Институты по защите прав потребителей в рыночной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать взаимосвязь рыночной системы экономики с системой институтов по защите прав потребителей.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить основные принципы поведения людей;
Изучить понятие институты по защите прав потребителей и их роль в рыночной системе;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава первая. Формирование и развитие институциональной структуры потребительского рынка………………………………………………………. 5
1.1. Факторы потребительского поведения………………………………….. 5
1.1.1. Теория предельной полезности………………………………………... 6
1.2.2. Теория ожидаемой полезности…………………………………………. 7
1.2. Потребительская культура как регулятор поведения потребителей….. 10
1.3. Причины возникновения институтов по защите прав потребителей…... 15
Глава вторая. Практика институционального регулирования рынков потребительских товаров и услуг……………………………………………... 20
2.1. Система формальных институтов и организаций……………………….. 20
2.2. Эффективность государственного регулирования……………………... 25
2.3. Содержание и масштабы деятельности общественных организаций по защите прав потребителей……………………………………………………... 30
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список использованных источников и литературы………………………….. 36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 85.04 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ  РОССИИ)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

 ТОМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА БИЗНЕСА

Отделение Экономики и Менеджмента

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Институты по защите прав потребителей в рыночной системе

Черневич Анастасия Ивановна

 

 

Научный  руководитель

  Канд. Экон. наук, доцент

________ Е. Н. Соболева

                                               подпись

«_____»__________2013 г.

 

 

      Выполнила  студентка

 II курса гр. № 724    

______ А. И. Черневич

                                                    подпись

 

 

 

Томск 2013

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава первая. Формирование и развитие институциональной структуры потребительского рынка………………………………………………………. 5

1.1. Факторы  потребительского поведения………………………………….. 5

1.1.1. Теория  предельной полезности………………………………………... 6

1.2.2. Теория  ожидаемой полезности…………………………………………. 7

1.2. Потребительская  культура как регулятор поведения  потребителей….. 10

1.3. Причины  возникновения институтов по  защите прав потребителей…... 15

Глава вторая. Практика институционального регулирования рынков потребительских товаров и услуг……………………………………………... 20

2.1. Система  формальных институтов и организаций……………………….. 20

2.2. Эффективность  государственного регулирования……………………... 25

2.3. Содержание  и масштабы деятельности общественных  организаций по защите прав  потребителей……………………………………………………... 30

Заключение……………………………………………………………………… 34

Список использованных источников и литературы………………………….. 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы данной курсовой работы определяется тем, что  сегодня значение потребления в жизни общества повышается. В реальной жизни поведение определяется индивидуальными особенностями человека и институциональными факторами, т.е. всем набором правил, законов, обычаев и стереотипов мышления, которые влияют на экономическое поведение.   

       Изучение проблемы потребительского поведения весьма важно сегодня не только с точки зрения потребности бизнеса, но и с точки зрения самого потребителя, который должен знать свои права. Проблема защиты прав потребителей уникальна в том смысле, что существует везде, где есть торговые отношения.

Проблемы защиты потребителя исследуются постоянно на национальном и международном уровнях как зарубежными, так и отечественными учеными. В России проблема защиты потребителя привлекла особое внимание с восстановлением рыночных отношений. Предметом особого анализа на всех уровнях являются нарушения интересов и прав потребителя, как правило, в сфере торговли, в отношениях продавец-покупатель и связанные с качеством и безопасностью товара, с целью выработки соответствующих рекомендаций по защите потребителя.

Цель данной курсовой работы – исследовать взаимосвязь рыночной системы экономики с системой институтов по защите прав потребителей.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

    1. Изучить основные принципы поведения людей;
    2. Изучить понятие институты по защите прав потребителей и их роль в рыночной системе;
    3. Рассмотреть институциональную систему регулирования потребительских рынков на примере г. Томска;

Теоретико-методологической и информационной базой исследования послужили труды Менгера К., Хайека Ф., Блэкуэлла Р., Алешиной И.. В своей статье Кадочников Д.В. рассматривает теоретико-экономический анализ культуры и культурных ценностей. Рахматуллина Д.К. исследует трансформацию модели потребительского выбора в современной экономике. Богданова Л. изучает конструирование проблемы защиты прав потребителей. Также были использованы при написании работы, Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 , статистические данные о нарушении прав потребителей в г. Томске, отчет отдела защиты прав потребителей рос технадзора, и информация о работе общественных объединений.

