Использование социальных норм и нормативов в социальном прогнозировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать использование социальных норм и нормативов в социальном прогнозировании.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы социального нормирования.
2. Анализировать основные показатели социального нормирования в системе социальных прогнозов.
3. Раскрыть сущность основных направлений совершенствования системы социальных норм и нормативов в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Теоретические основы социального нормирования…………………………5
Определение понятий «социальная норма» и «социальный норматив». Роль нормирования в социальном прогнозировании…………………….5
Особенности применения поискового и нормативного подходов в социальном прогнозировании…………………………………………………...9
Система социальных норм и нормативов в РФ…………………………..12
Анализ основных показателей социального нормирования в системе социальных прогнозов……………………………………………………………...14
Методика расчета прогнозных показателей с использованием нормативного метода социального прогнозирования……………………….……..14
Анализ влияния социальных норм и нормативов на развитие объекта социального прогнозирования в перспективе………………………………18
Основные направления совершенствования системы социальных норм и нормативов в Российской Федерации……………………….…………….…24
Основные направления совершенствования системы социальных норм и нормативов в Российской Федерации………………………………….…24
Прогнозирование показателей социального развития на примере Челябинской области. ………………………………………………….…….....26
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 307.38 Кб (Скачать файл)

 

    1. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОИСКОВОГО И НОРМАТИВНОГО ПОДХОДОВ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ

 

Социальное прогнозирование включает в себя два основных типа прогнозов:

  1. Поисковый
  2. Нормативный.

Поисковый прогноз - определение возможных состояний явления в будущем. Предполагается условное продолжение в будущем тенденций развития изучаемого явления в прошлом и настоящем, абстрагируясь от возможных решений, действия, на основе которых способны радикально изменить тенденции. В данном случае прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций? Такие прогнозы также называются вариантными (сценарными) расчетами. [8]

В наиболее общем виде поисковый прогноз выглядит как условное продолжение в будущее тенденций развития изучаемых явлений, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны (рисунок 1). Суть и цель прогнозного поиска выяснении того, что реально произойдет при сохранении существующих тенденций развития.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – График поискового прогноза.

 

Основной задачей поискового прогноза является – выявление перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления. Прогнозирование в данном случае носит условный характер, так как не учитывается тот факт, что тенденции развития могут измениться.

Исследовательская техника разработки поискового прогноза базируется на принципе экстраполяции1 в будущее (или интерполяции отсутствующих значений) динамических и на данных, закономерности, развития которых в прошлом известны. Собственно экстраполяция (интерполяция) может быть довольно сложной, учитывающей разнообразные факторы и делающей прогноз более информативным. При этом на практике поисковый прогноз дает не одно, а целый ряд возможных значений, позволяющих точнее ориентироваться в складывающейся ситуации. [9]

Следует отметить и тот факт, что поисковый прогноз дает не тот результат, к которому надо приспособиться, а комплекс определенных задач и проблем, которые надо решать. Для прогнозирования, конечно же, поисковый прогноз – это не всегда наилучший метод прогнозирования, именно поэтому используется и нормативный прогноз.

 Нормативный прогноз – определяет пути и сроки достижения возможного состояния явления, принимаемого в качестве цели. В нормативном прогнозе изучается ситуация в настоящем, а также выбирается ее желательное состояние в будущем и строится последовательность событий, которые могли бы это состояние обеспечить. [12]

Нормативный прогноз отвечает на вопрос: «Какими путями достичь желаемого?».

Нормативный прогноз (в отличие от поискового) строится в обратном порядке: от заданного состояния к наблюдаемым тенденциям. Это делает его похожим на нормативное планирование, программные или проектные разработки. Такой прогноз помогает вырабатывать рекомендации по повышению уровня объективности и, следовательно, эффективности решений. [14]

Нормативное прогнозирование находится в тесной и сложной связи со следующими моментами: целеполагание; нормы и нормативы; оптимизированные расчеты при разработке планов, программ, проектов, т.е. использование заданных социальных норм и нормативов.  [15]

В основе технологии разработки нормативного прогноза лежит иная и значительно более сложная идея, чем при прогнозном поиске. Если в поисковом прогнозе основу исследования составляет экстраполяция в будущее динамического ряда данных, закономерности развития которых в прошлом и настоящем известны, то в нормативном — это оптимизация2 значений этих данных по критериям, заранее заданным средствами целеполагания.

