Инвестиции и инвестиционная политика. Проблемы регулирования инвестиционной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Развитие общества требует постоянного роста производительных сил в количественном и качественном смысле. Воспроизводственный процесс поддерживается стабильным притоком новых основных и оборотных средств, использованием достижений научно-технического прогресса, дающих неуклонное возрастание эффективности общественного производства.
Благосостояние людей строится на создании и реализации социальных программ. Решение всего комплекса таких задач невозможно без привлечения инвестиций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Характеристика инвестиционной политики на современном этапе
1.1 Сущность, объекты, источники, цели и виды, классификация инвестиций…5
1.2 Формы осуществления и организация инвестиционной политики…………..9
1.3 Нормативно- правовое регулирование инвестиционной деятельности…….11
Глава 2. Проблемы регулирования инвестиционной политики в Республике Беларусь
2.1 Объективные предпосылки и проблемы развития инвестиционной политики в Беларуси 16
2.2 Причины и следствия инвестиционного кризиса в Республике Беларусь 19
2.3 Инвестиционная привлекательность Белоруской экономики……………….22
Глава 3. Совершенствование инвестиционной политики в РБ
3.1 Инструменты и механизмы повышения инвестиционной активности……..28
3.2 Совершенствование форм привлечения иностранного капитала…………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Слабко.Инвестиции и инвестиционная политика. Проблемы регулирования инвестиционной политики в Республике Беларусь.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Формы инвестиционной политики определены Инвестиционным кодексом Республики Беларусь как:

  • создание юридического лица;
  • приобретение имущества или имущественных прав,

а именно: доли в уставном фонде юридического лица; недвижимости; ценных бумаг; прав на объекты интеллектуальной собственности; концессий; оборудования; других основных средств.

Источниками инвестиций, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь, могут являться:

-собственные средства инвесторов, включая амортизационные, прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в том числе средства, полученные от продажи долей в уставном фонде юридического лица;

-заёмные и привлечённые средства, включая кредиты банков и небанковских  кредитно-финансовых организаций, займы  учредителей (участников) и других юридических и физических лиц, облигационные займы. 

Среди субъектов инвестиционной политики различают непосредственно инвесторов и субинвесторов. Инвесторы - юридические, физические лица, а также государство, осуществляющие инвестиционную деятельность. Государство, а также его административно-территориальные единицы, выполняют функции инвестора через уполномоченные ими лица. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей, а также исполнять обязанности любого другого участника инвестиционной деятельности. Юридические и физические лица, осуществляющие организацию и управление инвестиционной деятельностью, называются субинвесторами.

Инвесторы имеют права и обязанности, несут ответственность и риски, связанные с инвестиционной деятельностью. Они самостоятельно определяют направления и объемы инвестиций, рассчитывают их эффективность, могут привлекать для осуществления инвестиционной деятельности граждан и юридических лиц. После оплаты результатов инвестиционной деятельности инвесторы вправе ими владеть, пользоваться и распоряжаться.

Однако законодательством могут быть определены объекты, инвестирование в которые не влечет за собой такого права, но не исключает возможности владения, пользования и распоряжения в пределах полномочий, определенных собственником или законом. Инвестор в этом случае участвует в доходах от эксплуатации такого объекта. После приобретения права собственности на имущество инвестор может использовать его в качестве гарантий по всем видам обязательств.

Инвестор может передавать право пользования, владения и распоряжения инвестициями и их результатами субинвестору. Субъекты инвестиционной деятельности имеют право хранить свои денежные средства в порядке и на условиях, определяемых законодательством.

Отношения между субъектами инвестиционной деятельности регулируются договором (контрактом), который заключается на основе принципов добровольности и равноправия сторон. Условия такого договора (контракта) сохраняют свою силу на весь период действия. Изменение его может осуществляться только по соглашению сторон. Расторжение договора возможно по требованию одной стороны.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь инвестиционная деятельность допускается при наличии необходимых разрешений государственных органов и специализированных служб на капитальное строительство, лицензий на право осуществления работ, требующих соответствующей аттестации. Инвестор обязан соблюдать нормы и стандарты, иметь заключения экспертизы инвестиционных проектов в части соблюдения санитарно-гигиенических и экологических норм. Он также обязан выполнять требования государственных органов и должностных лиц, соответствующие их компетенции.

 

1.3. Нормативно- правовое регулирование инвестиционной деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.

