товаров и услуг……………………………………………... 20
2.1. Система формальных институтов и организаций……………………….. 20
2.2. Эффективность государственного регулирования……………………... 25
2.3. Содержание и масштабы деятельности общественных организаций по защите прав потребителей……………………………………………………... 30
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список использованных источников и литературы………………………….. 36
Что же такое культура? В философской, социологической, искусствоведческой и управленческой литературе имеется большое количество ее определений. Большинство из них различаются лишь формулировками, акцентами. Но есть и существенные различия. На одном полюсе - распространенное в философии понимание культуры как всего того, что не является природным, а на другом - культура как объект административного регулирования со стороны министерства культуры: библиотеки, дома культуры, музеи, театры.
В данной работе следует рассмотреть культуру с экономической точки зрения, как регулятор поведения потребителей.
Культура и экономика связаны неразрывно. Их взаимовлияние носит очень сложный характер. Согласно классикам экономической социологии Т. Парсонсу и Н. Смелсеру культурно-мотивационная подсистема общества существует наряду с экономической подсистемой, и многие феномены, которые принято считать экономическими, существуют на самом деле на границе этих подсистем. Культура “устанавливает пределы экономической рациональности”.7
Культура, в значительной степени, есть продукт экономической деятельности человека и, в свою очередь, та среда (материальная и нематериальная), в которой экономическая деятельность осуществляется.
Понятие культуры относится к набору ценностей, идей, артефактов и других значащих символов, которые помогают индивидам общаться.
В широком значении этого слова культура - это сфера творческой деятельности человека, направленной на изменение мира вокруг, а равно и себя в этом мире; это все то, что создается человеком, - в противоположность природе (натуре), созидательные силы которой не связаны с человеческой волей.8
Культура - основная первопричина, определяющая потребности и поведение человека. Она включает в себя абстрактные и материальные элементы, отталкиваясь от которых, мы можем описывать, оценивать и различать различные ее типы.
Культура имеет свои основные компоненты, главный из них это ценность.
По мнению Хэйденома, определение, которое предлагает этот автор, состоит в том, что «ценности – это культурные критерии или оценочные стандарты в суждениях о том, что является идеалом»9.
Культурные ценности это широко исповедуемые верования, которые утверждают что желаемо.
Оценивание происходит по двум основным шкалам: потребительной стоимости (что полезнее?) и меновой стоимости (что дороже, на что можно выменять больше других вещей?).
Потребительная и меновая стоимость тесно переплетаются. Ценно то, что полезно. Одни ценности способны удовлетворять потребности людей непосредственно, другие косвенно: бриллиант, который я никогда не буду использовать как украшение, полезен в качестве средства платежа.
С помощью шкалы ценностей человек структурирует окружающий его мир, раскладывая предметы и явления по критерию их ценности, то есть полезности.
Ценности выступают важными регуляторами поведения людей во всех сферах, в том числе и в потреблении. Они выстраиваются в шкалу, на которой одни предметы притягивают, другие оставляют равнодушными, третьи отталкивают.
Ценность относится к числу фундаментальных проблем экономической науки, это фундамент на котором строится теоретическая конструкция экономического организма.
Не менее важным компонентом культуры является норма. Она в свою очередь включает разновидности, которые также влияют на принятие решений потребителей.
Нормы - это правила поведения, выработанные группой на основе согласия всех ее участников.10
(а) Право - это нормы поведения,
закрепляемые законом. Обычно закон
ограничивается описанием
(б) Мораль
- это свод норм поведения, регулирующих
наиболее важные принципы
Это образцы поведения, навязываемого культурой. Моральные нормы заставляют нас не брать товар в магазине без оплаты, даже если мы находимся вне зоны видимости продавца. "Понятие "мораль", - писал классик либерализма А.Хайек, - имеет смысл только при противопоставлении ее импульсивному, нерефлексивному поведению, с одной стороны, и рациональному расчету, нацеленному на получение строго определенных результатов, - с другой".11
(в) Обычаи - это нормы повседневной
жизни, передающиеся от поколения
к поколению. Главным признаком
обычая является его
К нормам относят так же религию, моду, язык, санкции.
Культура действует путем установления границ индивидуального поведения и путем влияния таких институтов как, структура семьи и средства массовой информации. Культуре индивид обучается в процессе всей его жизни в данной социальной среде.
Индивид проходит потребительскую социализацию с помощью целого ряда так называемых агентов социализации, под которыми понимаются все социальные субъекты, социальные институты, посредством которых индивиды обучаются культуре.
Важную роль в социализации потребителя играют средства массовой информации. С появлением телевидения их роль резко усилилась. Во многих семьях с самых ранних лет ребенок благодаря телевизору узнает основные нормы потребления. Телевидение навязывает их через фильмы, показывающие поведение героев, звезд, через спортивные матчи, шоу, где люди могут видеть образцы одежды, потребления напитков, пищи, предметов длительного пользования и т.д. Реклама навязывает потребительскую культуру прямо, агрессивно, хотя это отнюдь не дает ей главной роли в социализации. Она более эффективна в изменении культуры, в навязывании новых товаров.