Благодаря нормативному прогнозу в обществе формируется социальный заказ.

В поисковом прогнозе конечным результатом исследования является перспективная проблемная ситуация, которая иерархически формализуется в виде “дерева проблем”. При нормативном прогнозе путем целеполагания задается “дерево целей”, где вершина — идеал, средние уровни — разные стороны оптимума, нижний уровень — решение конкретных проблем. Дальнейшие действия начинаются с существенного уточнения “дерева целей” средствами прогнозирования; определения путей возможной реализации этих целей, решения проблем. [16]

Итак, можно подвести итог, что результатом поискового прогноза являются определение перспективных проблем и задач на будущее, подлежащих решению средствами управления, выявление проблемной ситуации, которая способна перерасти в критическую, а в некоторых случаях — катастрофическую, если не принять своевременных мер к ее преодолению. Аналогичным результатом нормативного прогноза будет определение возможных путей решения выявленных проблем, методов решения.  В ходе нормативного прогноза идет опора на социальную цель общества – на его потребности. [13]

Сделав вывод из всего вышеизложенного по данному вопросу, можно выделить следующее: поисковый прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдёт при условии сохранения существующих тенденций? Нормативный прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого результата?

 

    1. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ И НОРМАТИВОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Система социальных норм и нормативов РФ основывается на Распоряжение Правительства РФ от 03.07.1996 N 1063-р «О социальных нормативах и нормах» (с внесенными изменениями по состоянию на 2011 года). [1] В данном документе обговорен список основных социальных норм и нормативов на территории РФ.

Система социальных норм и нормативов представляет собой единичные или групповые параметры социальных потребностей, таких, как продукты питания, товары первой необходимости, жилищно-коммунальные стандарты, количество и обеспеченность больниц и многое другое.

Основная цель системы норм и нормативов – нормативно-правовая база для расчета бюджета на плановый год. Формирование расходной части бюджета с использованием норм и нормативов является определенной основой для бюджетного регулирования, в основе которой лежит стимулирование экономики отдельных регионов к достижению самофинансирования и росту собираемости налогов.

Минимальные социальные стандарты и нормы применяются для формирования областных, региональных бюджетов, а также при формировании бюджетов муниципальных образований.

Финансовые нормативы для расчета минимальных необходимых расходов бюджета регионов РФ и бюджетов муниципальных образований индексируются прямо пропорционально прогнозируемым темпам инфляции.

Основной социальной нормой в Российской Федерации на сегодняшний момент является прожиточный минимум и потребительская корзина.

Прожиточный минимум - совокупность стоимостной оценки потребительской корзины и обязательных налогов и платежей.

В свою очередь, потребительская корзина состоит из минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг первой необходимости.

Прожиточный минимум в РФ используется для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики, а также федеральных и региональных целевых программ; для определения и обоснования МРОТ (минимального размера оплаты труда) и минимального размера пенсии по старости; для определения размеров стипендии, различных пособий и социальных выплат (пенсия по инвалидности, детские пособия и т.п.); для формирования федерального бюджета.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по России и в субъектах РФ определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Таким образом, система социальных норм и нормативов в Российской Федерации является основным инструментом разработки и реализации социальной политики. Так как, согласно Конституции, Россия – это социальное государство3, соответственно система социальных норм и нормативов играет важную роль в развитии РФ.  [3]

 

2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  СОЦИАЛЬНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ  СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГНОЗОВ

    1. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПРОГНОЗНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОРМАТИВНОГО МЕТОДА СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Социальное прогнозирование как исследование с очень широким охватом объектов анализа опирается на множество методов. При классификации методов прогнозирования необходимо опираться на основные признаки. [15]

Методы социального прогнозирования – совокупность приемов и способов мышления, которые позволяют на основе данных, внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, а также различных измерений данного объекта, вывести суждение определенной достоверности относительно будущего развития объекта.

