Инвестиции и их роль в повышении эффективности экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Объектом изучения курсовой работы являются общие понятия инвестиций.
Предметом изучения является влияние инвестиций на экономику государства.
Целью настоящей работы является оценка инвестиционного климата в России и разработка предложений по его улучшению. К задачам относится проведение исследования экономической сущности и форм инвестиций, рассмотрение источников инвестиций, изучение методики оценки инвестиционного климата, оценку инвестиционного климата в России и выявление роли инвестиций в повышении эффективности экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………......…3

Глава 1. Экономическая сущность инвестиций………………………..……5
1.1. Сущность инвестиций и их формы …….…………………………………..5
1.2. Источники инвестиций ……………………….……………..….……….…..8
1.2.1 Внутренние источники .……………………………………..……....8
1.2.2 Внешние источники………….………………………………………10
1.3. Государственная политика в инвестиционной сфере .…………………….13

Глава 2. Инвестиционная ситуация в РФ.…………………………………….16
2.1. Экономический анализ эффективности инвестиций.……….……………...16
2.2. Анализ инвестиционной ситуации в России …………………….…………18
2.3. Роль иностранных инвестиций в РФ ………………………………………23

Глава 3. Повышение роли инвестиций в экономики……………………….28
3.1. Инвестиции как фактор повышения эффективности экономики…............28
3.2. Экономический эффект от увеличения объема инвестиций………...........32

Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

инвестиции.docx

— 176.32 Кб (Скачать файл)

С исключением  сезонности рост инвестиций в марте 2011 г. составил 1,5% по сравнению с  февралем. Несмотря на это объем  инвестиций уступает не только концу  прошлого года, но и его началу. Так, по данным Росстата, в марте текущего года снижение инвестиций в основной капитал к марту прошлого года составило 0,3%, а за I квартал 2011 г. – 1,7% к I кварталу 2010 года. По отношению к IV кварталу 2010 г. инвестиции сократились более чем на 15% после сезонного сглаживания.

Среди крупных  инвестиционных проектов, которые были завершены в марте  2011 г., можно  отметить: открытие в Калуге нового завода компании Magna International по производству комплектующих (инвестиции в проект оцениваются на уровне 250 млн. евро); открытие в Новосибирске крупнейшего в городе торгово-развлекательного центра, инвестиции в постройку которого составили, по оценкам, 200 млн. евро (среди инвесторов – американские и турецкие компании, часть средств предоставил ЕБРР). [14]

 

 

[17]

 

Роль иностранных инвестиций в РФ

 

Переход к устойчивому экономическому росту - насущнейшая проблема развития экономики  России, успешное решение которой, в  первую очередь, зависит от масштабного  притока инвестиций в реальный сектор экономики. При этом без преувеличения  можно сказать, что катализатором  роста экономики в настоящее  время являются иностранные инвестиции. Это объясняется разными причинами, в том числе и всем тем, что  их сопровождает: технологии, «ноу-хау», управленческий опыт, новые рынки  и многое другое.

Как видно  из официальных источников, характеризующих  потребности России в иностранных  инвестициях, российская экономика  может осваивать ежегодно 50-60 млрд. долл. Общая потребность страны в  иностранных инвестициях на ближайшие 5-7 лет составляет 200-300 млрд. долл.

Существует ряд проблем, препятствующих поступлению иностранных инвестиций в Россию. К ним можно отнести  низкое качество государственного и  местного управления, неэффективное  правоприменение, коррупцию, экономическую  преступность, чрезмерные административные, технические, информационные барьеры  и очень высокий уровень монополизма.

При вхождении в экономику той  или иной страны иностранные инвесторы  смотрят на уровень налогообложения, качество законодательства, правоприменительную  практику, прибыльность инвестиционного  проекта, мобильность трудовых кадров, а также стабильность макроэкономических показателей (валютный курс, инфляция) В нашей стране много негативных моментов в этих сферах, многие очевидные  меры не реализованы. В качестве примера  можно привести отсутствие применения в России сложившегося в мировой  практике принципа, предусматривающего защиту иностранного инвестора от негативного  изменения законодательства принимающей  стороны. В результате предприятия, которые уже работают в России, вынуждены закладывать как минимум 6-7% накрутки в цену продукции, чтобы  компенсировать потери за счет негативных изменений в социальной и тарифной политике РФ. В результате повышается общий уровень цен в нашей стране и, соответственно, ставки по кредитам.

