Инвестиции и инвестиционная политика. Проблемы регулирования инвестиционной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Развитие общества требует постоянного роста производительных сил в количественном и качественном смысле. Воспроизводственный процесс поддерживается стабильным притоком новых основных и оборотных средств, использованием достижений научно-технического прогресса, дающих неуклонное возрастание эффективности общественного производства.
Благосостояние людей строится на создании и реализации социальных программ. Решение всего комплекса таких задач невозможно без привлечения инвестиций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Характеристика инвестиционной политики на современном этапе
1.1 Сущность, объекты, источники, цели и виды, классификация инвестиций…5
1.2 Формы осуществления и организация инвестиционной политики…………..9
1.3 Нормативно- правовое регулирование инвестиционной деятельности…….11
Глава 2. Проблемы регулирования инвестиционной политики в Республике Беларусь
2.1 Объективные предпосылки и проблемы развития инвестиционной политики в Беларуси 16
2.2 Причины и следствия инвестиционного кризиса в Республике Беларусь 19
2.3 Инвестиционная привлекательность Белоруской экономики……………….22
Глава 3. Совершенствование инвестиционной политики в РБ
3.1 Инструменты и механизмы повышения инвестиционной активности……..28
3.2 Совершенствование форм привлечения иностранного капитала…………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Слабко.Инвестиции и инвестиционная политика. Проблемы регулирования инвестиционной политики в Республике Беларусь.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Рассматривая проблемы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, необходимо, прежде всего, остановиться на основных аспектах этой проблематики, определяемой инвестиционной триадой: 1. приоритеты развития экономики Республики Беларусь; 2. эффективные инвестиционные проекты; 3. поиск и привлечение инвестиций;

Современные условия требуют выработки новых взглядов на проведение инвестиционной политики, новых методов ее осуществления.

В соответствии с принятыми решениями и программами развития приоритетными в Беларуси являются практически все основные сферы экономики. Однако для конкретного решения проблемы активизации инвестиционной деятельности этого недостаточно. Необходимо уточнить основные составляющие выделенных приоритетов (т.е.определить, что приоритетно развивать в машиностроении, что в агропромышленном и энергетическом комплексах и т.д.). Другими словами, необходимо углубить видение проблем, сформулировать и подчеркнуть важность конкретных приоритетов. Эти проблемы нашли или находят свое разрешение при формировании прогнозов и стратегических направлений развития национальной экономики на 2008 -2010 гг. и на последующие годы.

К важнейшим инвестиционным проектам относятся:

-в промышленности - модернизация базовых отраслей (авто-, тракторо-, сельхозмашиностроения, точного станкостроения, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности) с целью увеличения выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной отечественной продукции; ускоренное развитие наукоемких высокотехнологичных производств, выпускающих значительную часть продукции на экспорт, а также импортозамещающих производств (разработка и организация производства диагностических и контрольно-измерительных приборов, технологического, медицинского оборудования, специальных и уникальных научных приборов; развитие средств связи, телекоммуникаций, производство видео-, аудио-, вычислительной техники, телевизоров; создание промышленных лазеров; разработка и изготовление новых конструкционных и наноматериалов для использования в различных областях техники; производство средств транспортировки, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также средств малой механизации, комплектующего оборудования для сельского хозяйства; выпуск новых энергонасыщенных тракторов, автомобилей, в том числе малой грузоподъемности; производство автобусов, троллейбусов, дорожно-строительной техники; промышленное освоение производств малотоннажной химии). Реформирование предприятий должно включать широкий комплекс мер, направленных на их реструктуризацию с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и адаптацию к рыночным условиям. В качестве основных направлений комплексной реструктуризации предприятий предусматриваются перепрофилирование производства, совершенствование его организации, внедрение маркетинга, переход к новым структурам и децентрализация управления, внедрение новых и высоких технологий, кадровая реструктуризация;

-в строительном комплексе - модернизация и расширение производства высокоэффективных строительных материалов и конструкций (цемента, эффективных стеновых, кровельных и теплоизоляционных материалов, столярных изделий, гипсовых вяжущих, строительного стекла, конструкций из легкого ячеистого бетона), освоение новых мощностей на базе энергосберегающих технологий;

-в агропромышленном комплексе - углубление специализации сельскохозяйственного производства (развитие животноводства, картофелеводства и льноводства); интенсификация производства, техническое и технологическое переоснащение отраслей АПК с целью снижения себестоимости продукции и повышения ее качества; совершенствование государственной поддержки и реформирование сельскохозяйственных организаций в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2008—2010 гг.;

-в системах производственной и социальной инфраструктур - реализация инвестиционных проектов, предусматривающих решение проблем энерго- и водоснабжения, транспорта и телекоммуникаций, оздоровления народа (жилищное строительство, образование, здравоохранение, культура).

