Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 17:58, курсовая работа
Развитие общества требует постоянного роста производительных сил в количественном и качественном смысле. Воспроизводственный процесс поддерживается стабильным притоком новых основных и оборотных средств, использованием достижений научно-технического прогресса, дающих неуклонное возрастание эффективности общественного производства.
Благосостояние людей строится на создании и реализации социальных программ. Решение всего комплекса таких задач невозможно без привлечения инвестиций.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Характеристика инвестиционной политики на современном этапе
1.1 Сущность, объекты, источники, цели и виды, классификация инвестиций…5
1.2 Формы осуществления и организация инвестиционной политики…………..9
1.3 Нормативно- правовое регулирование инвестиционной деятельности…….11
Глава 2. Проблемы регулирования инвестиционной политики в Республике Беларусь
2.1 Объективные предпосылки и проблемы развития инвестиционной политики в Беларуси 16
2.2 Причины и следствия инвестиционного кризиса в Республике Беларусь 19
2.3 Инвестиционная привлекательность Белоруской экономики……………….22
Глава 3. Совершенствование инвестиционной политики в РБ
3.1 Инструменты и механизмы повышения инвестиционной активности……..28
3.2 Совершенствование форм привлечения иностранного капитала…………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….38
Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями — транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные предприятия с немецким концерном «МАНН» (выпуск автомобильной техники) и компанией «Карл Цейс» (производство оптических изделий). Успешно работают иностранные предприятия, такие как «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны Макдональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), «Унрмедикал» (производство одноразовых медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов), «Инко-Фуд» (производство мясных изделий), СП ОАО «Спартак» (производство кондитерских изделий), ООО СП «Фребор» (производство искусственных почек и материалов для почечно-заменительной терапии), СП ЗАО «Юнисон» (производство деталей и принадлежностей для автомобилей), СП «Гражданский проект» (строительство), СП ООО «Мобильная цифровая связь» (система подвижной сотовой связи стандарта С5М), ИП ООО «Маерск Медикал» (производство одноразовых шприцов) и другие.
Для повышения инвестиционной привлекательности страны в областных центрах и городе Минске созданы свободные экономические зоны, которые представляют территории со специальными налоговыми, таможенными и регистрационными режимами и дают дополнительные льготы инвесторам. [4]
В республике проводится политика поступательного развития свободных экономических зон. Увеличивается количество зарегистрированных и действующих резидентов, объемы производства, выручка и прибыль от реализации продукции, расширяются экспортно-импортные потоки, вводятся дополнительные рабочие места, создаются условия для привлечения инвестиций, совершенствуется нормативно-законодательная база, регламентирующая их деятельность.
Одним из наиболее перспективных путей привлечения иностранных инвестиций является участие иностранных инвесторов в процессе приватизации.
Таблица 2.2
Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики (в процентах к итогу)
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Инвестиции в основной капитал – всего в том числе: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Промышленность |
31,6 |
28,9 |
27,4 |
28,0 |
27,7 |
сельское хозяйство |
8,4 |
13,3 |
17,2 |
14,6 |
14,6 |
Строительство |
2,9 |
3,0 |
3,4 |
3,7 |
3,9 |
Транспорт |
10,3 |
9,5 |
8,0 |
8,8 |
8,4 |
Связь |
6,4 |
5,5 |
5,3 |
4,2 |
2,9 |
торговля и общественное питание |
4,1 |
3,9 |
4,0 |
4,0 |
5,0 |
материально-техническое снабжение и сбыт |
0,6 |
- |
- |
- |
- |
жилищное строительство |
16,1 |
16,3 |
15,4 |
17,0 |
17,9 |
коммунальное хозяйство |
7,8 |
7,1 |
6,6 |
6,6 |
7,3 |
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
4,3 |
4,5 |
5,1 |
4,8 |
4,7 |
Образование |
1,3 |
1,5 |
1,4 |
1,5 |
1,4 |
культура и искусство |
1,1 |
- |
- |
- |
- |
наука и научное обслуживание |
0,4 |
- |
- |
- |
- |
Прочие |
4,7 |
- |
- |
- |
- |
Анализ отраслевой структуры привлеченных в 2008 г. иностранных инвестиций в Республике Беларусь показывает, что в основном они сконцентрированы в трех отраслях экономики: промышленности, жилищное строительство и сельское хозяйство.
