Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:48, курсовая работа
В современных условиях одной из главных задач государства является формирование и реализация действенной инвестиционной политики. Где, главным образом будут решаться вопросы о совершенствовании механизмов повышения притока иностранных инвестиций в экономику страны, их более эффективное использование, трансформация сбережений домашних хозяйств в инвестиции. Инвестиции в первую очередь следует направлять на модернизацию экономики, на реконструкцию и переоснащение промышленных предприятий, на повышение рентабельности производства, внедрение инноваций, повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение её ассортимента, создание транспортных коммуникаций, разработку совершенно новых инновационных продуктов.
Введение………………………………………………………………………...5
1. Инвестиции: сущность, виды и влияние на развитие национальной экономики……………………………………………………………………..…...7
1.1 Сущность инвестиций и их классификация……………………………...7
1.2 Факторы, оказывающие влияние на динамику инвестиций…………....14
1.3 Влияние инвестиций на экономический рост………………………..….16
2. Анализ динамики инвестиционных процессов в РБ……………………...…...18
2.1 Анализ динамики инвестиций в РБ………………………………….…..18
2.2 Оценка влияния изменения инвестиций на динамику основных макроэкономических показателей РБ………………………………………..22
3. Проблемы и перспективы привлечения инвестиций в экономику РБ…….…26
Заключение…………………………………………………………………….32
Список использованных источников………………………………………35
ГЛАВА3
Проблемы
и перспективы привлечения
Важнейшим фактором социально-экономического
развития Республики Беларусь является
привлечение иностранных
Анализ инвестиционных воспроизводственных процессов в республике за период перехода к рыночным отношениям показал, что белорусская экономика стала более цивилизованной: действуют свободные рыночные цены, единый валютный курс, либерализованы внешнеэкономические связи. Произошли изменения в финансово-кредитной сфере. Создана двухуровневая банковская система с разветвленной сетью коммерческих банков; формируется современная налоговая система; развивается рынок страховых услуг; появились новые финансовые инструменты - ценные бумаги, облигации, векселя и др [17, с. 22].
Вместе с тем в ходе
реализации Программы социально–
Устойчивое отрицательное
сальдо торгового баланса, а также
возрастающий внешний государственный
долг актуализируют проблему привлечения
в Республику Беларусь прямых иностранных
инвестиций (ПИИ). Акционирование и
последующая продажа
В настоящее время в Республике Беларусь проблема привлечения ПИИ отнесена к ряду приоритетных, принимаются действенные меры по ее решению. В первую очередь для активизации процесса формируется благоприятный инвестиционный климат. Правительством республики постоянно проводится политика по повышению инвестиционной привлекательности страны. Развивается двусторонняя нормативная правовая база между Беларусью и другими странами. Действует более 50 двусторонних соглашений о защите инвестиций, 30 соглашений находятся в разработке [16, с. 5].
Создание благоприятного
инвестиционного климата —
Проделана большая работа по созданию того инвестиционного климата, который имеет на данный момент Республика Беларусь, однако, благоприятным ему ещё предстоит стать.
Для этого есть следующие
основания: неразвитость транспортной
и социальной инфраструктуры; чрезмерный
налоговый пресс, огромные масштабы
неплатежей; инфляция, обесценивающая
вложения; неполнота и нестабильность
правового регулирования
Очевидна необходимость дальнейшей работы по устранению причин, препятствующих привлечению прямых иностранных инвестиций в Беларуси. Эксперты отмечают, что в наибольшей степени эти трудности связаны с несовершенством системы валютного регулирования, нестабильностью нормативно-правовой среды бизнеса, жесткими санкциями за нарушение условий и порядка его ведения, с высоким уровнем налоговой нагрузки и др.
Устранению этих негативных
факторов в определенной мере будет
способствовать утвержденная Советом
Министров и Национальным банком
Стратегия привлечения прямых иностранных
инвестиций в Республику Беларусь на
период до 2015 г. В Стратегии учтены
предложения Нацбанка, Академии наук,
МИД, Минфина, МНС, Государственного комитета
по имуществу, отраслевых министерств
и концернов, облисполкомов и
Минского горисполкома, Конфедерации
промышленников и предпринимателей,
рекомендации экспертов Всемирного
банка и Международной
Цель Стратегии - стимулирование
притока прямых иностранных инвестиций
в соответствии с потребностями
структурной перестройки
Основными задачами Стратегии являются:
• определение направлений привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику, ориентирование вложений зарубежных капиталов в создание наукоемких высокотехнологичных производств и другие приоритетные виды экономической деятельности;
• стимулирование притока капитала ТНК в реализацию проектов, обеспечивающих ускоренное развитие экспорта в страны с высоким платежеспособным спросом;
• совершенствование структуры прямых иностранных инвестиций, предусматривающее увеличение доли вложений в активную часть основных средств;
• вхождение в число тридцати государств с наилучшим климатом в области веления бизнеса по докладу Всемирного банка «Ведение бизнеса», обеспечение участия страны в рейтингах Международного института развития менеджмента «Мировой рейтинг конкурентоспособности», Всемирного экономического форума «Отчет о глобальной конкурентоспособности» и «Глобальный отчет о развитии информационных технологий».
