Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 22:42, курсовая работа
Цель работы: проанализировать использование социальных норм и нормативов в социальном прогнозировании.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы социального нормирования.
2. Анализировать основные показатели социального нормирования в системе социальных прогнозов.
3. Раскрыть сущность основных направлений совершенствования системы социальных норм и нормативов в Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………………3
Теоретические основы социального нормирования…………………………5
Определение понятий «социальная норма» и «социальный норматив». Роль нормирования в социальном прогнозировании…………………….5
Особенности применения поискового и нормативного подходов в социальном прогнозировании…………………………………………………...9
Система социальных норм и нормативов в РФ…………………………..12
Анализ основных показателей социального нормирования в системе социальных прогнозов……………………………………………………………...14
Методика расчета прогнозных показателей с использованием нормативного метода социального прогнозирования……………………….……..14
Анализ влияния социальных норм и нормативов на развитие объекта социального прогнозирования в перспективе………………………………18
Основные направления совершенствования системы социальных норм и нормативов в Российской Федерации……………………….…………….…24
Основные направления совершенствования системы социальных норм и нормативов в Российской Федерации………………………………….…24
Прогнозирование показателей социального развития на примере Челябинской области. ………………………………………………….…….....26
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованной литературы…………………………………
6. Доработка
нормативных моделей прогноза
на основе предыдущих
Верификация прогноза – определение степени его достоверности и правдивости, точности и обоснованности. Абсолютная верификация прогноза – установление степени его соответствия действительному состоянию объекта в прогнозируемом будущем, практически возможна лишь к завершению периода прогноза. Абсолютная верификация не входит в сам процесс нормативного прогноза, однако на заключительных этапах прогнозирования возможна и желательна относительная верификация – определение степени соответствия прогноза требованиям современной науки. Прогнозы, верифицированные таким образом, имеют высокую степень оправдываемости (до 95-96%), а также служат основой для управления, дают значительный экономический и политический эффект, и тем самым оправдывают затраты на проведение верификации. [12]
Социальный прогноз – информация для принятия управленческих решений, именно поэтому работа над прогнозом не может считаться завершенной без выработки рекомендаций на основе сопоставления данных и нормативов. Конечно же, недопустимо передоверять последнюю процедуру самому заказчику прогноза, т.к. прогнозные данные могут быть подогнаны под нужный итог. Рекомендации должны иметь, возможно, более объективное содержание, независимо от интересов заказчика. Поэтому их разработка – обязанность независимых от заказчика прогнозистов.[14]
Последовательность операций выработки рекомендаций:
1. Составление
предварительных рекомендаций
2. Обсуждение
составленных рекомендаций
3. Составление так называемого поствероятностного сценария состояния объекта исследования в случае реализации предложенных рекомендаций с обязательным указанием не только позитивных, но и возможных негативных последствий такой реализации.
4. Написание
предварительного отчета об
5. Обсуждение представленного отчета очным опросом экспертов.
6. Доработка отчета на основе обсуждения и сдача отчета заказчику.
Таким образом, в теории разработки прогнозов существует множество различных методов, однако на практике применяется всего несколько. для того чтобы прогнозы наиболее точно совпадали с итогом, необходимо проводить относительную и абсолютную верификацию, а также разработку определенных рекомендаций по прогнозу и, возможно, по решению каких-либо проблем и задач, с указанием как позитивных, так и негативных сторон.