Работа состоит из 2-х глав. В первой главе рассматривается формирование и развитие институциональной структуры потребительского рынка, в основе которого лежит потребительское поведение. Поэтому в этой главе исследуются факторы потребительского поведения, которые являются определяющими при формировании предпочтений потребителей и их выбора. На выбор потребителя влияет полезность, полезность является отражением человеческого поведения. Среди факторов, следует выделить  культуру потребления, и её неразрывной связи с экономикой. Здесь же рассматриваются причины возникновения движения в защиту прав потребителей.

    Во второй главе рассматривается практика институционального регулирования рынков потребительских товаров и услуг. Здесь внимание уделяется законодательной базе защиты прав потребителей, и системе регулирования этой защиты. На реальных примерах рынка г. Томска, исследуется статистика обращения в государственные и общественные организации по защите прав потребителей, делается вывод о работе этих организаций.

 

 

 

 

 

Глава первая. Формирование и развитие институциональной структуры потребительского рынка

    1. Факторы потребительского поведения

 

Поведенческий аспект практически всегда в той или иной степени прослеживался в экономической науке.  Важные, его положения встречаются в рамках как меркантилистского, так, и позднее, классического направления экономической теории. В экономической терминологии представлено общее понятие потребительского поведения, которое заключается в следующем.  «Потребительское поведение» - совокупность признаков и показателей, характеризующих действия потребителей, включая их потребительские предпочтения, спрос на товары и услуги, структуру потребления, способы использования доходов.1

Сегодня потребление превратилось в основную черту современного общества. Превосходство человека потребляющего над производящим повсеместно обращает индивидов в творцов-потребителей. Потребитель - главное действующее лицо на потребительском рынке и главный источник прибыли предпринимателя, может быть пассивным или активным. Предприниматель производит, поставляет и реализует товары на рынке, при этом может учитывать или игнорировать интересы и права потребителя.

Потребители принимают свои решения не в вакууме. На совершаемые ими покупки большое влияние оказывают факторы потребительского поведения. Как ценовые параметры, так и не неценовые параметры потребительского выбора. Неценовые параметры это, - факторы культурного, социального, личного и психологического порядка, которые являются определяющими при формировании предпочтений потребителей и их выборов.

Теория потребления основана на постулатах неоклассической школы. В своей статье о трансформации потребительского поведения Рахматуллина определяет «Потребление благ обеспечивается удовлетворением потребностей и получением полезности. Причем как потребности, так и полезность могут быть: физиологическими и социально-психологическими. Блага, удовлетворяющие любые потребности, являются носителями полезных свойств, несут в себе полезность»2

Размеры, структура и динамика спроса потребителя в микроэкономике исследуется теорией потребительского поведения, основанной на маржинализме.

      1. Теория предельной полезности

Люди потребляют товары и услуги потому, что они обладают свойством быть источником удовольствия (или удовлетворения). Это свойство экономисты обозначают термином “полезность”. Основы теории полезности разработаны такими крупными экономистами XIX в., как Г. Госсен (1810—1859), У. С. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921), а также его последователи О. Бем-Баверк (1851—1914) и Ф. Визер (1851-1926). Названные экономисты создали особое направление в экономической науке, получившее название “маржинализм” (“предельность”).

Ее исходными принципами является признание, во-первых, экономического суверенитета потребителя (т.е. возможности влиять на предложение товаров через спрос) и, во-вторых, рациональности поведения потребителя, если он получает максимум полезности при ограниченном доходе.

