Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 22:42, курсовая работа
Цель работы: проанализировать использование социальных норм и нормативов в социальном прогнозировании.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы социального нормирования.
2. Анализировать основные показатели социального нормирования в системе социальных прогнозов.
3. Раскрыть сущность основных направлений совершенствования системы социальных норм и нормативов в Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………………3
Теоретические основы социального нормирования…………………………5
Определение понятий «социальная норма» и «социальный норматив». Роль нормирования в социальном прогнозировании…………………….5
Особенности применения поискового и нормативного подходов в социальном прогнозировании…………………………………………………...9
Система социальных норм и нормативов в РФ…………………………..12
Анализ основных показателей социального нормирования в системе социальных прогнозов……………………………………………………………...14
Методика расчета прогнозных показателей с использованием нормативного метода социального прогнозирования……………………….……..14
Анализ влияния социальных норм и нормативов на развитие объекта социального прогнозирования в перспективе………………………………18
Основные направления совершенствования системы социальных норм и нормативов в Российской Федерации……………………….…………….…24
Основные направления совершенствования системы социальных норм и нормативов в Российской Федерации………………………………….…24
Прогнозирование показателей социального развития на примере Челябинской области. ………………………………………………….…….....26
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованной литературы…………………………………
С 1 апреля 2014 года социальные пенсии свыше 2,9 млн. пенсионеров выросли на 17,1 процента. Ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан (ветераны, инвалиды, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда и др.) с 1 апреля проиндексированы на 5 процентов, это увеличение касается 16,2 млн. человек.
При индексации размера социальных пенсий также повысились пенсии по государственному пенсионному обеспечению, размеры дополнительного ежемесячного материального обеспечения и других социальных выплат, суммы которых определяются исходя из соответствующего размера социальной пенсии. Средний размер социальной пенсии после повышения теперь составляет около 7,5 тыс. рублей.
Средний размер социальной пенсии детям инвалидам составляет 11,2 тыс. рублей. Средние размеры пенсий граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, составляют около 27 тыс. рублей и 28,2 тыс. рублей соответственно.
Рассмотрим прогноз среднего размера пенсионного обеспечения в среднем до 2020 года, не учитывая категории граждан. Из данных таблицы 6, мы видим, что средний размер пенсий всех категорий граждан увеличивается ежегодно от 9% до 10%. При условии, что динамика роста пенсий останется на уровне последних 3 лет. Составим два прогноза:
Т.е. мы получим минимальный прогнозный уровень среднего размера пенсий и максимальный прогнозный уровень среднего размера пенсий к 2020 году.
Результат прогнозных расчетов увеличения пенсий до 2020 года можно представить в виде графика. (см. рисунок 9)
Рисунок 9 – Прогноз среднего размера пенсий до 2020 года.
Таблица 7 – основные показатели жилищных условий
Таблица 8 – Основные показатели культуры Челябинской области
2013 | |
Число библиотек, всего, единиц |
915 |
Библиотечный фонд, млн. экземпляров |
17,7 |
Число учреждений культурно-досугового типа, всего, единиц |
872 |
Число музеев (включая филиалы) всего, единиц |
48 |
Число посещений музеев всего, тыс. человек |
675,5 |
Число профессиональных театров всего, единиц |
14 |
Число посещений театров, тыс. человек |
799,4 |
Число киноустановок, всего, единиц |
50 |
Число посещений киносеансов, всего, тыс. человек |
235,8 |
Все социальные нормы и нормативы используются в социальном прогнозировании. На их основе составляется прогноз уровня жизни населения.
На основе статистических данных и составленных прогнозных расчетах, можно сделать следующий вывод:
Реализация социальной политики, разработанная на ближайший краткосрочный и среднесрочный периоды до 2015 и 2020 гг. Челябинской области, позволяет повысить уровень жизни населения. Постепенно увеличивается средний размер оплаты труда, уровень пенсионного обеспечения, также наблюдается улучшение жилищных условий. Это все позволяет избежать увеличение уровня бедности. Также мы видим уменьшение уровня безработицы, что тоже влияет на улучшуение жизненных условий населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прогнозирование – один из важнейших этапов реализации политики государства. Общество, располагая определенными прогнозами на основе социальных норм и нормативов, сознательно ищет пути решения проблем, возникающих на пути развития. Благодаря прогнозированию можно предвидеть развитие ситуации и предугадать при каком условии общество будет развиваться стабильно. [16]
Одним из важнейших видов прогнозирования является социальное прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. По мнению Ж.П.Тощенко, «социальное прогнозирование - это определение вариантов развития и видов наиболее приемлемого, оптимального, исходя их ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию» [9].
Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. Социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление.
Из всего вышеизложенного материала курсовой работы, можно сделать ввод, что социальное прогнозирование - это специальное исследование о вероятных перспективах развития социального объекта. Причем объектом может быть и социальное явление, процесс, и социальный слой, и социальное состояние личности. Целью социального прогнозирования является подготовка научно обоснованных предложений о том, в каком направлений желательно развитие социального объекта. Если мы имеем дело с определенным социальным явлением, то целью научного прогноза будет не просто предвиденье его состояния в будущем, но и выработка мер, позволяющих в нужном направлении воздействовать на это явление. Следовательно, в ходе научного прогнозирования решаются две главные задачи: [11]
• определяется и мотивируется цель вероятного развития объекта;
• определяются средства и способы достижения этой цели.
Следует отметить, что социальные явления и процессы, являясь предметом прогнозирования, в реальной жизни настолько сложны и противоречивы, что в полной мере нельзя предвидеть, как они будут развиваться. Поэтому прогнозные описания всегда относительны и могут быть лишь приближенными в той или иной мере к действительности.
В данной курсовой работе был раскрыт вопрос использования социальных норм и нормативов в социальном прогнозировании. Для этого подробно рассмотрены теоретические основы социального нормирования, проведен анализ основных показателей социального нормирования в системе социальных прогнозов и определим основные направления совершенствования системы социальных норм и нормативов в РФ. Все вопросы курсовой работы были рассмотрены на основе Челябинской области и Российской федерации.
В современных условиях умение предвидеть, прогнозировать и спроектировать будущее, а, следовательно, и влиять на социальные процессы становится также одним из самых ценных качеств молодого специалиста, занятого в сфере управления, как государственного сектора, так и частного.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1 экстраполяция – это метод прогнозирования, построенный на основании ранее полученных и изученных данных, предположения с видом на будущее.
2 Оптимизация – выбор наилучшего варианта из множества известных.
3 Гл. 1, ст. 7. Конституции РФ
4 ПРЕЗЕНТИСТСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ (от англ. present настоящее время, современность), направление в методологии истории XX в.
5 Оценка на основе материалов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического
показателя среднедушевых денежных доходов населения.. Показатель рассчитан с использованием
численности населения, пересчитанной от итогов ВПН-2010.
6 Исследование проводилось силами московских специалистов компании по репрезентативной выборке методом телефонного опроса.
7 Все статистические данные с сайта http://chelstat.gks.ru/ (Челябстат)
Информация о работе Использование социальных норм и нормативов в социальном прогнозировании