Наиболее важные инвестиционные проекты будут поддерживаться государством за счет бюджетного финансирования на конкурсной и возвратной основах. Основным источником финансирования (более половины общего объема инвестиций) станут средства предприятий и организаций, в том числе кредиты банков. Собственные средства предприятий и организаций, которые формируются за счет прибыли и амортизации, составят около трети общего объема инвестиций.

Наиболее острой остается проблема наполнения приоритетных направлений эффективными инвестиционными проектами. Разрешению этой проблемы должны предшествовать серьезные прединвестиционные исследования, разработка технико-экономических обоснований проектов с учетом углубленных исследований рынков сырья и сбыта предлагаемой продукции и услуг, оценки реальных финансовых возможностей предприятий, а также обоснованной оценки ожидаемых результатов (выгод) от реализации конкретных проектов. Инвестиционные проекты необходимо подвергать строгой экспертизе на уровне мировых стандартов с учетом адаптации конкретных методов и методик оценки к белорусским условиям (налоговое окружение, инфляционные процессы, риски и т.д.).

2.2. Причины и следствия инвестиционного кризиса в Республике Беларусь

Состояние инвестиционного сектора определяется общими макроэкономическими условиями, а также финансовым положением субъектов хозяйствования. В этом отношении затяжной экономический кризис переходного периода парализовал, прежде всего, инвестиционное развитие.

Факторы сдерживания инвестиций в народном хозяйстве носят системный характер. Их корни находятся в реальном, бюджетном, банковском и в внешнем секторах.

Факторы реального сектора:

1.значительное падение (в первые годы перестройки), а в последующем сохранение относительно низких темпов роста реального сектора экономики;

2.высокие темпы инфляции и снижение обменного курса белорусского рубля на протяжении длительного времени;

3.низкий уровень рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики, который превышает процентные ставки по кредитам и делает нерентабельными инвестиционные проекты предприятий;

4.низкий уровень доходов населения, ограничивающий возможности сбережений и инвестиций;

5.малая норма накопления всеми агентами экономических отношений.

Факторы бюджетного сектора: наличие устойчивого дефицита государственного бюджета, что при недостатке внутренних накоплений и внешних источников порождает потребность в го финансировании банковской системой и является главной причиной затяжной высокой инфляции в стране; отток потенциальных инвестиционных ресурсов банков и предприятий на покупку государственных ценных бумаг.

Факторы банковского сектора. Они испытывают на себе воздействие кризиса в реальном и бюджетном секторе, являются их результатом, а также имеют свою системную специфику. К таким системно-специфическим факторам, сдерживающим развитие инвестиционного (долгосрочного) банковского кредитования, относятся:

-низкая капитализация банков. Совокупный капитал банковской системы не превышает 5% ВВП, что значительно меньше аналогичных показателей стран Центральной и Восточной Европы;

-ограничение по ликвидности, обусловленное дисбалансом долгосрочной составляющей ресурсной базы банков и объёмом долгосрочных активных операций банков.

-бремя проблемной задолженности, доля которой в банковском секторе РБ составляет 12% при допустимом международными стандартами уровне 5%;

-структура активных операций банков, в которой доля кредитов достигла предельного значения по общепринятым международным подходам(60%);

-узость ресурсной базы банков, обусловленная низким удельным весом средств населения, предприятий, а также нерезидентов;

-региональные диспропорции в распределении банковских ресурсов;

-структура собственности банков, которая характеризуется ярко выраженной государственной монополией. В частности, доля

Факторы внешнего сектора. Они выражаются в слабом притоке инвестиций из-за рубежа, как в реальный сектор, так и в банковскую систему. РБ имеет один из самых низких среди стран Центральной и Восточной Европы показатель привлечения иностранных инвестиций в страну по всем каналам инвестирования.

