Использование социальных норм и нормативов в социальном прогнозировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать использование социальных норм и нормативов в социальном прогнозировании.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы социального нормирования.
2. Анализировать основные показатели социального нормирования в системе социальных прогнозов.
3. Раскрыть сущность основных направлений совершенствования системы социальных норм и нормативов в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Теоретические основы социального нормирования…………………………5
Определение понятий «социальная норма» и «социальный норматив». Роль нормирования в социальном прогнозировании…………………….5
Особенности применения поискового и нормативного подходов в социальном прогнозировании…………………………………………………...9
Система социальных норм и нормативов в РФ…………………………..12
Анализ основных показателей социального нормирования в системе социальных прогнозов……………………………………………………………...14
Методика расчета прогнозных показателей с использованием нормативного метода социального прогнозирования……………………….……..14
Анализ влияния социальных норм и нормативов на развитие объекта социального прогнозирования в перспективе………………………………18
Основные направления совершенствования системы социальных норм и нормативов в Российской Федерации……………………….…………….…24
Основные направления совершенствования системы социальных норм и нормативов в Российской Федерации………………………………….…24
Прогнозирование показателей социального развития на примере Челябинской области. ………………………………………………….…….....26
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 307.38 Кб (Скачать файл)

 

На сегодняшний день система социальных норм и нормативов в РФ требует своего развития и совершенствования. Это связано с быстро меняющимися экономическими показателями, интересами общества, научно-техническим прогрессом.

Несмотря на вполне сформировавшуюся систему социальных норм и нормативов в Российской Федерации, имеются в этой системе и свои недостатки, на которые необходимо обратить внимание: [15]

1. Разработка  качественно новой, адекватной рыночным  условиям хозяйствования системы  социального нормирования и механизмов  ее реализации в РФ носит  четко выраженный конъюнктурный  характер: слабо учитываются сложность  и быстрая изменчивость социальных  процессов, протекающих в российском  обществе, а также социальные  последствия применения нормативов.

   2. Отсутствует единая методологическая  основа формирования отраслевых  и региональных социальных норм  и нормативов, нет определенного механизма финансирования их реализации.

   3. Размеры социальных норм и  нормативов постоянно пересматриваются, что приводит к дестабилизации  деятельности подразделений социальной  сферы и заметным колебаниям  в уровне потребления социальных  благ и услуг.

   4. Явно выражена тенденция расширения  практики получения социальных  льгот различными категориями  и социально-демографическими группами  населения РФ. Число социальных  льгот и граждан, их получающих, существенно превышает реальные  возможности экономики страны.

   5. Отсутствуют единая скоординированная  по уровням хозяйственного руководства  организационная система управления  социальным нормированием в РФ  и система социальных гарантий  гражданам страны, закрепленные  Конституцией РФ.

   6. Не все сферы социального  нормирования в РФ подкреплены  соответствующей законодательной  базой.

Совершенствование системы социальных норм и нормативов должно быть в первую очередь направлено на устранение данных недостатков и на улучшение уровня жизни населения, на этой основе можно сформулировать основные задачи совершенствования системы социальных норм и нормативов: [16]

  1. совершенствование механизма реализации основных конституционных прав граждан;
  2. социальную защиту населения и удовлетворение важнейших потребностей человека в материальных благах и социальных услугах;
  3. определение видов гарантированных социальных выплат и услуг за счет бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
  4. обеспечение социальной стабильности и устойчивого развития общества;
  5. сохранение единого социального пространства страны на основе выравнивания условий доступности потребления материальных благ и услуг в различных регионах России;
  6. нормативное обоснование формирования и исполнения бюджетов прежде всего на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов;
  7. совершенствование межбюджетных отношений;
  8. концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социальной политики. [9]

Таким образом,  в настоящее время совершенствование системы социальных норм и нормативов является одной из основных задач социальной политики государства. Совершенствование системы позволит пересмотреть данные нормы и нормативы, создать определенную нормативную базу и механизм финансирования.