Республика Беларусь находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефтепроводов, газопроводов и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ. Так же экономическая ситуация в стране характеризуется стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых и таможенных льгот для иностранных инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг.
Таблица 2.3
Топ-10 главных стран-инвесторов в Беларусь по итогам 1-го полугодия 2009 года
Место |
Страна |
Объем инвестиций, в тыс. долларов |
Динамика по сравнению с январем–июнем 2008 г. (разы) |
1 |
Россия |
2 864 599, 6 |
+2,6 |
2 |
Австрия |
475 692, 9 |
+1,3 |
3 |
Соединенное Королевство |
200 601, 9 |
-2,4 |
4 |
Кипр |
199 163, 1 |
-1,3 |
5 |
Швейцария |
173 895, 1 |
-3,9 |
6 |
Нидерланды |
104 940, 0 |
+1,9 |
7 |
Германия |
28 381, 1 |
-1,7 |
8 |
США |
26 074,3 |
-1,2 |
9 |
Латвия |
19 722,8 |
-2,8 |
10 |
Чехия |
16 171,8 |
на прошлогоднем уровне |
Таким образом, во второй главе изучается специфика проведения инвестиционной политики в Беларуси, отличительные черты, изучается привлекательность Белорусской экономики, рассматривается одна из важнейших задач экономики - привлечение иностранных инвестиций, указываются основные мировые производители, с которыми сотрудничает Беларусь. Так же рассматриваются основные ориентиры, направленные на повышение инвестиционной активности, перечисляются важнейшие инвестиционные проекты в различных отраслях, анализируются наиболее сложные проблемы развития инвестиционной деятельности Республики Беларусь, анализируются факторы сдерживания инвестиций, реализация серии взаимосвязанных институциональных изменений.
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Инструменты и механизмы повыше
В Республике давно назрела объективная необходимость создать нормальный инвестиционный потенциал, разработать механизмы концентрации и централизации финансового капитала и денежных ресурсов, создать стимулы для роста сбережений и формирования дополнительных кредитных ресурсов.
Универсальных инструментов формирования соответствующего типа экономического поведения нет и не может быть по причине различия экономических моделей развития в разных странах, особенностей развития ситуации в тот или иной период времени.
Эффективным действием по формированию инвестиционного потенциала и стимулирования экономической динамики является путь по либерализации рынков, цен на товары и ресурсы, при одновременном снижении налогов на прибыль (равно как и других налогов). При этом у предпринимателей, хозяйствующих субъектов появляется возможность использовать большую часть получаемых доходов на накопление.
Сам процесс формирования и использования дополнительных кредитных ресурсов связан с методами регулирования денежного и финансового рынка и спецификой экономической стратегии страны.
Если в рамках принятой стратегии развития ставка делается на стимулирование накопления и формирование инвестиционного потенциала, то можно использовать следующие активные механизмы:
-изменение процентной ставки Центробанка с целью создания мощного макроэкономического регулятора на денежном и финансовом рынке. Повышение учетной ставки ведет к удорожанию кредита, и это будет привлекать денежные ресурсы, используемые на потребление или покупку акций и иных ценных бумаг.
-валютная политика, как средство использования накоплений в СКВ и их возможного привлечения и использования в виде кредитных ресурсов. Это относится и к формированию обменного курса, который может быть выгодным для конвертации и к созданию условий для притока капитала и свободного его перемещения.
-фондовый рынок, устойчивость и надежность его функционирования. Первый негативный опыт создания инвестиционных компаний, приватизационных и иных финансовых институтов в виде пирамид показал, что складывающийся в странах с переходной экономикой финансовый сектор является криминогенным и работает по типу «первоначального накопления капитала», связанного с обманом, перераспределением денег и собственности в условиях нестабильной смешанной экономики.
Кроме отмеченных основных составляющих активизации привлечения кредитных ресурсов существенное значение имеет и использование современных технологий денежного обращения:
-использование системы электронных денег (кредитные карточки и иные компьютерные системы расчетов).
