Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:50, курсовая работа
Инвестиционная сфера в последние годы становится все более актуальной темой для руководителей государств, деловых кругов и общества в целом. Одним из наиболее значимых факторов развития экономики являются инвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового или совершенствования и модернизации действующего производственного аппарата с целью получения прибыли.
Бюджетное финансирование всех инвестиционных
проектов осуществляется на конкурсной
основе и Инвестор может рассчитывать
лишь на следующие формы финансовой
поддержки государства в
▪ бюджетный кредит — предоставление средств федерального бюджета на возвратной и платной основе для финансирования расходов по осуществлению высокоэффективных инвестиционных проектов со сроком возврата в течение двух лет с уплатой процентов за пользование предоставленными средствами в размере, установленном от действующей учетной ставки Центрального банка РФ. Условия предоставления, использования, возврата и платы за предоставляемые средства оговаривались в соглашениях, заключаемых Министерством финансов РФ с уполномоченными коммерческими банками;
▪ закрепление в государственной собственности части акций, создаваемых акционерных обществ, которые реализовались на рынке ценных бумаг по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации проекта (с учетом срока окупаемости), и направление выручки от реализации этих акций в доход федерального бюджета;
▪ предоставление государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора.
В настоящее время описанная форма финансирования инвестиционных проектов встречается довольно редко, но в нынешних условиях кризиса о ней стали чаще задумываться, как инвесторы, так и представители власти.
6. Проектное финансирование
Под проектным финансированием
понимается финансирование инвестиционных
проектов, характеризующееся особым
способом обеспечения возвратности
вложений, в основе которого лежат
инвестиционные качества самого проекта,
те доходы, которые получит создаваемое
или реструктурируемое
Особенностью этой формы финансирования
является также возможность совмещения
различных видов капитала: банковского,
коммерческого, государственного, международного.
В отличие от традиционной кредитной
сделки может быть осуществлено рассредоточение
риска между участниками
Проектное финансирование характеризуется
широким составом кредиторов, что
обусловливает возможность
Привлечение иностранных
инвестиций в отечественную экономику
в качестве источника финансирования
инвестиционных проектов сталкивается
с рядом проблем, обусловленных
низким финансовым международным рейтингом,
связанным со значительной политической,
экономической и
▪ освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях военно-промышленного комплекса;
▪ продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;
▪ содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозаменяющих производств в отдельных отраслях;
▪ содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;
▪ создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организаций производства;
▪ освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;
▪ содействие развитию производственной инфраструктуры. Основные формы инвестиций иностранного капитала в отечественную экономику включают:
▪ инвестиции в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ, зарубежных государств и Международных финансовых институтов;
▪ инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий;
▪ инвестиции в форме вложения в ценные бумаги, в том числе государственные, корпоративных и институциональных эмитентов; иностранные кредиты;
▪ лизинговые кредиты, позволяющие отечественной экономике (предприятиям) получить наиболее современную технику и технологии;
▪ финансовые кредиты российским предприятиям. Наиболее распространенной формой являются инвестиции в акционерный капитал предприятий и государственные и корпоративные ценные бумаги. Существуют определенные ограничения на инвестирование средств иностранных инвесторов-нерезидентов в государственные ценные бумага.
Положение о порядке инвестирования средств нерезидентов на рынок российских государственных ценных бумаг, утвержденное приказом Центрального банка России, установило правила проведения операций, связанных с инвестированием средств нерезидентами на внутренний рынок следующих российских государственных ценных бумаг:
▪ государственных краткосрочных облигаций;
▪ федеральных займов с переменным купоном;
▪ федеральных займов с постоянным доходом.
Нерезиденты вправе производить инвестирование в государственные ценные бумаги в случае, если Министерством финансов РФ при принятии решения о выпуске соответствующих облигации не установлены ограничения на их потенциальных владельцев-нерезидентов.