Социальные нормы и нормативы являются критериями эффективного распределения ресурсов потребления, социальными гарантиями в области доходов, ценообразования, потребления. Они являются общественными ориентирами. Эталонами, к достижению которых необходимо стремиться при решении различных задач социально-экономического развития. [16]
Основными нормативами в РФ являются: прожиточный минимум, потребительская корзина, МПБ (минимальный потребительский бюджет) – баланс доходов и расходов, используемых для удовлетворения потребностей человека в продуктах питания на уровне минимальных физиологических норм, основных непродовольственных товаров и услуг. МПБ должен служить основой для определения минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий. Исходя из МПБ, устанавливается бюджет прожиточного минимума (минимальный уровень потребления материальных благ и услуг, обеспечивающих жизнедеятельность человека и сохранение его здоровья). Прожиточный минимум определяет черту бедности, ниже которой не обеспечивается простое воспроизводство населения. На практике применяются два метода разработки МПБ - статистический и нормативный. Статистический метод используется при определении потребительских расходов населения на основе данных обследования бюджетов семей. Обычно он применяется при расчете расходов на непродовольственные товары и услуги. Нормативный - применяется при определении потребностей на продовольственные товары. При прогнозировании МПБ используется нормативная потребительская корзина. Наборы продуктов, включаемых в потребительскую корзину, по мере изменения условий жизни и развития экономики систематически должны пересматриваться. Важным социальным нормативом является минимальная заработная плата (МЗП). Экономический смысл минимальной заработной платы заключается в ее определении как нижней границы цены рабочей силы. Система социальных норм включает также рекомендуемые нормы потребления важнейших продуктов питания на 1 чел., нормы жилой площади и др. Они используются при разработке стратегии социально-экономического развития страны, формировании механизма государственного регулирования экономики и установлении параметров государственных регуляторов. [18]
Рассмотрим основные показатели социальных нормативов на примере Челябинской области: [6]
C 1 января 2013 года вступила в
силу новая потребительская
В потребительскую корзину в первую очередь включены продукты питания, которые составляют около 50% ее стоимости (для сравнения, в странах Западной Европы, эта цифра не превышает 20%). Стоит упомянуть, что большинство российских семей тратят на продукты питания также больше половины семейного бюджета.
Во вторую группу включены непродовольственные товары - одежда, обувь, головные уборы, бельё, лекарства.
Ну и третья группа потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее.
На основе состава потребительской корзины рассчитываются такие нормативы как: МРОТ, прожиточный минимум, минимальный размер пенсий, стипендий и т.д. [5]
В Челябинской области стоимость потребительской корзины, т.е. прожиточный минимум во II квартале 2014 года составляет: [4]
в расчете на душу населения - 8014 рублей по основным социально-демографическим группам населения, в том числе:
для трудоспособного населения - 8574 рубля
для пенсионеров - 6616 рублей
для детей - 8190 рублей.
Для сравнения можно проследить динамику подорожания потребительской корзины поквартально в 2013 – 2014 гг. (см. таблицу 1):
Таблица 1 – Динамика подорожания потребительской корзины в Челябинской области 2013 –I, II квартал 2014 гг. [6]
квартал год |
на душу населения |
для
трудоспособного |
для пенсионеров |
для детей |
2 квартал 2014 |
8014 |
8574 |
6616 |
8190 |
1 квартал 2014 |
7449 |
7955 |
6143 |
7670 |
4 квартал 2013 |
6936 |
7424 |
5742 |
7054 |
3 квартал |
7267 |
7796 |
6002 |
7353 |
2 квартал |
7355 |
7851 |
6047 |
7460 |
1 квартал |
6799 |
7256 |
5609 |
6876 |
Потребительская корзина и прожиточный минимум, в первую очередь, влияют на уровень жизни населения. При прогнозировании уровня жизни населения эти два норматива являются основой, которая позволяет более точно спрогнозировать: Улучшится или ухудшится жизнь населения через прогнозный период?
Как уже говорилось ранее, на основе потребительской корзины рассчитываются и прогнозируются размеры минимальной оплаты труда, пенсии, стипендии.
1 июля 2013
года в Челябинске был
Рисунок 3 – Динамика изменения МРОТ в челябинской области 2000-2013 гг.
Сегодня МРОТ – средство регулирования борьбы с несправедливо оценки труда частных предпринимателей для низко оплачиваемых работников. Основной целью МРОТ является – борьба с нищетой. В настоящее время МРОТ увеличивает стандарты уровня жизни для беднейших и наиболее уязвимых слоев населения, стимулирует увеличение потребления путем увеличения денежной массы в руках бедных слоев населения. [5]
Минимальный размер пенсии, который выплачивается сегодня в РФ, равен величине прожиточного минимума. Средний размер социальной пенсии в РФ составляет 6170 рублей.
