Инвестиционная политика государства и ее приоритеты на современном этапе развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 19:15, реферат
Описание работы
Актуальность проблем и перспектив инвестиционной политики государства в нашей стране связана, прежде всего, тем, что Республике Беларусь является очень перспективным государством для реализации различных инвестиционных проектов, поскольку обладает высоким научно-техническим и кадровым потенциалом. В республике функционирует около 300 научных организаций. Кроме того, привлечению инвестиций так же способствует благоприятное географическое положение республики и реализация государственной политики (создание СЭЗ, налоговые льготы и т.д.), направленной на привлечение инвестиций в республику.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ… 3 ГЛАВА 1. 5 1.1 Понятие, сущность и значение инвестиционной политики. Регулирование инвестиционной привлекательности. 5 1.2 Особенности инвестиций в РБ в ХХ I веке. 16 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ (ТЕНДЕНЦИИ) РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РБ… 20 2.1 Анализ инвестиционной политики, направленной на повышение конкурентоспособности белорусских предприятий. 20 2.2 Анализ реализации инвестиционной политики в выполнении жилищных программ и строительства. 27 ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РБ… 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ… 41
· поэтапного решения на законодательном
уровне вопросов зашиты прав инвесторов
путем надлежащего оформления их деятельности
в отношении прав собственности в сфере
валютного регулирования и ценообразования,
лицензирования деятельности и таможенных
процедур;
· развития инфраструктуры
инвестиционного рынка, прежде всего,
банковского сектора, институциональных
инвесторов, а также фондового рынка с
обеспечение общепринятых гарантий его
участникам;
· продолжение правового обеспечения
международной деятельности, включая
подписание двусторонних договоров о
содействии и взаимной защите инвестиций,
а также об избежании двойного налогообложения.
· совершенствование системы
информационного обеспечения, инвестиционной
деятельности в Республике Беларусь.
Что касается 2010 года, то Президент
Республики Беларусь Указом № 636 от 17 декабря
утвердил Государственную инвестиционную
программу на 2010 год.
Госпрограммой предусмотрено
направить 2145,7 млрд. рублей на строительство
303 объектов (64 – вновь начинаемые), из
которых будет введено в эксплуатацию
122 (включая пусковые комплексы).
Основным источником финансирования
Программы является республиканский бюджет
[21].
Программа сформирована в соответствии
с поручениями Главы государства с учетом
инвестиционных возможностей республиканского
бюджета в условиях текущей экономической
ситуации и предложений республиканских
органов государственного управления,
иных организаций, облисполкомов и Минского
горисполкома.
Основными принципами формирования
Программы являются:
— включение объектов, обеспеченных
утвержденной в установленном порядке
проектно-сметной документацией;
— концентрация средств на
вводимых в эксплуатацию объектах;
— максимально возможная концентрация
средств на переходящих объектах с высокой
степенью их строительной готовности.
В целом реализация Программы
позволит: обеспечить ввод в эксплуатацию
в 2010 году морфологического корпуса Витебского
медицинского университета; третьей и
четвертой очередей РНПЦ ”Мать и дитя“;
второй очереди комплекса пограничной
комендатуры с мобильной пограничной
заставой, г. Малорита; автодорожного пункта
пропуска ”Бенякони“ в Гродненской области;
зданий судов Дрогичинского, Речицкого,
Кореличского и Чериковского районов;
республиканского полигона для испытания
автотракторной техники в Минском районе
(н.п.Озерище); школы в микрорайоне ”Билево-1“
в г.Витебске; производственно-торгового
центра народного творчества и ремесел
в г.Копысь; объекта ”Учебно-педагогический
комплекс ”Средняя школа на 720 мест и детский
сад на 230 мест в дер. Боровляны Минского
района“; ледового дворца в г.Лиде и других
объектов; завершить реконструкцию операционного
блока хирургического корпуса Республиканского
госпиталя МВД в г.Минске; первой очереди
ГУ ”РНПЦ гематологии и трансфузиологии“;
здания для размещения суда Минского района
по ул.Маяковского, 119а, в г.Минске; двухэтажного
здания с надстройкой этажа по Велосипедному
переулку, 10, в г.Минске; здания курсантской
казармы Военной академии Республики
Беларусь по ул.Калиновского, 4, в г.Минске;
четвертой очереди объектов Центрального
ботанического сада Национальной академии
наук Беларуси; помещений под создание
технологии и организации малотоннажного
производства новых фармацевтических
субстанций ГНУ ”Институт биоорганической
химии НАН Беларуси“; спортивно-стрелкового
комплекса в г.Гродно БФСО ”Динамо“ и
других объектов; продолжить строительство
историко-культурного музея-заповедника
”Несвиж“; замкового комплекса в г.п.Мир;
пятой очереди РНПЦ ”Мать и дитя“; здания
детского лечебно-восстановительного
центра под учебно-лабораторный корпус
Барановичского государственного университета;
спортивно-стрелкового комплекса учреждения
”Спортивный комитет Вооруженных Сил
Республики Беларусь“; реконструкцию
объектов БНТУ, БГУ, УО ”Национальный
детский оздоровительный лагерь ”Зубренок“
и других объектов; начать строительство
общежитий № 2, 9 – 14 комплекса ”Студенческая
деревня“; малосемейного общежития для
молодых ученых и аспирантов РУП ”Институт
плодоводства“ в пос. Самохваловичи; лечебного
корпуса для размещения родильного дома
и хирургического отделения, пешеходного
моста через р. Западная Двина в зоне отдыха
в районе Кургана Бессмертия и дворца
игровых видов спорта в микрорайоне ”Аэропорт“
в г. Полоцке; реконструкцию ледового дворца
КСУП ”Хоккейный клуб ”Химик“ г. Новополоцка;
восточного обхода г. Гомеля; административного
здания для Гомельского пограничного
отряда; реконструкцию с реставрацией
костела Божьего тела в г. Несвиже и Свято-Воскресенского
собора в г. Борисове и других объектов
[21].