Свободный выбор метода инвестирования - характерная черта рыночной экономики. Инвестор делает выбор объекта, для инвестирования исходя из эффективности проекта. В расчет принимаются затраты, прямо оказывающие влияние на доходность проекта. Однако развитие науки, культуры, создание других социально значимых объектов, охрана окружающей среды - это те объекты, которые не всегда могут принести доход, а чаще – убыточные.

Вмешательство государства обоснованно и необходимо в случаях: решения общенациональных проблем; решения социальных проблем отдельного региона; изменения экономической стратегии государства; если реализация инвестиционного проекта приведет к отрицательным последствиям. Таким образом, государство обязано направлять инвестиционную деятельность на выполнение мероприятий, включенных в проводимую им экономическую, научно-техническую, социальную и природоохранную политику.

Система государственного инвестиционного регулирования включает органы, управляющие финансовой системой, определяющие кредитную политику, а также органы законодательной и исполнительной власти. В условиях, когда рыночные механизмы работают нормально, участие государства в инвестиционной деятельности минимально. За счет ряда стимулов вопросы инвестирования решаются хозяйствующим субъектом. При этом на государство воздвигается лишь контрольная функция.

Государственное регулирование может осуществляться прямым (административным) и экономическим методами. Прямое управление (или административный метод) подразумевает создание законодательной и нормативно-правовой базы путем принятия законов, декретов, постановлений и т.д. Правовая база инвестиционной деятельности должна основываться на принципах, действующих в мировой практике.

К ним относятся:

  • стабильность;
  • последовательность, исключающая противоречия в принимаемых законах и нормативных актах;
  • информированность всех заинтересованных сторон;
  • прозрачность, не допускающая толкование в интересах любой из сторон инвестиционной деятельности, возможность опротестования противоправных действий любой стороны или лица, а также органов исполнительной власти;
  • равенство перед законом всех участников инвестиционной деятельности;
  • благоприятствование активизации инвестиционной деятельности;
  • интеграция государства в мировую экономику;
  • обеспечение национальной безопасности.

Немаловажную роль в управлении инвестиционным процессом играет кредитная политика. Высокие процентные ставки уменьшают инвестиционную активность. Снижение их уровня позволяет расширить круг инвесторов.

Правильная валютная политика также оказывает воздействие на инвестиционную деятельность. Реальность валютных курсов дает возможность беспрепятственно приобретать и реализовывать иностранную валюту, соизмерять затраты на реализацию инвестиционного проекта с мировыми аналогами и т.д.

В Инвестиционном кодексе Республики Беларусь регулирование инвестиционной деятельности предусматривается двумя методами: методом прямого участия в инвестиционной деятельности и созданием благоприятных условий для ее развития.

Прямое участие в инвестиционной деятельности предполагает: принятие государственных инвестиционных программ; использование бюджетных ассигнований в качестве источника финансирования инвестиционных мероприятий; выделение централизованных инвестиционных ресурсов на условиях платности, срочности и возвратности; государственную экспертизу инвестиционных проектов; гарантию Правительства Республики Беларусь в случае привлечения кредитов в качестве источника финансирования инвестиционных проектов; предоставление концессий для национальных и иностранных инвесторов.

Метод создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности проявляется, прежде всего, в оказании инвесторам государственной поддержки. Важными направлениями его реализации являются: защита интересов инвесторов; установление на территории Республики Беларусь свободных экономических зон; определение условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами; принятие антимонопольных мер и пресечение недобросовестной конкуренции; определение условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности; содействие в развитии рынка ценных бумаг; проведение эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики.

Намечается использовать и другие формы и методы государственного регулирования, не противоречащие законодательству Республики Беларусь. Таким образом, вторжение государства в инвестиционную сферу – это нормальная мировая практика, направленная на развитие инвестиционного процесса и решение первоочередных задач, связанных с развитием общества.

Закон РБ об инвестициях.

В январе 1997 года был принят Закон об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь № 99-З от 05.12.97 г. вступил в силу 22.01.98 г.). Этот закон определяет правовые принципы, условия и механизм реализации инвестиционной деятельности иностранных инвесторов на территории Республики

Беларусь, закрепляет гарантии осуществления прав и обязанностей иностранных инвесторов. Закон направлен на создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в республику в целях более эффективного экономического и социального развития Республики Беларусь, расширения ее международного экономического сотрудничества и интеграции в мировую экономику.

