Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:49, реферат
Целью данной курсовой работы является показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капитал.
В первой главе данной курсовой работы рассматривается сущность человеческого капитала, его виды и особенности, рассматривается понятие инвестиций в человеческий капитал и методы оценки человеческого капитала
Во второй главе рассматриваются подходы фирм к формированию человеческого капитала, особенности профессиональной подготовки сотрудников на уровне фирм, проблемы кадров и показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
1.1.Понятие человеческого капитала и его виды
1.2 Инвестиции в человеческий капитал
1.3. Основные методики оценки человеческого капитала
2. ИНВЕСТИЦИИ ФИРМЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
2.1. Основные подходы фирм к формированию человеческого капитала
2.2. Инвестиции фирмы в повышение профессиональной подготовки сотрудников
2.3. Кадровая политика.
2.4. Основные показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Инвестиции в человеческий
капитал имеют ряд
1. Отдача от
инвестиций в человеческий
2. Человеческий
капитал не только подвержен
физическому и моральному
3. По мере накопления
человеческого капитала его
4. Не всякие
инвестиции в человека могут
быть призваны вложениями в
человеческий капитал.
5. Характер и
виды вложений в человека
6. По сравнению
с инвестициями в иные
Источником вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.
В настоящее время роль государства в этой области достаточно велика. Государство прибегает как к принудительным, так и к побудительным мерам в этой области. К принудительным относятся обязательное для всех формальное образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия (прививки) и др. Однако главными мерами являются побудительные. Правительство располагает двумя действенными способами, которые используются с целью изменения размеров частных инвестиций в человека предпринимаемых автоматически через рынок: оно может повлиять на доходы тех, кто делает (через систему налогов и субсидий), а также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала (регулируя цены используемых ресурсов). Особенно велика роль государства в важнейших сферах формирования человеческого капитала – в сфере образования и здравоохранения. Например, в России на воспроизводство человеческого капитала в 2001 г. было направлено 180,2 млрд. рублей, что составляет 15,1% всего федерального бюджета страны.
В создании активов человеческого
капитала весома роль отдельных компаний
(фирм). Они зачастую выступают в
качестве самых эффективных
Инвестируя в своих сотрудников, фирмы стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить свою конкурентоспособность. Средства вкладываются в организацию курсов профессиональной подготовки и переподготовки, идут на оплату расходов работников на лечение и профилактические мероприятия, на строительство физкультурных и оздоровительных центров, детских дошкольных учреждений и т.д. По масштабам затрат внутрифирменное обучение в развитых странах сопоставимо с другими секторами подготовки кадров.
Инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи также очень важны, поскольку все составляющие человеческого капитала приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка даже не с его рождения, а с принятия решения иметь детей. С одной стороны дети для родителей – это источник удовлетворений, но с другой стороны – воспитание детей это источник немалых затрат, как явных, так не явных (прежде всего времени родителей).
Накопление интеллектуальных
и психофизиологических способностей
человека в семье является фундаментом
для дальнейшего развития и постоянного
совершенствования
1.3. Основные методики оценки человеческого капитала
Человеческий капитал
как сложная экономическая
В экономической литературе
используется большое
Одним из наиболее простых способов является способ, использующий натуральные (временные) оценки, измерения человеческого капитала (а именно образования) в человеко-годах обучения. Чем больше времени затрачено на образование человека, чем выше уровень образования, тем большим объемом человеческого капитала он обладает. При этом учитывается неодинаковая продолжительность учебного года в течение анализируемого периода, неравнозначность года обучения на разных уровнях образования (например, среднее образование в школе и высшее образование в университете).
Распространенным методом
измерения человеческого
Каждого человека можно рассматривать
как комбинацию одной единицы
простого труда и известного количества
воплощенного в нем человеческого
капитала. Следовательно, и заработную
плату, которую получает любой работник,
также можно рассматривать как
сочетание рыночной цены его „плоти“
и рентного дохода от вложенного в
эту „плоть“ человеческого
где – оценка человеческого капитала работника в возрасте а; В – общая заработная плата; С – часть заработной платы, приходящейся на труд; n – возраст в котором заканчивается активная трудовая деятельность человека; i – процентная ставка.
Человеческий капитал в качестве компонента имущества приносит доход, который можно представить как дисконтируемую заработную плату, получаемую работником в течение всего трудоспособного периода жизни. Доход, который получает индивидуум от использования человеческого капитала, как средневзвешенная величина годовых заработков, ожидаемых за весь трудоспособный период жизни, есть „перманентный“ (постоянный, непрерывный) доход индивидуума, который приносит ему человеческий капитал как компонент имущества. Общая величина человеческого капитала определяется следующим образом:
,
где – ожидаемый индивидуумом годовой заработок от использования человеческого капитала; n – срок жизни индивидуума в годах.
В отечественной экономической литературе долгое время вместо понятия „человеческий капитал“ использовали понятие „фонд образования“, который представляет собой стоимостную оценку накопленных работниками знаний, навыков, умений и опыта.
При оценке фонда образования используются два основных подхода:
1).Подсчитываются фактические
затраты на образование,
2).Производится оценка
реальной производительной
Для современных компаний можно предложить ряд основополагающих подходов для оценки их человеческого капитала.
Рисунок 2 - Методы оценки человеческого капитала компании[6]
Методы расчета стоимости человеческого капитала компании:
1. Метод расчета
прямых затрат на персонал. Наиболее
простой способ для менеджеров
компании рассчитать общие
2. Метод конкурентной
оценки стоимости
- полных затрат на персонал (см. метод 1), производимых ведущим конкурентом (с учетом сопоставимых мощностей производства);
-
индивидуальных премий каждому
работнику компании (полученных
на основе квалифицированных
экспертных оценок), которые могла
бы заплатить конкурирующая
-
дополнительных затрат
- экономического ущерба, который понесет компания на период поиска замены, снижение объема продукции или услуг, затраты на обучение нового работника, ухудшение качества продукции при замене работника новым;
-
потери уникальных
-
возможности потери части
-
изменения системных эффектов
синергии и эмерджентности (усиления
взаимного влияния и появления
качественно новых свойств)
Структура приведенной
оценки человеческого капитала
показывает, что реальная стоимость
человеческого капитала в 3–500
раз выше номинально
Этот метод сложнее,
но он дает гораздо более
эффективную оценку реальной
стоимости человеческого