В развитие инвестиций иностранных
инвесторов в акционерный капитал
принята форма инвестиционного
соглашения как еще одна из форм
привлечения иностранных
Сторонами инвестиционного соглашения являются с российской стороны - Минэкономразвития России; с иностранной стороны - иностранная компания, сделавшая вклад в уставный капитал российской коммерческой организации в сумме, эквивалентной не менее 10 млн долл. США, и осуществляющая прямые капиталовложения в отрасли материального производства РФ в сумме, эквивалентной не менее 100 млн долл. США. Инвестиционное соглашение предусматривает осуществление инвестиционного проекта силами иностранного инвестора и российской коммерческой организации, учредителем которой он является, обеспечивает подготовку проектно-сметной документации, заключение договоров на подрядные работы, финансирование и технический надзор за ходом осуществления инвестиционного проекта в сроки, установленные инвестиционным соглашением.
Основными типами иностранных
инвесторов, вкладывающих средства в
акционерный капитал
▪ частные инвестиционные фонды, чаще всего в виде паевых инвестиционных фондов, основной интерес инвестора — игра на курсовых разница стоимости ценных бумаг;
▪ венчурные фонды Европейского
банка реконструкции и
▪ межправительственные организации, вкладывающие средства в российские предприятия;
▪ промышленные компании (стратегические инвесторы), заинтересованные в развитии собственного бизнеса, в расширении рынка сбыта.
Приложение А
Рисунок 4 – Структура поступления иностранных инвестиций за 9 месяц 2011 г.
Рисунок 5 – Накопленные иностранные инвестиции
Приложение Б
Платежный баланс и иные статистические материалы, разработанные по методологии шестого издания "Руководства МВФ по составлению платежного баланса и международной инвестиционной позиции"
Таблица 1 – Оценка платежного баланса Российской Федерации за январь-сентябрь 2012 года (аналитическое представление) в млрд. долл. США
|
II квартал |
III квартал |
январь-сентябрь |
Счет текущих операций |
40,4 |
21,2 |
13,0 |
Торговый баланс |
59,2 |
50,1 |
41,2 |
Экспорт |
131,8 |
131,9 |
127,6 |
сырая нефть |
46,2 |
45,5 |
43,8 |
нефтепродукты |
25,6 |
26,3 |
24,1 |
природный газ |
18,9 |
13,7 |
13,2 |
Прочие |
41,1 |
46,4 |
46,4 |
Импорт |
-72,6 |
-81,9 |
-86,4 |
Баланс услуг |
-7,3 |
-8,6 |
-13,0 |
Экспорт |
13,1 |
16,4 |
17,8 |
транспортные услуги |
4,0 |
5,2 |
5,4 |
поездки |
2,2 |
3,2 |
4,1 |
прочие услуги |
7,0 |
8,0 |
8,3 |
Импорт |
-20,4 |
-25,0 |
-30,7 |
транспортные услуги |
-3,4 |
-4,2 |
-4,5 |
поездки |
-6,5 |
-9,1 |
-13,5 |
прочие услуги |
-10,6 |
-11,8 |
-12,7 |
Баланс оплаты труда |
-2,4 |
-3,0 |
-3,3 |
Баланс инвестиционных доходов |
-8,5 |
-17,2 |
-10,2 |
Доходы к получению |
11,7 |
9,7 |
11,9 |
Доходы к выплате |
-20,2 |
-26,9 |
-22,1 |
Федеральные органы управления |
0,1 |
-0,4 |
-0,3 |
Доходы к получению |
0,6 |
0,2 |