В 2010 году будет начато строительство
64 объектов, 40 из которых включены в Программу
по поручениям Главы государства.
На строительство объектов
по прямым поручениям Главы государства
в 2010 году будет направлено 1913,8 млрд. рублей
(с учетом целевых бюджетных фондов), или
89,2 процента от объема финансирования
Программы, из них на объекты, вводимые
в 2010 году, – 667,6 млрд. рублей.
Таким образом, средства республиканского
бюджета сконцентрированы на реальных
к вводу в эксплуатацию в 2010 году социально
значимых объектах, а также на переходящих
объектах, предусмотренных целевыми программами,
с высокой степенью строительной готовности
для ввода их в эксплуатацию в последующие
годы. Строительство объектов предусмотрено
только в нормативные или более короткие
сроки.
Особое внимание предусматривается
уделить привлечению инвестиционных ресурсов
в производственную сферу, сосредоточив
их на реализации инвестиционных проектов
с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими
технологиями экспортной и импортозамещающей
направленности, в сферу услуг, а также
для развития сельского хозяйства и предпринимательства.
Возрастут объемы инвестирования в интеллектуальный
капитал как наиболее эффективный объект
размещения ресурсов.
Инвестиции в основной капитал
в 2010 году по сравнению с 2005 годом увеличатся
в 1,65 – 1,75 раза.
Подытоживая вышесказанное
следует отметить, что требуется проведение
активной политики поощрения иностранных
инвестиций, привлекаемых на инновации,
создания для них особых (льготных) условий.
На законодательном уровне должны быть
решены проблемы надлежащего оформления
деятельности иностранного капитала на
территории республики, реально гарантированы
неприкосновенность и беспрепятственность
вывоза нерезидентами из страны зарубежного
капитала и прибыли.
Мировая практика подтверждает,
что экономического могущества передовые
сегодня страны достигли за счет привлечения
и эффективного использования иностранного
капитала, внедрения качественно новых
ресурсосберегающих технологий, в том
числе компьютерных программ, повышения
квалификации кадров, совершенствования
организации производства, продажи на
мировом рынке ноу-хау, обеспечивающих
значительно большие прибыли, чем даст
продукция аграрного, добывающего и обрабатывающего
секторов экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Республике Беларусь происходит
увеличение всех инвестиционных категорий,
обусловленное тем, что Беларусь предлагает
потенциальным инвесторам такие свои
основные преимущества, такие, как выгодное
географическое расположение в центре
Европы, благоприятные природно–климатические
условия, политическую и социальную стабильность,
макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные
и относительно дешевые трудовые ресурсы,
высокий научно–технический и промышленный
потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное
и организационное обеспечение инвестиционного
процесса.
Для увеличения инвестиционного
потенциала структурной перестройки реального
сектора экономики, вовлечения в этот
процесс средств негосударственной сферы,
в том числе трансформации сбережений
населения в инвестиционные ресурсы (в
первую очередь для решения проблем жилищного
строительства), предусматривается активнее
развивать фондовый рынок. В 2004-2009 гг. продолжилась
работа по привлечению иностранного капитала.
Для активизации его инвестирования в
экономику страны предусматривается завершить
формирование нормативно-правовой базы
в области налогового, кредитного, валютного,
таможенного регулирования инвестиций
и обеспечить иностранным инвесторам
стабильные, благоприятные условия для
предпринимательской деятельности.
В 2004-2009 гг. инвестиции преимущественно
направлялись в в основные средства производственного
назначения. Наибольшее число инвестиций
в основной капитал приходится на г. Минск.
