Инвестиционная политика государства и ее приоритеты на современном этапе развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 19:15, реферат
Описание работы
Актуальность проблем и перспектив инвестиционной политики государства в нашей стране связана, прежде всего, тем, что Республике Беларусь является очень перспективным государством для реализации различных инвестиционных проектов, поскольку обладает высоким научно-техническим и кадровым потенциалом. В республике функционирует около 300 научных организаций. Кроме того, привлечению инвестиций так же способствует благоприятное географическое положение республики и реализация государственной политики (создание СЭЗ, налоговые льготы и т.д.), направленной на привлечение инвестиций в республику.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ… 3 ГЛАВА 1. 5 1.1 Понятие, сущность и значение инвестиционной политики. Регулирование инвестиционной привлекательности. 5 1.2 Особенности инвестиций в РБ в ХХ I веке. 16 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ (ТЕНДЕНЦИИ) РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РБ… 20 2.1 Анализ инвестиционной политики, направленной на повышение конкурентоспособности белорусских предприятий. 20 2.2 Анализ реализации инвестиционной политики в выполнении жилищных программ и строительства. 27 ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РБ… 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ… 41
Реферат: Инвестиционная
политика государства и ее приоритеты
на современном этапе развития
Министерство образования
Республики Беларусь
Учреждение образования
«Полесский государственный
университет»
Курсовая работа по предмету
«Теория финансов»
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ПРИОРИТЕТЫ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
Специальность
Автор работы
студент курса
группы №
(подпись)
Преподаватель
(подпись)
Пинск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ… 3
ГЛАВА 1. 5
1.1 Понятие, сущность
и значение инвестиционной политики.
Регулирование инвестиционной привлекательности. 5
1.2 Особенности инвестиций
в РБ в ХХ I веке. 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ (ТЕНДЕНЦИИ)
РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РБ… 20
2.1 Анализ инвестиционной
политики, направленной на повышение
конкурентоспособности белорусских
предприятий. 20
2.2 Анализ реализации
инвестиционной политики в выполнении
жилищных программ и строительства. 27
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ
И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
РБ… 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ… 41
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе экономического
развития инвестиционная политика играют
важную роль, как на макро, так и на микро
уровне. По сути, они определяют будущее
страны в целом, будущее отдельного субъекта
хозяйствования и являются локомотивом
в развитии экономики. В связи с чем, многие
экономисты ставят вопросы о продуманной
экономической политике государства.
Правильная инвестиционная политика государства
и в частности повышение инвестиционной
привлекательности республики является
залогом успешного развития страны в целом,
немаловажной её составляющей является
и инвестиционная политика. Государство
здесь выступает во многих ролях: кредитора,
гаранта, законодателя, регулятора и многих
других.
Актуальность проблем и перспектив
инвестиционной политики государства
в нашей стране связана, прежде всего,
тем, что Республике Беларусь является
очень перспективным государством для
реализации различных инвестиционных
проектов, поскольку обладает высоким
научно-техническим и кадровым потенциалом.
В республике функционирует около 300 научных
организаций. Кроме того, привлечению
инвестиций так же способствует благоприятное
географическое положение республики
и реализация государственной политики
(создание СЭЗ, налоговые льготы и т.д.),
направленной на привлечение инвестиций
в республику.
Кроме того, увеличение инвестиционной
активности является необходимым условием
развития экономики. Оно достигается посредством
роста объемов реализуемых инвестиционных
ресурсов и наиболее эффективного их использования
в приоритетных сферах материального
производства и социальной сферы. Инвестиции
формируют производственный потенциал
на новой научно-технической базе и предопределяют
конкурентные позиции стран на мировых
рынках. При этом далеко не последнюю роль
для многих государств, особенно вырывающихся
из экономического и социального неблагополучия,
играет привлечение иностранного капитала
в виде прямых капиталовложений, портфельных
инвестиций и других активов.
Целью курсовой работы является
изучение инвестиционной политики Республики
Беларусь. Достижение поставленной цели
требует решения следующих задач:
1. Рассмотреть понятие
и сущность инвестиционной политики;
2. Изучить теоретические
основы регулирования инвестиционной
привлекательности;
3. Исследовать реализацию
инвестиционной политики в части
капиталообразующих инвестиций;
4. Проанализировать инвестиции
в жилищное строительство;
5. Определить проблемы
и перспективы развития инвестиционной
политики в Республике Беларуси
.
При написании курсовой работы
использовались методы теоретического
и сравнительного анализа, метода сопоставлений,
так же метод графического моделирования.