Разработан План мероприятий
по формированию благоприятного инвестиционного
климата и активизации
• создание благоприятных экономических условий в инвестиционной сфере, снижение рисков и повышение доверия к инвестированию в республику;
• повышение заинтересованности инвесторов в развитии собственного производства продукции, оказании услуг на территории республики в форме создания иностранных и совместных предприятий, получении значительных объемов прибыли и дивидендов при вложении средств в экспортоориентированные и импортозамещающие проекты, гарантирующие высокую экономическую эффективность и быструю окупаемость вложенного капитала;
• дальнейшее совершенствование законодательства с целью улучшения условий успешного ведения бизнеса, развития частной инициативы и предпринимательства;
• реформирование отношений собственности, приобретение недвижимости и земли;
• совершенствование системы ценообразования;
• развитие инфраструктуры внешней торговли;
• привлечение ПИИ транснациональных корпораций;
• развитие финансового рынка (принятие мер по совершенствованию банковского и страхового секторов, рынка ценных бумаг);
• создание современных логистических систем;
• развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров;
• улучшение инвестиционного имиджа республики.
С учетом приоритетности вложения средств зарубежных инвесторов определены направления привлечения ПИИ: высокотехнологичные сектора экономики (фармацевтическая промышленность, индустрия био-, нанотехнологий, высокие технологии в промышленности, новые материалы, информационно-коммуникационные технологии); традиционные виды экономической деятельности (химическое производство, изготовление машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств, строительство и производство строительных материалов, сельское хозяйство и переработка, инженерная и транспортная инфраструктура, легкая промышленность) [16, с. 9-11].
В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы уделяется большое внимание инвестициям в основной капитал, которые в 2015 году по сравнению с 2010 годом планируется увеличить в 1,9–1,97 раза. Одним из приоритетных направлений привлечения инвестиций названо развитие наукоемких и экспортоориентированных производств, модернизация действующих предприятий [21, с. 97].
Очевидно, следует предоставлять некоторые налоговые льготы (как на федеральном, так и региональном уровнях) потенциальным инвесторам, тем самым стимулируя их к долгосрочному финансированию проектов развития производства. При этом размеры льгот должны быть сопоставимы с объемом упущенной выгоды (при варианте инвестирования других, более прибыльных и «спокойных», проектов) и распространяться, прежде всего, на текущие, а не будущие налоговые платежи [20, с. 20].
К числу важнейших условий притока иностранных инвестиций в страну является предоставление государством иностранным инвесторам гарантий прав собственности на иностранную валюту, причитающуюся им в результате распределения доходов, и ее беспрепятственного вывоза за рубеж, а также возврата инвестиционного вклада в этой валюте в случае ликвидации объекта инвестиционной деятельности. Таможенные льготы на ввозимое из-за границы имущество, предназначенное для внесения в уставный фонд, также способствуют росту объема прямых иностранных инвестиций [22, с. 245].
Реализация мероприятий Стратегии позволит:
• обеспечить ежегодный прирост объемов прямых иностранных инвестиций. Их объем на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги) может достичь в 2015 г. 7- 7, 5 млрд. долл. США;
• повысить удельный вес иностранных источников в инвестициях в основной капитал до 21%;
• обеспечить привлечение прямых иностранных инвестиций на одного занятого в экономике до 1600 долл. США в 2015 г. (против 1200 долл. США в 2010 г.);
• увеличить долю наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта товаров до 14%;
• обеспечить вхождение Республики Беларусь в число тридцати государств с наилучшим климатом в области ведения бизнеса по рейтингу Всемирного банка, а также повысить позиции республики в отчетах международных рейтинговых агентств [16, с. 12].
Однако вопрос о привлечении
иностранных инвестиций целесообразно
ставить лишь тогда, когда полностью
использованы внутренние источники
инвестирования при решении задач
социально-экономического развития или
когда их решение за счет только
внутренних источников невозможно (масштабность
инвестиционных проектов, необходимость
переоснащения производства на основе
передовых иностранных
Конечно, надо привлекать иностранные инвестиции, создавать благоприятный инвестиционный климат в стране. В то же время надо понимать, что иностранные инвестиции не являются «фишкой» Беларуси. Беларусь встала на японский путь развития. Это когда деньги взаймы не берутся, а зарабатываются. Наш инвестиционный бум является своим собственным, национальным феноменом, и от этого следует отталкиваться в оценке будущего. Без излишних оптимистических ожиданий. Ну а климат надо менять. Инвестиционный, налоговый и прочий. Так, чтобы деньги на покупку новой техники и оборудования тратились быстро и эффективно. Надежно для тех, кто такими сбережениями обеспечивает будущее страны [23].
Роль инвестиционной деятельности в обеспечении устойчивого экономического роста и стимулирования инновационной активности бесспорно высока. Кроме того, необходимо помнить, что инвестиции — это не просто материальные и финансовые активы, направляемые обществом на расширенное воспроизводство. Это еще и обмен современными технологиями, стимулирование научно-технического прогресса, уникальные деловые контакты и связи, рост взаимного доверия и укрепление добрососедских отношений между странами [22, с. 248-249].
Информация о работе Инвестиционные процессы в экономике Республики Беларусь