Основатели маржинализма были твердо убеждены, что все категории экономической науки могут быть выведены только из отношения к вещи экономического субъекта, его предпочтений, ожиданий, познаний. Так, К. Менгер писал, что «блага сами по себе лишены объективных свойств, эти свойства им придает соответствующее отношение к ним людей».3 

Соизмерение различных значений потребностей, выбор подлежащих удовлетворению потребностей в зависимости от имеющихся средств, определение приоритетности потребностей составляют, по словам Менгера, «именно ту часть экономической деятельности людей, которая более всякой другой занимает их умы, оказывает наибольшее влияние на их экономические стремления».4

Ценность товаров в рыночной экономике, по Менгеру, обусловливается не количеством трудовых затрат, не издержками, а предельной полезностью. Ее определяет предельная единица товара. От ее полезности зависит и полезность предшествующих единиц товара. Предельная полезность, таким образом, зависит от уровня полезности и степени редкости товара.

Итак, согласно теории маржиналистов, полезность — понятие субъективное. Конечно, они понимали, что, вряд ли возможно точно измерить величину полезности того или иного товара для одного человека. Приборов, измеряющих величину полезности, нет и быть не может.    

Максимизация полезности адекватное отражение реального человеческого поведения. Полезность (ценность) имеет важное значение, при выборе потребительского поведения. На основе полезности сформировалась еще одна теория, для моделирования человеческой деятельности в условиях риска и неопределенности.

      1. Теория ожидаемой полезности

Теория ожидаемой полезности была предложена Джоном фон Нейманом и Оскаром Моргенштерном. Суть высказываний этих ученных заключается в следующем. С теорией полезности тесно связана теория игр, так как любая экономическая ситуация, любой экономический процесс, как и многие другие явления, окружающего нас мира, содержат элементы конфликта. Дж. фон Нейман и О. Моргенштерн рассматривают общественную экономику как игру с фиксированным числом участников5. Они предполагали, пусть экономическая система состоит из продавцов, каждый из которых обладает предпочтениями и располагает некоторым количеством товаров. Имеется возможность заключения контрактов. Характеристическая функция соответствующей кооперативной игры определяется через индивидуальные функции полезности и указывает, какой выигрыш члены коалиции могут себе гарантировать, если коалиция будет сформирована. Конфликт интересов состоит в том, что каждый из участников экономической системы стремится сократить свои затраты (усилия, вклад), но максимизировать прибыль (полезность, выгоду).

Экономическое сообщество, в условиях которого действуют участники экономики обмена, состоит из предпринимателей и потребителей. Предприниматель стремиться к получению максимальной прибыли, а потребитель – к получению максимума ²полезности² или ²удовлетворения². В отличие от понятия прибыль, полезность и удовлетворение являются такими понятиями, что их нелегко определить количественно. Полезность может выражаться не в деньгах (или вообще в вещественных числах), а в виде повышения престижа, увеличения возможности влияния и т.д.

Для описания поведения предпринимателей и потребителей с единых позиций, Дж. фон Нейман и О. Моргенштерн предположили, что объектом деятельности участников экономики общественного обмена является некоторый неограниченно делимый и свободно перераспределяемый товар (похожий на деньги), тождественный с любым удовлетворением или полезностью. Измерение полезности должно основываться на некотором непосредственном ощущении предпочтения одного объекта или события над другим.

Дж. фон Нейман, утверждал, «что численные значения полезности сочетаются (с вероятностями) подобно математическим ожиданиям»6.

Теория ожидания — концепция, согласно которой наличие у человека активных потребностей не является единственным и достаточным условием мотивации его поведения на достижение какой-либо цели. Человек должен ожидать при этом, что его действия обязательно приведут к достижению этой цели.

Теория ожидаемой полезности Неймана-Моргенштейма- кардиналистская теория, согласно которой индивидуальный потребитель, выступая на рынке с порядковой функцией полезности, не способен оптимизировать свое благосостояние потому, что не может точно учесть влияние со стороны других потребителей. Таким образом, в ходе рыночного процесса каждый его участник стремится максимизировать функцию, в которой он не контролирует все переменные. Поэтому в основе теории потребительского поведения должна лежать функция предпочтения, состоящая из оценок вероятности (ожиданий) достижения тех результатов, которых намерен добиться субъект.

Информация о работе Институты по защите прав потребителей в рыночной системе