Инвестиции и инвестиционная политика. Проблемы регулирования инвестиционной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Развитие общества требует постоянного роста производительных сил в количественном и качественном смысле. Воспроизводственный процесс поддерживается стабильным притоком новых основных и оборотных средств, использованием достижений научно-технического прогресса, дающих неуклонное возрастание эффективности общественного производства.
Благосостояние людей строится на создании и реализации социальных программ. Решение всего комплекса таких задач невозможно без привлечения инвестиций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Характеристика инвестиционной политики на современном этапе
1.1 Сущность, объекты, источники, цели и виды, классификация инвестиций…5
1.2 Формы осуществления и организация инвестиционной политики…………..9
1.3 Нормативно- правовое регулирование инвестиционной деятельности…….11
Глава 2. Проблемы регулирования инвестиционной политики в Республике Беларусь
2.1 Объективные предпосылки и проблемы развития инвестиционной политики в Беларуси 16
2.2 Причины и следствия инвестиционного кризиса в Республике Беларусь 19
2.3 Инвестиционная привлекательность Белоруской экономики……………….22
Глава 3. Совершенствование инвестиционной политики в РБ
3.1 Инструменты и механизмы повышения инвестиционной активности……..28
3.2 Совершенствование форм привлечения иностранного капитала…………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Слабко.Инвестиции и инвестиционная политика. Проблемы регулирования инвестиционной политики в Республике Беларусь.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями — транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные предприятия с немецким концерном «МАНН» (выпуск автомобильной техники) и компанией «Карл Цейс» (производство оптических изделий). Успешно работают иностранные предприятия, такие как «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны Макдональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), «Унрмедикал» (производство одноразовых медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов), «Инко-Фуд» (производство мясных изделий), СП ОАО «Спартак» (производство кондитерских изделий), ООО СП «Фребор» (производство искусственных почек и материалов для почечно-заменительной терапии), СП ЗАО «Юнисон» (производство деталей и принадлежностей для автомобилей), СП «Гражданский проект» (строительство), СП ООО «Мобильная цифровая связь» (система подвижной сотовой связи стандарта С5М), ИП ООО «Маерск Медикал» (производство одноразовых шприцов) и другие.

Для повышения инвестиционной привлекательности страны в областных центрах и городе Минске созданы свободные экономические зоны, которые представляют территории со специальными налоговыми, таможенными и регистрационными режимами и дают дополнительные льготы инвесторам. [4]

В республике проводится политика поступательного развития свободных экономических зон. Увеличивается количество зарегистрированных и действующих резидентов, объемы производства, выручка и прибыль от реализации продукции, расширяются экспортно-импортные потоки, вводятся дополнительные рабочие места, создаются условия для привлечения инвестиций, совершенствуется нормативно-законодательная база, регламентирующая их деятельность.

Одним из наиболее перспективных путей привлечения иностранных инвестиций является участие иностранных инвесторов в процессе приватизации.

Таблица 2.2

Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики (в процентах к итогу)

 

2004

2005

2006

2007

2008

Инвестиции в основной капитал – всего

в том числе:

100

100

100

100

100

Промышленность

31,6

28,9

27,4

28,0

27,7

сельское хозяйство

8,4

13,3

17,2

14,6

14,6

Строительство

2,9

3,0

3,4

3,7

3,9

Транспорт

10,3

9,5

8,0

8,8

8,4

Связь

6,4

5,5

5,3

4,2

2,9

торговля и общественное питание

4,1

3,9

4,0

4,0

5,0

материально-техническое снабжение и сбыт

0,6

-

-

-

-

жилищное строительство

16,1

16,3

15,4

17,0

17,9

коммунальное хозяйство

7,8

7,1

6,6

6,6

7,3

  здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

4,3

4,5

5,1

4,8

4,7

Образование

1,3

1,5

1,4

1,5

1,4

культура и искусство

1,1

-

-

-

-

наука и научное обслуживание

0,4

-

-

-

-

Прочие

4,7

-

-

-

-


 

Анализ отраслевой структуры привлеченных в 2008 г. иностранных инвестиций в Республике Беларусь показывает, что в основном они сконцентрированы в трех отраслях экономики: промышленности, жилищное строительство и сельское хозяйство.

