Инвестиции и их роль в повышении эффективности экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Объектом изучения курсовой работы являются общие понятия инвестиций.
Предметом изучения является влияние инвестиций на экономику государства.
Целью настоящей работы является оценка инвестиционного климата в России и разработка предложений по его улучшению. К задачам относится проведение исследования экономической сущности и форм инвестиций, рассмотрение источников инвестиций, изучение методики оценки инвестиционного климата, оценку инвестиционного климата в России и выявление роли инвестиций в повышении эффективности экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………......…3

Глава 1. Экономическая сущность инвестиций………………………..……5
1.1. Сущность инвестиций и их формы …….…………………………………..5
1.2. Источники инвестиций ……………………….……………..….……….…..8
1.2.1 Внутренние источники .……………………………………..……....8
1.2.2 Внешние источники………….………………………………………10
1.3. Государственная политика в инвестиционной сфере .…………………….13

Глава 2. Инвестиционная ситуация в РФ.…………………………………….16
2.1. Экономический анализ эффективности инвестиций.……….……………...16
2.2. Анализ инвестиционной ситуации в России …………………….…………18
2.3. Роль иностранных инвестиций в РФ ………………………………………23

Глава 3. Повышение роли инвестиций в экономики……………………….28
3.1. Инвестиции как фактор повышения эффективности экономики…............28
3.2. Экономический эффект от увеличения объема инвестиций………...........32

Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

инвестиции.docx

— 176.32 Кб (Скачать файл)

В перечисленных  отраслях целесообразно использовать альтернативные  прямым  инвестициям  формы привлечения иностранного капитала.

б) портфельные  иностранные инвестиции

Портфельными  иностранными инвестициями принято  называть капиталовложения в ценные бумаги зарубежных предприятий и организаций.

Также возможно инвестирование  средств в ценные бумаги иностранного государства.

Отличительной чертой портфельных инвестиций являются мотивы инвесторов.

Так, портфельный  инвестор не заинтересован в управлении компанией, ценные бумаги которой он приобрел. Его целью является получение  доходов от владения ценными бумагами (дивидендов, процентов, разницы между  ценами покупки и продажи и  т.д.).

Посредниками  при зарубежных портфельных инвестициях  в основном выступают инвестиционные банки, через которых инвесторы получают доступ к национальному рынку другой страны.

в) иностранные кредиты 

В 1970 - 1980 гг. произошел резкий рост международных  кредитов, в результате чего они  стали рассматриваться как еще  один источник инвестиций. В качестве кредиторов обычно выступают международные  организации (Международный валютный фонд и др.) и крупные зарубежные банки (Европейский Банк реконструкции  и развития, Дойче банк и др.). Среднесрочные и долгосрочные кредиты могут предоставляться промышленным и торговым корпорациям, предприятиям, банкам, финансовым компаниям, а также непосредственно государству. [5]

 

 

Государственная политика в инвестиционной сфере

В рыночном хозяйстве участие государства  в инвестиционном процессе реализуется по двум основным направлениям. Государство выступает:

  • в качестве непосредственного субъекта инвестиционной деятельности — инвестора, пользователя инвестиций, а также в иных формах (гаранта, посредника);    
  • в качестве системообразующего института, обеспечивающего нормативную правовую, институциональную и экономическую среду для всех участников инвестиционного процесса. [9]

Приоритетной в рыночной экономике  считается деятельность государства, связанная с созданием благоприятного режима для активизации частного инвестирования. Вместе с тем для основных жизнеобеспечивающих производств, социальной сферы, отраслей, имеющих особое народно-хозяйственное значение, государство играет важную роль как непосредственный участник инвестиционной деятельности, в процессе которой реализуются  государственные инвестиции.

Государственные инвестиции могут  осуществляться как в объекты  государственной собственности, так и негосударственной. Эти инвестиции могут быть произведены как непосредственно государственными органами власти и управления, так и предприятиями государственной формы собственности.

Государственные инвестиции формируются  за счет средств государственного бюджета, других государственных финансовых источников, а также средств, привлекаемых на финансовом рынке. В этом Плане понятие «государственные инвестиции» является более широким, чем понятие «бюджетные инвестиции», под которыми подразумевают государственные инвестиции, осуществляемые за счет бюджетных средств. [10]

Следует учитывать, что мера государственного участия в инвестиционной деятельности имеет объективные пределы. Эти пределы, с одной стороны, обусловлены реальными финансовыми возможностями, а с другой стороны, тем, что присутствие государства в экономике должно способствовать притоку частных инвестиций, а не их вытеснению.