Ощутимо низка доля иностранного капитала и в банковской системе. В совокупном уставном фонде белорусских банков она составляет около 10%. При этом российские банки обеспечивают почти половину всего присутствия иностранного капитала в банковской системе РБ. По принятым же для нашей страны критериям экономической безопасности, доля иностранного инвестора в банковской системе может достигать 25%.

Таким образом, анализ положения дел в инвестиционной сфере позволяет сделать следующие выводы:

1.Неэффективность банковского сектора обусловлена слабостью реального, бюджетного и внешнего секторов. Отсюда решение проблемы преодоления инвестиционного кризиса может заключаться в комплексном финансовом оздоровлении, что предполагает новые общесистемные институциональные решения.

2.Дисбалансы в структуре ресурсной базы банков и стимулирование инвестиционной активности банков приводят к ещё большей диспропорциональности и росту системных рисков. Поэтому во главу угла содействия инвестиционной активности банков должно быть положено укрепление долгосрочной ресурсной базы.

3.Подкрепление финансов банковской системы за счёт внешних источников предполагает реализацию системы мер по интеграции в мировые финансовые рынки.

Выход из сложившейся системной кризисной ситуации в сфере инвестиций потребует реализации серии взаимосвязанных институциональных изменений. Как показывает международный опыт, задача укрепления банковской системы и финансового оздоровления предприятий может быть решена при более тесном взаимодействии финансов банков и нефинансовых предприятий. Речь идёт об институционально-правовых предпосылках формирования финансово-промышленных групп, прежде всего белорусско-российских. Исходя из этого, нам следует уже сейчас позаботится о создании механизмов объединения финансов банковской системы и финансов предприятий, как это было сделано в Чехии, а ещё ранее в ФРГ и Японии. Банки должны получить больший доступ к активам предприятий.[12]

2.3. Инвестиционная привлекательность  Белоруской экономики

На сегодняшний день задача привлечения иностранных инвестиций возведена в ранг государственных. Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики требует совместных усилий государств, заемщиков и банковского сектора. Анализ ситуации в денежно-кредитной сфере, бюджете и реальном секторе показывает, что использования только процентной политики явно недостаточно для того, чтобы эффективно понизить инфляцию, укрепить национальную валюту и поддержать реальный сектор экономики. Как показывает международный опыт, необходимо также проведение глубоких структурных реформ, а при отсутствии достаточных внутренних накоплений - привлечение иностранных инвестиций, прежде всего в форме прямых вложений, а также иностранных кредитов.

Учитывая, что для обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров и удержания национальными производителями рынков сбыта необходимо четкое управление затратами предприятия, остро стоит вопрос переоснащения производства и внедрения новых технологий. Для реализации этих задач необходимо изыскать соответствующие финансовые ресурсы. Традиционно такими источниками выступают как собственные средства организации (прибыль, амортизация), так и привлеченные ресурсы (кредиты банков, кредиторская задолженность, средства инновационных фондов, субсидии государства).

Одним из основных направлений экономической политики Республики Беларусь является улучшение инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций. Этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с тем, что с мая 2004 г. Беларусь стала восточной границей Европейского союза, и интерес к республике со стороны зарубежных предпринимателей возрос. В течение ряда лет инвестиционные процессы финансировались в Беларуси преимущественно за счет бюджетного финансирования и кредитования. Вместе с тем мировой опыт свидетельствует; что по мере укрепления позиций национальной экономики главную роль в инвестиционных процессах начинают играть предприятия.

Таблица 2.1

Индексы инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах; в процентах к соответствующему периоду предыдущего года)

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Инвестиции в основной капитал – всего

121

121

120,0

132,2

116,2

123,5

в том числе по объектам:

производственного назначения

126

120

118,4

136,0

113,6

123,3

непроизводственного назначения

113

121

121,6

125,7

122,3

125,4




 

В Республике Беларусь в целом сформированы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов, что подтверждает созданный и успешно развивающийся сектор экономики, основанный на частных иностранных инвестициях. Что касается прямых иностранных инвестиций в Беларусь, то в последние годы отмечалась неуклонная тенденция их роста. За I квартал 2008 г. их объем составил 257 млн. USD, к концу года в РБ должно быть инвестировано порядка 900 млн. USD. Для сравнения, в 2002 г. величина прямых иностранных инвестиций составляла 300 млн. USD, в 2006 г. — 750 млн. USD.

Информация о работе Инвестиции и инвестиционная политика. Проблемы регулирования инвестиционной политики в Республике Беларусь