Инвестиции в человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:49, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капитал.
В первой главе данной курсовой работы рассматривается сущность человеческого капитала, его виды и особенности, рассматривается понятие инвестиций в человеческий капитал и методы оценки человеческого капитала
Во второй главе рассматриваются подходы фирм к формированию человеческого капитала, особенности профессиональной подготовки сотрудников на уровне фирм, проблемы кадров и показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
1.1.Понятие человеческого капитала и его виды
1.2 Инвестиции в человеческий капитал
1.3. Основные методики оценки человеческого капитала
2. ИНВЕСТИЦИИ ФИРМЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
2.1. Основные подходы фирм к формированию человеческого капитала
2.2. Инвестиции фирмы в повышение профессиональной подготовки сотрудников
2.3. Кадровая политика.
2.4. Основные показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 92.40 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ  

1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ  

1.1.Понятие человеческого капитала и его виды  

1.2 Инвестиции в человеческий капитал 

1.3. Основные методики  оценки человеческого капитала 

2. ИНВЕСТИЦИИ ФИРМЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ  КАПИТАЛ  

2.1. Основные подходы фирм  к формированию человеческого  капитала 

2.2. Инвестиции фирмы в  повышение профессиональной подготовки сотрудников 

2.3. Кадровая политика.

2.4. Основные показатели  эффективности инвестиций в человеческий  капитал  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

ЛИТЕРАТУРА   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 ВВЕДЕНИЕ

Понятие „человеческий капитал“ приобретает в настоящее время  большое значение не только для экономистов  – теоретиков, но и для отдельных  фирм. Резко возрос интерес экономической  науки к человеческим созидательным  способностям, к путям их становления  и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов  капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и  образование. Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования производительных сил людей, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально – экономических исследований. Это предполагает проведение глубоких научных исследований данной проблемы.

Теорией человеческого капитала начали заниматься уже с XIX века. Такие известные экономисты – теоретики как В. Петти, А. Смит, Дж.С. Милль и К. Маркс включали развитые полезные способности человека в понятие основного капитала. Не прерывалась дискуссия о необходимости и целесообразности трактовки человека и его способностей как своеобразного основного капитала. Такие экономисты, как Жан-Батист Сэй, Джордж Маккуллох, Нассау Сениор, Вальтер Рошер, Генри Маклеод, Леон Вальрас, Иоганн фон Тюнен, Ирвин Фишер считали возможной и полезной трактовку человека как основного капитала.

Целью данной курсовой работы является показать особенности человеческого  капитала, значимость инвестиций в  человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капитал.

В первой главе данной курсовой работы рассматривается сущность человеческого  капитала, его виды и особенности, рассматривается понятие инвестиций в человеческий капитал и методы оценки человеческого капитала

Во второй главе рассматриваются  подходы фирм к формированию человеческого  капитала, особенности профессиональной подготовки сотрудников на уровне фирм, проблемы кадров и показатели эффективности  инвестиций в человеческий капитал.

              ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

1.1.Понятие человеческого  капитала и его виды

Теорией человеческого капитала стали заниматься еще в XIX в. Тогда это стало одним из перспективных направлений развития экономической науки. Уже со второй половины ХХ в. она стала основным достижением прежде всего экономики образования и труда.

В экономической литературе понятие человеческого капитала рассматривают в широком и  в узком смысле. В узком смысле “одной из форм капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих  заработков, либо того и другого  вместе“[1]. В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в  человека в виде затрат на образование  и подготовку рабочей силы  на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах  и доходах.

В „Экономической энциклопедии“  человеческий капитал определяется как „особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей  силы. В состав объектов человеческого  капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный  опыт“[2].