-продвинутые организационные формы деятельности банковского и небанковского секторов. Наличие большой сети филиалов, центров расчета позволяет достичь ускорения оборачиваемости средств и направления части высвобождаемых ресурсов на инвестиционные цели, долговременные капиталовложения;
-использование разнообразных форм привлечения денежных и иных капитальных средств вкладчиков и инвесторов. Примером может служить трастовое управление чеками, акциями и денежными активами физических и юридических лиц. Это избавляет потенциальных кредитодателей от дополнительных расходов и затрат на проведение собственных операций на финансовом рынке и более эффективно использовать временно свободные средства.
Для увеличения объемов привлекаемых денежных ресурсов (причем не только со стороны «внутренних» субъектов, но и внешних) применимы следующие меры:
-создание надёжной системы гарантий вложений и сбережений. Это может обеспечиваться надёжной системой страхования вкладов;
-развитие масштабных программ национального жилищного строительства и создания широкой сети финансовых посредников;
-осуществление широкой денежной приватизации государственных предприятий, способствующей использованию денежных средств населения и иностранных инвесторов;
-использование эффективной системы налогообложения на физических лиц, размещающих деньги на депозитные счета, что стимулирует процесс сбережений и инвестирование денег домашних хозяйств в экономику;
-проведение соответствующей идеологической и пропагандистской кампании по привлечению денежных ресурсов в страну.
Данные методы являются необходимыми и первоочерёдными в деле расширения кредитных ресурсов в стране и вовлечения в экономический оборот средств хозяйствующих субъектов, местных органов власти и домашних хозяйств.
3.2 Совершенствование форм
Как показал предшествующий анализ, существует прямая необходимость в сотрудничестве с иностранными инвесторами и привлечении иностранного капитала в экономику нашей страны.
Иностранные инвестиции приведут к процветанию государства, в противном случае – к процветанию инвесторов и негативным последствиям в развитии собственной экономики. Работы на государственном уровне по привлечению в страну иностранного капитала должны включать:
-разработку концепции привлечения иностранных инвестиций, её обсуждение и утверждение Президентом;
-принятие дополнительных законов и других законодательных актов способствующих привлечению иностранных инвесторов в республику;
-создание системы государственного управления процессом привлечения иностранных инвесторов.
Общим условием стимулирования притока иностранных инвестиций является как можно более скорая стабилизация финансового положения в Республике Беларусь. Проблема привлечения иностранных инвестиций должна быть увязана с другой, не менее важной для Беларуси, проблемой – защитой интересов отечественных производителей и ограждением их от чрезмерной конкуренции.
Важную роль может сыграть организация производства продукции на базе использования лучших зарубежных образцов с помощью импорта лицензий. Для разработки и реализации такой политики представляется целесообразным:
-заключить с развитыми странами соглашение о сотрудничестве в области технологического обмена;
-создать при отраслевых министерствах и концернах фонды для долевого финансирования импорта технологий по основным направлениям структурной перестройки.
Одним из каналов притока финансовых ресурсов может стать создание определённых условий для размещения в Республике Беларусь филиалов крупнейших иностранных банков и представительств международных компаний корпораций, работающих со странами СНГ, Балтии и Восточной Европы.
Необходимо активно использовать опыт других стран, находившихся в сходной с Беларусью ситуацией. Наиболее интересен в этом плане, опыт послевоенной Японии. Условия её экономического развития те показатели, которых впоследствии достигло это государство, во многом могут стать определяющими для развития экономики нашей страны.
Во-первых, наибольшее значение придавалось экспортной ориентации экономики. Причем к экспортной продукции предъявлялись требования наукоемкой, высокотехнологичной продукции, для производства которой необходимо было пойти по пути: разработки собственных технологий; покупки зарубежных технологий (патентов); замены техники (обновление основных фондов, оборудования); привлечения иностранных инвестиций.
Правительство Японии сразу же отказалось от иностранных инвестиций. Экономисты этой страны пришли к выводу, что иностранный инвестор никогда не вкладывает средства в те отрасли экономики, которые являются “локомотивом” развития государства, и отвергли такой вариант. В то же время Япония испытывала острый недостаток финансовых ресурсов, поэтому дорогой вариант разработки собственных технологий также был отложен. В итоге правительство остановилось на закупке патентов за рубежом и замене (обновлении) техники, то есть закупке единичной партии оборудования (например, новых станков) и изготовлении аналогичного, но собственными силами и в массовом порядке.