Инвестиционная политика государства и ее приоритеты на современном этапе развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 19:15, реферат
Описание работы
Актуальность проблем и перспектив инвестиционной политики государства в нашей стране связана, прежде всего, тем, что Республике Беларусь является очень перспективным государством для реализации различных инвестиционных проектов, поскольку обладает высоким научно-техническим и кадровым потенциалом. В республике функционирует около 300 научных организаций. Кроме того, привлечению инвестиций так же способствует благоприятное географическое положение республики и реализация государственной политики (создание СЭЗ, налоговые льготы и т.д.), направленной на привлечение инвестиций в республику.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ… 3 ГЛАВА 1. 5 1.1 Понятие, сущность и значение инвестиционной политики. Регулирование инвестиционной привлекательности. 5 1.2 Особенности инвестиций в РБ в ХХ I веке. 16 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ (ТЕНДЕНЦИИ) РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РБ… 20 2.1 Анализ инвестиционной политики, направленной на повышение конкурентоспособности белорусских предприятий. 20 2.2 Анализ реализации инвестиционной политики в выполнении жилищных программ и строительства. 27 ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РБ… 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ… 41
Республика Беларусь – единственная
страна среди государств СНГ, принявшая
Инвестиционный кодекс – основополагающий
документ, регулирующий не только национальные,
но и иностранные инвестиции на территории
страны. Инвестиционный кодекс защищает
права собственности иностранных инвесторов,
обеспечивает им не менее благоприятные,
чем для национальных предпринимателей
условия деятельности, а так же устанавливает
для них специальные стимулирующие преимущества
в налоговой, таможенной, валютной сферах.
В нашей стране действует Консультативный
совет по иностранным инвестициям, возглавляемый
Премьер-министром Республики Беларусь.
С помощью этой структуры вырабатываются
основные задачи и меры по улучшению инвестиционной
привлекательности в республике, а так
же оперативно решаются возникающие проблемы
иностранных инвесторов, связанные с их
работой в Беларуси. Действующие при Совете
Постоянный комитет, рабочие группы занимаются
вопросами совершенствования инвестиционного
законодательства, развития свободных
экономических зон, улучшения налоговых
и таможенных условий работы на белорусском
рынке и др.[20].
Расширению инвестиционных
возможностей Беларуси способствуют так
же положительная динамика переговорного
процесса по присоединению страны к Всемирной
торговой организации, улучшение отношений
с международными финансовыми организациями
(Международным валютным фондом, Международной
финансовой корпорацией и Международным
банком реконструкции и развития в рамках
Всемирного банка, Европейским банком
реконструкции и развития).
Кроме того, общая экономическая
ситуация в стране характеризуется довольно
предсказуемым уровнем инфляции, предсказуемостью
обменных курсов (несмотря на мировой
кризис), наличием налоговых и таможенных
льгот для иностранных инвесторов, ростом
экспортного потенциала, развитой банковской
системой, растущим рынком финансовых
и страховых услуг.
В Беларуси создано 6 свободных
экономических зон с либеральными условиями
хозяйствования в виде льготного налогового
и таможенного режимов. Ставки налогов
на прибыль и на добавленную стоимость
для резидентов СЭЗ в два раза ниже, чем
по республике. Прибыль, полученная резидентами
СЭЗ за счет реализации продукции собственного
производства, освобождается от налогообложения
сроком на 5 лет с момента ее объявления.
Беларусь имеет положительный
опыт деятельности иностранных компаний
в реализации крупных и средних инвестиционных
проектов. Беларусь успешно сотрудничает
с известнейшими мировыми производителями
– транснациональными корпорациями. Созданы,
например, совместные и иностранные предприятия
с немецким «МАН» (выпуск автомобильной
техники), голландской «Кока-Кола» и американским
«МакДональдс» (производство безалкогольных
напитков и общественное питание), датским
«Маерск Медикал» (выпуск медицинского
оборудования).
Созданные коммерческие организации
с участием зарубежного капитала имеют
ряд преимуществ перед национальными
субъектами хозяйствования. Иностранным
и совместным предприятиям предоставляется
следующие льготы и преференции:
— освобождение в течение трех
лет от уплаты налога на прибыль от производственной
деятельности. В случае если такие организации
производят особо важную для республики
продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается
на 50 процентов еще на срок до трех лет;
— освобождение от уплаты таможенных
пошлин и налога на добавленную стоимость
при ввозе на территорию республики основных
средств, предназначенных для формирования
уставного фонда;
— безлицензионные экспорт
продукции собственного производства
и импорт продукции для собственного производства;
— свободное распоряжение полученной
выручкой в иностранной валюте от экспорта
продукции собственного производства
после оплаты налогов и других обязательных
платежей;
— свобода при выборе поставщиков
товаров и установлении цен на продукцию
собственного производства;
— сохранение правового режима
в течение 5 лет с момента регистрации
предприятия с иностранными инвестициями
в не зависимости от изменений в законодательстве
Республики Беларусь и др [20].
