Инвестиционные процессы в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях одной из главных задач государства является формирование и реализация действенной инвестиционной политики. Где, главным образом будут решаться вопросы о совершенствовании механизмов повышения притока иностранных инвестиций в экономику страны, их более эффективное использование, трансформация сбережений домашних хозяйств в инвестиции. Инвестиции в первую очередь следует направлять на модернизацию экономики, на реконструкцию и переоснащение промышленных предприятий, на повышение рентабельности производства, внедрение инноваций, повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение её ассортимента, создание транспортных коммуникаций, разработку совершенно новых инновационных продуктов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...5

1. Инвестиции: сущность, виды и влияние на развитие национальной экономики……………………………………………………………………..…...7
1.1 Сущность инвестиций и их классификация……………………………...7
1.2 Факторы, оказывающие влияние на динамику инвестиций…………....14
1.3 Влияние инвестиций на экономический рост………………………..….16

2. Анализ динамики инвестиционных процессов в РБ……………………...…...18
2.1 Анализ динамики инвестиций в РБ………………………………….…..18
2.2 Оценка влияния изменения инвестиций на динамику основных макроэкономических показателей РБ………………………………………..22

3. Проблемы и перспективы привлечения инвестиций в экономику РБ…….…26

Заключение…………………………………………………………………….32

Список использованных источников………………………………………35

Файлы: 1 файл

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 360.63 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА3

Проблемы  и перспективы привлечения инвестиций в экономику РБ

 

 

Важнейшим фактором социально-экономического развития Республики Беларусь является привлечение иностранных инвестиций. Они обеспечивают дополнительный приток недостающих в экономике средств  и поступление новейших техники, технологий, передового управленческого  опыта. В связи с этим в последние  два десятилетия между государствами  происходит усиление конкуренции за глобальные инвестиции, что побуждает  национальные правительства к разработке и проведению комплексных мер  экономической политики, направленных на повышение привлекательности  страны для иностранных инвесторов [16, с. 4].

Анализ инвестиционных воспроизводственных  процессов в республике за период перехода к рыночным отношениям показал, что белорусская экономика стала более цивилизованной: действуют свободные рыночные цены, единый валютный курс, либерализованы внешнеэкономические связи. Произошли изменения в финансово-кредитной сфере. Создана двухуровневая банковская система с разветвленной сетью коммерческих банков; формируется современная налоговая система; развивается рынок страховых услуг; появились новые финансовые инструменты - ценные бумаги, облигации, векселя и др [17, с. 22].

Вместе с тем в ходе реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь в истекшей пятилетке не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые  оказывают сдерживающее влияние  на динамичное социально–экономическое  развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики, выражающаяся в высоких импортоемкости, материалоемкости и энергоемкости  выпускаемой продукции, относительно низкой производительности труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособности  продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается  объем привлечения в экономику  прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По-прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле [18].

Устойчивое отрицательное  сальдо торгового баланса, а также  возрастающий внешний государственный  долг актуализируют проблему привлечения  в Республику Беларусь прямых иностранных  инвестиций (ПИИ). Акционирование и  последующая продажа принадлежащих  государству пакетов акций предприятий обеспечивает возможности привлечь в республику столь необходимые ПИИ, улучшить состояние платежного баланса, а также финансировать внешний государственный долг. Более того, реализовав пакеты акций (доли) предприятий иностранным инвесторам, можно рассчитывать на то, что предприятие, используя полученный в результате такой продажи доступ к технологиям и ноу-хау, новым рынкам сбыта, а также деловые связи инвестирующей компании, получит новый импульс к развитию и эффективной деятельности. Кроме того, в условиях недостаточности собственных денежных средств и значительного уровня внешнего долга единственным способом сохранения темпов роста экономики является привлечение ПИИ [19, с. 13].

В настоящее время в  Республике Беларусь проблема привлечения  ПИИ отнесена к ряду приоритетных, принимаются действенные меры по ее решению. В первую очередь для активизации процесса формируется благоприятный инвестиционный климат. Правительством республики постоянно проводится политика по повышению инвестиционной привлекательности страны. Развивается двусторонняя нормативная правовая база между Беларусью и другими странами. Действует более 50 двусторонних соглашений о защите инвестиций, 30 соглашений находятся в разработке [16, с. 5].

