Инвестиционная политика государства и ее приоритеты на современном этапе развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 19:15, реферат
Описание работы
Актуальность проблем и перспектив инвестиционной политики государства в нашей стране связана, прежде всего, тем, что Республике Беларусь является очень перспективным государством для реализации различных инвестиционных проектов, поскольку обладает высоким научно-техническим и кадровым потенциалом. В республике функционирует около 300 научных организаций. Кроме того, привлечению инвестиций так же способствует благоприятное географическое положение республики и реализация государственной политики (создание СЭЗ, налоговые льготы и т.д.), направленной на привлечение инвестиций в республику.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ… 3 ГЛАВА 1. 5 1.1 Понятие, сущность и значение инвестиционной политики. Регулирование инвестиционной привлекательности. 5 1.2 Особенности инвестиций в РБ в ХХ I веке. 16 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ (ТЕНДЕНЦИИ) РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РБ… 20 2.1 Анализ инвестиционной политики, направленной на повышение конкурентоспособности белорусских предприятий. 20 2.2 Анализ реализации инвестиционной политики в выполнении жилищных программ и строительства. 27 ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РБ… 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ… 41
В январе 2010 г. организациями
государственной формы собственности
использовано 1150,9 млрд. рублей инвестиций
в основной капитал (в том числе организациями
республиканской собственности – 576,4
млрд. рублей (100,3%), коммунальной собственности
– 574,5 млрд. рублей инвестиций (99,4%).
Таким образом, можно сделать
вывод, в преимущественном инвестировании
в основные средства производственного
назначения. За период 2004-2010 год инвестиции
в основной капитал поступательно возрастали
в номинальном выражении, но темп прироста
замедлялся на протяжении 2008-2009гг. Наибольшее
число инвестиций в основной капитал приходится
на г. Минск.
2.2 Анализ реализации
инвестиционной политики в выполнении
жилищных программ и строительства
Следующий компонент инвестиционной
политики – «жилищное строительство».
Если очевидно, что строительство новой
фабрики, склада или элеватора является
формой инвестиций, то включение жилищного
строительства в категорию инвестиций
основано, на том, что многоквартирные
жилые дома являются инвестиционными
товарами, поскольку, подобно фабрикам
и элеваторам, они являются активами, приносящими
доход.
Другие жилые единицы, которые
сдаются внаем, являются инвестиционными
товарами по той же причине. Кроме того,
жилые давно занимаемые собственниками,
относятся к инвестиционным товарам даже
в том случае, если владелец не сдает их
внаем (поскольку они могут бытьсданы
внаем, с тем чтобы приносить доход). По
этим обстоятельствам все жилищное строительство
рассматривается в качестве инвестиций.
Инвестиции в жилищное строительство
являются локомотивом, который вытянет
национальную экономику из кризиса. Ввод
нового жилья, по мнению министров, должен
способствовать активизации спроса в
других отраслях: отделочные материалы,
мебель, бытовая техника и т.д.
Кроме того, именно в жилищном
строительстве планируется занять рабочих,
которые из-за проблем со сбытом продукции
работают неполную неделю или вообще отправляются
в вынужденные отпуска.
Жилищное строительство является
приоритетным направлением государственной
политики РБ, успехи реализации которого
подтверждаются статистическими данными
таблицы 2.7.
Таблица 2.7 – Основные показатели
по инвестициям и строительству [24]
Показатели
2004
2005
2006
2007
2008
Объем подрядных работ, млрд.
руб.
601,5
810,8
1143,4
1484,4
2345,8
в процентах к 2000 г.
139,8
161,8
206,0
237,6
в 3,1р
в процентах к предыдущему году
118,3
115,7
127,3
115,4
130,4
По данным таблицы можно сделать
вывод о том, что наиболее успешными по
инвестированию в строительство были
2006 и 2008 гг., когда темп прироста инвестиций
составил 27,3% и 30,4% к предыдущему году соответственно.
В то же время по сравнению с 2000 годом в
2008 году произошло увеличение объема подрядных
работ 3,1 раза.
Что касается непосредственно
жилищного строительства, то динамика
ввода жилых домов представлена на рисунке
2.3
Начиная с 2008 гг. ежемесячно
прирост ввода жилых домов составил от
0,2% в марте2009 года до 2,5% в августе 2009г.,
что может связываться с некоторой сезонностью
работ.
Рисунок 2.3 Динамика ввода в
действие жилых домов в % к соответствующему
периоду предыдущего года [22]
Следует так же отметить замораживание
темпов строительства в декабре 2009 г и
в январе 2010 гг. Тем не менее, это хорошие
показатели развития строительной отрасли
в период кризиса.
В январе 2010 г. на строительство
жилых домов использовано 491,3 млрд. рублей
инвестиций, что составляет 24,6% к их общему
объему. На строительство объектов инженерной
и транспортной инфраструктуры к районам
жилой застройки использовано 72,4 млрд.
