Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:49, реферат
Целью данной курсовой работы является показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капитал.
В первой главе данной курсовой работы рассматривается сущность человеческого капитала, его виды и особенности, рассматривается понятие инвестиций в человеческий капитал и методы оценки человеческого капитала
Во второй главе рассматриваются подходы фирм к формированию человеческого капитала, особенности профессиональной подготовки сотрудников на уровне фирм, проблемы кадров и показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
1.1.Понятие человеческого капитала и его виды
1.2 Инвестиции в человеческий капитал
1.3. Основные методики оценки человеческого капитала
2. ИНВЕСТИЦИИ ФИРМЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
2.1. Основные подходы фирм к формированию человеческого капитала
2.2. Инвестиции фирмы в повышение профессиональной подготовки сотрудников
2.3. Кадровая политика.
2.4. Основные показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Большое количество предприятий сталкивается с такой проблемой, как „утечка мозгов“ (когда утрачиваются и средства, вложенные в подготовку специалиста, и сам специалист, поскольку обучение специалиста часто ускоряет его уход из фирмы). Чтобы избежать этой проблемы может быть рекомендована система оплаты обучения работников и их детей (в высших и средних учебных заведениях), при которой фирма предоставляет ссуду на обучение. Обязательным условием взятия ссуды является продолжение работы в фирме после окончания обучения (срок, как правило, не превышает четырех лет, после чего работник считается свободным от обязательств по погашению ссуды). Установлено, что качество усвоения знаний повышается, если работник частично оплачивает обучение из своей зарплаты. Особенно важно подготовить резерв руководящих кадров.
В идеале действующее с расчетным, коммерческим успехом предприятие является целостным сбалансированным механизмом, выполняющим определенные функции. Задача состоит в том, чтобы обеспечить эффективное выполнение этих функций квалифицированными кадрами.
Структуру персонала современного
предприятия можно представить
в виде четырехуровневой пирамиды[11],
в основании которой –
Задача менеджера по кадрам – добиться того, чтобы в каждой ячейке структуры был сотрудник с соответствующим служебному положению социотипом и уровнем иерархической специализации. Существует четкая зависимость между местом человека в организационной иерархии и личным уровнем развития и возможностей. В этом плане различают четыре уровня развития личности („Человек – 1“, „Человек – 2“, „Человек – 3“, „Человек – 4“)[12].
Эта таблица поможет разобраться в человеческих характерах и способностях, при необходимости осуществить бесконфликтное перераспределение персонала в соответствии с целями предприятия.
Если какие-либо ячейки „пирамиды“ (структуры) заполнить некем и они остаются важными, то необходимо найти нужного работника „на стороне“, это может быть трудно сделать. Прежде всего следует решить, какого именно человека следует искать; сформулировать должностные функции нового сотрудника; установить уровень полномочий и ответственности, степень квалификации и порядок взаимодействия по вертикали и горизонтали; составить подробное описание вакантной должности и выявить требования к соискателю. Для этого с новым работником проводят собеседование.
Собеседование, как правило,
проводит человек, знающий фирму
и психологию общения, прошедший
специальную подготовку и получивший
соответствующие полномочия. Собеседование
позволяет оценить
Примером эффективной модели упраления является японская система „пожизненного найма“. Такая модель предполагает, что персонал работает в одной компании всю жизнь, с момента поступления и до выхода на пенсию. Поскольку занятые нанимаются на длительный срок, то набор новых кадров приобретает первостепенное значение. Обычно крупные компании договариваются с ВУЗами, средними техническими учебными заведениями и школами и подбирают себе работников среди школьников ещё задолго до выпуска. Кандидаты слушают специальные факультативные курсы, которые читают ведущие сотрудники компании. Эти курсы знакомят будущих работников с историей компании, спецификой производства и управления.
В большинстве крупных
компаний новичков принимают условно
и зачисляются в штат после
прохождения испытательного срока,
который может длиться 1-3 года. Новички
участвуют в собеседованиях, в
которых основное внимание уделяется
выяснению личных качеств кандидата,
его характера, наклонностей, индивидуальных
карьерных целей. Основная задача этих
собеседований – выяснить возможности
совместимости кандидата с
Вступив в «заводскую семью», занятый как бы заключает с компанией договор, которая гарантирует ему работу в течение продолжительного срока («пожизненно») и соответствующее вознаграждение.
Подавляющее большинство
занятых выходит на пенсию в 55 лет,
за исключением управляющих
Системой „пожизненного найма“ охватываются не все занятые, а лишь те, которые относятся к категории „Хонко“. В эту категорию входят работники, которые пришли в компанию сразу после окончания учёбы, нигде не работая.
"Пожизненный наём" представляет собой прежде всего реальную систему функциональных, по своей сути, связей, в которых определяющей является "принадлежность " занятых к данному предприятию. Персоналу упорно внушается, что принадлежность к семье - клану промышленного предприятия - этобольшая честь, которая не только накладывает на него высокую ответственность, но и отличает, возвышает его над рабочими "чужих" предприятий. Клановый патриотизм, который целенаправленно воспитывается, широко пропагандируется и всеми способами поддерживается предпринимателями, развит настолько, что для японцев в характеристике человека имеет большое значение не столько профессия, род деятельности, сколько место работы.
