Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:51, курсовая работа
данного вида регулирования. Цель курсовой работы – выявить особенности инструментария денежно-кредитного регулирования в России, а также привести приоритеты его развития. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: - раскрыть сущность денежно-кредитного регулирования;
- охарактеризовать инструменты денежно-кредитного регулирования и их особенности;
- дать характеристику эмиссии денег как основному инструменту денежно-кредитного регулирования;
- привести общую характеристику денежно-кредитного регулирования в России;
- раскрыть особенности использования инструментов денежно-кредитного регулирования в России;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Инструменты денежно-кредитного регулирования: теоретические основы………………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность денежно-кредитного регулирования………………..……5
1.2. Инструменты денежно-кредитного регулирования и их
особенности …………………………………………………………………………7
1.3. Эмиссия денег как основной инструмент денежно-кредитного регулирования………………………………………………………………………14
Глава 2. Инструменты денежно-кредитного регулирования в России…………17
2.1. Общая характеристика денежно-кредитного регулирования в России………….........................................................................................................17
2.2. Особенности использования инструментов денежно-кредитного регулирования в России…………………………………………………………...19
Глава 3. Перспективы повышения эффективности денежно-кредитного регулирования в России……………………............................................................23
Заключение……………………………………………………………………….....28
Список используемых источников и литературы………………………………..31
Приложения………………………………………………………………………...33
Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно-кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности10.
Перейдем к выявлению особенностей использования тех или иных инструментов кредитно-денежного регулирования в Российской Федерации.
2.2 Особенности использования инструментов денежно-кредитного регулирования в России
Современный этап проведения кредитно-денежного регулирования в России во многом был обусловлен финансовым кризисом. Охарактеризуем особенности использования инструментов денежно-кредитного регулирования в России за период 2006-2009 гг.
В соответствии с Федеральным законом
"О Центральном банке
- процентные ставки по
- нормативы обязательных
- операции на открытом рынке;
- рефинансирование банков;
- депозитные операции;
- валютное регулирование;
- установление ориентиров роста денежной массы;
- прямые количественные
В 2006 году Банк России продолжил работу по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики, чтобы оперативно и адекватно реагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере при различных сценариях социально-экономического развития с учетом необходимости предотвращения возможных угроз для финансовой стабильности, обусловленных действием как внешних, так и внутренних факторов.
В целях поддержания на относительно низком уровне волатильности (изменения во времени) курса рубля к значимым для Российской Федерации иностранным валютам Банк России в 2006 году продолжил использовать в качестве операционного ориентира рублевую стоимость корзины из евро и доллара США. Это также позволило при реализации политики валютного курса гибко и взвешенно реагировать на колебания курсов основных мировых валют и соответственно осуществлять сглаживание колебаний эффективного курса рубля.
За период с января по август 2008 г. Банк России четыре раза принимал решения о повышении процентных ставок по своим операциям12. В целях сдерживания инфляционных тенденций и противодействия оттоку капитала Банк России начал последовательно повышать процентные ставки по инструментам денежно-кредитной политики13.
В результате кризиса
на современном этапе
В сентябре 2008 г. Банк России
продолжил использование
В 2008-2009 гг. Банк России продолжил проведение денежно-кредитной политики в рамках режима управляемого плавающего курса рубля. Курсовая политика по-прежнему направлена на сглаживание резких колебаний обменного курса, связанных с краткосрочными изменениями рыночной конъюнктуры и не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов.
Также следует заметить, что ЦБ РФ активно применял инструмент рефинансирования (см. прил. 2). Отразим динамику изменения ставки рефинансирования на рис. 3.
Рис. 3. Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ с 1992 по 2010 годы14
В условиях сохранявшихся в начале 2009 года негативных тенденций, сформировавшихся в 2008 году, Банк России продлил на первое полугодие 2009 года действие рекомендаций кредитным организациям не наращивать иностранные активы и чистые балансовые позиции по иностранным валю- там. С целью ограничения инфляционного давления Банк России в начале года принимал решения о повышении процентных ставок по своим операциям, оставляя при этом неизменной ставку рефинансирования.
Стабилизация ситуации на внутреннем валютном рынке способствовала снижению девальвационных ожиданий. С апреля 2009 года наметилась тенденция к снижению инфляции и инфляционных ожиданий. В то же время, несмотря на принимаемые Банком России меры по увеличению предоставления рублевых средств кредитным организациям, стоимость кредитных ресурсов оставалась на высоком уровне. Значительное сокращение как предложения кредитов со стороны банковского сектора, так и спроса на кредиты со стороны экономических агентов обусловили сокращение общей задолженности по кредитам кредитных организаций в феврале-августе 2009 года. В этих условиях Совет директоров Банка России в апреле-сентябре текущего года семь раз принимал решение о снижении процентных ставок. За этот период ставка рефинансирования была снижена с 13 до 10% годовых, а ставки по операциям Банка России – на 2,25-3,25 процентного пункта.
Таким образом, ЦБ РФ вновь предпринял шаги, направленные на смягчение денежно-кредитной политики. Основной причиной снижения ставок стало замедление экономической активности (так, по итогам мая 2009 г. объем промышленного производства снизился по отношению к соответствующему периоду 2008 г. на 17,1%). Корректировка процентных ставок стала возможной в связи с относительно стабильной ситуацией на валютном рынке и продолжающимся замедлением инфляции. Решение о дальнейшем снижении процентных ставок ЦБ РФ будет принимать в зависимости от динамики инфляции, показателей кредитной активности банковского сектора, состояния финансовых рынков, а также ситуации на внутреннем валютном рынке15.