0,2 |
Доходы к выплате |
-0,5 |
-0,6 |
-0,5 |
Субъекты Российской Федерации (доходы к выплате) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
Доходы к получению |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
Доходы к выплате |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Банки |
-0,6 |
-0,4 |
-0,5 |
Доходы к получению |
2,5 |
3,4 |
2,9 |
Доходы к выплате |
-3,1 |
-3,7 |
-3,4 |
Прочие секторы |
-8,8 |
-17,1 |
-10,0 |
Доходы к получению |
7,8 |
5,4 |
8,2 |
Доходы к выплате |
-16,6 |
-22,5 |
-18,2 |
Баланс ренты |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
Баланс вторичных доходов |
-0,8 |
-0,3 |
-2,0 |
Счет операций с капиталом |
-4,8 |
0,0 |
-0,1 |
Сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом |
35,7 |
21,2 |
13,0 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) |
-25,1 |
-2,0 |
-8,9 |
Чистое принятие обязательств ( '+' - рост, '-' - снижение) |
10,9 |
18,2 |
27,0 |
Федеральные органы управления |
0,7 |
6,1 |
0,1 |
Портфельные инвестиции |
1,0 |
6,4 |
0,0 |
выпуск |
0,0 |
6,6 |
0,0 |
погашение |
-1,4 |
-0,3 |
-1,4 |
корпусов |
-0,6 |
0,0 |
-0,6 |
купонов |
-0,8 |
-0,3 |
-0,8 |
реинвестирование доходов |
0,5 |
0,6 |
0,9 |
вторичный рынок |
1,9 |
-0,6 |
0,5 |
Ссуды и займы |
-0,3 |
-0,2 |
0,0 |
Прочие обязательства |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Субъекты Российской Федерации |
0,0 |
-0,3 |
0,0 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
0,0 |
0,2 |
1,0 |
Банки |
0,4 |
6,9 |
10,8 |
Прочие секторы |
9,8 |
5,3 |
15,1 |
Прямые инвестиции |
10,6 |
2,5 |
17,1 |
Портфельные инвестиции |
-1,4 |
-4,7 |
1,3 |
Ссуды и займы |
0,8 |
4,0 |
1,0 |
Прочие обязательства |
-0,1 |
3,4 |
-4,2 |
Чистое приобретение финансовых активов, кроме резервных ('+' - снижение, '-' - рост) |
-36,0 |
-20,2 |
-35,8 |
Органы государственного управления |
2,0 |
-0,6 |
0,8 |
Ссуды и займы |
1,8 |
0,2 |
0,2 |
Прочие активы |
0,2 |
-0,8 |
0,6 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Банки |
-10,1 |
4,7 |
-7,4 |
Прочие секторы |
-27,8 |
-24,2 |
-29,2 |
Прямые инвестиции |
-10,2 |
-13,4 |
-17,8 |
Портфельные инвестиции |
-0,1 |
-0,1 |
-0,2 |
Наличная иностранная валюта |
-2,9 |
0,9 |
-2,5 |
Торговые кредиты и авансы |
-4,1 |
-0,5 |
0,5 |
Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений |
0,9 |
-1,9 |
0,2 |
Сомнительные операции |
-9,8 |
-8,1 |
-7,9 |
Прочие активы |
-1,6 |
-1,1 |
-1,6 |
Чистые ошибки и пропуски |
-6,0 |
-4,3 |
-2,6 |
Изменение валютных резервов ('+' -снижение, '-' -рост) |
-4,6 |
-15,0 |
-1,5 |
Таблица 2 – Международная инвестиционная позиция по внешнему долгу РФ в 2011 году (млн. долл.США)
Внешний долг |
Операции |
Курсовые |
Прочие |
Итого |
Внешний долг | |
Всего |
488 940 |
66 451 |
-10 805 |
564 |
56 209 |
545 150 |
Органы государственного управления |
34 525 |
-635 |
-678 |
-4 |
-1 317 |
33 208 |
Федеральные органы управления |