Республика Беларусь находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефтепроводов, газопроводов и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ. Так же экономическая ситуация в стране характеризуется стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых и таможенных льгот для иностранных инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг.

Таблица 2.3

Топ-10 главных стран-инвесторов в Беларусь по итогам 1-го полугодия 2009 года

Место

Страна

Объем инвестиций, в тыс. долларов

Динамика по сравнению с январем–июнем 2008 г. (разы)

1

Россия

2 864 599, 6

+2,6

2

Австрия

475 692, 9

+1,3

3

Соединенное Королевство

200 601, 9

-2,4

4

Кипр

199 163, 1

-1,3

5

Швейцария

173 895, 1

-3,9

6

Нидерланды

104 940, 0

+1,9

7

Германия

28 381, 1

-1,7

8

США

26 074,3

-1,2

9

Латвия

19 722,8

-2,8

10

Чехия

16 171,8

на прошлогоднем уровне


 

Таким образом, во второй главе изучается специфика проведения инвестиционной политики в Беларуси, отличительные черты, изучается привлекательность Белорусской экономики, рассматривается одна из важнейших задач экономики - привлечение иностранных инвестиций, указываются основные мировые производители, с которыми сотрудничает Беларусь. Так же рассматриваются основные ориентиры, направленные на повышение инвестиционной активности, перечисляются важнейшие инвестиционные проекты в различных отраслях, анализируются наиболее сложные проблемы развития инвестиционной деятельности Республики Беларусь, анализируются факторы сдерживания инвестиций, реализация серии взаимосвязанных институциональных изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1 Инструменты и механизмы повышения инвестиционной активности

В Республике давно назрела объективная необходимость создать нормальный инвестиционный потенциал, разработать механизмы концентрации и централизации финансового капитала и денежных ресурсов, создать стимулы для роста сбережений и формирования дополнительных кредитных ресурсов.

Универсальных инструментов формирования соответствующего типа экономического поведения нет и не может быть по причине различия экономических моделей развития в разных странах, особенностей развития ситуации в тот или иной период времени.

Эффективным действием по формированию инвестиционного потенциала и стимулирования экономической динамики является путь по либерализации рынков, цен на товары и ресурсы, при одновременном снижении налогов на прибыль (равно как и других налогов). При этом у предпринимателей, хозяйствующих субъектов появляется возможность использовать большую часть получаемых доходов на накопление.

Сам процесс формирования и использования дополнительных кредитных ресурсов связан с методами регулирования денежного и финансового рынка и спецификой экономической стратегии страны.

Если в рамках принятой стратегии развития ставка делается на стимулирование накопления и формирование инвестиционного потенциала, то можно использовать следующие активные механизмы:

-изменение процентной ставки Центробанка с целью создания мощного макроэкономического регулятора на денежном и финансовом рынке. Повышение учетной ставки ведет к удорожанию кредита, и это будет привлекать денежные ресурсы, используемые на потребление или покупку акций и иных ценных бумаг.

-валютная политика, как средство использования накоплений в СКВ и их возможного привлечения и использования в виде кредитных ресурсов. Это относится и к формированию обменного курса, который может быть выгодным для конвертации и к созданию условий для притока капитала и свободного его перемещения.

-фондовый рынок, устойчивость и надежность его функционирования. Первый негативный опыт создания инвестиционных компаний, приватизационных и иных финансовых институтов в виде пирамид показал, что складывающийся в странах с переходной экономикой финансовый сектор является криминогенным и работает по типу «первоначального накопления капитала», связанного с обманом, перераспределением денег и собственности в условиях нестабильной смешанной экономики.

Кроме отмеченных основных составляющих активизации привлечения кредитных ресурсов существенное значение имеет и использование современных технологий денежного обращения:

-использование системы электронных денег (кредитные карточки и иные компьютерные системы расчетов).

-продвинутые организационные формы деятельности банковского и небанковского секторов. Наличие большой сети филиалов, центров расчета позволяет достичь ускорения оборачиваемости средств и направления части высвобождаемых ресурсов на инвестиционные цели, долговременные капиталовложения;

-использование разнообразных форм привлечения денежных и иных капитальных средств вкладчиков и инвесторов. Примером может служить трастовое управление чеками, акциями и денежными активами физических и юридических лиц. Это избавляет потенциальных кредитодателей от дополнительных расходов и затрат на проведение собственных операций на финансовом рынке и более эффективно использовать временно свободные средства.