Несмотря на перечисленные
достижения в регулировании инвестиционной
привлекательности государством, существует
проблема оценки инвестиционной привлекательности
Республики Беларусь, которая успешно
им решается. Проблема связана с тем, что
позиции Республики Беларусь и других
стран СНГ в зарубежных рейтингах сегодня
нельзя назвать высокими. В отличие от
СССР, который в рейтинге известного экономического
журнала «Euromoncy» за 1988 г. занимал 17 место
после Италии и Тайваня, ни одна из бывших
советских республик не сумела попасть
в число 50 стран с наиболее благоприятным
инвестиционным климатом. Беларусь находится
за пределами первой сотни инвестиционной
привлекательных стран.
Существует несколько характерных
подходов к оценке инвестиционной привлекательности
(рис. 1,2), из которых наиболее приемлемым
является факторный, основанный на оценке
набора факторов: характеристика экономического
потенциала; общие уровни хозяйствования
(развитие отраслей материального производства,
степень изношенности основных фондов,
незавершенного строительства); зрелость
рыночной среды (инфраструктура, приватизация,
инфляция, степень вовлеченности населения
в инвестиционный процесс, емкость местного
рынка, экспортные возможности, присутствие
иностранного капитала); политическая
ситуация; социальные факторы (уровень
жизни населения, величина реальной зарплаты,
отношение населения к местным и иностранным
предпринимателям, условия работы иностранных
специалистов); финансовые (доходы бюджета,
доступность бюджетных ресурсов, кредитов
в иностранной валюте, уровень банковского
процента, сумма вкладов на душу населения,
удельный вес долгосрочных кредитов).
Рисунок 1.2 – Факторы,
влияющие на инвестиционную привлекательность [10, с.67]
Необходимо отметить, что существующая
методология оценки инвестиционной привлекательности
далека от совершенства. Поскольку данному
показателю присуща значительная доля
субъективизма. Поэтому весьма актуальной
задачей для республики становится проведение
ежегодного мониторинга инвестиционной
привлекательности.
С этой целью Минэкономики и
другими заинтересованными органами ставится
задача разработки методики расчета критериев
инвестиционного климата для оценки инвестиционной
привлекательности страны и в дальнейшем
регионов, сегментов рынка инвестиций
(реальных, финансовых и инновационных)
и конкретных проектов, предприятий, объектов
и осуществления его мониторинга:
-содействие росту
национальных сбережений на основе процентной политики
Национального банка ориентированной
на понижение ставки рефинансирования
при обеспечении положительной доходности
на депозитно-кредитном рынке и более
высокой доходности финансовых активов
в национальной валюте по сравнению с
аналогичными активами в иностранной
валюте.
Увеличение валовых сбережений
поставило проблему создания действенной
системы трансформации сбережений в инвестиции,
накопления инвестиционных ресурсов с
целью «технологического прорыва», т.е.
создание эффективного механизма аккумуляции
и распределения финансовых ресурсов
(сложность заключается в том, что необходимо
решить, вкаких пропорциях будут распределяться
ограниченные ресурсы между традиционными
и новыми видами экономической деятельности,
между государством, банковскими и другими
институтами для обеспечения долгосрочного
развития).
— ориентацию не
только на внутренние рынки инвестиций,
но и на международные финансовые рынки. Экономика Беларуси является
открытой, а в этом случае выход на международные
финансовые рынки, которые позволяют получить
как дополнительные источники инвестиций,
так и возможности для использования внутренних
сбережений.
Для решения этой задачи принципиальное
значение имеют цели: снижения странового
риска (Республики Беларусь отнесена к
7-ой группе страновой категории), увеличение
страхового покрытия государственными
страховыми компаниями стран–кредиторов
(5–10% от сумм от суммы иностранного кредита),
использование гарантий Правительства
Республики Беларусь в качестве обеспечения
возврата предоставленных средств (до
1,5% от суммы иностранных кредитов). Рейтинговая
оценка дается специализированными институтами,
рейтинговыми агентствами, проводящими
всесторонний анализ финансового положения
заемщика и инвестиционных характеристик
выпущенных им долговых инструментов.
Крупнейшими и наиболее авторитетными
среди них являются Moody’s, Standard& Poor’s
и FitchRatings[11, с.77].
Таким образом, в процессе регулирования
инвестиционной привлекательности в республике
принят и действует целый ряд кодифицированных
законодательных актов: Гражданский, Таможенный,
Инвестиционный и Банковский кодексы,
законы об экономической несостоятельности
(банкротстве), о хозяйственных обществах
и др. В стране действуют со многими государствами
соглашения о содействии в осуществлении
и взаимной защите инвестиций, об избежание
двойного налогообложения, что создает
определенные гарантии для иностранных
инвесторов.