рублей инвестиций в основной капитал,
или 4,5% к предусмотренному объему на 2010
год.
Динамика ввода в действие жилых
домов по месяцам представлена данными
таблицы 2.8
Таблица 2.8 – Динамика ввода
жилых домов в 2009 году с помесячной разбивкой
[22]
Периоды
Тыс. кв. м общей площади
В % к соответствующему
периоду предыдущего года
2009 г.
Январь
294,5
106,1
I квартал
1327,4
108,2
II квартал
1761,2
118,5
I полугодие
3088,6
113,9
III квартал
1421,0
117,5
Январь-сентябрь
4509,6
115,0
IV квартал
1334,4
113,0
Январь-декабрь
5844,0
114,5
Следует отметить снижение
ввода жилых домов начиная со 3 квартала
2009 года, тем не мене, в среднем за 2009 год
было введено на 14,5% кв. метров площади
по сравнению в 2008 годом.
В январе 2010 г. введено в эксплуатацию
294,5тыс. квадратных метров общей площади
жилых домов, что составляет 4,2% к предусмотренному
заданию на год и соответствует уровню
января 2009 г.
Для граждан, состоящих на учете
нуждающихся в улучшении жилищных условий,
введено в действие 177,2 тыс. квадратных
метров общей площади, из них в многоквартирных
жилых домах в городах – 121,5 тыс. квадратных
метров. Удельный вес жилья, построенного
для этой категории граждан в многоквартирных
жилых домах в городах, составил 92,6% от
объема введенного жилья в таких домах
при задании на год – 80%.
Данные о выполнении заданий
по вводу в эксплуатацию общей площади
жилья по областям и г. Минску приводятся
в таблице 2.9
Таблица 2.9 – Динамика ввода
жилых домов в январе 2010 года в разрезе
областей [24]
Задание 1)
на 2010 г.
тыс. кв. м
Январь 2010 г.
Справочно
введено, тыс. кв. м
в % к заданию
в % к январю 2009 г.
январь 2009 г. в % к январю 2008 г.
Республика Беларусь
6960
295,0
4,2
100,1
106,1
Области:
Брестская
1100
88,7
8,1
117,9
137,9
Витебская
720
21,9
3,0
88,3
86,4
Гомельская
960
31,3
3,3
239,1
165,5
Гродненская
860
65,7
7,6
116,9
168,4
г. Минск
1200
2,7
0,2
109,6
15,2
Минская
1330
60,6
4,6
57,6
84,5
Могилевская
790
24,1
3,0
138,2
142,3
На 2010 год запланировано ввести
2960тыс. кв. метров жилья, наибольшая доля
которой придется на Минскую область и
г. Минск. За январь ввод жилья осуществлялся
неравномерно в разрезе областей, если
в Минской и Витебской областях темп ввода
жилья сократился на 42,4% и 11,7%, зато в Гомельской
области увеличился на 139,1%.
Таким образом, в целом жилищная
программа 2009 г. оценивается в 7,95 трлн.
Рублей в т.ч. 3,8 трлн. Рублей кредитов (из
них льготные 3,5 трлн. рублей.
Вывод: Несмотря на кризисные
условия 2009 года, обусловившее некоторое
замедление темпов инвестирования как
в основные средства, так и в жилищное
строительство, наблюдается общий рост
инвестиции в указанные сферы, которые
являются очень значимыми для республики,
в частности как для повышения конкурентоспособности
продукции и реализации экспортного потенциала
республики, так и выполнения социальных
программ в рамках строительства, и кроме
того активизации отрасли – «локомотива»
выхода из кризиса.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ
И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
РБ
Основная проблема инвестиционной
политики – это повышение инвестиционной
привлекательности республики. Решение
данной проблемы приведет к привлечению
в экономику страны иностранных инвестиций
–и. Республика Беларусь
на современном этапе придерживается
принципа максимально полного и эффективного
использования внутренних и внешних инвестиций
для создания высокотехнологических производств.
Притоки инвестиций в республику
формируются с учетом особенностей современной
конкурентной среды на международном
инвестиционном рынке (приложение Б).
В 2009 году поступления иностранных
инвестиций в реальный сектор экономики
Республики Беларусь составили 9 303,7 млн.
долл. (по сравнению с аналогичным периодом
2008 года объем инвестиций увеличился в
1,4 раза), в том числе: прямых инвестиций
– 4 821 млн. долларов; портфельных инвестиций
– 1,9 млн. долларов; прочих инвестиций
– 4 480,8 млн. долларов.
Из стран пребывания загранучреждений
привлечено 8 627,3 млн. долларов или 92,7% от
общего объема поступлений иностранных
инвестиций в экономику страны.
Доля инвестиций из стран СНГ
(Азербайджан, Армения, Грузия Кыргызстан,
Россия, Украина) составила 65,4% от общего
объема инвестиций. При этом доля Россия
в общем объеме привлеченных инвестиций
составляет 65,3%. Из стран вне СНГ поступило
34,6% от общего объема.