Анализ проблематики современного
состояния белорусской экономики направлен
на поиск мер по совершенствованию инвестиционной
политики государства. Важность инвестиционной
политики заключена в создании “будущего”
экономики: определению приоритетных
отраслей, восстановлению и совершенствованию
основных производственных фондов. При
этом, основными задачами инвестиционной
политики являются: формирование благоприятной
среды, способствующей повышению инвестиционной
активности негосударственного сектора,
привлечение частных отечественных и
иностранных инвестиций для реконструкции
предприятий, а также государственная
поддержка важнейших жизнеобеспечивающих
производств и социальной сферы при повышении
эффективности капитальных вложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие, сущность
и значение инвестиционной политики.
Регулирование инвестиционной привлекательности
Инвестиционная политика —
составная часть экономической политики,
проводимой государством и предприятиями
в виде установления структуры и масштабов
инвестиций, направлений их использования,
источников получения с учетом необходимости
обновления основных средств и повышения
их технического уровня. Это важный рычаг
воздействия как на экономику страны,
так и на предпринимательскую деятельность
ее хозяйствующих субъектов [1, с.10].
Под инвестиционной политикой
государства понимается комплекс целенаправленных
мероприятий по созданию благоприятных
условий для всех субъектов хозяйствования
с целью оживления инвестиционной деятельности,
подъема экономики, повышения эффективности
производства и решения социальных проблем.
Согласно данного определения
главной целью государственной инвестиционной
политики является формирование благоприятной
среды, способствующей привлечению и повышению
эффективности использования инвестиционных
ресурсов в развитии экономики и социальной
среды, а значит инвестиционная политика
должна быть ориентирована на:
— определение целесообразных
для каждого периода времени объемов инвестиций
и их структуры: отраслевой, воспроизводственной,
технологической, территориальной и по
формам собственности;
— выбор приоритетов;
— повышение эффективности
инвестиций.
Приведенное выше определение
обрисовывает все составляющие инвестиционной
политики, но можно дать и более широкое
трактование.
Инвестиционная политика государства
– комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий
по обеспечению необходимого уровня и
структуры капиталовложений в экономику
страны и отдельные ее сферы и отрасли,
повышению инвестиционной активности
всех основных агентов воспроизводственной
деятельности: населения, предпринимателей
и государства. Проще говоря, инвестиционная
политика – это деятельность государства,
направленная на изыскание источников
инвестиций и установление рациональных
областей их использования [3, с.125].
Задачи инвестиционной
политики государства заключаются в:
— обеспечении структурной
перестройки экономики;
— стимулировании предпринимательства
и частных инвестиций;
— создании дополнительных
рабочих мест;
— привлечении инвестиционных
ресурсов из различных источников, включая
иностранные инвестиции;
— стимулировании создания
негосударственных структур, для аккумулирования
денежных сбережений населения на инвестиционные
цели;
— создании правовых условий
и гарантий для развития ипотечного кредитования;
— развитии лизинга в инвестиционной
деятельности;
— поддержке малого и среднего
предпринимательства;
— совершенствовании системы
льгот и санкций при осуществлении инвестиционного
процесса;
— создании условий для становления
и развития венчурного инвестирования
[1, с.50].
Результат осуществления инвестиционной
политики оценивается в зависимости от
объема вовлеченных экономику инвестиционных
ресурсов.
Инвестиционная политика не
может осуществляться без механизма ее
реализации. Он должен включать в себя:
— выбор источников и методов
финансирования инвестиций;
— определение сроков реализации;
— выбор органов, ответственных
за реализацию инвестиционной политики;
— создание необходимой нормативно-правовой
базы функционирования рынка инвестиций;
— создание благоприятных условий
для привлечения инвестиций.
Виды государственной
инвестиционной политики. Кроме государственной инвестиционной
политики различают отраслевую, региональную
инвестиционную политику и инвестиционную
политику предприятия. Все они находятся
в тесной взаимосвязи, но определяющей
является государственная инвестиционная
политика, так как она создает условия
и способствует активизации инвестиционной
деятельности.
Под отраслевой инвестиционной
политикой понимается инвестиционная
поддержка приоритетных отраслей хозяйства,
развитие которых обеспечивает экономическую
и оборонную безопасность страны, экспорт
промышленной продукции, ускорение научно-технического
прогресса и установление неискаженных
хозяйственных пропорций на ближнюю и
дальнюю перспективу.