На сегодняшний день в Беларуси
сегодня созданы в целом, благоприятные
условия для привлечения в страну иностранных
инвестиций. Во многом они обусловлены
государственной инвестиционной политикой.
Для еще более качественных
перемен в экономической жизни страны
и создания самого оптимального инвестиционного
климата в условиях существующей на мировом
рынке жесткой конкуренции за привлечение
иностранных инвестиций предстоит повысить
и инвестиционный рейтинг. Вместе с тем,
практика показывает, что в Беларуси у
инвесторов есть все возможности для эффективного
и прибыльного бизнеса.
1.2 Особенности
инвестиций в РБ в ХХ I веке
Становление новой модели инвестиционной
деятельности, адекватной рыночной системе
хозяйствования, предполагало замену
централизованного распределения инвестиционных
ресурсов рыночными формами инвестирования.
Это в свою очередь, обуславливало необходимость
разработки новой инвестиционной политики,
отвечавшей изменившимся экономическим
условиям. Инвестиционную политику в условиях
развития рыночных отношений в Беларуси
можно разделить на два этапа:
Меры государственной инвестиционной
политики в рассматриваемый период были
связаны в основном с комплексной программой
стимулирования отечественных иностранных
инвестиций в экономике Беларуси – период
до 2000 года.
В XXI веке основными инвесторами
в республике являются Россия, на долю
которой приходится около четверти привлекаемых
инвестиций от общего объема, и ряд европейских
стран (Швейцария, Австрия, Германия, Нидерланды).
Однако большой интерес для нас представляют
также инвестиции из ближне-восточного
и азиатского регионов, в том числе сотрудничество
с Китаем, Ливаном, Ираном, Сирией, Саудовской
Аравией, Израилем, с которыми активизируются
инвестиционные связи.
Обеспечение производственной
и инновационной направленности привлекаемых
инвестиций связанной со структурной
перестройкой и модернизацией реального
сектора экономики, обеспечением конкурентных
преимуществ республики[1, с.60].
Современная инвестиционная
политика государства направлена на активизацию
капиталообразующих инвестиций в виде
создания совместных производств, реинвестирования
прибылей, поставок оборудования в рамках
кредитных линий. Ведется активная работа
по выполнению Программы социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006-2010
годы.
В данной программе поставлены
амбициозные задачи, связанные с повышением
темпов роста валового внутреннего продукта,
реального сектора экономики, инвестиций
в основной капитал, жилья, доходов населения.
Инновационную направленность
инвестиций призвана обеспечить реализация
проекта по созданию Парка высоких технологий.
В настоящее время государством
взят курс на развитие перспективных,
с точки зрения мировой науки, направлений
исследований:
— информационные технологии,
биотехнологии,
— оптико-электронные технологии
и приборы,
— микроэлектроника,
— лазерные и плазменные технологии,
— приборостроение, машиностроение,
— лекарственные препараты.
Установление равных условий
деятельности для иностранных и национальных
инвесторов. Акценты в инвестиционной
политике постепенно смещаются от преференциального
режима к созданию универсальных общеэкономических
условий, определяющих привлекательность
инвестиционной среды, что обеспечит стабильные
и предсказуемые правила игры всех инвесторов.
В то же время белорусское Правительство
обеспечивает разработку и осуществление
комплекса мер, направленных на создание
еще более благоприятных условий для зарубежных
инвесторов. В стране проведена значительная
работа по совершенствованию инвестиционного
законодательства. Внесены изменения
и дополнения в Инвестиционный кодекс,
которые расширяют правовое поле деятельности
для иностранных инвесторов. В частности,
сняты ограничения на организационно-правовые
формы, в которых могут создаваться коммерческие
организации с иностранными инвестициями,
предусмотрена возможность осуществления
инвестиций в Республике Беларусь иностранными
организациями, не имеющими статуса юридического
лица в стране происхождения, расширены
виды инвестиционной деятельности за
счет включения в них подписки на дополнительную
эмиссию акций.
Для оказания информационно-организационного
содействия зарубежным инвесторам создано
Национальное инвестиционное агентство.
Вместе с поиском и привлечением долгосрочных
инвестиций в экономику страны, в числе
основные задач этой структуры, координация
работы по внедрению в практику новых
для нас схем финансирования инвестиционных
проектов (проектное, структурированное,
страховое финансирование и др.), реализация
проектов «под ключ» и др.
Среди отрицательных особенностей
инвестиций в Республике Беларусь в XXI
веке следует отметить то, что значительную
долю в общем объеме инвестиций имеют
собственные средства предприятий, при
этом наблюдался хронический дефицит
финансовых средств у отечественных производителей,
рост долговых обязательств, просроченной
задолженности, величина которой превосходит
финансовые ресурсы, имевшиеся в организациях
реального сектора экономики.