 

    1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Социальная сфера связана с человеком, его жизнедеятельностью, удовлетворением его разнообразных и разнонаправленных интересов и потребностей. Она связана с распределением потребностей человека: материальных, духовных, интеллектуальных и т. д. К социальной сфере относятся также окружающие человека предметы, вещи. Следовательно, социальная сфера - вся система жизнедеятельности человека. Для ее характеристики используются термины: общественные блага, качество жизни, уровень жизни. Общественные блага наряду с материальной составляющей включают и нематериальные компоненты: личное счастье, благополучие, удовлетворенность работой, условиями быта, своим местом в обществе, возможностями воспитания и образования детей. Качество жизни - 1) продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья, образования, культуры, интеллектуального потенциала. 2) комфортность, удобство жизненных условий, состояние сферы обитания людей. [14]

Уровень жизни населения обладает определенной группой показателей:

1. Показатели материально-бытовых условий: - потребление материальных благ на душу населения (отношение фонда потребления ВВП к численности населения); - конечные реально используемые доходы на душу населения; -потребление продовольственных и непродовольственных товаров на душу населения; - потребление услуг на душу населения; -обеспеченность населения жильем, медицинским обслуживанием, отдельными видами коммунальных и бытовых услуг и т. д.

2. Показатели духовных, культурных условий жизни: - потребление услуг социальных и культурных учреждений (затраты на содержание учреждений просвещения, культуры и искусства на душу населения); - уровень общей грамотности, доля лиц со средним, средне-специальным, высшим образованием, численность учащихся в школах, техникумах, ВУЗах в расчете на 10 тысяч человек; - книжный фонд, количество библиотек, зрелищных предприятий, тираж газет и журналов и т. д.

3. Показатели, характеризующие условия труда  и социального развития личности: - продолжительность жизни; - относительная  занятость трудоспособного населения; - продолжительность рабочего дня, рабочей недели, оплачиваемого отпуска; - пенсионное обеспечение, стипендии и т. д. [11]

Для прогнозирования уровня жизни населения в 2015-2020 гг. рассмотрим показатели социального развития Челябинской области за 2010-2014 гг7.

 

Таблица 4 – Валовый региональный продукт.

 

2010

2011

2012

Валовый региональный продукт, в основных ценах, миллионов рублей

652865,5

774401,0

843339,4

Темп роста ВРП, в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

106,0

105,3

102,4

Индекс-дефлятор ВРП, в % к предыдущему году

110,6

112,6

106,4

ВРП на душу населения, в основных ценах, рублей

187673,7

222664,2

242150,5


Определим прогнозный размер Валового регионального продукта до 2015 года при условии тенденции (т.е. составим поисковый прогноз).

Последние три года наблюдается стабильное увеличение валового регионального продукта, что следует из таблицы 4, однако процент роста уменьшается год за годом, причем реальный процент роста уменьшается в два раза.

Следовательно, исходя из данных таблицы в 2013 году темп роста ВРП составит 101,2 %, в 2014 100,6%, в 2015 100,3 %. Составим график изменения ВРП при условии сохранения тенденции роста, и при условии снижения процента роста ежегодно в 2 раза до 2015 года (включительно).

 

 

 

Рисунок 4 – прогноз размера ВРП до 2015 года (включительно).

Рассмотрим еще один немаловажный показатель уровня жизни населения – продолжительность жизни в Челябинской области до 2030 года.

 

Таблица 5 – Предполагаемая продолжительность жизни в Челябинской области до 2030 года.

 

годы

Мужчины и женщины

мужчины

женщины

2014

69,7

63,9

75,5

2015

70,1

64,3

75,8

2016

70,5

64,8

76,0

2017

70,7

65,2

76,0

2018

71,0

65,4

76,2

2019

71,2

65,7

76,4

2020

71,4

66,0

76,6

2021

71,7

66,2

77,0

2022

71,9

66,4

77,2

2023

72,1

66,5

77,3

2024

72,2

66,6

77,4

2025

72,3

66,8

77,6

2026

72,5

66,9

77,7

2027

72,6

67,0

77,8

2028

72,7

67,1

77,9

2029

72,7

67,1

77,9

2030

72,7

67,1

77,9


 

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 – Денежные доходы населения за 2014 год (по месяцам).

 

Денежные доходы населения в январе-августе 2014 года сложились в сумме 605,5 млрд. рублей. Среднедушевые денежные доходы составили 21 685,8 рубля.

Денежные расходы населения по сравнению с аналогичным периодом 2013 года возросли на 5% и составили 581,9 млрд. рублей. Превышение денежных доходов над расходами составило 23,6 млрд. рублей.