Под региональной инвестиционной
политикой понимается система мер,
проводимых на уровне региона и способствующих
мобилизации инвестиционных ресурсов
и определению направлений их наиболее
эффективного и рационального использования
в интересах населения региона и отдельных
инвесторов [1, с. 60].
Инвестиционная политика в
каждом регионе имеет свои особенности,
которые обусловлены следующими факторами:
— экономической и социальной
политикой, проводимой на уровне местных
органов власти;
— привлекательностью региона
для иностранных инвестиций и др.
Принципы инвестиционной
политики. Вопрос о принципах участия
государства в инвестиционной деятельности
во многом связан с проблемой ограниченности
финансового потенциала для инвестиционного
подъема. Многие проблемы формирования
инвестиционного процесса в современных
условиях обусловлены отсутствием четко
разработанной системы принципов инвестиционной
политики. Система принципов инвестиционной
политики является стержнем развития
экономики, обеспечивающим эффективное
взаимодействие всех уровней, начиная
от предприятий и охватывая органы власти
всех уровней.
Основные принципы инвестиционной
политики согласно теории инвестиций
представлены на схеме рисунок 1.1
Рисунок 1.1 – Принципы
инвестиционной политики [1, с.65]
Данные принципы должны реализовываться
в инвестиционной политике органов власти
различного уровня. В современных условиях
Инвестиционная политика на уровне республики
должна активизировать инвестиционную
деятельность на уровне регионов и предприятий.
При этом эффективная государственная
инвестиционная политика должна строиться
в развитии четырех базовых направлений:
— совершенствование законодательного
обеспечения инвестиционной деятельности;
— осуществление концентрации
инвестиционной политики на стратегических
направлениях инвестиционных программ;
— организация взаимодействия
с предприятиями с целью мобилизации в
инвестиции их собственных средств (здесь
речь идет о реализации взаимных интересов
предприятий региона в развитии инвестиционной
политики);
— осуществление постоянного
мониторинга положительных и отрицательных
моментов развития [10, с.44].
Таким образом, инвестиции играют
важнейшую роль в поддержании и наращивании
экономического потенциала страны. Это,
в свою очередь, благоприятно сказывается
на деятельности предприятий, ведет к
увеличению валового национального продукта,
повышает активность страны на внешнем
рынке.
Регулирование
инвестиционной привлекательности. Прежде всего, следует отметить,
что государственное регулирование инвестиционной
привлекательности и инвестиционная политика
— не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная
политика может иметь направленность
невмешательства, тогда как понятие «государственное
регулирование инвестиционной деятельности»
говорит само за себя; во-вторых, государственное
регулирование инвестиционной привлекательности
содержит инструменты, не относящиеся
непосредственно к инвестиционной политике.
Государство регулирует инвестиционную
привлекательность посредством законодательства,
через государственное планирование,
программирование, через государственные
инвестиции, субсидии, льготы, кредитование,
осуществление социальных и экономических
программ. Для государственного регулирования
особенно важно найти оптимальное сочетание
рыночной свободы и государственного
регулирования [10, с.29].
Таким образом, что касается
неэкономических факторов инвестиционной
привлекательности республики, то следует
отметить тот факт, что республика находится
на пересечении железнодорожных и автомобильных
магистралей, систем нефте-, газо- и продуктопроводов,
систем связи между Западной Европой и
регионами России, азиатскими странами.
В силу этого Беларусь может стать своего
рода плацдармом для зарубежных инвесторов
в плане освоения новых перспективных
рынков стран СНГ.
В стране существует развитая
научно-техническая база для проведения
исследований и разработок в различных
областях теоретических и прикладных
знаний.
В Беларуси имеются производства
по выпуску конкурентоспособной продукции
на внутреннем и внешнем рынках. Республика
специализируется на производстве продукции
машиностроения, химической и нефтехимической,
легкой, пищевой промышленности, а также
животноводства, льноводства, картофелеводства.
Беларусь экспортирует более 90% произведенных
автомобилей и тракторов, около 90% –телевизоров,
холодильников и морозильников, а так
же калийных удобрений, более 80 %–металлорежущих
станков.
Государственное регулирование
инвестиционной привлекательности Беларуси,
как отмечалось выше, выражается в создании
не только экономических, но институциональных
условий для взаимовыгодного сотрудничества.
В данном аспекте следует отметить тот
факт, что Беларусь входит в единое таможенное
пространство с Россией. Для потенциального
инвестора это означает, что, вкладывая
свои капиталы в экономику Беларуси, он
получает широкий доступ не только к белорусской
территории, но и огромной емкости российского
рынка.