Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 16:29, реферат
Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре
внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают
самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс
экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим
средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса,
структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса,
повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и
макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее
действенных механизмов социально-экономических преобразований.
ВВЕДЕНИЕ.............................4
1. Роль инвестиций и инноваций в реструктуризации
экономики.......................6
2. Резервы и возможности внешнего и внутреннего
инвестирования......................17
2.1 Внутренние источники инвестирования......17
2.1.1.Прибыль как источник инвестиций.....19
2.1.2.Амортизационные отчисления.........19
2.1.3.Бюджетное финансирование.........19
2.1.4.Банковский кредит..............20
2.1.5.Средства населения.............20
2.2 Внешние источники инвестирования.........21
2.2.1.Акционерные инвестиционные фонды.....23
2.2.2.Паевые инвестиционные фонды......23
2.2.3.Негосударственные пенсионные фонды....24
2.2.4.Инвестиционные банки...........24
3. Инвестиционный потенциал Донбасса и его
использования......................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........34
Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет
повышения цен на свою продукцию. Все увеличение прибыли в народном хозяйстве
определялось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены, предприятия
сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с
реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может
поставить на грань банкротства многие предприятия. Например в сложном
положении оказался Волжский автомобильный завод. Чтобы обеспечить необходимые
средства для инвестиций, он постоянно поднимал цены на автомашины «Жигули», в
результате чего они стали дороже многих более качественных иностранных
моделей. По этому сбыт продукции ВАЗа становится проблематичным, а судьба
завода неопределенной. Правительством принимаются меры, которые облегчат
предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для
производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из
основных источников капиталовложений в экономику. Расширить возможности
предприятий поможет решение о полном освобождении от налога прибыли,
направляемой на инвестиции, которое действует с 1 января 1992 года. Это могло
бы послу жить хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности. Однако в
условиях высокого уровня инфляционного ожидания и отсутствия в большинстве
отраслей конкуренции за рынок сбыта про изводимой продукции, высвобождение
средств для финансирования капиталовложений само по себе не оказывает
существенного влияния на принятие инвестиционных решений.
Растущая инфляция обесценила собственные средства предприятий, накопленные за
счет амортизационных отчислений, и фактически девальвировала этот источник
капиталовложений. Чтобы повысить устойчивость собственных накоплений
предприятий правительство в августе 1992 г. приняло решение о переоценке
основных фондов для приведения их балансовой стоимости в соответствие с
ценами и условиями воспроизводства. Рост стоимости основных фондов
предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции
позволяет увеличить источники
собственных средств для
капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению внутренней
инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита
амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости
основных средств.
2.1.3. Бюджетное финансирование
Резкое увеличение дефицита госбюджета не позволяет рассчитывать на решение
инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования.
При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций
государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного
финансирования к кредитованию. Ожесточится контроль за целевым использованием
льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита будет внедряться
система залога имущества в недвижимости, в частности земли. Законодательная
база этому создана Законом о залоге. Государственные централизованные
вложения предполагается направлять на реализацию ограниченного числа
региональных программ, создание
особо эффективных
объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий
стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных
и экономических проблем. На этапе вы хода из кризиса приоритетными
направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут:
Þ выделение государственных инвестиций для стимулирования развития
опорных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной
и топливно-энергетической проблем;
Þ поддержание научно производственного потенциала;
Þ выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с
чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности
приостановить его падение собственными силами.
2.1.4. Банковский кредит
Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося
предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций.
Однако инфляция делает долгосрочный кредит невыгодным для банков. Доля его в
общем объеме кредитования продолжает сокращаться и составила на 1 июля 1995
г. лишь 3,6% против 5,2% в начале года. В первом полугодии банками (включая
Сбербанк) было выдано 192,375 млрд. руб. долгосрочных кредитов.
2.1.5. Средства населения
Привлечение средств на селения в инвестиционную сферу путем продажи акций
приватизируемых предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы
рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из
путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать
инвестиционную активность
населения можно путем
банках более высоких
по сравнению с другими
процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на
жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в
инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его
продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок
капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций
инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов,
строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем,
кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий
государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение
средств населения.
Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей
финансирования
нестабильность. Инфляция обесценивает накопления предприятий и населения, что
существенно снижает их инвестиционные возможности. Тем не менее
недостаточность внутреннего инвестиционного потенциала можно считать
относительной.
2.2. Внешние
источники инвестирования
Развитие промышленности и сельского хозяйства напрямую зависит от
способности привлечь финансовые ресурсы на эти цели. Неэффективность
государственного бюджетного финансирования экономики красноречиво доказана
опытом предшествующих лет: деньги идут не туда, где они дают наибольший
эффект, а туда, где сильнее лоббисты и податливее чиновники министерств.
Следовательно, возрождение отечественной экономики во многом зависит от
способности создать условия, когда миллиарды рублей, принадлежащие гражданам,
будут легко переходить с помощью финансовых посредников из разряда сбережений
в разряд долгосрочных инвестиций и туда, где будут давать наибольшую прибыль.