32 166 |
475 |
-545 |
-4 |
-74 |
32 092 |
Новый российский долг |
29 266 |
860 |
-545 |
— |
315 |
29 581 |
кредиты международных финансовых организаций |
3 137 |
-621 |
4 |
— |
-618 |
2 519 |
МБРР |
2 617 |
-561 |
4 |
— |
-558 |
2 059 |
прочие |
520 |
-60 |
0 |
— |
-60 |
460 |
прочие кредиты |
777 |
-262 |
30 |
— |
-232 |
545 |
ценные бумаги в иностранной валюте |
23 111 |
-1 343 |
-76 |
— |
-1 419 |
21 693 |
еврооблигации 2015, 2018, 2020 и 2028 гг. погашения |
6 091 |
169 |
-60 |
— |
109 |
6 200 |
еврооблигации 2010 и 2030 годов погашения (выпущенные при второй реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов) |
16 590 |
-1 081 |
-16 |
— |
-1 097 |
15 492 |
ОВГВЗ - VII транш |
431 |
-431 |
0 |
— |
-431 |
0 |
ценные бумаги в российских рублях |
1 914 |
3 056 |
-504 |
— |
2 552 |
4 466 |
ОФЗ |
1 914 |
1 766 |
-355 |
— |
1 411 |
3 325 |
еврооблигации 2018 г. погашения |
— |
1 290 |
-149 |
— |
1 141 |
1 141 |
прочая задолженность |
328 |
30 |
0 |
— |
30 |
358 |
Долг бывшего СССР |
2 900 |
-385 |
0 |
-4 |
-389 |
2 511 |
задолженность перед странами-членами Парижского клуба |
9 |
-2 |
0 |
— |
-2 |
7 |
ОВГВЗ - III и IV транши |
1 |
— |
0 |
— |
0 |
1 |
задолженность перед бывшими социалистическими странами |
1 125 |
-113 |
0 |
— |
-113 |
1 013 |
задолженность перед прочими официальными кредиторами |
1 714 |
-270 |
0 |
— |
-270 |
1 444 |
прочая задолженность |
50 |
— |
0 |
-4 |
-4 |
46 |
Субъекты Российской Федерации |
2 359 |
-1 110 |
-133 |
— |
-1 243 |
1 116 |
кредиты |
1 034 |
-504 |
-3 |
— |
-507 |
527 |
ценные бумаги |
1 325 |
-606 |
-130 |
— |
-736 |
589 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
12 035 |
-705 |
-144 |
24 |
-826 |
11 210 |
кредиты (репо) |
— |
-34 |
34 |
— |
— |
— |
наличная национальная валюта и депозиты |
3 295 |
-668 |
-152 |
24 |
-796 |
2 499 |
прочая задолженность (распределение СДР) |
8 740 |
-3 |
-27 |
0 |
-30 |
8 710 |
Банки |
144 225 |
21 836 |
-3 047 |
-135 |
18 655 |
162 881 |
долговые обязательства
перед прямыми инвесторами и
предприятиями прямого |
1 526 |
737 |
-69 |
16 |
684 |
2 210 |
кредиты |
96 454 |
6 038 |
-750 |
-84 |
5 204 |
101 657 |
текущие счета и депозиты |
39 688 |
13 878 |
-1 427 |
-54 |
12 396 |
52 084 |
долговые ценные бумаги |
4 308 |
809 |
-654 |
9 |
165 |
4 472 |
прочая задолженность |
2 250 |
375 |
-147 |
-22 |
206 |
2 457 |
Прочие секторы |
298 155 |
45 954 |
-6 937 |
679 |
39 697 |
337 852 |
долговые обязательства
перед прямыми инвесторами и
предприятиями прямого |
63 216 |
22 328 |
-2 002 |
1 665 |
21 990 |
85 206 |
кредиты |
218 611 |
21 374 |
-4 868 |
-1 347 |
15 159 |
233 770 |
долговые ценные бумаги |
10 609 |
636 |
238 |
580 |
1 453 |
12 062 |
торговые кредиты |
2 155 |
262 |
0 |
— |
262 |
2 418 |
задолженность по финансовому лизингу |
2 283 |
75 |
0 |
— |
75 |
2 357 |
прочая задолженность |
1 280 |
1 280 |
-304 |
-218 |
758 |
2 038 |