Среди наиболее крупных стран-инвесторов
можно выделить:
— Россию (6 076,6 млн. долларов;
65,3% от общего объема инвестиций);
— Австрию (931,7 млн. долларов;
10%);
— Кипр (536,5 млн. долларов; 6,1%);
— Великобританию (467,7 млн. долларов;
5%);
— Швейцарию (371,2 млн. долларов;
4%).
Наибольший объем прямых иностранных
инвестиций в 2009 году поступил из России
(4 026,5 млн. долларов; 82,5% от общего объема
ПИИ); Швейцарии (353,1 млн. долларов; 7,3%);
Кипра (102 млн. долларов; 2,2%); Германия (51,6
млн. долларов; 1,1%). [21]
В современных условиях необходимости
поиска новых рынков сбыта и приоритетном
развитии экспортоориентированных отраслей
народного хозяйства обострилась проблема
повышения конкурентоспособности белорусских
предприятий. Выпуск такой продукции предполагает
перевооружение производства и наличие
высокотехнологичного современного оборудования
на предприятиях, что невозможно без инвестиций
в основной капитал.
В республике в целом сформированы
благоприятный климат, а также законодательная
база по привлечению иностранных инвестиций.
В Беларуси работает 3545 организаций с
участием инвесторов из 89 стран мира. Лидером
по их объемам является Россия Для достаточного
конкурирования на мировом рынке, как
показывает практика, Беларуси необходимо
добиться формирования единой экономической
политики Союзного государства, улучшения
делового и инвестиционного климата, осуществления
более тесного взаимодействия человеческого
капитала двух стран.
Насущной проблемой для привлечения
иностранный инвестиций является увеличение
дополнительных гарантий для серьезных
инвесторов, проявляющих долгосрочный
интерес к работе в нашей стране. Одно
из направлений – установление отношений
с Многосторонним агентством по гарантиям
инвестиций. В приложении В приведена
схема получения платежной гарантии Правительства
Республики Беларусь при финансировании
белорусских предприятий из средств иностранной
кредитной линии. Гарантиями страхуется
риск иностранного финансирующего банка.
Решение о страховании либо нестраховании
принимается на основании трех факторов:
странового рейтинга государства-импортера;
индивидуального рейтинга банка, привлекающего
кредит; эффективности кредитуемого проекта.
Инвестиционная политика Беларуси
определена в Национальной программе
привлечения инвестиций в экономику Республики
Беларусь на период до 2010 года, направлена
она в первую очередь на мобилизацию отечественных
ресурсов и во вторую — на максимально
возможное привлечение иностранных инвестиций
для модернизации стратегически важных
отраслей и производств, создания ресурсо-
и энергосберегающих технологий.
Привлечение в экономику страны
иностранных инвестицийостается одной
из наиболее острых проблем сегодняшнего
дня. Факторы инвестиционной привлекательности
приведены в приложении Г Иностранные
инвестиции могут сыграть роль достаточно
сильного катализатора в стимулировании
инвестиционного процесса и привнести
в него вместе с новыми технологиями существующие
в развитых странах более современные
методы организации производства и управления
им, создать оптимальные условия для роста
объемов белорусского экспорта на зарубежные
рынки. Потенциальная потребность белорусской
экономики в иностранных инвестициях
на период с 2006 по 2010 гг. оценивается в
15,5 млрд. долл. США (40% в общем объеме инвестиций).
Республика Беларусь не может не считаться
с реалиями современного мира, связанными
с процессами глобализации в области инвестиций
[21].
Перспективы инвестиционной
политики в Республике Беларусь. Согласно Программы социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006-2010
годы, инвестиционная деятельность будет
направлена на модернизацию экономики,
повышение ее эффективности, максимальное
использование конкурентных преимуществ,
совершенствование структуры, а также
на реализацию социальных программ и общегосударственных
приоритетов, повышение экономической
безопасности государства.
В целях реализации плана действий
Правительства по осуществлению инвестиционных
проектов предпринимаются усилия по последовательному
совершенствованию правовых условий привлечения
иностранных инвестиций в следующих направлениях:
· улучшение условий создания
коммерческих организаций с иностранными
инвестициями, включая регулирование
вопросов собственности, ее отчуждения
и использования с последовательным преодолением
препятствий для притока прямых иностранных
инвестиций в сфере налогов, тарифов, административных
процедур и т.д.;
· внедрение системы привлечения
иностранных кредитов путем разработки
пакетов технологически связанных, эффективных
инвестиционных проектов и обеспечения
целевого поиска иностранных кредитов;
· разработки основ перехода
Правительства от схемы государственного
гарантирования возврата иностранных
займов к реализации общепринятых в международной
практике долгосрочных инвестиционных
проектов по схемам взаимопоставок и проектного
финансирования;