В рыночном хозяйстве государственные  инвестиции играют определяющую роль в отраслях, от которых зависит национальная безопасность, осуществление структурных преобразований, развитие стратегически важных производств или территорий. За счет государственных инвестиций поддерживают перспективные исследования, потенциально конкурентоспособные сектора экономики с высокими технологиями, а также сферы, которые не могут обеспечить быструю отдачу от Вложенных средств, но являются значимыми для достижения общенациональных целей. Участие государства в экономике усиливается в долгосрочном периоде, где необходимы твердые гарантии окупаемости проектов.

Государственные инвестиции считаются  менее эффективными в экономическом плане, поскольку они часто бывают направлены на достижение не коммерческих, а иных целей. Так, важным направлением государственного инвестирования выступают производства, развитие которых целесообразно с точки зрения решения социальных задач — обеспечения приемлемого уровня занятости, создания новых рабочих мест.

Вместе с тем в рыночной экономике инвестиции государства в производственные объекты и инфраструктуру способны вызывать позитивный эффект, величина которого зависит от правильности определения приоритетов при вложении государственных средств.

Имеются существенные связи между государственными инвестициями в инфраструктуру, с одной стороны, и частными капиталовложениями, а также ростом производительности труда, с другой стороны. Государственные инвестиции в инфраструктуру экономики (строительство: дамб, электростанций, автодорог, гаваней, аэропортов, канализацией; и иных систем, городских коммуникаций и иных сооружений, необходимых! для производства и распределения товаров и услуг) способствуют снижению общих издержек производства на частных предприятиях, что подтверждается количественной зависимостью между уровнем государственных капиталовложений в инфраструктуру и высокой нормой прибыли в частном секторе, а также динамикой производительности труда.

Таким образом, роль государственных  инвестиций сохраняется и в рыночном хозяйстве. Движение в направлении усиления рыночных; 
начал в экономике, хотя и сопровождается сокращением государственного участия в капиталовложениях, но не означает снижение внимания к государственным инвестициям.[3]

 

 

Инвестиционная ситуация в РФ.

Экономический анализ эффективности  инвестиций.

 

    Оценить уровень эффективности инвестпроекта – один из решающих факторов инвестиционного анализа. На самом деле, анализ эффективности инвестиций это основной инструмент, для верного отбора из нескольких вариантов инвестиционных проектов тот, который наиболее эффективен, совершенен и при минимально возможном его риске.

Причем  методы оценивания инвестиционных проектов не всегда бывают одинаковыми, так как  все инвестпроекты очень здорово отличаются по целям, масштабам затрат, результатам и сроку их полезного использования.

Кроме того, мелкие инвестиционные проекты, как  правило, не требуют значительных капитальных  вложений, и не оказывают существенное влияния на изменения качества выпускаемой  продукции, а также имеют значительно  меньший срок полезного действия и к ним применяют более упрощенные способы расчета.

При внедрении  масштабных инвестпроектов (освоение нового вида продукции, реконструкции либо новое строительство), как правило, требующих огромных финансовых затрат, то данный факт обязывает учитывать большое число факторов и, как следствие, придется проводить и более сложные экономические расчеты, а также анализ эффективности инвестиций. Поэтому, чем крупнее этот инвестиционный проект, тем больше серьезных изменений он вызывает в деятельности данного предприятия, и точнее следует делать расчеты финансовых потоков и методов оценки его эффективности.

Движение  финансов, которое вызвано реализацией  запланированного инвестиционного  проекта, будет происходить в  течение целого ряда лет, гораздо  усложняя оценку их эффективного использования. А с учетом того, что внедрение  крупного инвестпроекта в течение продолжительного времени, то это существенно влияет, как на экономический потенциал, так и на общие итоги работы предприятия, а поэтому любая ошибка при их оценке чревата будет значительным финансовым риском и убытками. [12]

В экономической  науке существует перечень основных причин, по которым бывают расхождения  между фактическими и проектными показателями эффективности инвестпроекта.