Итак, удалось провести анализ использования инструментов денежно-кредитного регулирования Банком России. Основными инструментами за последние годы явились операции на открытом рынке, рефинансирование банков и валютное регулирование. Теперь считаем целесообразным перейти к заключительной главе нашего исследования.
Глава 3. Перспективы повышения эффективности денежно-кредитного регулирования в России
Эффективность использования инструментов денежно-кредитного регулирования в России определяется официальным документом - «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов».
Анализируя данные «направления», можно прийти к выводу, что в предстоящий период Банк России усилит акцент на удержании инфляции на траектории ее последовательного снижения. Для снижения инфляции Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики. Прогноз показателей денежной программы на 2010-2012 годы отразим в приложении 3.
Банк России намерен в период до 2011 г. в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по ее снижению. Под инфляционным таргетированием обычно понимается разновидность ДКП, при которой центральный банк публично объявляет количественный показатель допустимой инфляции и берет на себя обязательство обеспечить рост цен в пределах установленного диапазона. Основным механизмом достижения указанной цели является воздействие на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Но при этом в качестве инструмента ДКП применяется краткосрочная процентная ставка.
Для обеспечения перехода к режиму таргетирования инфляции Банк России будет развивать систему экономического прогнозирования и анализа мер денежно-кредитной политики, совершенствовать методы моделирования экономических процессов. Особое значение Банк России придает обеспечению прозрачности проводимой денежно-кредитной политики путем разъяснения широкой общественности причин и ожидаемых последствий принимаемых мер.
В соответствии со сценарными условиями функционирования российской экономики и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 году до 9-10%, в 2011 году – до 7-8%, в 2012 году – до 5-7% (из расчета декабрь к декабрю).
В качестве операционного ориентира при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США.
По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям ликвидных денег. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.
В 2010-2012 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики. Так, Банком России совместно с Минфином России будет осуществляться разработка мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что должно способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения16.
Хотелось бы отразить в данной работе и критическую точку зрения на планируемую Центробанком РФ денежно-кредитную политику.
Так, по мнению докторов экономических наук С. Андрюшина и В. Бурлачкова, планируемый переход Банка России к таргетированию инфляции может значительно усилить риски макроэкономической нестабильности. При таком варианте ДКП (денежно-кредитная политика) для ослабления воздействия на нее внешних шоков используется режим свободно плавающего валютного курса. Но отказ от поддержки валютного курса в определенном диапазоне приведет к значительным колебаниям рубля по отношению к другим валютам и будет провоцировать резкие притоки и оттоки спекулятивного иностранного капитала. В этих условиях на курс рубля будет оказываться дополнительное воздействие. Таким образом, поставленную Банком России задачу завершения перехода в 2010-2011 гг. к режиму таргетирования инфляции нельзя считать необходимой и обоснованной17.
Банком России также продекларирована задача превращения процентной ставки в главный инструмент ДКП. Предполагается обеспечить постепенное сужение диапазона процентных ставок по собственным операциям ЦБ РФ и снижение колебания ставок денежного рынка. Однако Банк России не сформулировал задачи структуризации процентной политики на основе регулирования кратко-, средне- и долгосрочных процентных ставок.
Экономисты полагают, что активизация процентной политики Банка России, усиление воздействия его кредитной политики на реальную экономику, а также на формирование денежного предложения должны состоять в обеспечении структуризации процентных ставок, в осуществлении мероприятий по их регулированию. Банку России следует широко использовать мировой опыт проведения процентной политики, в частности систему регулирования разновременных процентных ставок по:
- операциям рефинансирования;
- долгосрочным операциям рефинансирования;
- операциям, связанным со структурными преобразованиями;
- операциям льготного кредитования.
Накопление Банком России значительных международных резервов и перспективы их последующего роста в случае высокой конъюнктуры мирового рынка энергоносителей создают возможность сформировать в России международный финансовый центр как инструмент повышения эффективности инвестирования этих резервов через российские финансовые институты, минуя иностранных посредников18. В этой связи должны быть реализованы следующие мероприятия:
- развитие крупных банковских холдингов (при активном участии государства) и реструктуризация большинства коммерческих банков в иные формы деятельности, в том числе учреждения кредитной кооперации;
- формирование крупной фондовой биржи с единым депозитарием;
- развитие национального рынка золота (платины и алмазов) с котировками в рублях;
- принятие законодательства в сфере регулирования финансового рынка (фондового, банковского, страхового и пенсионных накоплений);
- внедрение практики кредитования иностранных государств, в том числе участников СНГ и стран Восточной Европы, в рублях;
- стимулирование перехода государственных компаний на расчеты в рублях при экспортных поставках.
Эффективное управление международными резервами должно обеспечивать как их сохранность, так и высокую доходность. При этом в первую очередь необходимо минимизировать инвестиционные риски.
Обеспечение интегральности (целостности) ДКП предполагает внесение существенных изменений в методологию ее разработки и реализации.
Интересно будет привести формулу ДКП, которую предлагают С. Андрюшин и В. Бурлачков: «Целесообразен переход от формирования ДКП по схеме "цели - количественные ориентиры - каналы механизма - методы - инструменты" к схеме "объект - цель - показатель - каналы механизма - инструменты"19.
Таким образом, наряду с официальным планом проведения антикризисной денежно-кредитной политики в России, существуют и альтернативные точки зрения, трактовки. Одну из них удалось представить в данной курсовой работе. Хотелось бы отметить, что объем данной работы не позволяет отразить другие подходы к ДКП в России, которых в настоящее время (в связи с проявлением кризиса) очень много.
Информация о работе Инструменты денежно-кредитного регулирования