Инструменты денежно-кредитного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

данного вида регулирования. Цель курсовой работы – выявить особенности инструментария денежно-кредитного регулирования в России, а также привести приоритеты его развития. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: - раскрыть сущность денежно-кредитного регулирования;
- охарактеризовать инструменты денежно-кредитного регулирования и их особенности;
- дать характеристику эмиссии денег как основному инструменту денежно-кредитного регулирования;
- привести общую характеристику денежно-кредитного регулирования в России;
- раскрыть особенности использования инструментов денежно-кредитного регулирования в России;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Инструменты денежно-кредитного регулирования: теоретические основы………………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность денежно-кредитного регулирования………………..……5
1.2. Инструменты денежно-кредитного регулирования и их
особенности …………………………………………………………………………7
1.3. Эмиссия денег как основной инструмент денежно-кредитного регулирования………………………………………………………………………14
Глава 2. Инструменты денежно-кредитного регулирования в России…………17
2.1. Общая характеристика денежно-кредитного регулирования в России………….........................................................................................................17
2.2. Особенности использования инструментов денежно-кредитного регулирования в России…………………………………………………………...19
Глава 3. Перспективы повышения эффективности денежно-кредитного регулирования в России……………………............................................................23
Заключение……………………………………………………………………….....28
Список используемых источников и литературы………………………………..31
Приложения………………………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Копия Инструменты денежно-кредитного регулирования.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

Следует также учитывать  и влияние денежного мультипликатора. Денежный мультипликатор – это величина, обратная норме обязательного банковского резерва; числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет или сократится денежное предложение в результате увеличения или сокращения вкладов в денежно-кредитную систему. Следует заметить, что денежный мультипликатор действует и в обратном порядке, соответствующим образом уменьшая предложение в случае снятия вклада.

Банковский мультипликатор (m) позволяет конкретно оценить  размеры расширения денежной массы  путем создания банками новых  денег. Он рассчитывается по формуле:

m = 1/R⋅100,

где R – обязательная норма резерва, %.

Денежный мультипликатор показывает, какое максимальное количество денег может быть создано 1 рублем избыточных резервов при данной величине нормы обязательного резерва4.

Следующий инструмент денежно-кредитного регулирования - операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг - предполагает либо выпуск Центральным банком ценных бумаг в виде облигаций, дающих их покупателям процент, либо их покупку, а значит, возврат денег тем, кто в свое время купил облигации. Основными покупателями таких ценных бумаг являются частные банки. В том числе они могут покупать ценные бумаги и по поручению своих вкладчиков, используя для этого их вклады. Получается, что когда банки покупают облигации, они на соответствующую сумму уменьшают возможности предоставления ссуд предприятиям. Когда же государство выкупает облигации, оно тем самым возвращает банкам деньги, расширяя их кредитные возможности.

Следующий инструмент - изменение учетной ставки процента центрального банка (рефинансирование коммерческих банков). Рассчитан на непосредственное воздействие центрального банка на кредитную активность частных банков. Будучи банком банков, Центральный банк способен при необходимости предоставлять ссуды частным банкам и тем самым увеличивать их возможности в деле предоставления ссуд предприятиям. Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка.

Центральный банк может выдавать кредиты  коммерческим банкам, а также переучитывать  ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя). В случае повышения Центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. То есть изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного инструмента денежно-кредитной политики Центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Таким образом, видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в Центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки Центрального банка означает переход  к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Кроме этого, Центральным банком используется метод валютных интервенций. Под  валютными интервенциями Банка  России понимается  покупка или  продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

Наряду с экономическими инструментами (методами), посредством которых Центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные инструменты воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот инструмент кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Также Центральный банк может различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы5.

В целом, использование инструментов денежно-кредитного регулирования происходит по следующей схеме (см. рис. 2).

 

Рис. 2. Схема использования денежно-кредитных инструментов6

 

Денежно-кредитные рычаги обладают большей оперативностью по сравнению с налогово-бюджетными, так как изменения в налогах  и в бюджетных расходах предусматриваются  еще при формировании государственного бюджета, и они недопустимы после  того, как бюджет утвержден высшим законодательным органом. Обычно государство применяет налогово-бюджетные и денежно-кредитные методы одновременно, что позволяет ему достаточно эффективно регулировать экономику7.

Среди прочих инструментов можно назвать эмиссию денег, которая зачастую является самым серьезным и важным методом исследуемого регулирования. В соответствии с этим считаем целесообразным подробнее рассмотреть данный инструмент.

    1. Эмиссия денег как основной инструмент денежно-кредитного регулирования

 

Прямая эмиссия денег является главным инструментом, с помощью которого Центральный банк управляет денежным предложением в стране. Эмиссия денег — это дополнительный выпуск денег в оборот, приводящий к росту обращающейся денежной массы.

Выпуск денег в оборот осуществляется ежедневно в процессе проведения банковских операций. Выпуск наличных денег в оборот происходит при проведении кассовых операций, когда банки выдают наличность из своих касс клиентам (выплата заработной платы, ссуды населению в наличной форме и т.д.), а также при замене центральным банком ветхих купюр новыми. Выпуск безналичных денег в оборот осуществляется при проведении ссудных операций, когда банки предоставляют кредиты своим клиентам в безналичной форме.

В зависимости от вида денежных средств, дополнительно поступающих в оборот, различают наличную и безналичную денежную эмиссию. Наличная денежная эмиссия осуществляется путем дополнительного выпуска в обращение денежных знаков — банкнот и монет.  Безналичная денежная эмиссия представляет собой увеличение объемов средств на банковских счетах в процессе проведения банками активных операций.