В мире известны три типа финансовых посредников:
Þ депозитный — коммерческие
банки, сберегательно-кредитные
взаимные сберегательные банки, кредитные потребительские кооперативы
(кредитные союзы):
Þ контрактно-сберегательный — компании по страхованию жизни и
имущества, пенсионные фонды;
Þ инвестиционный — взаимные фонды, паевые инвестиционные фонды, траст
фонды, инвестиционные компании закрытого типа.
Чем коллективное инвестирование отличается, скажем, от вклада в банк, который
тоже объединяет деньги вкладчиков и может приобретать ценные бумаги? Отличие
заключается в том, что владелец банковского вклада вправе требовать его
обратно с процентами независимо от того, насколько успешно банк инвестировал
деньги вкладчиков (если, конечно, банк не разорится). Именно банк берет на
себя риск того, что его инвестиции могут не принести необходимого для выплаты
процентов дохода. А при коллективном инвестировании этот риск ложится на
самих инвесторов. Но и прибыль при благоприятном развитии событий получат
они, им не надо делиться ею с акционерами банка.
Потребность в коллективном инвестировании возникает потому, что традиционные
финансовые инструменты оказываются недоступны мелким инвесторам из-за высокой
цены, сложностей работы с ними или нежелания эмитентов и посредников возиться
с небольшими сделками. Инфраструктура рынка многих долговых обязательств
государства устроена так, что участникам этого рынка неудобно работать со
средствами мелких инвесторов, а часть государственных ценных бумаг просто не
предназначена для инвестирования со стороны населения. В результате доля
частных лиц в структуре доходного и надежного рынка ГКО/ОФЗ незначительна —
примерно 0,5% всех вложений в эти ценные бумаги.
Но даже в том случае, когда выпуск ОГСЗ изначально был рассчитан на
население, результаты их размещения показали, что они в основном вращаются на
оптовом рынке между крупными
банками и инвестиционными
физические лица приобрели, по разным оценкам, от 30 до 50% всех размещенных
ОГСЗ. Причем частные инвесторы, как правило, не участвуют во вторичном
обороте этих облигаций, покупают их и ждут купонных выплат вплоть до
погашения.
Что касается рынка корпоративных ценных бумаг, то здесь активность
индивидуальных частных инвесторов и того ниже. Акции предприятий граждане
приобретали в основном в ходе чековой приватизации в 1993 1994 гг. Но интерес
населения к корпоративным ценным бумагам возрастет по мере создания
соответствующих условий — в частности, улучшения финансовых показателей
предприятий и инфраструктуры рынка, расширения возможностей граждан
приобретать "качественные" и стабильно растущие акции.
Актуальность коллективного инвестирования связана также с тем, что для
снижения риска инвестиционный портфель следует разнообразить. Но много ли
ценных бумаг в него поместится, если он невелик? Один, два, да и десять
человек не в состоянии купить даже минимальный лот на инвестиционном конкурсе
или у крупной брокерской компании. Собранные вместе средства тысяч мелких
инвесторов — уже сила, способная выступать в качестве покупателя или
продавца, в частности, в Российской торговой системе (РТС).
Кроме того, доходы инвесторов во многом зависят от грамотного управления
капиталом. А для управления объединенным капиталом можно нанять
квалифицированных специалистов.
Успехи самих коллективных инвесторов в консолидации средств мелких
собственников, профессиональном управления активами и диверсификации риска
существенно зависят от зрелости финансового рынка, развитости его
инфраструктуры. Приоритеты в этой сфере определены в "Концепции развития
рынка ценных бумаг в РФ", утвержденной Указом Президента РФ №1008 от 1 июля
1996 г.
В ней признается необходимость проведения в России активной и
целенаправленной политики
государства в отношении
бумаг. Особенно актуальным считается развитие коллективных инвесторов как
финансовых посредников между населением и предприятиями, способных не только
привлечь инвестиции в частный сектор, прежде всего в приватизированные
предприятия, передать их "эффективным собственникам", но и создать надежные
финансовые инструменты инвестирования средств населения, предотвратить
социальные взрывы и конфликты, связанные с операциями на рынке ценных бумаг.
"Комплексная программа
мер по обеспечению прав
утвержденная Указом Президента РФ №408 от 21 марта 1996 г., к коллективным
инвесторам, требующим всемерной поддержки государства, отнесла акционерные
инвестиционные фонды, паевые инвестиционные фонды, кредитные потребительские
кооперативы (кредитные союзы), негосударственные пенсионные фонды и
инвестиционные банки.
Все они (за исключением инвестиционных банков) в той или иной мере уже есть в
России, но пока не получили достаточного распространения и не завоевали
доверия населения. Население остается весьма осторожным и консервативным
после краха финансовых пирамид и банковского кризиса, убедившись, что
государство слабо регулирует этот сектор и плохо защищает права инвесторов.
За год после принятия "Комплексной программы" произошли существенные сдвиги в
законодательном обеспечении, особенно паевых инвестиционных фондов,
подготовлены законопроекты об инвестиционных фондах, о негосударственном
пенсионном обеспечении, о негосударственных пенсионных фондах, о кредитных
потребительских кооперативах, которые предстоит принять.
Кроме того, чрезвычайно важно в деятельности всех форм коллективного
инвестирования реализовать унифицированные принципы, сформулированные в
"Комплексной программе".
Речь идет об усилении
их деятельностью, отделении управления активами от их хранения,
многостороннем перекрестном контроле, повышении требований к открытости
Информация о работе Инвестиционный потенциал Донбасса и его использования