Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:49, реферат
Целью данной курсовой работы является показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капитал.
В первой главе данной курсовой работы рассматривается сущность человеческого капитала, его виды и особенности, рассматривается понятие инвестиций в человеческий капитал и методы оценки человеческого капитала
Во второй главе рассматриваются подходы фирм к формированию человеческого капитала, особенности профессиональной подготовки сотрудников на уровне фирм, проблемы кадров и показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
1.1.Понятие человеческого капитала и его виды
1.2 Инвестиции в человеческий капитал
1.3. Основные методики оценки человеческого капитала
2. ИНВЕСТИЦИИ ФИРМЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
2.1. Основные подходы фирм к формированию человеческого капитала
2.2. Инвестиции фирмы в повышение профессиональной подготовки сотрудников
2.3. Кадровая политика.
2.4. Основные показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
1.1.Понятие человеческого капитала и его виды
1.2 Инвестиции в человеческий капитал
1.3. Основные методики оценки человеческого капитала
2. ИНВЕСТИЦИИ ФИРМЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
2.1. Основные подходы фирм к формированию человеческого капитала
2.2. Инвестиции фирмы в повышение профессиональной подготовки сотрудников
2.3. Кадровая политика.
2.4. Основные показатели
эффективности инвестиций в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Понятие „человеческий капитал“ приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование. Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования производительных сил людей, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально – экономических исследований. Это предполагает проведение глубоких научных исследований данной проблемы.
Теорией человеческого капитала начали заниматься уже с XIX века. Такие известные экономисты – теоретики как В. Петти, А. Смит, Дж.С. Милль и К. Маркс включали развитые полезные способности человека в понятие основного капитала. Не прерывалась дискуссия о необходимости и целесообразности трактовки человека и его способностей как своеобразного основного капитала. Такие экономисты, как Жан-Батист Сэй, Джордж Маккуллох, Нассау Сениор, Вальтер Рошер, Генри Маклеод, Леон Вальрас, Иоганн фон Тюнен, Ирвин Фишер считали возможной и полезной трактовку человека как основного капитала.
Целью данной курсовой работы является показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капитал.
В первой главе данной курсовой
работы рассматривается сущность человеческого
капитала, его виды и особенности,
рассматривается понятие
Во второй главе рассматриваются подходы фирм к формированию человеческого капитала, особенности профессиональной подготовки сотрудников на уровне фирм, проблемы кадров и показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал.
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
1.1.Понятие человеческого капитала и его виды
Теорией человеческого капитала стали заниматься еще в XIX в. Тогда это стало одним из перспективных направлений развития экономической науки. Уже со второй половины ХХ в. она стала основным достижением прежде всего экономики образования и труда.
В экономической литературе
понятие человеческого капитала
рассматривают в широком и
в узком смысле. В узком смысле
“одной из форм капитала является образование.
Человеческим его назвали потому,
что эта форма становится частью
человека, а капиталом является вследствие
того, что представляет собой источник
будущих удовлетворений или будущих
заработков, либо того и другого
вместе“[1]. В широком смысле человеческий
капитал формируется путем
В „Экономической энциклопедии“
человеческий капитал определяется
как „особый вид
Для более полной и развернутой
характеристики человеческого капитала
используют функциональный подход. Принцип
функциональности определения характеризует
явление не только с точки зрения
его внутренней структуры, но с точки
зрения его функционального
Особенности человеческого капитала:
-
в современных условиях
-
формирование человеческого
-
человеческий капитал в виде
навыков и способностей
-
человеческий капитал может
-
человеческий капитал
-
человеческий капитал
-
независимо от источников
В экономической литературе
существует несколько подходов к
классификации видов
С точки зрения характера
содействия экономическому благосостоянию
общества различают потребительский
и производительный человеческий капитал.
Потребительский капитал
Следующим критерием классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается.[3]
1. Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке.
2. Неживой капитал
создается, когда знания
3. Институциональный
капитал состоит из живого
и неживого капитала, связанного
с производством услуг,
Рисунок 1 – Виды человеческого капитала по формам его воплощения
По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить специальный человеческий капитал и общий человеческий капитал. Специальный человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они были получены. В отличие от специального человеческого капитала, общий человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности.
Таким образом, при существовании большого количества определений и видов „человеческого капитала“, это понятие, как многие термины, представляет собой „метафору, переносит свойства одного явления на другое по общему для них признаку“[4]. Человеческий капитал - это важнейшая составная часть современного производительного капитала, которая представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом. Основным фактором существования и развития человеческого капитала являются инвестиции в человеческий капитал
1.2 Инвестиции в человеческий капитал
Инвестициями в человеческий
капитал называется любая мера, предпринятая
для повышения
Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:
-
расходы на образование,
-
расходы на здравоохранение,
-
расходы на мобильность,
Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.
Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.
Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. В любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов – исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.
Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные[5]. Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.
Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлеванию трудоспособной жизни человека, а следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.