Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 12:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать взаимосвязь рыночной системы экономики с системой институтов по защите прав потребителей.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить основные принципы поведения людей;
Изучить понятие институты по защите прав потребителей и их роль в рыночной системе;
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава первая. Формирование и развитие институциональной структуры потребительского рынка………………………………………………………. 5
1.1. Факторы потребительского поведения………………………………….. 5
1.1.1. Теория предельной полезности………………………………………... 6
1.2.2. Теория ожидаемой полезности…………………………………………. 7
1.2. Потребительская культура как регулятор поведения потребителей….. 10
1.3. Причины возникновения институтов по защите прав потребителей…... 15
Глава вторая. Практика институционального регулирования рынков потребительских товаров и услуг……………………………………………... 20
2.1. Система формальных институтов и организаций……………………….. 20
2.2. Эффективность государственного регулирования……………………... 25
2.3. Содержание и масштабы деятельности общественных организаций по защите прав потребителей……………………………………………………... 30
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список использованных источников и литературы………………………….. 36
Наилучший способ этого — повышение качества товаров. Поэтому в условиях рыночной конкуренции качество товаров должно расти или, по крайней мере, не падать. Однако ломающиеся телевизоры и мобильные телефоны, рвущаяся одежда стали почти повседневной реальностью жизни современных хозяйствующих субъектов.
Потребитель имеет право на безопасный и качественный товар, услуги, результат выполненной работы. Если новый чайник самовозгорается при включении и обжигает руку хозяина, то она - потерпевшая. Продавец или изготовитель, по её выбору, обязаны возместить ущерб. При этом неважно, она купила этот чайник или ей его подарили.
Сегодня потребности потребителей реальны. Они выражаются в покупках, которые совершают потребители, и в покупках, от которых они решают воздержаться. На выбор потребителя влияют различные факторы, как полезность данного товара, так и культура потребления. Самое большое и глубокое влияние на поведение потребителя оказывают факторы культурного уровня.
Тот факт, что в центре внимания потребительской политики оказался не просто человек, использующий товары и услуги с целью потребления, а человек с определенными правами, означает для России шаг вперед к формированию гражданского общества и цивилизованного рынка.
У потребителя есть право на подробную информацию о качестве, и свойствах товара, им приобретаемого. Сведения предоставляются на русском языке.
Глава вторая. Практика институционального регулирования рынков потребительских товаров и услуг
2.1. Система формальных институтов и организаций
Система государственных органов по защите прав потребителей определена Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992г. “О защите прав потребителей”.21
Документ представляет собой правила регулирования отношений, возникающих между потребителями и изготовителями/исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), закрепляет правовой статус потребителя и определяет механизм реализации прав.
Закон регулирует не только сферу производства, но также и сферу потребления. Будучи потребителями, мы часто заказываем, покупаем товары, пользуемся услугами ателье, гостиниц, прачечных или ремонтных мастерских, надеясь на высокое качество сервиса. Закон направлен на регулирование отношений, возникающих между потребителем, изготовителем, исполнителем и продавцом. Устанавливает права потребителя на информацию о товарах, работах, услугах и об их исполнителе, изготовителе, продавце. Защищает права потребителя. Информирует потребителя о государственных органах и общественных организациях, осуществляющих защиту его прав.
В преамбуле к закону дается перечень понятий, которыми оперирует данный нормативно - правовой акт.
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать, приобрести товары, работы, услуги для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Исполнитель - организация, независимо от её формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.22
Законодательная база определяет институциональные рамки существования проблемы и является мощным индикатором осознания ее важности в обществе.
Государственная защита прав потребителей является формальным институтом, осуществляется федеральными органами государственного управления, на которые возложена обязанность, следить за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и осуществлять контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг. К таким государственным органам относятся:
Каждый орган системы выполняет определенные функции и имеет свои полномочия, которые установлены положениями об этих органах, утвержденных Правительством РФ.
ГКАП является центральным органом исполнительной власти РФ в проведении государственной политики по развитию конкуренции, ограничению монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей.
Отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются и другими нормативно - правовыми актами. К ним относятся, например, законы РФ "О сертификации продукции и услуг", "О стандартизации", "О рекламе", "О страховании", "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров", "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" и т. д..
Наряду с системой государственных органов по защите прав потребителей действует и система общественной защиты прав потребителей. При этом обе системы не противодействуют, а дополняют друг друга и дают возможность потребителям лучше знать свои права и эффективно их защищать.
Общественная защита прав потребителей осуществляется организациями, в систему общественной защиты прав потребителей входят:
Все организации и общества потребителей должны быть зарегистрированы как общественные организации в органах юстиции и осуществляют деятельность по защите прав потребителей в соответствии с действующим законодательством и своими уставами.