В первую группу причин относят умышленное завышение  эффективности инвестпроекта, которое обусловлено конкретной позицией научных работников или ученых, специалистов предприятия в их борьбе за ограничение финансовых ресурсов. Защита от таких просчетов возможна, только путем создания на предприятии специальных систем управления, с помощью которых возможно контролировать и координировать работу соответствующих отделов предприятия либо же привлечение независимых экспертов для проверки объективности самих расчетов, связанных с анализом эффективности инвестиций.

Вторая  же группа причин объясняется тем, что  недостаточно были учтены факторы риска  либо не исключены неопределенности, которые стали возникать уже  по ходу процесса внедрения инвестпроекта.

В процессе работы над перспективной оценкой  эффективности инвестпроекта возникает порой множество споров и проблем. Свести проблемы к минимуму или вообще избежать их, все это может в значительной мере зависеть от выбора наиболее объективной методики для анализа. [11] 

Анализ инвестиционной ситуации в  России

 

Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или  иной страны зависит  от существующего  в ней инвестиционного климата.

Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, которые предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования. В настоящее время инвестиционный климат в России 
является недостаточно благоприятным для полномасштабного привлечения инвестиций.

Притоку в инвестиционную сферу  частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем  усиливает их негативное влияние  на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства и др.

Российское правительство  в последние годы проявляло в  отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная  политика предписывает оказывать поддержку  прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь  вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических  препятствий, а, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции это не более чем «надувательство», и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.

Основным сдерживающим фактором является отсутствие стабильной, учитывающей международную практику правовой базы, регулирующей деятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую  деятельность, и многочисленные подзаконные  акты в сочетании с правовым нигилизмом в значительной степени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России. Определенную тревогу  у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряженности в  связи с ухудшением материального  положения значительной части населения  России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата  и обязательным условием проведения любых радикальных экономических  преобразований. На динамику оттока и  притока инвестиций отрицательное  влияние оказывает неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система  телекоммуникаций, транспорт и гостиничное  хозяйство, т.е. отсутствие условий, привычных  для большинства цивилизованных бизнесменов. Многие крупные инвесторы, реально сознавая все негативные последствия региональной дезинтеграции России, отрицательно относятся к сепаратистским настроениям, которые присущи некоторым руководителям регионов, краев и областей

Весьма негативным фактором, влияющим на инвестиционный климат, являются коррупция и криминализация отдельных  сфер коммерческой деятельности, которые  поразили многие звенья внешнеэкономических  связей России.

Неблагоприятно на состояние инвестиционного  климата в России влияют следующие  факторы:

    1. отсутствие научно-обоснованной экономической и социальной концепции развития страны;

      2.правовая нестабильность, сопровождающаяся постоянным принятием новых законодательных актов;

      3. неэффективное земельное законодательство;

      4.высокий уровень инфляции, нестабильность обменного курса   рубля;

       5.низкий уровень развития рыночной инфраструктуры;

       6.изношенность производственной и транспортной инфраструктуры;

       7.непрогнозируемость таможенного режима;

       8.слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;

      9.сильная бюрократизация страны, коррупция, преступность и др.  [13]

В начале 2011 года экономический рост заметно ослаб, однако помесячно происходит постепенное наращивание темпов роста. По оценке Минэкономразвития России, в январе прирост ВВП, очищенный от сезонного фактора, составил 0,1%, в феврале – 0,2%, в марте – 0,3% к предыдущему месяцу.

В I квартале текущего года рост ВВП с исключением  сезонного фактора по отношению  к предыдущему кварталу замедлился до 1,3% по сравнению с 2,8% в IV квартале 2010 года. Сказалось значительное снижение инвестиционного спроса в январе текущего года и, хотя в феврале и  марте  уже отмечался рост динамики данного показателя, в целом за квартал инвестиции внесли сильно отрицательный  вклад в развитие экономики. Также  значительный негативный эффект в рост экономики внесла динамика чистого экспорта, на фоне резкого ускорения спроса на импорт и замедления рост экспорта. Рост ВВП в I квартале базировался, прежде всего, на росте потребительских расходов и на усилении накопления запасов.

Информация о работе Инвестиции и их роль в повышении эффективности экономики