Культура влияет на стадии осознания потребности, поиска и оценки вариантов выбора, поскольку здесь процесс принятия решений носит сугубо индивидуальный характер. Оценивая варианты выбора, потребитель ценит определенные атрибуты товаров больше, чем другие, и это зачастую зависит от культуры, к которой принадлежит этот потребитель.13
Например, состоятельный человек может предпочесть более дешевый товар, но не из-за недостатка денег, а потому, что на его выбор влияет бережливость (культурная ценность), которую он перенял из набора ценностей среднего класса, которые сейчас распространены среди новых влиятельных потребителей.
Чтобы заниматься экономической деятельностью, необходим временной горизонт и чувство уверенности в его стабильности. Это чувство может быть обеспечено двумя способами: доверием либо к друзьям, либо к среде, что обеспечивается рыночными институтами. Еще Смит отмечал, что никакая правовая система не может существовать, опираясь только на санкции за нарушения правил, чтобы люди верили в нерушимость правил, необходима этика законопослушания.14
Рассматривая взаимовлияние культуры и экономики, можно сделать вывод. Культура выступает главным регулятором поведения потребителей, именно она лежит в основе принятия решения на осознание потребности.
Родиной движения в защиту прав потребителя является Америка. Это движение распространилось из США в 60-х ХХ во многие страны Европы, движение, получило распространение как "консьюмеризм".
«Консьюмеризм» - это общественное движение, направленное на обеспечение прав потребителей. Одной из целей является регулирование деятельности производителей и продавцов.15
С 1962г. Началось современное консьюмеристкое движение, когда президент Кеннеди в своем послании к Конгрессу США, названном «специальное сообщение по защите интересов потребителя», был разработан «Билль о правах потребителя» (табл. 1).16
Таблица 1.Билль о правах потребителя.
1 |
Право на безопасность — защита от изделий и услуг, опасных для здоровья и жизни. |
2 |
Право на информацию — обеспечение сведениями, необходимыми для информированного выбора; защита от мошенничества, жульнических или лживых предложений. |
3 |
Право выбора — гарантированный доступ к разнообразию изделий и услуг при конкурентных целях. |
4 |
Право быть услышанным (право на компенсацию) — гарантия того, что интересы потребителя будут полностью и с пониманием учтены при разработке и проведении государственной политики регулирования рынка; гарантия надлежащего и справедливого возмещения убытков. |
5 |
Право пользоваться чистой и здоровой окружающей средой. |
6 |
Право бедных слоев населения и меньшинств на защиту своих интересов. |
В
послании говорилось о
невозможен сбалансированный экономический рост. Организация Объединенных Наций 15 марта объявила Всемирным днем потребителей.17
Движение в защиту прав потребителей играет огромную роль, как в бизнесе, так и в политике.
Идея защиты потребителей на уровне Европейского экономического сообщества постепенно формировалась среди стран – участников ЕЭС. В октябре 1972 г. главы государств – участников ЕЭС приняли решение о фактическом создании системы защиты прав потребителей. В 1973 г. был создан специальный орган – Консультативный комитет по защите прав потребителей. Официально политика защиты прав потребителей в рамках ЕЭС была принята в 1975 г. Расширение ЕЭС до объединенного рынка без границ ставит задачу совершенствовать национальное законодательство стран-участников ЕЭС в направлении повышения уровня защиты прав своих граждан, включая защиту прав граждан – потребителей. Впоследствии государственные и общественные структуры по защите прав потребителей получили более широкое развитие практически во всех странах Европы, например, "Национальный совет потребителей Великобритании (1975г.), "Государственная служба защиты прав потребителей в Финляндии" (1978г.)
В России общественные организации потребителей возникли раньше, чем специальные государственные органы. В 80-х годах ХХ века в бывшем СССР стали зарождаться общества, клубы, ассоциации по защите прав потребителей.
Особую роль в защите прав потребителей играли органы «народного контроля» – общественной организации, действовавшей под руководством партийных органов. Это была организация, созданная сверху и стремившаяся вовлечь в контрольную деятельность широкий круг граждан СССР.18
Результатом, с одной стороны, либерализации политического режима, а с другой – нарастающего недовольства потребителей стало возникновение в 1988г. в Санкт-Петербурге Общества защиты прав потребителей, которое дало толчок развитию общественного движения потребителей. Это была первая организация такого рода в России, президентом которой был Анатолий Собчак.19
После распада Советского Союза 7 февраля 1992 г. был принят Закон РФ "О защите прав потребителей". Общества потребителей объединились в Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ) и в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП).
В
Российской федерации
Изучая историю возникновения потребительского движения, можно выделить основные причины возникновения движения в защиту прав потребителей:
Именно эти причины лежат в основе современных потребительских организаций, и именно им принадлежит одна из главных ролей защиты прав потребителей.
Основные права потребителя записаны в «Законе о защите прав потребителей». Закон установил, что все товары, работы, услуги, должны соответствовать стандарту и санитарным нормам. Такие нормы, выработанные специалистами, позволяют установить, какой товар является качественным и какие услуги - надёжными. У потребителя есть право на подробную информацию о качестве, свойствах товара, им приобретаемого.
Сегодня рыночная экономика, экономика конкуренции. Производители могут выжить, только если они получают прибыль, а прибыли они могут добиться, пытаясь завоевать «денежное признание» потребителей.20
Информация о работе Институты по защите прав потребителей в рыночной системе