Безналичная эмиссия  денег первична по отношению к  наличной эмиссии. Банк выдает наличные деньги клиентам, если у них есть денежные средства на банковских счетах, и в пределах этих средств. Одновременно на сумму выдачи происходит списание безналичных средств со счета клиента. Для увеличения объемов выдачи наличных денег из касс банков необходимо, чтобы сначала возросли остатки средств на счетах банков, то есть, чтобы произошла безналичная эмиссия.

Следует отметить, что  в настоящее время среди экономистов  нет единой точки зрения по поводу роли центрального банка в безналичной  эмиссии банковской системы. Основные позиции можно свести к следующим:

- безналичную эмиссию  осуществляет в основном центральный банк; коммерческие банки по большей части могут только перераспределять созданные центральным банком безналичные деньги. Способность коммерческих банков создавать новые депозиты, то есть безналичные деньги, жестко ограничена объемом имеющихся у них средств на корреспондентском счете в центральном банке;

- безналичную эмиссию  осуществляет не только центральный  банк — коммерческие банки  создают безналичную денежную  массу в процессе своих активных  операций практически так же, как и центральный банк. Центральный банк обладал бы монополией на безналичную эмиссию только в том случае, если бы норма обязательного резервирования равнялась 100 %. При существующем частичном резервном обеспечении депозитов коммерческие банки могут создавать безналичные деньги, объем которых превышает первоначальный прирост их кредитных ресурсов;

- вся безналичная эмиссия  осуществляется системой коммерческих  банков. Безналичные денежные средства, составляющие денежную базу центрального  банка, носят вторичный характер, так как являются его обязательствами перед банковской системой. В процессе кредитования центральный банк не создает денежную массу, а перераспределяет резервы одних банков во временное пользование других банков или правительства.

Соответственно, существуют различные точки зрения на то, в какой мере центральный банк может контролировать и регулировать объем безналичной эмиссии (то есть предложение безналичных денег) и, в частности, насколько центральный банк может контролировать прирост тех или иных составляющих денежной базы.

Наиболее распространенным является мнение, что в процессе безналичной эмиссии принимают  участие и центральный банк, и  коммерческие банки: если центральный  банк не будет предоставлять коммерческим банкам дополнительные денежные средства для поддержания оборота наличных денег и увеличения резервов, безналичная эмиссия коммерческих банков будет сильно ограничена или прекратится совсем.

Таким образом, основой  безналичной эмиссии банковской системы является увеличение денежной базы центрального банка страны8.

Итак, подведем итоги  первой главы нашего исследования. Субъектом реализации денежно-кредитного регулирования является главный банк страны. В его распоряжении находится целый арсенал разнообразных инструментов (методов). Инструменты денежно-кредитного регулирования не должны обязательно использоваться по отдельности. Напротив, обычно используется сразу два инструмента или более, чтобы соответствующие эффекты взаимно усиливали друг друга. Мероприятия такого рода часто называют комплексной политикой9. Перечисленными инструментами не исчерпывается арсенал денежно-кредитного регулирования экономики. Иногда Центральный банк прибегает к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничения и др.

Теперь, после освещения  теоретических аспектов инструментария денежно-кредитного регулирования целесообразно перейти к аналитической главе нашего исследования.

 

Глава 2. Инструменты денежно-кредитного регулирования в России

 

2.1 Общая характеристика денежно-кредитного регулирования в России

 

На рубеже XXI века Россия как суверенное и независимое  государство создало основные институты  рыночной экономики, в том числе  центральный банк как субъект  денежно-кредитного регулирования. С  помощью активной, подчас жесткой денежно-кредитной политики центрального банка государству в начальные годы XXI века удалось сформировать определенные тенденции денежно-кредитного регулирования:

- Повышение привлекательности национальной валюты как средства сбережения и платежа путем снижения уровня инфляции и установления относительно стабильного валютного курса. Тенденция повышения привлекательности национальной валюты явилась следствием того, что под влиянием глубокой трансформации в российской экономике задачи денежного оборота значительно изменились и требовалось их кардинальное решение.

Обеспечение свободного перелива капитала и введение новых  денег для удовлетворения необходимых  потребностей экономики (обслуживаемых  преимущественно рыночными отношениями), функционирование денежного оборота в рамках прогнозного планирования и в условиях существования различных форм собственности начало осуществляться при высокой степени децентрализации и тесной связи безналичного и наличного денежного оборота.

- Увеличение денежного предложения, проявляющееся в росте монетизации ВВП и росте денежного мультипликатора. Повышение меры ответственности центрального банка за конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, т.е. выяснение положения дел в реальном секторе экономики и защита национального производителя, способствует закреплению данной тенденции.

 

Сохранение действующей  динамики скорости обращения денег  позволяет более точно оценивать  спрос на деньги. Происходит четкое и регламентированное законодательством  формирование ролевых функций различных хозяйственных структур, прежде всего центрального банка и коммерческих банков, по осуществлению эмиссии денег и соответственно изменение их положения, более четкое регулирование денежного оборота.

- Либерализация валютного регулирования, ориентированная на установление внешней конвертируемости российского рубля с 2007 года. По мере формирования мировых рынков капитала и развития техники оформления различных финансовых операций кредитными институтами происходит устранение валютных ограничений. Это позволяет государству декларировать требование перевода с 2007 года российского рубля в статус свободно конвертируемой валюты.

- Укрепление доверия к банковской системе страны, выражающееся в обеспечении ее ликвидности и расширении ресурсной базы.

Субъектом денежно-кредитного регулирования в России является Центральный Банк Российской Федерации. В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определен как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Информация о работе Инструменты денежно-кредитного регулирования