Что касается проблемы с коррупцией, то рейтинг Transparency International по уровню распространения коррупции, в котором РФ заняла 146-е место из 180-ти, по его мнению, является показательным. По данным исследования, за последний год 48% опрошенных в России компаний столкнулись с фактами взяточничества или коррупции, что вдвое превосходит средний мировой показатель. Однако коррупция не является национальной спецификой России. Согласно тому же исследованию, в Европе в той или иной степени коррумпированы все страны без исключения. Причём и в мировом масштабе пока ещё не выявлено ни одной страны, где бы фактов коррупции не было.

Поэтому не случайно, что на саммите G20 в Сеуле была достигнута договоренность об установлении глобального антикоррупционного режима, чтобы бороться с международным взяточничеством и не давать коррупционерам свободно перемещаться по миру. Если такие меры будут приняты, то они помогут также и России изжить это явление, тормозящее её развитие.

Еще одной  не менее важной проблемой общенационального  масштаба является криминализация общества и экономики. Это проявляется, прежде всего, в кредитно-финансовой сфере, в реализации крупных государственных  программ и инвестиционных проектов, в проникновении криминальных структур в ключевые отрасли экономики. За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены  отказаться от этого. Причинами отказа стали: высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России; сложные способы оформления и регистрации инвестиций в российские предприятия; неготовность руководителей  российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с  иностранными инвесторами, низкий уровень  менеджмента.

Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима в России. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным.

Наконец, риски  вложения иностранных инвестиций в  Россию по-прежнему высоки, поэтому для их компенсации необходимо предложение более высоких ставок доходности. К сожалению, национальных предприятий, которые могут удовлетворять таким условиям, немного. Положение помимо всего прочего осложняется в целом неразвитостью российского фондового рынка, что также препятствует притоку портфельных инвестиций. Отсюда можно сделать вывод, что существенного притока портфельного капитала в экономику России в ближайшее время ждать не стоит. Над решением этих проблем сегодня активно работает федеральная и региональная власть.

Ко всему можно добавить, что  сами российские предприниматели, находясь в родной стихии, безусловно, умеют  вести дела в своей стране, умеют  ладить с местными и центральными властями, знают как найти к  ним подходы и общий язык. Иностранные  же инвесторы, впервые оказавшись в  незнакомой для них среде, далеко не всегда в ней хорошо ориентируются  и вынуждены преодолевать массу  неожиданных и непривычных препятствий. Генеральный директор банка Raiffeines И. Йонш высказывает такое суждение: "Проблем в деле сотрудничества с Россией много, но самая главная, с которой приходится постоянно сталкиваться, это непредсказуемость часто меняющихся решений, инструкций, директив, постановлений, которые далеко не всегда соответствуют букве существующих законов". В рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса Россия опустилась в результате того, что происходило в последнее время, ещё на две ступеньки вниз и занимает 120-е место из 183 стран, то есть место в последней трети списка.

Для привлечения иностранных инвестиций в экономику России необходимо систематизировать  не только законодательную базу страны, но и создать комплекс мер, улучшающих деятельность иностранных инвесторов. Совершенствование законодательной и нормативной базы в области регулирования иностранных инвестиций должно быть направлено на усиление правовых гарантий и проработку механизма их реализации, стимулирование притока иностранного капитала и повышение эффективности использования инструментов экономической политики государства в этой сфере. Целесообразно также обеспечить дифференцированный режим иностранных инвестиций с учетом значимости экономической области, в которой производятся инвестиции. С этой целью в качестве инструмента государственного регулирования потоков иностранного капитала в экономику России следует предусмотреть применение перечня приоритетных отраслей, видов деятельности, регионов, а также отдельных инвестиционных проектов с иностранными инвестициями, имеющих федеральное значение, в отношении которых вводятся более льготные условия привлечения прямых иностранных инвестиций.

Регулирование иностранных инвестиций должно быть нацелено также на стимулирование притока  иностранных инвестиций в материальное производство, реинвестирование валютной прибыли, введение различных форм страхования  рисков иностранных инвесторов, используя  существующий мировой опыт, некоторую  компенсацию за риск капиталовложений на первые годы деятельности указанных  хозяйствующих субъектов при  усилении мер контроля за использованием льгот.

Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного  климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на решение  задач привлечения иностранных  инвестиций: радикализация борьбы с преступностью; пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства; предоставление налоговых льгот банкам, иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности; создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков.

Все это позволит России закрепить  позитивные тенденции, наблюдавшиеся в последнее время, и выйти на траекторию устойчивого экономического роста.

Таким образом, России обладает богатым инструментарием  для регулирования инвестиционной деятельности с целью достижения главной задачи инвестиционной политики – создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций. [16] 

Повышение роли инвестиций в экономике

Инвестиции как фактор повышения  эффективности экономики.