Для более полной и развернутой  характеристики человеческого капитала используют функциональный подход. Принцип  функциональности определения характеризует  явление  не только с точки зрения его внутренней структуры, но с точки  зрения его функционального предназначения, конечного целевого использования. Поэтому человеческий капитал - это  непросто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас  навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно  используется человеком в той  или иной сфере общественного  воспроизводства и способствует росту производительности труда  и производства. В-третьих, целесообразное использование данного запаса в  виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту  заработков (доходов) работника. И, в-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые  могут касаться здоровья, образования  и др., увеличить, накопить новый  запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь  эффективно применить.

Особенности человеческого  капитала:

-          в современных условиях человеческий  капитал является главной ценностью  общества и главным фактором  экономического роста;

-          формирование человеческого капитала  требует от самого человека  и всего общества значительных  затрат;

-          человеческий капитал в виде  навыков и способностей является  определенным запасом, т.е. может  быть накапливаемым;

-          человеческий капитал может физически  изнашиваться, экономически изменять  свою стоимость и амортизироваться;

-          человеческий капитал отличается  от физического капитала по  степени ликвидности;

-          человеческий капитал неотделим  от его носителя – живой  человеческой личности;

-          независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование  человеческого капитала и получение  прямых доходов контролируется  самим человеком.

В экономической литературе существует несколько подходов к  классификации видов человеческого  капитала. Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам  затрат, инвестиций в человеческий капитал. Например, выделяют следующие  его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.

С точки зрения характера  содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский  и производительный человеческий капитал. Потребительский капитал создает  поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких  потребительских услуг, которые  приводят к появлению новых способ удовлетворения потребностей или повышению  эффективности существующих способ их удовлетворения Производительный капитал  создает поток услуг, потребление  которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется  в виду научная и образовательная  деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

Следующим критерием классификации  видов человеческого капитала является различие между формами, в которых  он воплощается.[3]

1.    Живой капитал  включает в себя знания, воплощенные  в человеке.

2.    Неживой капитал  создается, когда знания воплощаются  в физических, материальных формах.

3.    Институциональный  капитал состоит из живого  и неживого  капитала, связанного  с производством услуг, удовлетворяющих  коллективные нужды общества. Он  включает в себя все правительственные  и неправительственные институты,  которые содействуют эффективному  использованию двух типов капитала (образовательные и финансовые  учреждения).(См.: Рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Виды человеческого  капитала по формам его воплощения

По форме обучения сотрудников  на рабочем месте можно выделить специальный человеческий капитал  и общий человеческий капитал. Специальный  человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где  они были получены. В отличие от специального человеческого капитала, общий человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности.

Таким образом, при существовании  большого количества определений и  видов „человеческого капитала“, это  понятие, как многие термины, представляет собой „метафору, переносит свойства одного явления на другое по общему для них признаку“[4]. Человеческий капитал - это важнейшая составная  часть современного производительного  капитала, которая представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом. Основным фактором существования и  развития человеческого капитала являются инвестиции в человеческий капитал

1.2 Инвестиции в человеческий  капитал

Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к  инвестициям  в человеческий капитал относят  расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с  поиском работы, профессиональной подготовкой  на производстве, миграцией, рождением  и воспитанием детей, поиском  экономически значимой информации о  ценах и заработках.

Экономисты выделяют три  вида инвестиций в человеческий капитал:

-          расходы на образование, включая  общее и специальное, формальное  и неформальное, подготовку по  месту работы;

-          расходы на здравоохранение, складывающиеся  из расходов на профилактику  заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение  жилищных условий;

-          расходы на мобильность, благодаря  которым работники мигрируют  из мест с относительно низкой  производительностью.

Существует также деление  инвестиций в человеческий капитал  на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное  образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем  и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование  способствуют формированию  высококвалифицированных  специалистов, высококвалифицированный  труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.

Сегодня одним из важнейших  компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. В любом обучающем проекте  до 80% знаний приходится на самостоятельное  обучение. Особенно это относится  к профессиям специалистов – исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам  и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.

Инвестиции в образование  по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные[5]. Формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные – это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.

Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлеванию  трудоспособной жизни человека, а следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.

Информация о работе Инвестиции в человеческий капитал