Что касается инвестиций в строительство,
то в целом жилищная программа 2009 г. оценивается
в 7,95 трлн. Рублей в т.ч. 3,8 трлн. Рублей
кредитов (из них льготные 3,5 трлн. рублей.
Что свидетельствует о важной роли банковской
системы в реализации инвестиционных
проектов. Несмотря на кризисные условия
2009 года, обусловившее некоторое замедление
темпов инвестирования как в основные
средства, так и в жилищное строительство,
наблюдается общий рост инвестиции в указанные
сферы, которые являются очень значимыми
для республики, в частности как для повышения
конкурентоспособности продукции и реализации
экспортного потенциала республики, так
и выполнения социальных программ в рамках
строительства, и кроме того активизации
отрасли – «локомотива» выхода из кризиса.
Тем не менее, с конца 2009 года темпы инвестирования
в республике замедлились.
Как показывает произведенный
анализ, в этих же целях государством намечается
развивать систему страхования некоммерческих
рисков, организационно-правовые формы
привлечения иностранного капитала (транснациональные
компании, международные лизинговые компании,
международные консорциумы, концессии),
а также улучшить информационное обеспечение
иностранных инвесторов. Важнейшим источником
финансирования инвестиций планируются
собственные средства предприятий и организаций
(более половины всех капиталовложений).
Так же планируется, что возрастет доля
амортизационных отчислений благодаря
внедрению новых норм и методов начисления
амортизации основных фондов.
Достижение этих условий базируется
на определенных принципах экономической
организации, а именно частной собственности
и конкурентной рыночной экономике. Государство
реализует меры по улучшению функционирования
рынков и обеспечивает регулирование
в тех секторах экономики, которые не являются
особенно привлекательными для частной
инициативы, хотя имеют важное значение
для развития экономики и общества. В Украине
со стороны государства необходима поддержка
в таких важных направлениях, как образование
и культура; научные разработки и исследования;
охрана здоровья; социальная защита и
защита населения; хозяйственная инфраструктура;
защита окружающей среды; развитие высоко
технологичных отраслей хозяйства. Очень
важной является финансовая поддержка
развития атомной энергетики, ракетно-космической
промышленности, энергосбережения, сельскохозяйственного
машиностроения. Ориентация на экспорт
продукции сельского хозяйства, пищевой
и химической промышленности, металлургического
комплекса и металлообработки должна
поддерживаться соответствующими государственными
программами. государственное регулирование
должно быть в таких отраслях, как: производство
оборудования для пищевой и химической
промышленности, металлургической и угольной
промышленности, транзит нефти и газа,
туризм, морские перевозки, автомобильная
промышленность.
Среди первоочередных заданий,
которые в состоянии улучшить привлекательность
республики для инвесторов в можно выделить
следующие такие как повышение суверенного
инвестиционного рейтинга республики,
так и повышение конкурентоспособности
белорусской продукции. Основными методами
стимулирования конкуренции являются
упрощение процедур открытия предприятий;
с оздание равных условий для субъектов
хозяйственной деятельности: ликвидация
льгот и привилегий отдельным предприятиям,
упрощение системы налогообложения;
Повышение исполнительной дисциплины,
юридической ответственности органов
государственной власти и субъектов хозяйствования,
распространение практики банкротства.
За период 2004-2009 год произошло
институционально – правовой базы путем
создания эффективных правил и нормативов.
Перечисленные выше условия
отвечают концепции социально – ориентированной
рыночной экономики. Исполнение и поддержка
этих условий со стороны государства обеспечит
стойкое развитие экономики и повышение
жизненного уровня населения: усовершенствование
системы охраны здоровья и образования,
охрану природных ресурсов и внешней среды,
предоставление равных возможностей использования
общественных благ для всех социальных
групп населения и создать, таким образом,
благоприятный инвестиционный климат
в Беларуси.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Бабук, И.М. Инвестиции: финансирование
и оценка экономической эффективности/.И.М.
Бабук – Минск: Вуз-ЮНИТИ, 2007. – 305
с. .
2. Жаботинская Е.И. Экономика
и банковский сектор. // Деньги
и кредит. – 2003. — № 2. – С.27-31.
3. Иванов, А.А. Инвестиционная
политика государства как основа
стабильного развития экономики
// Актуальные проблемы гуманитарных
и естественных наук. Москва. – 2009.
– № 7. – С. 122 -128.
4. Инвестиционный Кодек
Республики Беларусь№ 145-З: в Кодекс
с 15 июля 2008 г. Минск: Амалфея, 2009. — 215, [1]
с. –
5. Иохин В.Я. Экономическая
теория: Учебник.- Москва Экономистъ,
2004.– 326с.
19. Экономический рост
и инвестиции: состояние и перспективы
Полоннк С.С. Экономический бюллетень
HИЭИ Министерства экономики Республики
Беларусь N 12-2006 с. 81-86