Создание благоприятного инвестиционного климата — проблема номер один для привлечения инвесторов и получения инвестиций на долговременной основе. Для любой страны, экономика  которой находится в состоянии  недостаточной деловой активности, создание благоприятного инвестиционного  климата — залог стабилизации и будущего подъема [20, с. 18].

Проделана большая работа по созданию того инвестиционного климата, который имеет на данный момент Республика Беларусь, однако, благоприятным ему  ещё предстоит стать.

Для этого есть следующие  основания: неразвитость транспортной и социальной инфраструктуры; чрезмерный налоговый пресс, огромные масштабы неплатежей; инфляция, обесценивающая вложения; неполнота и нестабильность правового регулирования инвестиционного  процесса; психологические факторы  — нацеленность новых предпринимателей преимущественно на спекулятивный оборот в сфере обращения. Указанные причины действительно снижают инвестиционную активность [20, с. 18-19].

 Очевидна необходимость дальнейшей работы по устранению причин, препятствующих привлечению прямых иностранных инвестиций в Беларуси. Эксперты отмечают, что в наибольшей степени эти трудности связаны с несовершенством системы валютного регулирования, нестабильностью нормативно-правовой среды бизнеса, жесткими санкциями за нарушение условий и порядка его ведения, с высоким уровнем налоговой нагрузки и др.

Устранению этих негативных факторов в определенной мере будет  способствовать утвержденная Советом  Министров и Национальным банком Стратегия привлечения прямых иностранных  инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 г. В Стратегии учтены предложения Нацбанка, Академии наук, МИД, Минфина, МНС, Государственного комитета по имуществу, отраслевых министерств  и концернов, облисполкомов и  Минского горисполкома, Конфедерации промышленников и предпринимателей, рекомендации экспертов Всемирного банка и Международной финансовой корпорации.

Цель Стратегии - стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями  структурной перестройки экономики  и инновационного развития страны, расширения масштабов и повышения  эффективности их использования  на базе постоянного улучшения инвестиционного  климата, реформирования государственной  собственности и развития государственно-частного партнерства в Республике Беларусь.

Основными задачами Стратегии  являются:

• определение направлений привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику, ориентирование вложений зарубежных капиталов в создание наукоемких высокотехнологичных производств и другие приоритетные виды экономической деятельности;

• стимулирование притока капитала ТНК в реализацию проектов, обеспечивающих ускоренное развитие экспорта в страны с высоким платежеспособным спросом;

• совершенствование структуры прямых иностранных инвестиций, предусматривающее увеличение доли вложений в активную часть основных средств;

•    вхождение в число тридцати государств с наилучшим климатом в области веления бизнеса по докладу Всемирного банка «Ведение бизнеса», обеспечение участия страны в рейтингах Международного института развития менеджмента «Мировой рейтинг конкурентоспособности», Всемирного экономического форума «Отчет о глобальной конкурентоспособности» и «Глобальный отчет о развитии информационных технологий».

Разработан План мероприятий  по формированию благоприятного инвестиционного  климата и активизации привлечения  прямых иностранных инвестиций, направленный на:

• создание благоприятных экономических условий в инвестиционной сфере, снижение рисков и повышение доверия к инвестированию в республику;

• повышение заинтересованности инвесторов в развитии собственного производства продукции, оказании услуг на территории республики в форме создания иностранных и совместных предприятий, получении значительных объемов прибыли и дивидендов при вложении средств в экспортоориентированные и импортозамещающие проекты, гарантирующие высокую экономическую эффективность и быструю окупаемость вложенного капитала;

• дальнейшее совершенствование законодательства с целью улучшения условий успешного ведения бизнеса, развития частной инициативы и предпринимательства;

• реформирование отношений собственности, приобретение недвижимости и земли;

• совершенствование системы ценообразования;

• развитие инфраструктуры внешней торговли;

• привлечение ПИИ транснациональных корпораций;

• развитие финансового рынка (принятие мер по совершенствованию банковского и страхового секторов, рынка ценных бумаг);

• создание современных логистических систем;

• развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров;

• улучшение инвестиционного имиджа республики.

С учетом приоритетности вложения средств зарубежных инвесторов определены направления привлечения ПИИ: высокотехнологичные  сектора экономики (фармацевтическая промышленность, индустрия био-, нанотехнологий, высокие технологии в промышленности, новые материалы, информационно-коммуникационные технологии); традиционные виды экономической деятельности (химическое производство, изготовление машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств, строительство и производство строительных материалов, сельское хозяйство и переработка, инженерная и транспортная инфраструктура, легкая промышленность) [16, с. 9-11].