Для увеличения объемов привлекаемых денежных ресурсов (причем не только со стороны «внутренних» субъектов, но и внешних) применимы следующие меры:

-создание надёжной системы гарантий вложений и сбережений. Это может обеспечиваться надёжной системой страхования вкладов;

-развитие масштабных программ национального жилищного строительства и создания широкой сети финансовых посредников;

-осуществление широкой денежной приватизации государственных предприятий, способствующей использованию денежных средств населения и иностранных инвесторов;

-использование эффективной системы налогообложения на физических лиц, размещающих деньги на депозитные счета, что стимулирует процесс сбережений и инвестирование денег домашних хозяйств в экономику;

-проведение соответствующей идеологической и пропагандистской кампании по привлечению денежных ресурсов в страну.

Данные методы являются необходимыми и первоочерёдными в деле расширения кредитных ресурсов в стране и вовлечения в экономический оборот средств хозяйствующих субъектов, местных органов власти и домашних хозяйств.

 

3.2 Совершенствование форм привлечения иностранного капитала

Как показал предшествующий анализ, существует прямая необходимость в сотрудничестве с иностранными инвесторами и привлечении иностранного капитала в экономику нашей страны.

Иностранные инвестиции приведут к процветанию государства, в противном случае – к процветанию инвесторов и негативным последствиям в развитии собственной экономики. Работы на государственном уровне по привлечению в страну иностранного капитала должны включать:

-разработку концепции привлечения иностранных инвестиций, её обсуждение и утверждение Президентом;

-принятие дополнительных законов и других законодательных актов способствующих привлечению иностранных инвесторов в республику;

-создание системы государственного управления процессом привлечения иностранных инвесторов.

Общим условием стимулирования притока иностранных инвестиций является как можно более скорая стабилизация финансового положения в Республике Беларусь. Проблема привлечения иностранных инвестиций должна быть увязана с другой, не менее важной для Беларуси, проблемой – защитой интересов отечественных производителей и ограждением их от чрезмерной конкуренции.

Важную роль может сыграть организация производства продукции на базе использования лучших зарубежных образцов с помощью импорта лицензий. Для разработки и реализации такой политики представляется целесообразным:

-заключить с развитыми странами соглашение о сотрудничестве в области технологического обмена;

-создать при отраслевых министерствах и концернах фонды для долевого финансирования импорта технологий по основным направлениям структурной перестройки.

Одним из каналов притока финансовых ресурсов может стать создание определённых условий для размещения в Республике Беларусь филиалов крупнейших иностранных банков и представительств международных компаний корпораций, работающих со странами СНГ, Балтии и Восточной Европы.

Необходимо активно использовать опыт других стран, находившихся в сходной с Беларусью ситуацией. Наиболее интересен в этом плане, опыт послевоенной Японии. Условия её экономического развития те показатели, которых впоследствии достигло это государство, во многом могут стать определяющими для развития экономики нашей страны.

Во-первых, наибольшее значение придавалось экспортной ориентации экономики. Причем к экспортной продукции предъявлялись требования наукоемкой, высокотехнологичной продукции, для производства которой необходимо было пойти по пути: разработки собственных технологий; покупки зарубежных технологий (патентов); замены техники (обновление основных фондов, оборудования); привлечения иностранных инвестиций.

Правительство Японии сразу же отказалось от иностранных инвестиций. Экономисты этой страны пришли к выводу, что иностранный инвестор никогда не вкладывает средства в те отрасли экономики, которые являются “локомотивом” развития государства, и отвергли такой вариант. В то же время Япония испытывала острый недостаток финансовых ресурсов, поэтому дорогой вариант разработки собственных технологий также был отложен. В итоге правительство остановилось на закупке патентов за рубежом и замене (обновлении) техники, то есть закупке единичной партии оборудования (например, новых станков) и изготовлении аналогичного, но собственными силами и в массовом порядке.

Информация о работе Инвестиции и инвестиционная политика. Проблемы регулирования инвестиционной политики в Республике Беларусь