Экономики Российской Федерации необходимы инвестиции для ее стабилизации, оживления и  подъема. Инвестиции предопределяют рост экономики. Увеличение реального капитала общества (приобретение машин и оборудования, модернизация и строительство зданий, сооружений) повышает производственный потенциал экономики. Инвестиции в  производство, в новые технологии способствуют выпуску конкурентоспособной, пользующейся спросом продукции.

Макроэкономические  аспекты воздействия инвестиций на экономическое развитие государства  нашли свое отражение в трудах многих экономистов: Ирвинга Фишера, Джона М. Кейнса, Гарри Марковица, Джеймса Тобина, Уильяма Шарпа, Пола Самуэльсона, Майрона Шоулза, Фишера Блэка и др. Исследование мотивов инвестирования и сбережений различных участников экономических отношений, влияние на эти процессы факторов макросреды, анализ поведения инвесторов, оценка рисков и доходности инвестиций внесли неоценимый вклад в развитие инвестиционной теории.

Рыночная  экономика, несмотря на ее многие преимущества, неспособна автоматически регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также социально-экономические  процессы в интересах всего общества. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует  право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои общества. Обо всем этом должно позаботиться государство.

Для выполнения своих функций по регулированию  экономики государство должно использовать как экономические, так и административные методы воздействия на инвестиционную деятельность, и экономику страны. Экономические методы регулирования государством инвестиционных процессов довольно разнообразны: участие государства в инвестиционной деятельности, создание свободных экономических зон, оптимальное налогообложение, ценообразование, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, функционирования кредитно-финансовых механизмов и др.

Административные  методы, то есть методы прямого воздействия, используются государством в том  случае, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Важную роль в начавшемся оживлении инвестиционной деятельности будет играть реализация намеченных структурных и институциональных преобразований в экономике.

Существенному улучшению инвестиционного климата  будут способствовать реализуемые  меры по снижению налоговой нагрузки. Реализация предложенных изменений  налоговой системы (принятие части  второй Налогового кодекса Российской Федерации) позволит снизить налоговую  нагрузку на субъекты экономики путем  отмены неэффективных и оказывающих  негативное влияние на экономическую  деятельность налогов, а также снижения ставки налога на основные виды доходов.

Это приведет к улучшению ситуации как в  сфере развития производства реального  сектора, так и в сфере потребления  населением товаров и услуг. Отменяется ряд неоправданных льгот и  привилегий, в том числе по уплате налога на добавленную стоимость. Предусматривается  также снятие ряда существующих ограничений  на возможность отнесения на затраты  тех или иных расходов, связанных  с извлечением прибыли.

Намечается  реализовать меры по улучшению прав собственности, включая законы о  защите прав акционеров и кредиторов и прав интеллектуальной собственности.

Среди них:

-создать  равные условия для конкуренции,  включая отмену большинства прямых  и косвенных субсидий неэффективным  компаниям;

-сократить  чрезмерное вмешательство государства  в дела предприятий;

-ввести  международные стандарты бухгалтерского  учета и добиваться выполнения требований раскрытия финансовой информации.

Для развития рынков капитала намечается расширить  круг финансовых инструментов, ввести налоговые льготы для стимулирования роста негосударственных пенсионных фондов и инвестиций в российские ценные бумаги и усовершенствовать  регулирование рынков капитала. Важным фактором, определяющим устойчивое функционирование инвестиционной сферы, является сформированный в настоящее время широкий  спектр нормативно-законодательных  актов, обеспечивающих стандартные  международные условия для инвесторов, гарантии стабильности их прав.

Перспективным и наиболее реальным каналом вовлечения средств населения в инвестиционный процесс на ближайшую перспективу  остается жилищная ипотека, а также  дальнейшее развитие лизинга отечественного оборудования для таких ключевых отраслей, как агропромышленный комплекс, авиация, телекоммуникации и др.

Рост  инвестиций будет во многом определяться улучшением финансового состояния  предприятий, связанного с сохранением  благоприятной внешнеэкономической  конъюнктуры, и наибольший удельный вес в отраслевой структуре инвестиций будет приходиться на отрасли  топливной промышленности. В этом секторе ожидается значительный рост прямых и портфельных иностранных  инвестиций, а также увеличение иностранных  заемных средств. В то же время  рост реального обменного курса  будет способствовать относительному удешевлению импорта высокотехнологичных  инвестиционных товаров, что создаст  условие для освоения новых затратных  месторождений углеводородов, которые  требуют крупных капитальных  вложений.

Информация о работе Инвестиции и их роль в повышении эффективности экономики