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы уделяется большое внимание инвестициям в основной капитал, которые в 2015 году по сравнению с 2010 годом планируется увеличить в 1,9–1,97 раза. Одним из приоритетных направлений привлечения инвестиций названо развитие наукоемких и экспортоориентированных производств, модернизация действующих предприятий [21, с. 97].

Очевидно, следует предоставлять  некоторые налоговые льготы (как  на федеральном, так и региональном уровнях) потенциальным инвесторам, тем самым стимулируя их к долгосрочному  финансированию проектов развития производства. При этом размеры льгот должны быть сопоставимы с объемом упущенной выгоды (при варианте инвестирования других, более прибыльных и «спокойных», проектов) и распространяться, прежде всего, на текущие, а не будущие налоговые платежи [20, с. 20].

К числу важнейших условий  притока иностранных инвестиций в страну является предоставление государством иностранным инвесторам гарантий прав собственности на иностранную валюту, причитающуюся им в результате распределения  доходов, и ее беспрепятственного вывоза за рубеж, а также возврата инвестиционного  вклада в этой валюте в случае ликвидации объекта инвестиционной деятельности. Таможенные льготы на ввозимое из-за границы  имущество, предназначенное для внесения в уставный фонд, также способствуют росту объема прямых иностранных инвестиций [22, с. 245].

Реализация мероприятий  Стратегии позволит:

• обеспечить ежегодный прирост объемов прямых иностранных инвестиций. Их объем на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги) может достичь в 2015 г. 7- 7, 5 млрд. долл. США;

• повысить удельный вес иностранных источников в инвестициях в основной капитал до 21%;

• обеспечить привлечение прямых иностранных инвестиций на одного занятого в экономике до 1600 долл. США в 2015 г. (против 1200 долл. США в 2010 г.);

• увеличить долю наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта товаров до 14%;

• обеспечить вхождение  Республики Беларусь в число тридцати государств с наилучшим климатом в области ведения бизнеса  по рейтингу Всемирного банка, а также  повысить позиции республики в отчетах  международных рейтинговых агентств [16, с. 12].

Однако вопрос о привлечении  иностранных инвестиций целесообразно  ставить лишь тогда, когда полностью  использованы внутренние источники  инвестирования при решении задач  социально-экономического развития или  когда их решение за счет только внутренних источников невозможно (масштабность инвестиционных проектов, необходимость  переоснащения производства на основе передовых иностранных технологий и т.п.). Негативные моменты иностранного инвестирования обусловлены тем, что  у иностранных инвесторов, как  правило, полностью отсутствует  какая-либо заинтересованность в развитии национальной экономики страны-реципиента в целом и в большинстве  случаев их главными целями являются захват национальных рынков для сбыта  собственной продукции и доступ к национальным природным ресурсам. Ошибки в инвестиционной политике могут  привести к сокращению отечественного производства, возрастанию зависимости от иностранных инвесторов, возрастанию внешнего долга и снижению экономической безопасности национальной экономики [22, с. 247].

Конечно, надо привлекать иностранные  инвестиции, создавать благоприятный  инвестиционный климат в стране. В то же время надо понимать, что иностранные инвестиции не являются «фишкой» Беларуси. Беларусь встала на японский путь развития. Это когда деньги взаймы не берутся, а зарабатываются. Наш инвестиционный бум является своим собственным, национальным феноменом, и от этого следует отталкиваться в оценке будущего. Без излишних оптимистических ожиданий. Ну а климат надо менять. Инвестиционный, налоговый и прочий. Так, чтобы деньги на покупку новой техники и оборудования тратились быстро и эффективно. Надежно для тех, кто такими сбережениями обеспечивает будущее страны [23].

Роль инвестиционной деятельности в обеспечении устойчивого экономического роста и стимулирования инновационной активности бесспорно высока. Кроме того, необходимо помнить, что инвестиции — это не просто материальные и финансовые активы, направляемые обществом на расширенное воспроизводство. Это еще и обмен современными технологиями, стимулирование научно-технического прогресса, уникальные деловые контакты и связи, рост взаимного доверия и укрепление добрососедских отношений между странами [22, с. 248-249].

Информация о работе Инвестиционные процессы в экономике Республики Беларусь