В структуре использования денежных доходов населения доля потребительских расходов составила 74%, в том числе доля денежных расходов на покупку товаров – 58,6%, на оплату услуг – 13,9%; на товары (услуги) с использованием банковских карт за рубежом – 1,5%.

По отношению к январю-августу 2013 года увеличились покупка валюты на 39,2%, обязательные платежи – на 12,6%. Снизились: расходы на покупку недвижимости – на 31,6%; деньги, отосланные по переводам, – на 18,1%; покупка скота и птицы – на 8,3%; средства на счетах физических лиц-предпринимателей –  на 8,3%.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в январе-июле 2014 года сложилась в размере 27 197 рублей (107,8% к январю-июлю 2013 года). Реальная величина заработной платы (скорректированная на инфляцию) составила 101,2%. (см. рисунок 6)

Среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций в январе-июле 2014 года сложилась в размере 28 001,2 рубля (109% к январю-июлю 2013 года).

Наибольшими темпами заработная плата росла в Варненском (133,7%), Октябрьском (125,1%), Красноармейском (124,5%), Нязепетровском (123,3%), Кизильском (121,4%), Уйском (119,8%), Еткульском (118,8%), Аргаяшском (118,5%), Кунашакском (118,2%), Увельском (116,3%) муниципальных районах.

На 01.09.2014 г. численность безработных граждан, состоящих на учете, составила 24486 человек, уровень регистрируемой безработицы по области – 1,3% от экономически активного населения. С начала года численность безработных, состоящих на учете в ЦЗН, уменьшилась на 6,0%.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6 – Средняя зарплата работников (январь-август 2014)

 

Оборот розничной торговли в январе-августе 2014 года составил 339,5 млрд. рублей и 97,4% к январю-августу 2013 года. В области ежедневно продавалось продовольственных и непродовольственных товаров в среднем на 1397,2 млн. рублей.


 

 

 

 

 

 

Рисунок 7 – Оборот розничной торговли.

 

В товарной структуре розничного товарооборота удельный вес продовольственных товаров, включая напитки, и табачных изделий составил 42,5%, непродовольственных – 57,5% (в январе-августе 2013 года соответственно 46,9% и 53,1%). Темпы снижения продаж продовольственных товаров к соответствующему периоду прошлого года составили 85,3%, темпы роста продаж непродовольственных товаров – 108,1% (соответственно в 2013 году – 118,7% и 93,4%).

Объем платных услуг населению в январе-августе 2014 года составил 84 млрд. рублей (99,9% к январю-августу 2013 года).


 

Рисунок 8 – Объем платных услуг, предоставляемых населению.

В структуре платных услуг населению наибольший удельный вес приходится на коммунальные услуги (25,8%), услуги связи (18,4%) и бытовые услуги (13,9%).

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года объем услуг физической культуры и спорта вырос на 6,9%, туристских – на 5%, коммунальных – на 2,4%, бытовых – на 1,9%, системы образования – на 1,8%, медицинских – на 1,7%, связи – на 1%.

Снизился объем санаторно-оздоровительных услуг на 16,7%, услуг правового характера – на 12,5%, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения – на 11,6%, ветеринарных услуг – на 5,9%, жилищных услуг – на 1,8%, услуг культуры и транспортных услуг – на 1,6%.

 

Таблица 6 – Размер пенсионного обеспечения по категориям.

 

2010

2011

2012

2013

Все пенсионеры:

7492,0

8158,9

9024,2

9879,1

По старости

7938,3

8633,8

9522,9

10428,5

По инвалидности

5058,5

5490,2

6070,8

6642,2

По случаю потери кормильца

4795,3

5221,7

5809,2

6421,9

Пострадавшие в результате радиационных катастроф

7684,1

8767,9

9940,9

10157,0

Социальные

4711,5

5202,9

5942,8

6437,4

Федеральные государственные и гражданские служащие

10348,4

10916,0

11843,2

12886,0


 

В пенсионном обеспечении наблюдается положительная динамика. С 1 февраля 2014 года трудовые пенсии 37,8 млн. российских пенсионеров были проиндексированы на 6,5 процента исходя из роста потребительских цен за 2013 год.

Информация о работе Использование социальных норм и нормативов в социальном прогнозировании