Общественные организации потребителей в соответствии со ст.45 Закона “О защите прав потребителей” имеют право:
Такие широкие права предоставлены всем официально зарегистрированным организациям потребителей, и их правильное применение может существенно изменить положение дел на рынке товаров в пользу потребителей.
Общественные организации потребителей также имеют полномочия предъявлять иски в суд о признании действий продавцов, изготовителей, исполнителей противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращений этих действий. При удовлетворении такого иска суд должен обязать правонарушителя довести в установленный им срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Эффективно действующая система общественной защиты потребителей значительно расширяет сферу применения законодательства о защите прав потребителей и является залогом и основой развития широкого потребительского движения.
2.2.
Эффективность
На данный момент работает закон от 7 февраля 1992 года "О защите прав потребителей" В нем указаны основные понятия, определения, положения, в соответствии с которыми должны рассматриваться права потребителя, его полномочия и т.д.
Закон направлен на регулирование отношений, возникающих между потребителем, изготовителем, исполнителем и продавцом. Устанавливает права потребителя на информацию о товарах, работах, услугах и об их исполнителе, изготовителе, продавце. Защищает права потребителя. Информирует потребителя о государственных органах и общественных организациях, осуществляющих защиту его прав.
Очень большое значение для государственной политики защиты интересов потребителей играет право потребителя на предоставление ему необходимой и достоверной информации, на основе которой он может сделать компетентный выбор.
Закон РФ "О защите прав потребителя" устанавливает общие требования к информации, предоставляемой потребителю. Согласно ст. 8 Закона потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах (работах, услугах), об изготовителе (исполнителе, продавце), а также о порядке приобретения товаров (работ, услуг).24
Информация должна быть предоставлена потребителю в наглядной и доступной форме изготовителем или продавцом при заключении договора купли-продажи, выполнении работ, оказании услуг.
В наше время одним из источников информации является реклама в печати, по радио, телевидению, Интернет. За содержание рекламы отвечает рекламодатель. Информация в рекламе должна правдиво и четко указывать природу, состав, местонахождение производства, дату выпуска, срок годности, область применения, потребительские свойства, условия доставки, обмена, возврата товара, а также условия ремонта, обслуживания и даже размер прибыли от реализации, предназначенной на благотворительные цели.
Эффективность системы защиты прав потребителей заметна координацией поведения потребителей и предпринимателей в соответствии с правилами, закрепленными в Законе.
Сегодня все магазины имеют «уголки покупателя» – стенды, на которых находится информация о правах потребителя, телефоны общественных и государственных учреждений, призванных помогать потребителю в реализации его прав. Практически при каждом крупном магазине существует отдел экспертизы.
Если закон устанавливает права потребителей, значит, государство обязано их защищать. У нас в стране существует государственный орган - Федеральный антимонопольный комитет. Он контролирует соблюдение прав потребителей.
От эффективности деятельности местных администраций зависит во многом уровень социального и экономического развития соответствующей территории, состояние отраслей социальной инфраструктуры, работы общественного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, развитие торговли, бытового, медицинского обслуживания, народного образования, социального обеспечения жителей. Именно в этих сферах фокусируются интересы потребителей, и именно в них имеет место наибольшее число нарушений прав потребителей.
Эффективность работы государственного регулирования прослеживается в управлении Федеральной службы по надзору.
Государственный контроль и надзор за
соблюдением законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации,
регулирующих отношения в области защиты
прав потребителей в настоящее время осуществляет
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека (Роспотребнадзор).
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека была образована в 2004 году в результате
проведения административной реформы
структуры федеральных исполнительных
органов.
Данные анализа среды обращения потребителей взяты из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Томской области.
Согласно их отчету в 2012г в отдел защиты
прав потребителей поступило 1531 письменное
обращение от потребителей-граждан, общественных
объединений, органов государственной
власти и местного самоуправления.
2011г. |
2012г. | |||
Получено обращений |
Уд. Вес от общего кол-ва, % |
Получено обращений |
Уд. Вес от общего кол-ва, % | |
Всего обращений, т.ч. |
1524 |
100 |
1534 |
100 |
В сферах розничной торговли |
764 |
50,1 |
610 |
39,8 |
Бытового обслуживания |
31 |
2, 0 |
71 |
4,6 |
Деятельность на финансовом рынке |
97 |
6,4 |
116 |
7,7 |
Жилищно-коммунальных услуг |
398 |
26,1 |
440 |
28,9 |
Информация о работе Институты по защите прав потребителей в рыночной системе