Ежегодное индексирование пенсий является инструментом государственного регулирования и стимулирования. Благодаря увеличению пенсионных выплат, государство поддерживает незащищенные слои населения, пытаясь повысить качество жизни.
Рассмотрим основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения Челябинской области (таблица 2):
Таблица 2 – Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения Челябинской области. [6]
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
Среднедушевые доходы населения (в месяц), рублей |
16821,1 |
18459,9 |
19816,5 |
21603,3 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к предыдущему году |
103,2 |
98,4 |
100,1 |
102,8 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб |
17370,2 |
20015,0 |
22500,5 |
25648,3 |
Реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году |
107,9 |
104,1 |
106,7 |
107,9 |
Средний размер назначенных пенсий, рублей |
7492,0 |
8158,9 |
9024,2 |
9679,1 |
Реальный размер назначенных пенсий, в % к предыдущему году |
111,3 |
103,4 |
103,6 |
103,9 |
Величина прожиточного минимума, рублей в месяц |
5012 |
5702 |
5892 |
7089 |
В % к предыдущему году |
108,0 |
113,8 |
103,3 |
120,3 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, тыс. чел.5 |
356,6 |
374,1 |
352,8 |
404,4 |
В % от общей численности населения |
10,2 |
10,8 |
10,1 |
11,6 |
Соотношение с величиной прожиточного минимума, процентов: | ||||
Среднедушевых доходов |
В 3,4 р |
В 3,2 р |
В 3,4 р |
В 3,0 р |
Среднемесячной номинальной начисленной заработной платы |
В 3,2 р |
В 3,2 р |
В 3,5 р |
В 3,4 р |
Среднего размера назначенных пенсий |
192,4 |
182,8 |
197,6 |
168,9 |
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов, в разах) |
14,3 |
13,9 |
14,2 |
13,2 |
Коэффициент Джинни (индекс концентрации доходов) |
0,4 |
0,396 |
0,4 |
0,389 |
Таблица 3 – Размер и структура денежных доходов населения Челябинской области [6]
2011 |
2012 |
2013 | |
Денежные доходы – всего, млн. рублей |
770415,3 |
828180,3 |
916341,2 |
в том числе: оплата труда |
508390,1 |
538705,9 |
594423,0 |
социальные выплаты |
150788,2 |
168745,4 |
192886,0 |
доходы от собственности и пред- принимательской деятельности |
95828,6 |
104165,4 |
110705,4 |
другие доходы |
15408,4 |
16563,6 |
18326,8 |
Денежные доходы – всего, процентов |
100 |
100 |
100 |
в том числе: оплата труда |
66,0 |
65,0 |
64,9 |
социальные выплаты |
19,6 |
20,4 |
21,0 |
доходы от собственности и пред- принимательской деятельности |
12,4 |
12,6 |
12,1 |
другие доходы |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Исходя из данных таблиц, можно сделать следующие выводы:
Возросший экономический потенциал Челябинской области, который наблюдается в последние годы, позволил повысить уровень жизни населения. По итогам 2013 года среднедушевые доходы населения выросли на 2,8 % по сравнению с 2012 годом, заработная плата выросла на 7,9%, пенсии на 3,9 %. Прожиточный минимум в Челябинской области наравне со средним прожиточным минимумом по Российской Федерации.
Однако наблюдается и негативная тенденция – количество человек с доходами меньше прожиточного минимума возросло на 15 %, что увеличивает разрыв между различными слоями населения. С этим связана и тенденция достаточно высоких показателей дифференциация населения по уровню доходов, индекса Джини (коэффициент концентрации доходов).
Несмотря на дифференциацию населения по доходам, Челябинск сегодня находится на 14 месте в рейтинге городов РФ по уровню жизни6 среди 35 населенных пунктов Российской Федерации с населением более 500 тысяч человек.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ И НОРМАТИВОВ В РФ
3.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ И НОРМАТИВОВ
Информация о работе Использование социальных норм и нормативов в социальном прогнозировании