Все методы социального прогнозирования делят на две основные группы:

  1. Простые методы (фактографические методы, экспертные методы, индивидуальные методы, коллективные методы).
  2. Комплексные методы (метод прогнозного графа, метод система Паттерн, метод моделирования, метод Форсайта).

Также методы социального прогнозирования можно разделить по формализации (см. рисунок 2).


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Классификация методов прогнозирования по степени формализации.

Однако из всего многообразия методов прогнозирования на практике используется сравнительно немного, большинство же остается «номинально существующими» или применяется в отдельных случаях. В научно техническом прогнозировании набор методов достаточно широк, в экономическом – уже, в социальном – очень невелик: элементарные трендовые (экстраполяционные) модели, сценарии и несколько методов очного и заочного опроса экспертов. В частности, в нормативном прогнозировании трендовые модели играют чисто вспомогательную роль, в основном используются сценарии и опросы экспертов. [9]

Кроме того, как показывает опыт, наилучшие методики социального прогнозирования можно конструировать, используя в различных сочетаниях методы научно технического и экономического прогнозирования: контекстуальное картографирование, морфологический подход, историческую аналогию, а также матричное, операционное, сетевое, игровое, имитационное и другие виды моделирования.

Имеется ряд перспективных методов. Например, одним из эффективных методов разработки нормативных социальных прогнозов может стать модифицированный соответствующим образом метод опережающих (продвинутых) групп, используемый в психологии и социологии. Далее, на основе, существующей в математике теории пределов можно разработать «прогностическую теорию пределов» с максимально высоким уровнем ее математизации. На основе теории можно было бы увеличить эффективность определения путей достижения нормативных, оптимальных и идеальных ситуаций.[8]

Рассмотрим подробнее последовательность операций нормативного прогноза:

1. Определение  абсолютного оптимума с условным  абстрагированием от ограничения  прогнозного фона (что именно  хотелось бы иметь, каким именно  хотелось бы видеть объект  исследования, если бы налицо  было предельно мыслимое развитие  науки и техники, изобилие ресурсов  и средств, максимально высокая  культура населения и т.д.). Цель  – создать ориентир для последующей  нормативной разработки, без чего  она может отклониться в сторону  по тем или иным непринципиальным  причинам. Средства – широкий  аппарат моделирования («дерево  целей», формализованные сценарии, матрицы, графы и другие модели).[9]

2. В сложных  случаях операции определения  абсолютного оптимума должна  предшествовать особо выделяемая  операция выявления критериев  оптимума по всем семи разделам  прогнозного фона с учетом  особенностей предмета исследования (в простых случаях критерии  очевидны по степени соответствия  основополагающему критерию). Этот  весьма ответственный и трудоемкий  этап работы в указанных случаях  обязателен, так как без него  оптимум можно получить односторонним, произвольным, неадекватным предмету  исследования.

3. Определение  относительного оптимума с учетом  ограничений прогнозного срока  путем углубленной нормативной  разработки данных исходной модели  и абсолютного оптимума методами  моделирования.

4. Обсуждение  обеих или хотя бы последней  нормативной модели.

5. Обсуждение  и параллельный опрос населения  с целью проверки степени объективности  экспертных оценок. Опыт показывает, что обычный респондент (не эксперт) затрудняется отвечать на проективные  вопросы чисто поискового характера  и дает заведомо презентистские4 ответы на аналогичные вопросы чисто нормативного характера. Но он способен очень существенно дополнить экспертные оценки, если речь идет о хорошо знакомых ему по опыту вещах и если в вопросах поисковый подход хорошо сочетается с нормативным, удачно подчиняется ему.

Информация о работе Использование социальных норм и нормативов в социальном прогнозировании