Положения настоящего Закона действуют на территории Республики Беларусь применительно ко всем иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями.

Нормативно – правовое регулирование инвестиционной деятельности.

В последние годы в Республике Беларусь предпринято ряд мер по формированию нормативно-правовой базы и направленных на создание долговременных, стабильных и привлекательных условий для отечественных и иностранных инвесторов.

В октябре 1999г. принят в первом чтении в Национальном Собрании проект инвестиционного кодекса Республики Беларусь. В основу проекта положены новая редакция законов «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь», ряд нормативных актов, регулирующих порядок и процедуры осуществления инвестиций. В проекте кодекса также определяются особенности регулирования инвестиционной деятельности со стороны государства.

Инвестиционный кодекс, вступивший в силу от 9 октября 2001г. не просто объединил в один информационно-правовой акт законы «Об иностранных инвестициях» и «Об инвестиционной деятельности на территории Республики

Беларусь», но ввёл ряд новых норм, регулирующих инвестиционную деятельность. В законе предусматривается создание одинаковых правовых условий и гарантий, как для отечественных инвесторов, так и для иностранных.

Основным направлением инвестиционной деятельности является накопление капитала в производственных отраслях народного хозяйства с активным вовлечением инвестиций в высокотехнологические производства, кодекс определяет основополагающие нормы по государственной поддержке таких производств. Таким образом, в кодексе заявлена поддержка инновационной направленности развития промышленного сектора.

Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности, исходя из практики зарубежных стран, должна быть, построена на следующих основных принципах: стабильности законодательства; непротиворечивости законодательств между собой; регулирование посредством законов наибольшей части отношений; открытости для изучения законодательных актов любому человеку; защищенности инвесторов от неправомерных действий госорганов; унификация нормативно-законодательных актов, соответствие международной системе правового обеспечения инвестиционной политики.

Таким образом, в первой главе исследуется общая характеристика инвестиционной политики на современном этапе, даётся определения инвестиций, активов, инвестиционной деятельности. Рассматривается классификация инвестиций в зависимости от различных признаков. Поясняется, что является объектом инвестиций, а что субъектом. Указываются источники инвестиций. Так же рассматривается кривая спроса, на графике изучаются колебания сопровождаемые движениями кривой либо вверх, либо вниз. Дается определение инвесторов, субинвесторов, расписываются формы инвестиционной деятельности, права и обязанности инвесторов, указываются основные элементы и методы регулирования инвестиционной деятельности, изучаются нормативно-правовые документы, законы.

 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РУСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1. Объективные предпосылки и проблемы развития инвестиционной политики в Беларуси

Повышение инвестиционной активности в настоящее время стало ключевой проблемой экономического развития Республики Беларусь. В соответствии с принятыми стратегическими ориентирами при реформировании экономики предусматривается создание эффективной экономической системы, сбалансированной по необходимым темпам социально-экономического развития страны и достижению соответствующей этому уровню развития производительности в реальном секторе экономики. Реализация этих целей требует проведения структурных изменений, прежде всего, в промышленном производстве. Без инвестиций невозможна структурная перестройка белорусской промышленности и преодоление серьезных трудностей в повышении эффективности производственной сферы.

Положительное влияние на процессы реформирования отечественных предприятий могут оказать создание белорусско-российских финансово-промышленных групп (ФПГ) и акционирование белорусских предприятий с участием иностранных инвесторов. Такое акционирование отечественных предприятий может стабилизировать их работу за счет устойчивого обеспечения сырьем, инвестирования проектов по техническому обновлению и выпуску новой высококачественной продукции, созданию и освоению новых видов конкурентоспособной продукции. Совместные программы развития производства бытовой техники (холодильники, морозильники, телевизоры, стиральные машины и др.), а также проводимые изменения в машиностроении уже сегодня способствуют повышению конкурентоспособности отечественной продукции. В то же время дальнейшее развитие работ в этом направлении требует существенного повышения активности инвестиционной деятельности, что в свою очередь требует практических действий по созданию благоприятного инвестиционного климата, а также активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности на предприятиях. В сложившихся условиях в экономике выживание и успех проводимых реформ больше чем когда-либо зависят от эффективности принимаемых инвестиционных решений и их реализации.

Информация о работе Инвестиции и инвестиционная политика. Проблемы регулирования инвестиционной политики в Республике Беларусь