Из этого примера видно значимость профессиональной подготовки, которая осуществяется на японских предприятиях еще задолго до принятия на работу. Японские корпорации создают свой специальный человеческий капитал, чтобы обеспечить „пожизненный наем“ работника в данную фирму. И это приносит свою экономическую эффективность компаниям.
2.4. Основные показатели
эффективности инвестиций в
Для оценки эффективности инвестиционных вложений в человеческий капитал используют целый ряд критериев и показателей. В экономической литературе используются следующие критерии, или показатели, эффективности инвестиций в человеческий капитал:
1. Максимизация разности между прибылью и издержками.
2. Период окупаемости (отдачи) инвестиций.
3. Чистая текущая (приведенная) стоимость.
4. Соотношение издержек и прибыли.
5. Отношение разности предельных доходов к разности предельных издержек.
6. Ежегодный чистый доход
7. Внутренняя норма отдачи.
Период окупаемости – это отношение общих издержек С к постоянному предельному доходу b (вычисляется за заданный промежуток времени, месяц или год). При определенных условиях величина, обратная периоду окупаемости, равна ожидаемому внутреннему коэффициенту отдачи. Чтобы это случилось, необходимо, чтобы все издержки приходились на начальный период времени, а доходы были постоянны.
Этот показатель связывает издержки и доходы, и с его помощью и с его помощью различные программы инвестирования могут быть приближенно оценены с точки зрения их относительной эффективности. Критерием служит выбор инвестиционного проекта с наиболее коротким периодом окупаемости.
Более общая формула периода окупаемости, с помощью которой проводятся расчеты для непостоянных доходов и издержек, имеет вид
,
где b и с – предельные доходы и издержки, t – номер временного периода (минимизируется).
Однако критерий окупаемости имеет ряд недостатков:
1. Он
не учитывает тот факт, что
издержки и доходы
2. Абсолютный объем чистых доходов в альтернативных проектах может различным. Период окупаемости этого не учитывает.
3. Этим
критерием вообще нельзя
Наиболее распространенными инвестиционными критериями является чистая приведенная стоимость, соотношение издержек и прибыли, а также внутренний коэффициент отдачи. Они могут дать одни и те же результаты, но при определенных условиях:
-
рынки капитала являются
-
все имеющиеся проекты
-
между ними не существует
Все чистые доходы могут реинвестированы при тех же внутренних коэффициентах отдачи до конечной даты самого долгосрочного из проектов.
Показатель чистой приведенной стоимости. С учетом указанных допущений и данной процентной ставке процента, по которой производится дисконтирование, можно одобрить любой инвестиционный проект. Если существует несколько фондов для инвестиций, то принимается проект со следующим по величине значением текущей стоимости и т.д., пока фонды не иссякнут или не останется проектов с положительной или нулевой чистой текущей стоимостью.
Математическое равенство для такой ситуации следующее:
,
где – чистая приведенная стоимость; i- ставка процента, используемая при дисконтировании; – сумма доходов.
Данная формула учитывает тот факт, что издержки могут возникать не обязательно в самом начале потока доходов. Если ожидается, что изменяются условия, влияющие на стоимость ставки процента во временном промежутке потока доходов, в этих точках могут быть использованы различные значения для ставки процента.
Критерий отношения прибыли
и издержек может быть полезен
тогда, когда принимается решение
об инвестициях в те проекты, для
которых отношение текущей
Вариантом соотношения прибыли и издержек является отношение измерения предельных издержек между двумя альтернативными проектами. Алгебраически это отношение можно выразить следующим образом:
где b - предельный доход; с – предельные издержки; i – ставка процента, используемая при дисконтировании; t – номер временного периода; индексы и – соответствующие проекты.
Данный критерий показывает, что пока отношение изменения чистых дисконтированных доходов к изменению чистых дисконтированных издержек больше единицы, дополнительные общественные фонды должны быть инвестированы в проект х, а не в проект у.
Внутренняя норма прибыли – это такой процентный показатель, который сравнивается со ставкой процента, представляющей допустимый коэффициент отдачи от общественных или частных образовательных инвестиций. Внутренняя норма прибыли – процентная ставка, при которой дисконтированная стоимость издержек равна дисконтированной стоимости доходов. Для данного показателя должно выполняться условие:
где r – внутренняя норма прибыли; b – доход в определенный период времени; с – издержки в определенный период времени.
Чтобы определить эффективность проекта, связанного с инвестициями в образование, необходимо сравнить затраты на образование с выгодами от его получения. Если выгоды превысят затраты, то индивиду выгодно продолжить обучение.
Также, для оценки эффективности
инвестиций в человеческий капитал
(образование) можно использовать показатель
внутренней нормы отдачи образования,
при которой текущая стоимость
будущих доходов равна текущей
стоимости осуществляемых затрат. Она
представляет ту норму дохода, которую
можно ожидать при реализации
данного инвестиционного
В связи с тем существует большое количество показателей эффективности инвестиций в человеческий капитал, следует отметить, что абсолютно безупречных критериев нет. В каждом конкретном случае необходимо изучить конкретные условия, определить наилучший инвестиционный критерий, который может быть успешно применен только в системе взаимосвязанных критериев.
Понятие человеческого капитала
стало интенсивно использоваться мировой
наукой, по достоинству оценившей
роль интеллектуальной деятельности,
выяснившей необходимость и высокую
эффективность вложений в человеческий
капитал. Концепция человеческого
капитала играет центральную роль в
современном экономическом